Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:31, курс лекций

Описание работы

Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации – в Китае, Индии и Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родо-племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, из которых складывалась атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

Файлы: 1 файл

Дима.docx

— 80.07 Кб (Скачать файл)

Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. Основатель школы  структурного функционализма в американской социологии ХХ в. Т. Парсонс, определяет в обществе важную роль индивидуальной деятельности людей. В своей первой работе он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура  которого включает действующее лицо, цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим  элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых  выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет  в обществе.

Общество как результат  рационализации социального действия М. Вебера. Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX –  начала ХХ в., основатель «понимающей  социологии» М. Вебер также исходит  из интерпретации общества как субъективно-объективной  реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании  современного общества выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма. Системообразующим элементом в  теоретической модели общества М. Вебера становится социальное действие, которое  в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

Характеризуя социальное действие, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются  в современном обществе:

1) аффективное – основанное  на актуальных аффектах и чувствах  и определяемое эмоционально-волевыми  факторами;

2) традиционное – побуждаемое  традициями, обычаями, привычками и  не являющееся достаточно осмысленным,  имеющее характер социального  автоматизма;

3) ценностно-рациональное  – характеризующееся сознательным  следованием принятой в обществе  или социальной группе системе  ценностей, независимо от реальных  его последствий;

4) целерациональное –  определяемое сознательной постановкой  практически значимой цели и  расчетливым подбором соответствующих  и достаточных для ее достижения  средств, критерием чего выступает  достигнутый успех совершенного  действия.

Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первых три  типа социального действия, то целерациональное действие является специфическим для  западной цивилизации, начиная с XVII–XVIII вв. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к  радикальной рационализации всей общественной жизни, устранению ориентации на следование традиционным ценностям как предрассудкам. Формально-рациональное начало определяет существование всех сфер общества и  деятельности людей – хозяйственно-экономическую  деятельность (строгая калькуляция  как условие достижения результата), политико-правовые отношения (бюрократия как принцип отлаженного социального  управления), образ мышления (жизненный  успех как мировоззренческая  ориентация).

Общество представляет собой  сложноорганизованную социальную систему. Слово "система "в переводе с  греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

В качестве социальной системы  может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся  в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства  или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко  представленной структурой; некоторые  подсистемы общества - экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов  и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями  и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

Человеческое общество отличается большим разнообразием различных  социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой  формируются и функционируют  различные общности и группы, большие  и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д.

2. Общество не сводимо  к людям, его составляющим, - это  система вне- и надиндивидуальных  форм, связей и отношений, которые  человек создает своей активной  деятельностью вместе с другими  людьми.

3. Важнейшей чертой общества  является его самодостаточность,  то есть способность общества  своей активной совместной деятельностью  создавать и воспроизводить необходимые  условия собственного существования. 

4.Человеческое общество  отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность  развития.

5. Общество отличается  и особым статусом субъектов,  определяющих его развитие. Человек  является универсальным компонентом  социальных систем, включаясь в  каждую из них. 

6. Важнейшей особенностью  человеческого общества является  непредсказуемость, нелинейность  развития. Наличие в обществе  большого количества подсистем,  постоянное столкновение интересов  и целей различных людей создает  предпосылки для реализации различных  вариантов и моделей будущего  развития общества.

При построении различных  моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих  на национальной или религиозной  почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов  развития социальной системы и выявлении  причин ее неустойчивости.

Литература:

1. Аблеев С.Р. История мировой  философии. Учебник.- М.: Издательство  АСТ, 2002.

2.  Алексеев, П. В. Философия  : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин Моск. гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2002.

3. Радугин А.А. Философия: курс  лекций.- М.: Центр, 2002.

4.  Спиркин, А. Г. Философия  : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. : Гардарики, 2004.

5.  Философия [Текст] : учеб. пособие  / под ред. В. И. Кириллова,  С. И. Попова, А. Н. Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е,  перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998

 

 

 

          Животноводство

2 Роль естественного  и искусственного отбора в  формировании пород. Важнейшие  факторы, определяющие эффективность  искусственного отбора.

Отбор включает в себя понятия  изменчивости, наследственности и выживаемости и является их единством.

В животноводстве под отбором  понимают выделение из общей массы  для дальнейшего разведения лучших животных, наиболее ценных по своим  продуктивным и племенным качествам.

Выдающееся значение эволюционного  учения Ч. Дарвина заключается в  основной его идее, сводящейся к  тому, что филогенетическое развитие идет через отбор и сохранение особей, более приспособленных к  данным условиям существования.

Приспособительные изменения  создаются не сразу, не одновременно, а постепенно, путем длительного, повторяющегося в ряде поколений  действия отбора. Отбор как бы шлифует, приспособляет строение и функции  органа и всего организма к  тем условиям, в которых существует данный вид животных или растений. Различают отбор естественный и  искусственный.

Естественным отбором, или  переживанием наиболее приспособленных, Ч. Дарвин называл сохранение организмов с полезными индивидуальными  уклонениями или изменениями.

Из различных особей одного и того же вида, обладающих самыми многочисленными  наследственными изменениями, возникшими под влиянием разнообразных условий  жизни, выживают, сохраняются и оставляют  потомство лишь те, которые оказались  более приспособленными к тем  конкретным условиям среды, в которых  они обитают. Так, через выживание  наиболее приспособленных, т. е. через  естественный отбор, идет эволюция диких  видов животных и растений. В отличие  от естественного отбора, при отборе искусственном, осуществляемом человеком, выживают, со­храняются для дальнейшего размножения не те особи, которые оказались биологически более приспособленными к окружающей обстановке, а те, которые представляют наибольший интерес для человека, т. е. в большей степени, чем другие, им подобные, обладают признаками, полезными человеку.

Различие между естественным и искусственным отбором заключается  также и в том, что первый действует  непрерывно и на всех стадиях онтогенеза, а второй — лишь в определенные моменты (при выбраковке из стада  нежелательных животных).

Обобщив огромный фактический  материал, накопленный человеческой практикой по выведению многочисленных сортов растений и многообразных  пород животных путем сознательного  отбора и оставления для дальнейшего  размножения особей, укло­нявшихся в большей или меньшей степени в желательную сторону, Ч. Дарвин пришел к выводу об огромной творческой роли искусственного отбора в изменении растений и животных и в создании культурных сортов растений и пород домашних животных. Влияние отбора на изменчивость, по Дарвину, доказывается тем, что наибольшая изменчивость и наиболее существенные различия у животных наблюдаются в тех признаках, которые представляют наибольшую ценность и подвергаются отбору (у лошадей — резвость и работоспособность, у овец — шерсть, у свиней — мясность, у собак — острота органов чувств и т. д.). Раз начавшийся отбор в определенном направлении будет и дальше сопровождаться повышенной изменчивостью отбираемых признаков. Успеху отбора, по Дарвину, благоприятствуют такие условия, как разведение большого числа животных, высокая их плодовитость и способность размножаться в раннем возрасте, большая изменчивость животных по интересующим человека признакам, соответствие условий внешней среды направлению отбора, характер соотносительной (коррелятивной) изменчивости, умение заводчика подмечать мелкие, порой едва уловимые различия в признаках, по которым ведется отбор, и т. д. Из многочисленных изменений, которым подвергаются животные, наибольшее значение для эволюции и отбора как в естественных условиях, так и в домашних имеют мелкие наследственные изменения, не слишком нарушающие общую целостность организма и приспособленность его к условиям существования. Ч. Дарвин неоднократно подчеркивал особо важное значение для отбора и эволюции именно мелких и мельчайших изменений. Основное действие отбора, по Дарвину, состоит в накоплении индивидуальных изменений, в создании новых форм и в их расхождении.

Каждое наследственное изменение, возникшее под действием измененных условий жизни, является звеном в  цепи единого жизненного процесса и  будет не только поддерживаться в  последующих поколениях, но и усиливаться, изменяться в том же направлении, если сохранятся условия, вызвавшие  эти изменения. При этом ведущую  роль играет так называемая длящаяся изменчивость, которая заключается  в том, что организм передает потомству  способность изменяться в начатом  направлении.

Начавшееся изменение  будет усиливаться в последующих  поколениях, при сохранении вызвавших  это изменение условий в силу наличия наследственной связи между  поколениями.

Наследственная связь  между поколениями создаёт предпосылку  не повторять все сначала, а продолжать начавшееся изменение в силу наследования изменений, приобретенных предшествующим поколением.

Без длящейся изменчивости, включающей наследование приобретенных  признаков, невозможна творческая роль отбора. Наследственность в этом случае помогает изменчивости и по мере повторения онтогенезов сама становится более  сильной — консервативной; из фактора  стимулирующего она переходит в  фактор закрепляющий. В поступательном движении длящаяся изменчивость усиливается, накопляется и закрепляется. Так  создаются относительно устойчивые виды, породы.

Отбор направляет изменчивость организмов в определенную сторону: в каком направлении идет отбор, в таком же направлении совершенствуется порода, при условии, что внешняя среда благоприятствует развитию тех признаков и свойств, по которым ведется отбор. Но отбор начинается лишь тогда, когда уже появилось уклонение (хотя бы в самом зачаточном виде). Причиной же появления этих уклонений является изменение в условиях существования, приводящее к изменению типа ассимиляции, типа обмена веществ в организме.

Уклонения наследуются потомками  от родителей обычно не полностью, а  лишь частично.

Английский ученый Гальтон, изучая вопросы наследования  количественных признаков при помощи биометрического метода, нашел, что родители, уклонившиеся по изучаемому признаку от среднего выражения этого признака целой популяции, передают по наследству своему потомству не всю величину этого уклонения, а лишь часть его (приблизительно 2/3), другая часть уклонения (около 1/3) составляет как бы возврат к средней величине, или регрессию.

Возврат к средней величине бывает не полным, а лишь частичным, и это позволяет путем отбора непрерывно изменять группу или породу животных в нужном направлении и  создавать нечто новое.

На вопрос, может ли отбор  вывести уклонения за рамки данного  вида или популяции и привести к получению новых форм, другими  словами, является ли отбор творческим фактором эволюции, приводящим к созданию новых видов,— Дарвин и его  последователи отвечали положительно. Осуществляя в ряде поколений  отбор в определенном направлении, можно безгранично улучшать животные   и   растительные   организмы   по   нужным   признакам и  свойствам.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"