Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР 3.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, идет против течения, выступая в работе «Анти-Дюринг»  в защиту гегелевской диалектики. На конкретных примерах из разных сфер — природы, общества, мышления — Энгельс стремится показать, что те или иные странно выглядевшие диалектические положения вовсе не «горячечный бред», как их охарактеризовал Дюринг, — они соответствуют вполне реальным явлениям и процессам.

В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 году) Энгельс сформулировал три закона диалектики: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон взаимного  проникновения противоположностей. Закон отрицания отрицания». Указав, что эти законы имелись уже  у Гегеля, он придал им иной статус. Он представил эти законы как абстрагируемые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления. К законам добавились взаимосвязанные  парные категории: необходимость — случайность, форма — содержание, явление — сущность и т. д. В целом же Энгельс определил диалектику как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Для подтверждения этого  вывода Энгельс пытался показать, что само развитие наук идет в направлении  все большей их диалектизации, или, иначе, что науки открывают в  природе и обществе все больше таких закономерностей, которые  могут быть охарактеризованы как  диалектические.

Наука XVIII столетия, писал  он, руководствовалась «метафизическим» методом мышления (его можно также  назвать аналитическим или рассудочным). Это значит, что она рассматривала  природные объекты по отдельности, вне связей и вне развития. И  поскольку лидером среди естественных наук была механика, то адекватной философией для таких наук был механистический  материализм. Но в XIX веке появляются такие  науки, как геология, эмбриология, палеонтология, говорящие о развитии в природе. Гипотеза Канта — Лапласа представляет Солнечную систему как исторически возникшую. Наконец, три великих открытия — теория клеточного строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора — совершают, согласно Энгельсу, решающий прорыв в механистической картине мира. Отдельные «царства», отдельные формы энергии оказываются взаимосвязанными, живая и даже неживая природа предстает как развивающаяся. Отсюда «именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой». Поэтому старый «метафизический» и механистический материализм должен смениться современным материализмом, который «является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками».

 

 

Общенаучные и специальные  методы познания

Общенаучными методами познания считаются способы и пути исследования объектов в целях эффективного применения методов воздействия на эти объекты.

Кроме общенаучных методов  познания в наук управления используются специальные (часгпнонаучные) методы познания: аналитическое обследование (группировка, ранжирование и др.); социологическое обследование (выборка, контент-анализ, экспертные оценки и др.), статистический анализ (аппроксимация, экстраполирование и др.); социологические методы (опрос, анкетирование, интервью и др.); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный);

графические методы и др.

Методами воздействия  следует считать способы, приемы организации и регулирования процессов и явлений с целью их совершенствования. Методы воздействия классифицируются на всеобщие методы управления (убеждение и принуждение), административные методы, социально-психологические методы и экономические.

Под научным методом познания понимается способ, путь исследования реальных объектов с целью их познания и использования выводов для решения практических задач. В практике управления метод чаще всего понимается как способ воздействия на определенные объекты, явления с целью их оптимизации. Иногда под методом понимается подход к изучению объекта и воздействие на него на основе полученных знаний. По мнению Ф. Энгельса, метод является субъективным отражением или аналогом действительности, сознательно используемым для получения информации.

Именно поэтому различие между теорией и научным методом  признается относительным, научный  метод рассматривается по существу как практическое применение теории, теория в действии.

Применительно к каждому  конкретному виду деятельности используются определенные научные методы познания, т. е. пути, способы исследования, образы действий, способы достижения цели. Так, например, о методах управленческой деятельности можно говорить как о способах исследования и реализации конкретных мероприятий;

в других случаях, например, при разработке и построении оргструктур  управления, целесообразно говорить о методах как о путях, ведущих  к обеспечению эффективности  функционирования системы. Следовательно, каждое толкование метода имеет свою определенную направленность в совершенствовании процессов управления. Сущность метода любой практической деятельности может быть полностью понята лишь в связи с объектом приложения этого вида деятельности.

При классификации методов  управления весьма важным является выбор  признака, посредством которого раскрывается сущность мето-

.41 - 

 

да управления. Таким признаком  является содержание деятельно' сти  по управлению, т.е. цели, функции, задачи, особенности объектов и субъектов  управления и виды их воздействия. Например, по своей природе функции управления могут быть либо функцией познания, либо функцией действия (воздействия). В процессе управления происходит соединение функции познания и функции воздействия посредством перехода первой во вторую. Например, изучение оперативной обстановки в регионе (реализация функции познания) необходимо для рационального распределения сил и средств в борьбе с преступностью (реализация функции воздействия).

Альтернативный характер методов управления реализуется  в необходимости выбора одного из нескольких возможных вариантов решений для достижения цели. Если бы процесс совершения правонарушений и преступлений не носит бы вероятностный характер, о не было бы проблемы выбора вариантов решений в расстановке сил и средств.

Единство методов познания и методов воздействия является условием научной обоснованности управления.

Субъективное начало в  реализации методов управления обусловлено наличием определенных знаков, опыта и квалификации субъектов и объектов управления. Объективное начало реализации определяется степенью эффективности применения научных результатов познания.

Рассмотрим функции управления и соответствующие им методы управленческой деятельности. Функция выработки  и принятия решения может быть определена как деятельность субъекта управления, связанная с определением цели, выбором путей, способов и средств ее достижения.

Метод выработки и принятия управленческого решения - это прежде всего способ исследования, сбора  и анализа необходимой информации. Следовательно, функция выработки  и принятия управленческого решения - это, по существу, содержание метода познания управленческой деятельности. Одновременно метод выработки и принятия управленческого решения - это средство, способ реализации функции познания. В заключение необходимо отметить, что включают в себя методы управления органами внутренних дел (познавательные и воздействия). Классифицирующим признаком метода управления является цель. Познавательные методы помогают исследовать реальные объекты, методы же воздействия спо-собсгвуют реализации результатов познания для достижения устойчивости и совершенствования управления.

Познавательные методы исследуют  состояние и перспективу изменения реальных объектов и общественных отношений и обеспечивают научно обоснованное применение методов воздействия на них в целях регулирования и развития этих процессов. Например, обще-

-42- 

 

научные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, обобщение и абстракция, гипотеза, эксперимент, аналогия, моделирование, формализация; ча-стнонаучные методы исследования: социологические методы, статистический анализ, графические методы и др. Общенаучные методы познания постоянно реализуются в практической деятельности органов внутренних дел. Например, методы анализа и синтеза используются при оценке оперативной обстановки, подведения итогов работы подразделений и служб за месяц, квартал, полугодие и т. д. Анализируя состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, управленческую деятельность органов внутренних дел, мы мысленно расчленяем явления и процессы, выявляем отношения между ними. Примером служит статистика учета преступлений по видам, способам совершения, объектам преступной деятельности, лицам совершившим преступления и т. д. Процедурой обратной анализу является синтез, последняя сочетается с первой в познавательной деятельности Анализ входит органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию. В результате анализа мы выявляем признаки, свойства и отношения состояния преступности и охраны общественного порядка. Используя методы синтеза, мы выявляем тенденцию изменения охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. При расследовании преступлений следователь использует общенаучные методы познания реальной действительности. Методом анализа выявляется последовательная цепь фактов, как бы расчленяя весь процесс. Одновременно он пользуется методом дедукции (выведение), т. е. логического вывода от общего к частному. Например, принимая решение о расстановке сил и средств (на основании анализа прошедшего этапа работы РОВД) субъект управления (руководитель) использует также метод индукции, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта, т. е. принимая любое решение руководитель предвосхищает положительный результат, основываясь на элементы индукции как метода познания.

Исторический метод в  управлении базируется на подходе к  действительности, изменяющийся во времени (развивающийся).

Логический подход связан с интенсивным процессом математизации науки и развитием методов формализации. Например, процесс выработки и принятия решения можно логически формализовать по элементам: осмысление проблемы; формулирование цели и постановка задачи; сбор, переработка, анализ и использование информации; построение вариантов решений; обоснование и выбор наиболее рационального решения; принятие решения в соответствующей форме (устно, письменно). Метод обобщения (мысленный подход) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях к более об-

-43- 

 

щему. Например, анализируя случайную выборку административных правонарушений в г. Москве, результаты своих выводов мы можем переносить на всю генеральную совокупность административных правонарушений в  г. Москве. Другими словами, мы считаем  выборку .репрезентативной (соответствующей) всей генеральной совокупности событий. Абстракция используется в управлении путем отвлечения от несущественного (малозначительного), выделяя тем самым главное, что существенно упрощает задачу познания. Однако, научная абстракция предполагает не только умение упрощать ситуацию, но и усмотрение общего принципа для решения множества однотипных задач. Одновременно для решения комплексных задач можно использовать методы формализации и моделирования

Гипотеза в управлении является допущением или предположением истины, значение которой неопределено. Гипотеза в управлении предполагает выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений. Например, гипотеза о неравномерности поступления сообщений о происшествиях в дежурную часть органов внутренних дел подтверждается экспериментальным методом хронометража в различное время суток и дней недели. Метод аналогии (соответствие, сходство) широко используется в управлении. Изучая результаты социального эксперимента в УВД одной области, мы переносим полученные выводы на типовые УВД (имеющие структурно-штатное подобие и примерно равные условия функционирования)

Методы исследования широко используются в управлении органами внутренних дел. Они подразделяются на методы сбора информации и методы ее анализа. К числу первых относятся различные формы опроса (массовое анкетирование, интервью, экспертные опросы и т. д.), наблюдение, обработка документов. К числу методов анализа материала относятся использование статистических группировок, ранжирование, шкалирование, индексирование, выявление зависимостей. Применение ЭВМ для анализа этой информации (факторный, регрессионный, дисперсионный анализ) выявляет устойчивые типы признаков, необходимых для принятия решения. При проведении конкретного социологического исследования необходимо разработать методику его проведения. Если метод - это путь исследования, способ построения системы знаний или совокупность приемов и операций изучения действительности, то методика - это конкретные правила, приемы и средства реализации методов познания действительности.

Организация исполнения управленческих решений начинается с доведения решений до исполнителей, разъяснение их смысла, инструктирование и т. д Все это относится к арсеналу методов убеждения. Методы убеждения опираются на систему мер поощрений, моральное и материальное стимулирование сотрудников. Эти меры

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"