Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:51, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.
Вопросы:
Определение мировоззрения. Разнообразие форм мировоззрения.
Основные признаки мифологии и особенности современного мифологического сознания.
3. Религиозное мировоззрение. Признаки религиозного мышления. Вера. Мировоззренческое значение мировых религий.
4. Научное мировоззрение.
5. Философия: её особенности и предмет.
Тема 3. Вопросы средневековой христианской философии
Вопросы:
Средневековая христианская философия охватывает период с I в. н.э. до XIV в. Основные периоды:
Учение Августина Аврелия об основных символах веры
На положения христианского учения существенно повлияла античная философия, особенно – стоицизм и неоплатонизм. Наиболее полно философские проблемы христианства изложил в своем учении Августин Аврелий (5 в.). Важным вопросом для него был вопрос о соотношении веры и разума в жизни человека. Августин, находившийся под влиянием учения Платона, утверждал, что вера – это особое состояние души и она имеет несомненный приоритет над логическими процедурами разума. Целью всей жизни человека он считал познание Бога, а на пути к нему усматривал три ступеньки восхождения. Первая – это период освобождения от низменных страстей, обретение спокойствия и эмоционального равновесия, освобождение от греховных искушений; второй период – обретение знаний о мире и Боге, греховном и божественном; третий период – божественное озарение, т.е. обретение способности понимать знаки Бога. Августин в споре с Пелагеем отстаивал наличие у человека испорченной природы вследствие первородного греха. Первородный грех он понимал как потерю особых способностей, дарованных богом Адаму и Еве и названных благодатью. Грех состоит в самой животной, низменной природе, которая стала доминировать и сделала первых людей неспособными к жизни в раю, за что они и были изгнаны. Августин подчеркивал, что любой человек, согласно провидению, идет по пути к Богу, но не все это осознают. Вернуться к Богу, значит вновь обрести божественную благодать, сверхспособности, проявляющиеся в милосердии и прощении, бескорыстии и добросердечии, любви и заботе. Августин считал, что сам человек несет ответственность за свои поступки, которые поддерживают и укрепляют либо Град земной, либо Град Божий. Битва между двумя мирами – это битва между Добром и Злом в окружающем мире и в душе самого человека.
Понятие «троица» вошло в христианство из платонизма и неоплатонизма. Отличие состоит в том, что христианская троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух) не содержит иерархии (как в платонизме) и имеет личностное начало. Влияние Платона проявилось и в трактовке смысла «троицы», трех ликов Бога. Категорию «Логос» в христианстве трактуют как воплощение личностного Бога, его воли. Логос как сокровенное тайное слово или «идеи-эйдосы» (Новый Завет) принес людям Иисус, он и воплощает собой «слово» Бога-Отца – Логос. Первый лик троицы – Бог-Отец – это воплощение платоновского Ума-Демиурга, а Святой Дух – аналог платоновской мировой души.
Рационализм Фомы Аквинского
Учение Фомы Аквинского (13 в.) – томизм – признано официальным учением католической церкви. Основные сочинения Фомы: «Сумма против язычников», «Сумма теологии». Его учение сформировалось под влиянием философии Аристотеля, который подразделял сущее на субстанцию (сущность, форму) и акциденцию и трактовал сущее как «благое». Целесообразность природы Аристотель объяснял с помощью «перводвигателя», которому придавал свойства трансцендентного бога. Бог есть «чистая форма-эйдос», подлинная действительность и не может контактировать в материальным и потенциальным миром, он управляет миром с помощью особой энергии – любовным влечением, являясь высшим благом и конечной целью для всего существующего. От платоновского демиурга бог Аристотеля отличается постоянством влияния, актуализацией и оформлением событий, объектов природы и общественной жизни.
Фома стремился убедить церковь в том, что вера и разум не противоречат друг другу. Разум (философия, наука) идет своим путем в познании мира, но приходит к тому же результату, что и вера – к Богу. Стремясь к примирению разума и веры, к определению роли философии как служанки теологии (богословия), Фома сформулировал пять рациональных способов доказательства Бога. И в этом он снова опирается на авторитет Аристотеля. Первый аргумент Фомы – он признает утверждение философов о том, что все находится в движении и обусловлено перводвигателем (согласно Аристотелю), но уточняет, что для теологов этот перводвигатель и есть Бог. Второй аргумент – он признает приоритет формы и её роль в актуализации потенциала материи, но называет её Богом. Третий аргумент – он соглашается с философами и признает необходимость, закон мира, называя его Богом. Четвертый аргумент – Фома признает совершенство (гармонию) мира, называя его Богом. Пятый аргумент – он признает, что все в мире целесообразно, стремится к высшей цели, которая и воплощается в Боге. Фома (будучи доминиканцем) также дистанцируется от францисканцев и учения Августина о приоритете воли над разумом. Его учение характеризуется как рациональное. Правда вопрос о соотношении воли и разума в православной трактовке русских философов будет иметь августинианскую версию.
Тема 4. Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения
Вопросы:
Гуманизм и антропоцентризм Возрождения
Возрождением или Ренессансом называется период критики схоластики и возвращения к античным ценностям, он датируется 14-15 вв. (раннее итальянское Возрождение) и 16-17 вв. (позднее Возрождение).
Главными особенностями
Гуманизм – человечность, человеколюбие. Гуманистами Возрождения являлись Ф. Петрарка, Данте Алигьери, Л. Валла и другие представители антропоцентризма.
Основные признаки возрожденческого
антропоцентризма и гуманизма
1. Гуманисты не признавали греховности тела, были убеждены, что душа и тело находятся в гармоничном единстве, восхищались прекрасным телом и творческими способностями человека, его разумом. Гуманисты призывали человека трудиться над своей душой, чтобы глаза, лицо, руки и весь облик могли выразить прекрасную душу. Человек – великий творец культуры, подобен Богу в создании прекрасных дворцов и скульптур, живописи и музыки. Человек имеет право на свободное выражение своих чувств, главным из которых признавалась любовь. Особую роль в утверждении новых ценностей сыграла «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы.
2. Гуманисты ценили человека не за богатство, а за его таланты и активную творческую деятельность на благо людям.
3. Гуманисты – последователи Платона – Т. Мор, Т. Кампанелла, Мелье, Мабли и другие, создавали утопическую модель идеального, справедливого общества, в котором все равны и счастливы, достойны уважения и заботы. Противоречивую модель государственного управления представил Н. Макиавелли в сочинении «Государь».
4. Гуманисты, такие как Гемистос, Фичино положили начало традиции нового, светского образования. В 1459 году была основана Флорентийская платоновская Академия, в которой не преподавалась схоластика и теология, но уделялось большое внимание античной философии.
5. Гуманисты христианской
веры М. Лютер и его
6. В качестве новых ценностей утверждались личная доблесть и отвага, рыцарство, поклонение прекрасной даме, защита слабых и униженных (дон-кихотство).
Глава Флорентийской Академии М. Фичино, возрождая учение Платона, стремился к сближению ученой религии и благочестивой философии. Человека он называл центральным звеном Космоса, а красоту, любовь и наслаждение – космическими принципами. На основе мистики Платона создавалась мистика Пико деллы Мирандолы, Парацельса.
В эпоху Возрождения
сформировался культ
Пантеизм – это учение, отождествляющее природу и бога. Оно представлено в учении Н.Кузанского и Д.Бруно. Возрождая учение Платона кардинал католической церкви и великий математик Н. Кузанский трактовал Единое как абсолютный максимум, который тождествен абсолютному минимуму. Бог свертывает природу в минимум – семя, а природа развертывает семя в максимум. У мира нет пределов и центра, весь космос – это Бог, мир – бесконечный, в нем растворена платоновская мировая душа, которая проявляет себя и в музыке, и в числе, и в душе человека, и в искусстве. Диалектика Кузанского выразилась в учении о совпадении противоположностей.
Великий исследователь природы и противник схоластики Д.Бруно также являлся представителем пантеизма в зарождающейся новоевропейской науке. За свои взгляды он был сожжен на костре. Он утверждал, что мир бесконечен в своих проявлениях, жизнь существует не только на нашей планете, всё множество миров создано из одних и тех же элементов природы, т.е. физически однородно. Мир наполнен особой энергией – одухотворяющей душой, которая движет всё вокруг (в этом проявился гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы). Природа – это бог в вещах. Все вещи состоят из монад, духовных и телесных начал. Человек – это микрокосм и если он желает понять тайны природы, он должен изучать максимумы и минимумы противоположностей.
Проблема метода в науке Нового времени
16-17 века ознаменовались
буржуазными революциями в
В 17-18 вв. в философских учениях бытие рассматривается как сущее, природная реальность, противостоящая человеку. Главным понятием материалистического учения стало природное «тело», которое изучается механикой. Именно механика стала доминирующей наукой и все проблемы человека начинают рассматриваться на основе законов механики.
Вторая особенность этого периода – формирование субъективно-идеалистической оценки реальности – у Декарта формируется принцип cogito (мыслю – следовательно существую), у Лейбница создано учение о деятельность духовных монад, у Юма и Беркли субъективно-идеалистическая теория ощущений – все они повлияли на трактовку научного познания, на понимание научного метода и истины.
Ф. Бэкон – представитель эмпиризма и материализма 16-17 веков. Основные трактаты «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», «Опыты, или Наставления нравственные и политические», «Новая Атлантида».
Бэкон признавал принципы античной трактовки природы, такие как саморазвитие и изменчивость, а также атомистику как структуру природы.
Главная проблема его
философии – обоснование
Фундаментальная теоретическая наука основана на рациональном методе, который сформулировал великий французский математик и философ Р. Декарт. Основные его сочинения: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Метод Декарта дает возможность получить новое знание с помощью рациональных логических размышлений и называется дедукцией, т.е. методом восхождения от общего к частному. Декарт сформулировал предварительное условие научного исследования – сомнения, критический пересмотр предыдущих умозаключений. Свои сомнения Декарт выражал в отношении чувственного познания, которое считал смутным и поверхностным, далеким от истины. Только при помощи интеллектуальной интуиции и математической логики возможно познание истины. И хотя интеллектуальная интуиция и аксиомы (как ясное и отчетливое знание) дарованы человеку Богом в качестве врожденного знания, метод дедукции требует соблюдения некоторых правил. Первое – начинать исследование с простого и очевидного аксиоматического знания. Второе – всякое сложное разлагать на столько простых частей, сколько возможно. Третье – не упускать из виду ни одного звена в цепи рассуждений. Декарт подчеркивал необходимость строго соблюдения последовательности математических рассуждений (логики). Знание, полученное при помощи математики, Декарт называл точным потому, что считал математику языком Бога.