Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций
Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.
1.Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.
Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы
попытаться охватить единым взором все великое многообразие явлений природы и общества, найти в них единство и связь.
Исторические типы: Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. (Космос); Средние века IV-XIV вв. (Бог); Новое время XV-XIX вв. (Человек и общество); Новейшее время XX в. (Язык).
2. Мировоззрение – совокупность или система взглядов, норм, ценностей, установок, определяющих отношение человека к миру и место человека в мире, и выступающих в качестве регуляторов и ориентиров человека.
Мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. В этом и усматривается сущность мировоззрения.
Структура мировоззрения:
Уровни мировоззрения: обыденный (совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте), профессиональный (формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности – ученые, писатели и т.д.), теоретический (Высший уровень мировоззрения к которому принадлежит и философия).
Исторические формы мировоззрения: мифологическое мир-е(специфическое худ-обратное представление о мире в котором смешиваеться ест и сверхест,фантас-ое и реальное,возможное с дейс), религиозное мир-е(вера в сверхест-ое), философское мир-е(решить осн вопросы фил посредством разума).
3. Философия – (наука о наиболее всеобщих связях
и закономерностях бытия.Целостное,существенное,
Философское мировоззрение отличается
от религиозного и мифологического
тем, что оно: - основано на знании (а
не на вере либо вымысле); - рефлексивно
(имеет место обращенность мысли
на саму себя); - логично (имеет внутреннее
единство и систему); - опирается
на четкие понятия и категории. Философия
включает в себя учения об общих
принципах бытия мировоззрения (онтология,
или метафизика), о сущности и
развитии человеческого общества (социальная
философия и философия истории)
4. В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения: формирование целостной картины мира, с др. стороны, стремление познать себя, суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Это и есть основной вопрос философии.
Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об отношении сознания к бытию, или, др. словами, об отношении идеального к материальному. Идеальное – наши мысли, переживания, чувства. Материальное – все то, что существует объективно, независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления и процессы, совершающиеся в природе и обществе.
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать 2 его стороны:
1.Что является первичным – идеальное или материальное?
Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его.
2.Может ли человек
познать окружающий мир,
Суть этой стороны основного
вопроса философии сводится к
выяснению способности
Важным является деление на 2 философские концепции:
Материализм – течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное – сознание, которое производно от материи. Исходит от того, что мир материален, существует вне и независимо от сознания. Материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Идеализм – в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание. Как правило, отрицает возможность познания мира.
5. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Содержание основных разделов философии пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
Структура философии:
Функции философии:
6. Диалектику и метафизику принято считать важнейшими из методов, используемых философией для познания мира.
Диалектика – метод философского познания основанный на принципе единства бытия.единство мат-го и идеаль-го
Метафизика – метод философского познания основанный на принципе дуализма. Материальные и идеальные сферы оторваны друг от друга.
Сторонники диалектического метода признают наличие в мире качественных изменений. Представители же метафизики предлагают рассматривать вещи в статическом состоянии, в большей или меньшей степени игнорируя их развитие. Существуют разногласия между представителями диалектического и метафизического методов по вопросу об источнике развития. Диалектика признаёт подобным источником внутреннюю противоречивость любых объектов мироздания и их систем. Источником развития считается борьба и единство противоположностей присущих каждому объекту. Сторонники метафизического метода утверждают, что главным источником развития следует считать внешнее воздействие на объект со стороны идеального начала (данный Богом материи «первотолчок») или воздействие других материальных объектов по законам механики. Также стоит отметить стремление диалектики изучать все объекты в их взаимосвязи между собой. Вещи рассматриваются не изолированно друг от друга, а во всём богатстве взаимоотношений. Метафизики же, стремясь достичь чистой сущности объекта, абстрагируются от всех взаимосвязей, присущих ему, как бы помещая его в некий вакуум.
Принципы диалектики:
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания (новое всегда отрицает старое и занимает его место).
7. Наука и философия это не одно и тоже, хотя у них много общего. Общее между наукой и философией заключается в том, что философия как и наука ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий.
Различия:
Философия всегда рассматривает все через призму отношения человека к миру, в ней всегда есть нотка субъективности. Но нет науки без философии и философии без науки. Философия в том виде, в котором сейчас есть, не была бы возможна без внешних, по отношению к человеку условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений. И наоборот, наука без философии невозможна вдвойне т.к. научные открытия необходимо осознавать, осмысливать, а иначе это будут не открытия, а простая механическая работа по добыванию мертвых знаний. Мертвое знание не может дать человеку ничего хорошего. Поэтому настоящий ученый должен быть прежде всего, философом, а затем уже естествоиспытателем, экспериментатором. Научная истина делает богаче человека в материальном плане: сильнее, здоровее, богаче. Философская же истина являет собой продукт разумно-нравственной сферы человеческого сознания.
8. VI – IIIвв.
Античная философия на всех этапах своего развития была тесно взаимосвязана с теологическим мировоззрением. Внимание древнегреческих философов направлено не на познание многообразных предметов и явлений мира, а на познание мира как целого, мира в целом как единого и совершенного космоса. Древнегреческая философская мысль насквозь космоцентрична. Философы убеждены, что лишь проникнув в тайну бытия космоса, постигнув его законы, мы можем приблизиться к истине. Космос, по мысли древнегреческих мыслителей, есть основа всего, и потому именно знание самых основ Космоса является подлинным знанием.