Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:31, курс лекций
Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
Общество как структурно-
Общество как результат
рационализации социального действия
М. Вебера. Известный немецкий социолог
и социальный философ конца XIX –
начала ХХ в., основатель «понимающей
социологии» М. Вебер также исходит
из интерпретации общества как субъективно-объективной
реальности. Однако в этом процессе
для него определяющим в понимании
современного общества выступает характер
социальных действий индивидов. Понять
его – значит объяснить происходящее
в обществе. В этом сущность исследовательского
подхода М. Вебера, получившего название
методологического
Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:
1) аффективное – основанное
на актуальных аффектах и
2) традиционное – побуждаемое
традициями, обычаями, привычками и
не являющееся достаточно
3) ценностно-рациональное
– характеризующееся
4) целерациональное –
определяемое сознательной
Если в традиционных (доиндустриальных)
обществах господствовали первых три
типа социального действия, то целерациональное
действие является специфическим для
западной цивилизации, начиная с XVII–XVIII
вв. Приобретая универсальный характер,
целерациональное действие ведет к
радикальной рационализации всей общественной
жизни, устранению ориентации на следование
традиционным ценностям как предрассудкам.
Формально-рациональное начало определяет
существование всех сфер общества и
деятельности людей – хозяйственно-
Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово "система "в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.
В качестве социальной системы
может выступать отдельная
С точки зрения наработанных
в философии и науке подходов
(например, синергетики, междисциплинарного
направления в современной
Общество как
Человеческое общество отличается
большим разнообразием
2. Общество не сводимо
к людям, его составляющим, - это
система вне- и
3. Важнейшей чертой общества
является его
4.Человеческое общество
отличает исключительная
5. Общество отличается
и особым статусом субъектов,
определяющих его развитие. Человек
является универсальным
6. Важнейшей особенностью
человеческого общества
При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.
Литература:
1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.
2. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин Моск. гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2002.
3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.
4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2004.
5. Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998
Животноводство
2 Роль естественного
и искусственного отбора в
формировании пород. Важнейшие
факторы, определяющие
Отбор включает в себя понятия изменчивости, наследственности и выживаемости и является их единством.
В животноводстве под отбором понимают выделение из общей массы для дальнейшего разведения лучших животных, наиболее ценных по своим продуктивным и племенным качествам.
Выдающееся значение эволюционного учения Ч. Дарвина заключается в основной его идее, сводящейся к тому, что филогенетическое развитие идет через отбор и сохранение особей, более приспособленных к данным условиям существования.
Приспособительные изменения создаются не сразу, не одновременно, а постепенно, путем длительного, повторяющегося в ряде поколений действия отбора. Отбор как бы шлифует, приспособляет строение и функции органа и всего организма к тем условиям, в которых существует данный вид животных или растений. Различают отбор естественный и искусственный.
Естественным отбором, или переживанием наиболее приспособленных, Ч. Дарвин называл сохранение организмов с полезными индивидуальными уклонениями или изменениями.
Из различных особей одного и того же вида, обладающих самыми многочисленными наследственными изменениями, возникшими под влиянием разнообразных условий жизни, выживают, сохраняются и оставляют потомство лишь те, которые оказались более приспособленными к тем конкретным условиям среды, в которых они обитают. Так, через выживание наиболее приспособленных, т. е. через естественный отбор, идет эволюция диких видов животных и растений. В отличие от естественного отбора, при отборе искусственном, осуществляемом человеком, выживают, сохраняются для дальнейшего размножения не те особи, которые оказались биологически более приспособленными к окружающей обстановке, а те, которые представляют наибольший интерес для человека, т. е. в большей степени, чем другие, им подобные, обладают признаками, полезными человеку.
Различие между естественным
и искусственным отбором
Обобщив огромный фактический материал, накопленный человеческой практикой по выведению многочисленных сортов растений и многообразных пород животных путем сознательного отбора и оставления для дальнейшего размножения особей, уклонявшихся в большей или меньшей степени в желательную сторону, Ч. Дарвин пришел к выводу об огромной творческой роли искусственного отбора в изменении растений и животных и в создании культурных сортов растений и пород домашних животных. Влияние отбора на изменчивость, по Дарвину, доказывается тем, что наибольшая изменчивость и наиболее существенные различия у животных наблюдаются в тех признаках, которые представляют наибольшую ценность и подвергаются отбору (у лошадей — резвость и работоспособность, у овец — шерсть, у свиней — мясность, у собак — острота органов чувств и т. д.). Раз начавшийся отбор в определенном направлении будет и дальше сопровождаться повышенной изменчивостью отбираемых признаков. Успеху отбора, по Дарвину, благоприятствуют такие условия, как разведение большого числа животных, высокая их плодовитость и способность размножаться в раннем возрасте, большая изменчивость животных по интересующим человека признакам, соответствие условий внешней среды направлению отбора, характер соотносительной (коррелятивной) изменчивости, умение заводчика подмечать мелкие, порой едва уловимые различия в признаках, по которым ведется отбор, и т. д. Из многочисленных изменений, которым подвергаются животные, наибольшее значение для эволюции и отбора как в естественных условиях, так и в домашних имеют мелкие наследственные изменения, не слишком нарушающие общую целостность организма и приспособленность его к условиям существования. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал особо важное значение для отбора и эволюции именно мелких и мельчайших изменений. Основное действие отбора, по Дарвину, состоит в накоплении индивидуальных изменений, в создании новых форм и в их расхождении.
Каждое наследственное изменение,
возникшее под действием
Начавшееся изменение
будет усиливаться в
Наследственная связь
между поколениями создаёт
Без длящейся изменчивости, включающей наследование приобретенных признаков, невозможна творческая роль отбора. Наследственность в этом случае помогает изменчивости и по мере повторения онтогенезов сама становится более сильной — консервативной; из фактора стимулирующего она переходит в фактор закрепляющий. В поступательном движении длящаяся изменчивость усиливается, накопляется и закрепляется. Так создаются относительно устойчивые виды, породы.
Отбор направляет изменчивость организмов в определенную сторону: в каком направлении идет отбор, в таком же направлении совершенствуется порода, при условии, что внешняя среда благоприятствует развитию тех признаков и свойств, по которым ведется отбор. Но отбор начинается лишь тогда, когда уже появилось уклонение (хотя бы в самом зачаточном виде). Причиной же появления этих уклонений является изменение в условиях существования, приводящее к изменению типа ассимиляции, типа обмена веществ в организме.
Уклонения наследуются потомками от родителей обычно не полностью, а лишь частично.
Английский ученый Гальтон, изучая вопросы наследования количественных признаков при помощи биометрического метода, нашел, что родители, уклонившиеся по изучаемому признаку от среднего выражения этого признака целой популяции, передают по наследству своему потомству не всю величину этого уклонения, а лишь часть его (приблизительно 2/3), другая часть уклонения (около 1/3) составляет как бы возврат к средней величине, или регрессию.
Возврат к средней величине бывает не полным, а лишь частичным, и это позволяет путем отбора непрерывно изменять группу или породу животных в нужном направлении и создавать нечто новое.
На вопрос, может ли отбор вывести уклонения за рамки данного вида или популяции и привести к получению новых форм, другими словами, является ли отбор творческим фактором эволюции, приводящим к созданию новых видов,— Дарвин и его последователи отвечали положительно. Осуществляя в ряде поколений отбор в определенном направлении, можно безгранично улучшать животные и растительные организмы по нужным признакам и свойствам.