Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:51, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.

Содержание работы

Вопросы:
Определение мировоззрения. Разнообразие форм мировоззрения.
Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.
3. Религиозное мировоззрение. Признаки религиозного мышления. Вера. Мировоззренческое значение мировых религий.
4. Научное мировоззрение.
5. Философия: её особенности и предмет.

Файлы: 1 файл

Filosofia_LEKTsII.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

Дискуссия западников и славянофилов

Дискуссия западников и  славянофилов началась в процессе осознания русской интеллигенцией судьбы народа после освобождения России от наполеоновских войск, после поражения декабристского восстания в 1825 году. В 1829-31 года П.Я. Чаадаев (основоположник западничества) написал «Философические письма» и в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» первое письмо, в котором выразил критику по поводу духовного застоя, косности и отсталости России от Европы. В ответ царь объявил Чаадаева сумасшедшим, журнал был закрыт, а цензор уволен. Находясь под домашним арестом Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой подчеркивал, что не может любить Россию, стоя на коленях. Он хочет видеть Россию великой, но это возможно только в том случае, если Россия встанет на западный путь развития и будет прогрессивно обустраивать культурную жизнь. Чаадаев не был одинок в своих оценках и призывах. Для России «западный путь» означал ликвидацию крепостного права, абсолютной монархии, принятие Конституции, расширение свободы слова и вероисповедания, внедрение западных стандартов жизни и мышления. Против западничества выступили славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.). Они настаивали на том, что у России – уникальный исторический путь развития, по своему органичному укладу жизни и духовной культуры она во многом превосходит формализм Запада. Главная идея славянофильства – учение о «соборности», как всеобщем принципе бытия, который проявляется в силе любви и благодаря которой создает органическое единство и в обществе, и в творчестве человека. Органическому целому российской духовности славянофилы противопоставляют формальный принцип единства – ассоциацию, принятый в качестве основы западной духовности. Славянофилы идеализировали крестьянскую общину и дух религиозной соборности на основе православной веры. В качестве трёх основных столпов славянофильской модели обустройства общества выступали самодержавие (как способ поддержания харизмы власти), православие (как выражение иранского, свободного, творческого религиозного начала) и народность (приоритет народных интересов в деятельности власти и интеллигенции). Славянофилы первыми указали на духовный раскол между интеллигенцией (ориентированной на западные ценности, начиная с реформ Петра I) и народом (выражавшим традиционные черты славянской духовности). Славянофилы призывали элиту общества к соблюдению принципа народности, т.е. – служить народу.

 

Концепция всеединства  В. Соловьева

На основе славянофильской  идеи «соборности» формируется учение В. Соловьева о всеединстве (возникло в 1874 г., окончательно сложилось к 1911 году, в 30-е годы было представлено как концепция «положительного всеединства»). Основные работы Соловьева: «История и будущность теократии» 1887 г., «Духовные основы жизни», «Смысл любви» 1892-94 гг., «Оправдание добра».

Это учение развивали религиозные философы Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и другие. Предшественниками являлись неоплатоники (их учение об эманации Единого в состояние всеединства) и Н. Кузанский (его учение о свертывании и развертывании абсолюта). В. Соловьев представляет абсолют как положительное всеединство, полноту бытия, которое раскрывает себя в Благе, Истине и Красоте. Первый уровень всеединства – теософия, божественная мудрость, которая возникает при синтезе научного, философского и мистически-религиозного знания. Второй уровень всеединства – теократия, единство всего человечества под властью Бога (т.е. единство народов на основе доверия, нравственности и любви). Третий уровень всеединства – теургия, единство человека и Бога в созидании нового мира – Богочеловечества. Соловьев дает характеристику женского космического начала – Софии как божественной премудрости, проявляющей себя в мистическом духовном творчестве, любви, нравственности. София – это вечное «тело» Бога, материя и вечная душа мира (образ платоновской мировой души). 

 

«Серебряный век» русской религиозной философии

 

Период конца 19 в. – первой половины 20 века ознаменовался бурным развитием религиозной философии и её противостояния революционно-демократической идеологии в России. Это период русского духовного ренессанса или «серебряного века» русской религиозной философии (продолжавшийся в вынужденной эмиграции русских философов после 1922 года).

Основные вопросы религиозной философии этого периода:

  1. Божественная природа космоса и космическое преображение творения, божественное и творческое призвание человека, Софиология (учение С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Лосского, С.Франка);
  2. Конфликт между интеллигенцией и народом, раскол интеллигенции – проблема, представленная в сборниках «Вехи» 1909 г., «Из глубины» 1918 г. Авторы сборников – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и другие осуждали революционные призывы к народу и видели подлинную заботу о народе в его воспитании и культурном просвещении.

В 20-е годы в эмиграции становится популярной концепция «евразийства» (её сторонники С. Франк, И. Ильин, Н. Бердяев, Н. Лосский и др.). Философия евразийства утверждает необходимость создания «новой идеологии» в интересах человечества в целом, сильного «религиозно-национального русского государства», которое сможет гармонизировать интересы людей разных национальностей и вероисповеданий. Евразийцы (как и славянофилы) не признавали европейскую многопартийную систему демократии и парламентаризма, считая их средством развращения христианских народов.

  1. Дискуссия начала XX века о диалектике Добра и Зла. Л. Толстой выступил с теорией «непротивления злу силой» и хотя у неё было много критиков, она оказывала влияние на культурные процессы 20 века (на движение неприсоединения в 40-50-е годы);
  2. Характер русской духовности, русского народа и судьбы России. Этому вопросу посвящались сочинения Н. Бердяева («Судьба России», «Русская идея»),  Н.О. Лосского («Характер русского народа»), И.А. Ильина («О русском национализме», «Что сулит миру расчленение России»), философско-историческая публицистика Г.П. Федотова и других.

Н.А. Бердяев характеризовал русский народ как крайне противоречивый: с одной стороны – это народ, почитающий святость, совестливость, доброту, жалостливость; а с другой стороны, он может показать всю низость скотоподобия, звериной жестокости. Народ может проявлять страстность и силу воли, правдолюбие, а также хулиганство и неорганизованность («вечно бабье»). От характера народа непосредственно зависит и судьба России. Русскую идею Бердяев определил как неприятие мира, лежащего во Зле, как устремленность к Иному миру высшей Правды, как устремленность к спасению всего человечества от мирового Зла.

 

Тема 8.  Современная западная философия

 

  Вопросы:

  1. Философия жизни Ф. Ницше.
  2. Учение о бессознательном З. Фрейда и К. Юнга.

Современной западной философией называют философию периода с конца 19 века до настоящего времени. Философия этого периода выступила с критикой рационализма, науки и культуры, модели прогрессивного развития истории. Человек представлен как существо нерациональное, импульсивное. Новое направление философии получило название иррационализма. Наибольшее влияние на общественно-политические и духовные события 20 века оказали два философских учения: «философия жизни» Ф. Ницше и учение о бессознательном (психоанализ) З. Фрейда и К. Юнга.

 

Философия жизни  Ф. Ницше

 

Учение немецкого философа Ф. Ницше о сверхчеловеке стало  особенно популярно среди нигилистов в предреволюционные годы в России и во время фашизации Германии. Основные его произведения: «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра».

Ницше выступил с критикой европейской культуры, христианства, политики потому, что обнаружил в них разные формы хитрости, призванной «высосать самое жизнь», подавить в человеке подлинное иррациональное начало – «волю к власти», инстинкт жизни. Считая себя пророком, явившимся спасти и оправдать «жизненное начало», улучшить человечество, Ницше моделирует образ нового человека – «сверхчеловека». Он называет свою истину ужасной, ибо она низвергает все прежние ценности и является актом наивысшего самосознания человечества, актом «переоценки всех ценностей». Подлинной жизнью сверхчеловека он называет волю быть господином, заботиться о своем теле, инстинктах, питании, жилище, чистоплотности, климате и здоровье. Цель сверхчеловека – найти свою пользу, преодолеть самого себя, осуществить великие свершения. Ницше подчеркивал, что мораль священников и Бог враждебны «жизни». Сверхчеловек – это воин, солдат, «белокурый бестия», последователь и преемник пророка Заратустры, суровый эгоист с моралью господина. «Христианство – это мораль рабов», - говорит Ницше. Сверхчеловек – это выразитель диониссийского начала (страстного, буйного, непредсказуемого, импульсивного). Но сверхчеловек – это воплощение и аполлоновского начала (разумности, упорядоченности, творческих дарований). Сверхчеловек – воплощение истинного колеса истории, движения к языческим истокам жизни.

 

Учение о бессознательном  З. Фрейда и К. Юнга

 

Психоанализ как учение о бессознательном также вскрывает в природе человека иррациональное начало. Фрейд выделил в психике человека три уровня: «Оно» – низший уровень бессознательного, котел кипящих страстей,  влечений и инстинктов; «Я» – сознание, ответственное за постановку целей и решение задач, за поведение человека; «Сверх-Я» – это высший уровень бессознательного, совесть, цензор. На низшем уровне бессознательного все влечения Фрейд подразделяет на созидательные – «Эрос» (бессознательное влечение к жизни и красоте) и разрушительные – «Танатос» (бессознательное влечение к смерти, лень, пессимизм). Сверх-Я формируется в детстве под влиянием культуры, детских переживаний и может формировать фобии (страхи), психические комплексы. Решающую роль в жизни человека, согласно учению Фрейда, играет половое сексуальное влечение – либидо. В случае не реализации энергии либидо, она превращается в другой вид энергии – трудовую, спортивную, умственную, т.е. начинает действовать защитный механизм психики – сублимация (превращение) либидо в иные формы социальной деятельности – в творчество (или в разрушительную энергию Танатоса). Другим защитным механизмом психики является вытеснение или перенос пережитых (негативных) эмоций в бессознательное, где они могут находиться долгое время, не обнаруживая себя. Однако сохраняется опасность их неожиданного проявления на уровне «Я», что может изменить сознание, нормальные реакции и поведение человека, стать источником невроза. Фрейд стремился раскрыть бессознательные причины (образы, эмоции, символы) неврозов и поставить их под контроль разума. Для лечения неврозов он использовал  гипноз, метод свободных ассоциаций, проводил анализ сновидений, случайностей, оговорок и ошибок. По мнению Фрейда культурные ограничения, запреты на сексуальные удовольствия становятся причиной роста психических заболеваний. Однако современный психоанализ не всегда одобряет свободу проявления «Оно», подчеркивая важность формирования совести или внутреннего нравственного цензора.

При использовании гипноза Фрейд обнаружил постгипнотический эффект, который состоял в неосознаваемости настоящей причины поступка, совершаемого человеком под влияние внушённого приказа. Современный психоанализ доказал, что постгипнотический эффект обнаруживается  не только после глубокого клинического гипноза, но и после «поверхностного» гипноза – созерцания жестоких или эротических сцен кинофильмов, соучастия в жестоких действиях, записанных в компьютерных играх.

Швейцарский врач психоаналитик К.Г. Юнг является основателем углубленного психоанализа. Признавая фрейдовское индивидуальное бессознательное, Юнг дополняет его новым уровнем – коллективным бессознательным, которое проявляет себя в древнейших мыслеформах человека – архетипах, одинаковых у всех людей. Юнг не признавал фрейдовскую трактовку природы бессознательного как сексуальную, он называл природу бессознательного символической. Не либидо, а архетипы играют главную роль в бессознательном. Архетипы становятся источником мифов, религий и идеологий. Архетип «Герой» в античности выражался в образе героев Геракла, Тесея и др., в средневековье тот же архетип проявился в образе Христа, в наше время – в образе мужественных героев разных войн. Архетипы «Мать», «Дева», «Отец», «Анимус и Анима», «Персона и Тень» являются универсальными для всех народов. Можно выделить специфические национальные архетипы. Главным архетипом личности Юнг считал «Самость», которая проявляет себя как внутренний голос. «Самость» указывает человеку его историческое призвание. Личность, которая следует голосу «Самости», часто выглядит как «белая ворона», испытывает насмешки и унижения со стороны безликой массы, но именно это укрепляет в ней волю и интуицию, способствует исполнению исторического предназначения. Тот, кто не признает собственной «Самости» и живет «как все», тот проживает, по мнению Юнга, не свою, а чужую жизнь.

Основные работы З. Фрейда: «Тотем и табу», «Введение в психоанализ», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Будущность одной иллюзии» «Неудовлетворенность в культуре».

Основные работы  Юнга: «Об архетипах коллективного  бессознательного», «Современность и  будущее», «Различие восточного и  западного мышления».

Современный психоанализ значительно  углубил теории своих основателей, но это ещё больше подчеркивает важность понимания иррациональной природы человека и методов воздействия на бессознательное  в условиях острой информационной войны современного рынка и политики.

 

 




Информация о работе Лекции по "Философии"