Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:51, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.

Содержание работы

Вопросы:
Определение мировоззрения. Разнообразие форм мировоззрения.
Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.
3. Религиозное мировоззрение. Признаки религиозного мышления. Вера. Мировоззренческое значение мировых религий.
4. Научное мировоззрение.
5. Философия: её особенности и предмет.

Файлы: 1 файл

Filosofia_LEKTsII.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

Философия Древнего Востока: конфуцианство, даосизм, буддизм

 

В восточной философии  одной из главных проблем является осознание условий достижения гармонии с окружающим миром. Так в «Бхагавадгите» (одной из частей «Махабхараты») говорится о таком пути нравственного совершенствования как «недеяние», аскетизм, йога. Цель освобождения от греха и деяния состоит в обретении Иного состояния психики – равновесия с мирозданием.

Конфуцианство – это древнекитайское учение, созданное Конфуцием (Кун – цзы) в VI – V в.в. до н. э.  Учение обосновывает необходимость этических, гармоничных отношений между людьми.  Каждый человек должен строго следовать порядку и исполнять свои обязанности правителя или слуги. При этом слуга не должен быть унижен, обездолен, беззащитен, потому что он – сын мудрого правителя. Конфуций сформулировал правила воспитания благородного мужа на основе сыновней почтительности и отцовской заботы. В основе нравственности конфуцианства лежит человечность и справедливость.

Последователь Конфуция  Мэн-цзы утверждал, что небо наделило человека справедливостью, благоразумием, именно народ осуществляет главную волю неба. Во II – I в.в. до н.э. в конфуцианстве появилось учение о противоречивой и несовершенной природе человека. Считалось, что воспитанием и исправлением природы человека должен заниматься тот, кто воплощает небесную силу «ян»– это правитель, отец, муж. Представление о двойственности мира («ян – инь», правитель – подданный) указывает на стремление объяснить гармонию и борьбу космических и земных сил. Все в мире состоит из различных сочетаний мужского начала «ян» (свет, солнце, огонь, активность, небо) и женского – «инь» (тьма, луна, вода, пассивность, земля). Инь и ян выражают противоборствующие космические силы, изменения в материальном мире, обществе и культуре.

 

Даосизм – древнекитайское учение, основателем которого считается Лао-цзы, возникло в VI в. до н.э. Главными понятиями являются «дао» и «дэ». Дао – это вселенский путь, непрерывное и вечное движение мироздания по кругу. Дао – это бестелесный образ мира, его  внутренняя структура и гармония. В даосизме признается пять первоэлементов телесного мира – вода, земля, огонь, металл, дерево, из которых складывается Целое. Дао проявляет себя в чередовании противоположного: счастья и несчастья, пользы и вреда приобретений и утрат.

Лао-цзы и учителя  даосизма учили, что Дао – это могущественный поток бытия, увлекающий за собой  человека и все живое. Следовать дао – значит не нарушать гармонии дао, не вмешиваться в естественный ход событий, где добро и зло – это необходимые проявления дао. Совершенномудрый проповедует «недеяние», недопустимость активного вмешательства человека в ход событий.  Тот, кто познал великий образ дао, приносит людям мир, благополучие и счастье. «Дэ» - это благо, добродетель и возвращение  к изначальному, к естественности. «Создавать и  воспитывать…создавая, не обладать…руководя, не считать себя властелином… приводя в движение, не прилагать к этому усилий – вот что называется глубочайшим дэ». Совершенномудрый предоставляет народу возможность жить собственной жизнью. В движении главное – покой. Мудрец знает, что нанося вред, на самом деле можно принести пользу, принося пользу – на самом деле, можно нанести вред, захватывая – на самом деле можно оказаться захваченным, отдавая – на самом деле можно взять (по источникам: «Дао дэ Цзин», «Хуайнань Цзы»).

 

Буддизм – древнеиндийское религиозно-философское учение, возникшее в VI в. до н.э. В первом веке нашей эры учение разделилось на два направления: хинаяну (или тхераваду) и махаяну.

Главным вопросом  в  философии буддизма является формирование правильной жизни человека. Четыре благородные истины Будды утверждают, что вся жизнь человека – это страдания, причиной страданий являются желания и чувства, необходимо освободиться от страданий. Восьмиричный правильный путь ведет к освобождению, он состоит из  правильных мыслей, правильных поступков, правильных дел и означает обретение Иного состояния – нирваны, трактуемой как состояние невозмутимости, спокойствия и созерцательности  (атараксии) при жизни и слияния с мировым разумом – Буддой – после смерти. Достижение нирваны означает прекращение перерождений кармы. Технологиями перехода человека в Иное состояние считаются духовные практики медитации и йоги. Трактовка бога  в буддизме отличается от христианской и мусульманской. Будда – это мировой разум, который может выступать трансцендентным Абсолютом, быть предметом поклонения и веры, но может выступать и в качестве имманентной сущности, внутренне присущей самому человеку и всем объектам космоса. В медитативных практиках осуществляется психическая концентрация на состояниях-образах таких как «Будда – это я», «Я – гора», «Я – букашка». Целью является достижение физического ощущения нового тела, новой реальности. Человек стремится раскрыть в себе Иное космическое буддийское сознание и через трансформацию человеческого сознания изменить свои способности, возможности к гармонизации человека с миром. Карма – это сумма всех поступков человека, которые определяют дальнейший ход перерождений, их целью является завершение всех перерождений и освобождение от телесных форм. Карма выражает космический нравственный порядок и воздаяние за совершённые поступки.

 

2. Проблемы античной философии

 

Античная философия  – это совокупность древнегреческой и древнеримской философии с VII в. до н.э. до III в. н.э.

 

В античной философии  можно выделить три основных периода:

1. Досократовская философия (7-5 вв. до н.э.)

представлена милетской  школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен),

учением Гераклита Эфесского и Пифагора,

элейской школой (Парменид, Зенон),

учениями Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур);

2. Расцвет философии (5-4 вв.до н.э.) –

учения софистов и Сократа, Платона и Аристотеля;

3. Эллинистически-римская философия (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) – философия эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма и др.

 

       Основные проблемы античной философии. 

Исследование  первоначала (архе, первоосновы, сущности) мира.

Натурфилософия (или учение о природе, позднее – физика) милетских философов, Гераклита, атомистов обосновывала материалистическую модель мира. В основе модели находились материальные «начала» («вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «апейрон» Анаксимандра, «огонь» Гераклита, «4 элемента-корня» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Природа и все её вещества состоят из этих начал, сами же они неделимы, вечны, подвержены вихрям, столкновениям, организации в упорядоченный Космос. Природа непрерывно изменяется. В учении Гераклита особенно подчеркивалось, что мир есть вечно живой огонь, источник энергии, который приводит к превращениям, противоборствам. Философская модель мира, в которой противоположности играют роль необходимого источника изменений называется диалектикой. Однако в целом существует единый мировой порядок – космический Логос, гармония, целое. Такую онтологическую трактовку Логоса как субстанции, источника всех форм дает Гераклит, его взгляд развивают стоики, у которых Логос – материальная огненная душа космоса. У Платона, Аристотеля и неоплатоников Логос – это нематериальный, умопостигаемый перводвигатель, Бог.

Структура миропорядка представлена греками в категориях Единое, Целое, Монада (символ Бога, мировой порождающей силы, мужского начала), «субстанция» и «субстрат». Субстрат – это основа, носитель всех свойств системы. Субстрат сознания – это мозг  (по Аристотелю), или – кровь (по Эмпедоклу). Субстрат жизни – молекула и ДНК (согласно современной науке). Демокрит создал атомистическую модель мира. Он представлял мир как упорядоченное движение атомов, их сцепление и организацию в предметы, объекты природы. Так Демокрит представлял бытие и противопоставлял ему Ничто (пустоту).

Ничто или «Иное» также лежит в основе мира в философской модели Платона и Аристотеля. Единство «идей» (эйдосов – образцов вещей) – это бытие, а «Ничто» (антимир) – это материя (чистая возможность, потенция, неосуществленность). Противопоставление мира и антимира имело важное значение для понимания происходящего. Мир представлялся двойственным и противоречивым. Современная наука утверждает, что «порядок» спонтанно рождается из хаоса, для всех заряженных элементарных частиц существуют античастицы и отличаются они только знаком электрического заряда. В средневековой христианской философии «Ничто» (материя, неполнота бытия) признавалось основой для сотворения мира, (в учении креационизма утверждается, что бог сотворил мир из ничего). Познание полноты божественного бытия  отождествлялось с познанием Ничто.

Другим структурным  элементом мира признавалась Триада (троица). Она была выражением Единого, например,  «ум-демиург – эйдосы-идеи – мировая душа».

Метафизическую  модель мира создали Парменид и Платон.

В метафизической модели мира «сущее» (объекты, предметы, человеческий мир) и «бытие» (истинные начала и  законы мира) тождественны.

Бытие – это вечный и неизменный мировой разум, совершенный и живой Космос. Чувственный мир человека – это неопределенный мир теней, иллюзий. «Идеи» (эйдосы) служат организующим принципом предметов, процессов, поступков человека. Высшие идеи – Добро, Благо, Красота.

 

Модели познания

Синкретическая  модель познания. Согласно Эмпедоклу познание осуществляется как синкретичный процесс чувствования некоторых «истечений», оболочек или атомов (у Демокрита) исходящих от объекта и проникающих в «поры» человека. В этом учении разум не отделяется от ощущений. Только Демокрит впервые отделяет чувственное познание от рассудка. Чувства дают нам неясное знание, не могут установить причину происходящего, не обнаруживают невидимый порядок и движущие силы. Истину человек открывает при помощи нравственного и безмятежного духа (сверхразумного синкретичного состояния). Атомисты утверждали, что все живое состоит из атомов и имеет душу. После смерти душа тоже умирает, т.к. её атомы рассеиваются. Боги также состоят из атомов, они не вечны, но воздействуют на людей, на чувства и рассудок. С помощью аналогии Демокрит стремился понять нечто общее между «микрокосмом» (человеком) и «макрокосмом».

Гераклит подчеркивал, что мудрость – это знание всеобщего (о законах единства всего), противоположного (война – мир, мертвое –живое, злое и доброе), знание о тождестве противоположностей и взаимопревращениях; это знание, которое дает возможность управлять процессами и свойствами вещей. Такое знание он называл индивидуальным Логосом, который питается  космическим Логосом, мировой душой. Чтобы понять природу противоположного, надо приложить общий закон космического Логоса путем «воспарения» мудрой души.

Познание с помощью  символов практиковалось пифагорейцами. Для них символ и магия чисел – это соединение частей единого, видимого и невидимого миров.

 

Рациональная  модель познания  представлена в учении Платона. Коренное отличие от синкретической модели в том, что познание происходит при помощи врожденного качества разумной души к «припоминанию» смыслов (идей) космического порядка. Платон и неоплатоники использовали триаду (троицу) как метод философского исследования. Первый и второй член триады (троицы) выражали крайние противоположные состояния, а третий – равновесный синтез крайностей, например, «предел – беспредельное – число».; или умозрительный космос (идеи-эйдосы) – чувственно воспринимаемый космос – ум-демиург. Метод платоновского познания называется диалектикой или столкновением противоположных суждений, искусством задавать вопросы и находить ответы, вскрывающие сверхчувственные сущности – идеи. Они признаются «беспредпосылочными началами» всех вещей, их сущностями. Их открытие признавалось признаком науки. На этой основе формировалась метафизическая модель познания, она доминировала в европейском мышлении до 17 века и впоследствии многократно подвергалась критике. Основные её характеристики: разум, логос, диалектика, логика, безпредпосылочные начала мира, мышление как критерий существования, отождествление слова и знака.

Метафизика Аристотеля основана на 10 основных категориях: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание. Он выделяет четыре принципа или «начала» бытия: форма (сущность), материя (субстрат), движущая причина и целевая причина. Материя – это чистая возможность (потенция), соединяясь с формой, превращается в актуальную действительность. Первой сущностью Аристотель называет квинтэссенцию (эфир) – это субстанция надлунного мира. Подлунный мир полон взаимопревращений четырех основных элементов – огня, воды, земли и воздуха. Отрицая платоновские «идеи-эйдосы» (смыслы) Аристотель заменяет их «формами-эйдосами» (структурами). Отрицая платоновское учение о душе как перводвигателе космических тел, он наделяет эфир способностью к самодвижению. Философская аналитика – метод Аристотеля, основанный на доказательстве высказывания исходя из нескольких посылок. Это был первый логический метод дедуктивного рассуждения.

 

Модели государственного устройства

Платон создает модель идеального государства, в котором гармонично сочетаются интересы всех граждан, ибо идея-эйдос (гармоничный образец) такого государства будет воплощаться в управлении мудрецами философами. Важную роль в таком государстве играют добродетели, которые проявляются как врожденные свойства души. Воздержанность – лучшая добродетель ремесленников и их вожделеющей души; мужество присуще воинам и выражает их пылкую душу; мудрость характеризует философов и их рассудительную душу. Каждый должен выполнять тот вид деятельности на благо общества, к которому лучше всего располагает врожденная душа, а воспитание укрепляет врожденные положительные наклонности людей. Поскольку у большинства людей «пещерное» (иллюзорное) сознание, они не способны понять «Идеи» и потребуется жесткая регламентация их жизни. Осуществление идеальной модели требует строгого порядка. Такая модель впоследствии  многократно воспроизводилась последователями Платона и получила название «утопической» (нереальной). Европейские рационалисты отвергали платоновский замысел отказа от семьи, частной собственности, государственном регулировании деторождения, государственном воспитании детей. Считалось, что невозможно истребить пороки человека  (жадность, эгоизм, властолюбие, чревоугодие), которые стремился преодолеть Платон. Более реалистичной выглядела рациональная модель государства, созданная Аристотелем. Он признавал врожденной и свойственной всем людям разумную душу. На основе разума государственные законы и отношения можно рационализировать, не обращаясь к жестким мерам. Обязанностью государства он считал воспитание и образование своих граждан. Высшим благом для человека признавал счастье (эвдемонию) или реальное воплощение душой своих добродетелей (арете). Аристотель указывает на иерархию добродетелей и состояний счастья. Низшие – этические добродетели формируются путем воспитания и жизненного опыта. Они позволяют обуздать пороки и найти «золотую середину» в стремлении к богатству и наслаждениям. Такими добродетелями являются мужество, умеренность. Высший тип – дианоэтические добродетели – умения, которые формируются в процессе обучения наукам, музыке и другим искусствам. Высшая степень счастья – исследование мира, занятие философией и наукой. Образование государства Аристотель считал проявлением естественной природы человека. Управлять государством он доверял тем, кто не только обладает знаниями, но и большим жизненным опытом. Более стабильным он считал общество, в котором существуют богатые и бедные, рабы и господа, но преобладает все-таки влияние состоятельного среднего класса.

Информация о работе Лекции по "Философии"