Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:51, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.

Содержание работы

Вопросы:
Определение мировоззрения. Разнообразие форм мировоззрения.
Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.
3. Религиозное мировоззрение. Признаки религиозного мышления. Вера. Мировоззренческое значение мировых религий.
4. Научное мировоззрение.
5. Философия: её особенности и предмет.

Файлы: 1 файл

Filosofia_LEKTsII.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1.

  Разнообразие форм мировоззрения.  Философия: её особенности и  предмет. 

Вопросы:

    1. Определение мировоззрения. Разнообразие форм мировоззрения.
    2. Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.

3.  Религиозное мировоззрение. Признаки религиозного мышления. Вера. Мировоззренческое значение мировых религий.

4.  Научное мировоззрение.

5.  Философия: её особенности и предмет.

 

1.  Определение мировоззрения.

Разнообразие  исторических форм мировоззрения.

 

Мировоззрение  – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований,  которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся  формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.

Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.

На основе эмоциональных  переживаний, сравнений и аналогий человек создавал пословицы и  поговорки, песни и танцы, сказания, наполненные ритуальными мистическими смыслами, в которых зарождалось художественно-образное мировоззрение. Художественное ремесло древнего человека стало основой художественно-образного мышления, которое со временем обогащалось умозрительными процессами и понятиями. Поэтому такое мировоззрение можно считать «связующим звеном» между обыденным и теоретическим.

 

Теоретическое мировоззрение основано на рационально-логических обобщениях, критических и аргументированных взглядах, признается высшим проявлением разумности человека и выражается в философском и научном мировоззрении. 

 

*Рациональность – это способность упорядочивать отношения и знания, критически оценивать, сравнивать, выявлять истину и выбирать наиболее эффективное решение.

Рационализм – это система взглядов на мир, в которой признается определяющая роль разума (Бога и человека).

 

Обыденное мировоззрение является  эмпирическим, чувственно-образным, ярким, эмоциональным и субъективным. Оно недоказательно, нелогично, обращено к интуиции и подсознанию человека, опирается на язык магических символов, обрядность, ритуальность, традиции; основано в большей степени на воображении, фантазии, мистике.

 

На обыденном уровне мировоззрение современного человека субъективно и выражается эмоциональными фразами «Люблю…не люблю», «нравится  …не нравится», «весело…грустно», «хочу…не хочу». Субъективные мнения и оценки могут быть разумными с точки зрения отдельного человека, но – неразумными с позиции других людей, т.к. могут нарушать всеобщий порядок, гармонию и безопасность. Как древние, так и современные люди, культивирующие мистическую связь человека с богами, духами, душами умерших людей, «инопланетянами», «полтергейстом», «призраками» и другими непостигаемыми разумом сущностями проявляют языческое отношение к миру. Оно основано на мифологическом мировоззрении.

 

2. Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.

 

Мифологическое (мифическое) мышление – это представление о мире и человеке, созданное на  основе ощущений, фантазий, чудесных образов и символов. Однако мифологическое мышление и мифотворчество свойственно не только древнему, но и современному человеку, который по-прежнему сталкивается с загадками и «чудесами» природы, необъяснимыми способностями самого человека. Для характеристики мифологического мышления существуют и другие определения.

Эзотерика – это тайное знание великих духовных Учителей человечества, передающих свое знание через мудрецов,  «посвященных» в великую Тайну бытия и обладающих особыми магическими способностями, даром прозрения будущего и влияния на настоящее;

Мистика – знание, основанное на ритуальных действиях, предназначенных для «выхода» любого человека в потусторонние миры и для контактов со сверхъестественными сущностями.

 

Наиболее важные признаки мифологического мышления (свойственные как древнему так и современному человеку):

1/Синкретизм – погружение в волшебный, чудесный «образ» и нежелание (невозможность) выйти из него. Человек не выделяет себя из сверхъестественного  мира, сливается с ним. Обожествляются природные стихии, сам человек уподобляется природе, подчиняясь её ритмам и стихиям. Как древний так и современный человек создает мифы и стремится всецело погрузиться в них: в мир «богов» и «духов»; «власти» и «денег»; «любви» и «красоты».

2/Символизм – это способность получать, хранить и передавать информацию в виде символов, знаков. Символы, используемые в мифологии, можно подразделить на графические (крест, круг, янтра и др.), звуковые (бой барабана, боевой клич и др.), цвета, жесты, мимику, телодвижения, моду, политические символы (государственные флаги, гербы, ордена и медали), рыночные символы (товарные знаки, бренды).

3/Умение и готовность общаться со «сверхъестественным» – богами, духами, душами умерших людей и другими сверхъестественными сущностями; тяга к чудесному, виртуальному. Боги для язычников – это «обожествленные» стихии природы.

4/Анимизм – вера в духов, воплощающих силы природы. Духи – это кикиморы, лешии, домовые и т.д.

5/Гилозоизм – представление о том, что вся природа – живая, одушевленная (камни, земля, моря и т.д.).

6/Цикличность, повторяемость как  основное свойство мироздания, язычник признает цикличность перерождений человека (реинкарнацию).

 

Язычество – Общее  название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

(Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990)

 

Выдающийся русский  философ XX века А.Ф. Лосев в фундаментальном исследовании «Диалектика мифа» подчеркивал, что понять мифологию можно только «изнутри», т.е. с позиции самой мифологии, её противоречивости. С одной стороны, миф не есть выдумка или фантастический вымысел, а есть сама жизнь, вещественная реальность, конкретное бытие. С другой стороны, в мифе содержится момент сверхчувственный, нечто странное и неожиданное. Весь мир – это чудо и миф. В мифе всегда есть единственно значимая идея и происходит её обожествление, фетишизация. Мифологизация идеи имеет глобальное значение, может управлять массами. (А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.)

 

Особенности современного мифологического сознания.

Современная цивилизация  создана на основе многих мифов, одним  из основных является миф о потребительстве. Все более востребованным становится не разумный, критический опыт жизни, а символический опыт, потребитель  покупает не предмет потребления  – одежду, обувь, автомобиль, а образ собственной презентации, утверждения, стиля жизни. Потребитель стремится погрузиться в мир собственных символических образов, фантазий, представлений. Современных технологов рыночного мифического сознания называют мифодизайнерами.

Особенностью  современного мифического сознания является современная его «оболочка» из слов, образов и ценностей. Современная мифология заполняет чувственный мир человека, политику, науку, сюжеты кинофильмов. Идеи свободы и демократии становятся мифами, когда за словами скрывается Иная реальность, наполненная «ритуалами» угодливости, всеобщей продажности, лжи, беззакония. Безнравственность, коррупция, преступные действия, наркомания, игромания основаны на мифах о неограниченной свободе и власти, о тайных сообществах «посвященных», о «подлинных» наслаждениях. Рациональное критическое сознание разоблачает одни мифы и создает другие. Существует своя «теневая» логика мифологического сознания. Противостояние рационального и мифологического в жизни нацеливает наше внимание на исследование причин, символического скрытого содержания, последствий такого противостояния.

 

  3.  Религиозное мировоззрение.

Признаки религиозного мышления. Мировоззренческое значение мировых религий.

 

Религиозное мышление – основано на вере в трансцендентного бога, оно складывалось в древних языческих цивилизациях в результате эволюции духовной жизни. Если язычество представляет собой многобожие (политеизм), то мировые религии представляют однобожие (монотеизм).

Самая древняя мировая  религия – буддизм, возникает в VI веке до н.э. в Индии. Её основателем является сын царя Сиддхартха Гаутама, ставшим «просветленным» или Буддой. Буддизм учит человека «просветлению», обретению высшего космического сознания.

Вторая по времени  возникновения мировая религия – христианство, возникшее в I веке новой эры в Палестине. Её основателем является Иисус Христос, сын божий, воплотившийся в человеке, призванный Богом Отцом указать людям путь к «спасению».

Третья мировая религия  – ислам, мусульманство, возникает в VI веке нашей эры в Аравии. Её основателем является бедный человек и сирота Мухаммед, ставший впоследствии проповедником и воинственным вождем арабов. Ислам ориентирует людей на объединение в общины, строгое соблюдение установленных порядков и покорность богу Аллаху.

Все мировые религии  характеризуют бога как высшую Мудрость и Гармонию, Свет и Любовь, Правду и Справедливость, Добро и Спасение. Праведнику следует идти по светлой дороге к Богу, нельзя выбирать окольные, дьявольские дорожки (по которым могли идти язычники – многобожники). В мировых религиях утверждается равенство всех людей перед богом и необходимость раскрытия в человеке божественного потенциала.

Признаки религиозного сознания:

- синкретизм, погруженность  в религиозную картину мира  означает отделение естественного от сверхъестественного, переживание греховного и устремленность к божественному;

- символизм (смысловые, графические, цветовые, звуковые и др. символы) религиозности;

- контакт со сверхъестественным, с Богом, со святыми;

- однобожие (монотеизм);

- обязательность исполнения  моральных предписаний. 

Мифологическое и религиозное  сознание обращено не к критическому, сомневающемуся сознанию, а к «измененным состояниям сознания», сверхспособностям, «трансу», «вере» или «божественной благодати», поэтому проявляется не у всякого, а только верующего человека.

 

4.   Научное  мировоззрение.

 

Второй уровень мировоззрения  – теоретический. Он основан на рациональном исследовании мира, критическом осознании чувственного опыта, сравнении, аналогиях, доказательных высказываниях, объективных и логичных рассуждениях. Теоретическое мировоззрение тоже может основываться на вере и интуиции, но оно всегда обращается к разуму человека и формируется на основе разума, поэтому доступно всем носителям разума через обучение, исследование, воспитание. Теоретическое мировоззрение можно подразделить на философское и научное.

Наука основана на эмпирических и рациональных методах изучения природы, общества и человека, на наблюдениях и экспериментах, сравнениях и измерениях, обобщении и моделировании.

Научное мышление – это теоретическое и логическое обоснование взглядов, гипотез. Оно основано на понятиях (обобщенных представлениях), методах критического исследования, объективных знаниях и стремлении рационально понять и объяснить процессы природы.

 

  5.  Философия: её особенности и предмет.

 

Философское мировоззрение – это теоретическое, рациональное (умозрительное) представление о мире в целом, оно осуществляет более высокий уровень обобщения знаний, изучает вопрос о сущности мира, о единстве всех уровней организации мира.

Понятие «философия» появилось в учении Пифагора в 6 в. до н.э. и означало знание о всеобщей и всеохватывающей любви, объединяющей все в гармоничное Целое.

Философия направляет внимание исследователя на изучение скрытого единства, тождества противоположностей, логики высказываний, этических оснований поведения человека, а также на понимание первопричин и всеобщих закономерностей мироздания. Философская методология (совокупность методов) может существенно отличаться от научной методологии и опираться на  мистические, религиозные т.е. ненаучные приемы объяснения мира. Однако философское мышление также как и научное является логичным, доказательным, аргументированным, нацелено на открытие существенного, закономерного. Разнообразие философских подходов к изучению мира и человека дает возможность сравнивать различные модели мира,  более глубоко и всесторонне понимать проблему и находить нетрадиционные её решения.

Предметом философии является совокупность проблем, которые она изучает: сущность (субстанция) мира, закономерности и противоречия природы, истории и культуры; жизнь человека,  логика мышления, возможности познания, нравственность и другие.

          Философия – это рациональное исследование мира с помощью моделирования, сравнения, обобщения, критики, аналогий. Философ прежде всего исследователь, он владеет знаниями о чувственном и сверхчувственном, он моделирует и предсказывает. В древности его называли мудрецом, совершенномудрым или философом. В наше время философский взгляд на мир не является привилегией элиты, он доступен любому человеку.

Философское (или концептуальное*) обоснование деятельности человека проявляется в правильной постановке целей и задач, всестороннем анализе и выделении существенного. Философский взгляд на мир помогает понять условия, причины и противоречия разных процессов.

*концептуальное – создаваемое на основе целостной системы понятий и основополагающих ценностей;

 

Исторические формы философии можно представить, классифицируя их по разным признакам. Если в основу классификации взять субстанцию (сущность), то все учения распределятся на материализм и идеализм. Материализм – это философское учение, которое признает в качестве субстанции мира материю, природу. Идеализм – это философское учение, которое признает в качестве сущности мировой разум. Существуют также промежуточные философские модели мира – дуализм (который признает не одну, а две субстанции – протяженную материальную и мировой разум – такова философия Р. Декарта) и пантеизм (отождествляющий Бога и природу).

По отношению к разуму все учения можно подразделить на рационализм и иррационализм. Рационализм – это учение, которое признает решающую роль разума (в том числе мирового) и науки. Иррационализм – это философское учение, которое отрицает решающую роль разума и науки; главными свойствами человека признаются воля, интуиция, бессознательное. Иррационалисты отрицают способность науки к истинному познанию мира, такую способность они приписывают искусству.

По центральной проблеме можно выделить следующие философские традиции: космоцентризм (в центре философской модели – живой и упорядоченный Космос), антропоцентризм (в центре этой философской модели – человек или микрокосм), теоцентризм (в центре этой модели – Бог), техноцентризм (в центре этой модели – техника и технологии).

 

Тема 2.

 Философские проблемы древневосточной и античной философии

 

Вопросы:

1. Проблемы древневосточной философии.

2. Проблемы античной философии.

 

1. Проблемы древневосточной философии

 

Восточная философия  складывается в VIII – VII  веках до н.э. Существенным отличием восточной философии является её обращение к естественным основаниям единства человека и космоса, которые можно использовать для  гармоничного согласования жизни человека с Вселенной. Восточная философия формулирует наставления по организации жизни человека в соответствии с естественностью и неизбежностью Добра и Зла, жизни и смерти. Такая философская система по своему характеру космоцентрична (т. к. естественный закон развития Космоса, его ритмы подчиняют духовную и психо-физическую жизнь человека). Мудростью Востока можно считать стремление к гармонизации ритмов жизни человека и Космоса. Мудрость Запада, древнегреческой философии проявляется в стремлении «овладеть» разумным, гармоничным и упорядоченным Космосом. Такая философия неизбежно приходит к антропоцентризму, учению, в котором центральным звеном Космоса становится Человек.

Информация о работе Лекции по "Философии"