Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:31, курс лекций

Описание работы

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Файлы: 1 файл

Дима.docx

— 80.07 Кб (Скачать файл)

Самую решительную оппозицию  реалистической теории познания представляла буддийская логика, выдающимся представителем которой был Нагарджуна (II в.) из школы  мадхьямики. Логики-буддисты весьма аргументированно доказывали, что нет поистине ничего, что в определенном аспекте не было бы относительно, и поэтому  можно отрицать конечную реальность всего существующего. "Собственная  природа" вещей непричастна причинно-следственным отношениям, а потому она находится  за пределами мира явлений, в области  вечных, неизменных сущностей, "приобщение" к которым невозможно. Отсюда их нереальность или пустота: "Нет  дхармы, которая не есть шунья".

Отсутствие четкого разграничения  бытия от небытия, отражающее доминирующее в древнекитайской философии  положение натурализма, сказалось  на особенностях развития здесь теоретико-познавательного  процесса. Из соперничавших "ста  школ" в наибольшей степени эпистемологией была занята школа моистов (основатель Мо-цзы, 468-376

гг. до н.э.), стремившаяся к  осмыслению таких метафизических категорий, как бытие, пространство, время, качество, причинность и т.д. Моисты пробовали  подойти к характеристике процесса познания как процесса раскрытия  причинности, выявления сходства и  различия явлений, разделения вещей  по родам. Ими были выдвинуты три  правила проверки истинности знаний. Первое – "основание", под которым  имелся в виду опыт и суждения древних  мудрецов. Второе – "источник", то есть "факты, которые слышали и  видели простолюдины". Третье – "применимость", иначе практическая польза.

Гносеологические и логические проблемы рассматривались также  в школе имен и у Сюнь-цзы (ок. 313-238 гг. до н.э.). Однако натуралистический  настрой древнекитайской философии  с присущей ей неразвитостью представлений  об идеальном и трансцендентном  препятствовал развитию формальной логики, диалектики как самостоятельных  дисциплин. Китайские философы практически  не оперировали понятием "противоречие" (а без этого невозможна и диалектика). Но зато китайские философы широко использовали понятие противоположности.

Наиболее широко философские  термины использовались как средства классификации, установления иерархического порядка вещей. Отсутствие логической методологии компенсировалось методологией нумерологической (сян шу сюэ), состоящей  из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой  символически, ассоциативно, эстетически  и т.д. В основу стандартных нумерологических схем было положено три фундаментальных  числа: 2, 3 и их сумма 5. От рождения вещам  присуща двоичность, троичность и  пятеричность, утверждал скриб Мо еще в 510 году до н.э. Онтологические эквиваленты двоицы – силы инь  и ян, троицы – небо, земля и  человек, пятерицы – пять элементов.

Таким образом, методология  познания в Древнем Китае развивалась  по двум основным направлениям – нумерологическому, генетически восходящему к архаичной  культуре и гадательной практике, с одной стороны, и протологическому – с другой. В исследованиях  советских синологов показано, что  формально-универсальный характер нумерологической методологии создавал ей определенные преимущества по сравнению  с протологической традицией. В  результате последняя постепенно к  концу III века до н.э. сошла с интеллектуальной сцены.

2 Истина как  цель познания

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

 Знание есть отражение  и существует в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

 Т.о. истину определяют  как адекватное отражение объекта  познающим субъектом, воспроизводящей  реальность такой, какая она  есть сама по себе, вне и  независимо от сознания. Истина  есть адекватное отражение реальности  в динамике ее развития. Это  придает ей особ ценность, связанную  с прогностическим измерением. Истинные  знания дают людям возможность  разумно организовывать свои  практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

 Но человечество редко  достигает истины иначе, как  через крайности и заблуждения.  Заблуждение - это содержание  сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения  тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

 Итак заблуждения имеют  и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

 Научное познание по  своей сути невозможно без  столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает," - говорил Гете.

 Гораздо сложнее все  в обществ науках в частности  в истории. Тут и доступность  источников и их достоверность  и политика.

 Истина исторична.  Понятие конечной или неизменной  истины - всего лишь призрак. Любой  объект познания - неисчерпаем, он  меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражается объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

 К абсолютным истинам  относятся достоверно установленные  факты, даты событий, рождения , смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

 Термин абсолютное  примени и  к любой относит истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. (Теории относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

 Конкретность - это свойство  истины, основанное на знании  реальных связей, взаимодействия  всех сторон объекта, главных,  сущих свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени..., в кот они сформулированы. Суждение, верно отражает объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

 Каждый объект наряду  с общими чертами наделен и  индивид особенностями. В силу  этого наряду с обобщенным  необходим и конкретный подход  к объекту: нет абстрактной истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы механики? Да, но в определенных пределах. И так для любой истины.

 Что дает людям гарантию  истинности знания? Декарт, Спиноза,  Лейбниц - критерии истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Критерий истинности находили и в правильности ее формального вывода, неверность такого подхода продемонстрировал Гедель в теореме о неполноте логик.

 Выдвигался и такой  критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

 Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представления о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

 Критерии истины заключаются в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

 В качестве критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе дух культуры.

 Нельзя забывать, что  практика не может полностью  подтвердить или опровергнуть  какое бы то ни было представление,  знание. " Атом неделим" - так  считалось много веков и практика  подтверждала это. Практика хранит  молчание относительно того, что  находится за пределами ее  исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается,  совершенствуется. В процессе развития  истинного знания, увеличения его  объема наука и практика все  больше выступают в нераздельном  единстве.

Таким образом, обобщая, концепции  истины:

--- соответствия. Истина есть  форма соотнесения психики субъективна и объективна.

--- когерентная. Где есть  многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения  их и истинности.

--- прагматическая. Критерий  практики, истина как работоспособность  и полезность заключенных в  истине идей.

Истина одновременно субъективна и объективна. Современная трактовка истины включает следующие моменты. 1) понятие действительность трактуется как объективная реальность из явлений и сущностей;2) в понятие действительность входит и субъективная реальность, и духовная реальность; 3) познание, его результат - истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; 4) истина не только статичное, но и динамичное образование, истина есть процесс.

Объективная истина имеет  три аспекта:

1) бытийственный --- фиксация  в ней бытия, предметно-субстрактного  и духовного. При этом истина  обретает собственное бытие.

2) аксиологический --- нравственно-этическая  ее наполненность, ее ценность  для морали и для практики  человека. Человек, не могущий  найти выход из противоречия  и найти истину, мучается в  безысходности. Приравнивается к  любви, нраву и воле.

3) праксеологический --- истина  связана с практикой.

3 Общество как  развивающаяся система, его сущность  и специфические черты

В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если в природе действуют  слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие  законы, то в обществе действуют  люди, одаренные сознанием, поступающие  обдуманно, сознательно или порою  под влиянием страсти, желания властвовать, но всегда стремящиеся к определенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без  желаемой цели.

В учебной и научной  литературе приводятся разнообразные  определения общества. В частности, общество определяется как:

• выделившаяся из природы  и взаимодействующая с ней  реальность, характеризующаяся системной  организацией и спецификой объективных  законов развития;

• система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное  условие и результат;

• система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

• система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей  культуры;

• система отношений между  социальными группами с характерными для них интересами;

• система отношений между  большими (макросоциальными) группами – классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;

• система функционирующих  социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

• система взаимосвязанных  и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются  соответствующие потребности и  интересы общества.

Выделяют три фундаментальные  теоретические концепции общества:

Общество как реляционная  система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходным для ее понимания  является сформулированное К. Марксом  материалистическое понимание истории: «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие  определяет их сознание» . Материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические  отношения, которые складываются между  людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, определяют духовную жизнь общества – всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными. Они являются материальными, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания. Базисными же эти отношения выступают потому, что определяют экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней относятся возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т. д.) и идеи. Эти отношения К. Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"