Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:41, контрольная работа
Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом.
-44-
тесно соприкасаются с вопросами психологическими. Руководитель должен умело сочетать эти меры и правильно их использовать.
Способы частнонаучного
познания опираются, в конечном счете,
на философские методы – диалектику
и метафизику. Диалектика (от др. греч.
«dialektike» – способность
· Диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит и досократики).
· Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
· Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.).
В более узком
смысле диалектика – название гносеологического
метода (методологического принципа
познания), который реализуется по
схеме «тезис-антитезис-синтез»
Метафизика (в буквальном
переводе – «то, что после физики»,
так первоначально именовался курс
философии в Академии Платона
в Афинах VI–V вв. до н.э.) как метод
обнаружила себя в основном в философии
европейского средневековья, ассоциируясь
в трудах Августина Блаженного, Фомы
Аквинского и других мыслителей с
идеями неизменности, статичности сотворенного
Богом мира. Источником несущественных
изменений провозглашался Творец. В
этот период заметно проступили такие
изъяны метафизического метода, как
догматизм (опора на христианские догмы
как главный источник познания, в
настоящее время –
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά) Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название.
Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.
Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духовными и недоступными чувственному опыту началами.
Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:
1. Античную (древнюю) метафизику;
2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику;
3. Современную метафизику.
О содержании метафизики
говорить всегда затруднительно, потому
что термин, проживший более 2.5 тысяч
лет оброс столькими
Метафизические вопросы:
· Что есть причина причин?
· Каковы истоки истоков?
· Каковы начала начал?
· Что есть «непосредственное», «наличное»?
· Где – буквально или понятийно-топологически – эти начала располагаются?
· Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?
· Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на «последние вопросы»?
· Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?
В XVIII–XIX веках метафизика
допускает признание
Классическая диалектика, особенно марксистская, предполагает такие важные принципы познания (и изменения) мира, как объективность, всесторонность рассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей, взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов и категорий, в которых отражаются существенные свойства явлений мира и бытия человека.
Диалектика трактует развитие как процесс необратимых, направленных (в «сторону» прогресса и регресса), весьма глубоких качественных изменений, выступающих результатом разрешения внутренних противоречий в явлениях и ведущих к смене этапов объекта либо к его «замене» другим явлением. Прогрессивное развитие характеризуется: в неорганической природе – ростом системной организованности, упорядоченности объектов; в живой (несоциальной) – ростом независимости организма от окружающей среды; в обществе – возрастанием степени свободы человека как процесса позитивной, не причиняющей злонамеренного ущерба другим людям самореализации личности. Свобода неотделима от социальной ответственности человека. Регресс меняет все указанные «плюсы» на «минусы» применительно к каждой из указанных сфер. Независимо от вектора развития, важно иметь в виду принцип историзма, выражающий связь предшествующего и последующего этапов явления, ориентирующий на «конкретный анализ конкретной ситуации». Диалектика не только концепция развития, но и теория связи. Связь представляет собой отношение, при котором наличие (отсутствие) одного явления, процесса выступает условием наличия (отсутствия) другого. Принято различать: 1) всеобщие связи бытия: единичное как выражение индивидуально-своеобразного, неповторимого в объектах, людях; общее – «единичное в многообразном», т.е. то, что делает множество явлений достаточно сходным. К этому типу связей относятся также те, которые фиксируются понятиями «явление» и «сущность». Сущность – нечто основательное, устойчивое в объектах, что делает их данными объектами. Явление трактуется, как обнаружение вовне сущностного и связанного с ним несущественного (извержение вулкана, война и т.д.);
2) связи организации:
форма, содержание, элемент, структура,
система и др. Содержание –
категория, обозначающая
3) связи детерминации:
необходимость и случайность,
возможность и
Частные специальные научные методы
- это специфические способы
познания и преобразования
Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда -методологией.
Так, в социологии (В.А. Ядов) предлагается следующее раскрытие этих терминов: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, он часть вопросов формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту образуют в нашем случае методику.
В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху.
Благодаря научным исследованиям
специалисты-практики могут узнать,
работают ли их методы, достигают ли
цели программы. Исследование может
проводиться самими социальными
работниками или другими
Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Однако их нельзя отождествлять, как это часто бывает в практической работе, а иногда и в научных публикациях.
Если метод есть путь, способ достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, сочетания определенных функций работы. Благодаря формам работы методы наполняются конкретным содержанием, выражая существенные связи и отношения социальной работы.
Взаимосвязанный характер социальных,
экономических, психологических, педагогических,
юридических проблем требует
и комплексного их изучения. При
этом необходимо не слияние, а кооперация
различных наук (гуманитарных и естественных).
Необходима не простая, а сложная
кооперация наук, основанная на межпредметном
разделении труда. Поэтому методы теории,
методики и технологии социальной работы
постоянно обогащаются