Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций
Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.
9. 1)кризис римского общества
2)развитие крестьянства
3)неоплатеизм.Почву для средневековой философии подготовил неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Крупнейшим представителем этого течения был Плотин.
Плотин организовал
в Риме философскую школу и
возглавлял ее в течение 25 лет. В
это время в империи
10. IV – XIV вв.
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог.
Этапы средневековой философии:
Принципы средневековой философии:
1) Идея богочеловека.
2) Библия рассматривалась
как источник всех знаний о
мире, природе и истории
3) Обучение и воспитание
имели ценность только тогда,
когда были направлены на
4) Теоцентризм средневековой философии был лишен скептицизма (достоверное знание вряд ли существует) и агностицизма (мир не познаваем, only опыт). Божественные указания и откровения могли быть познаны путем озарений, через веру. Физический мир изучался с помощью науки, а божественная природа – с помощью Божественных откровений.
5) Креационизм – сотворение всего богом из ничего.
11. Философией эпохи Возрождения называется
совокупность философских направлений,
возникших и развивавшихся в Европе в
XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная
и антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его
великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический
характер.
К характерным чертам философии эпохи
Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание
интереса к человеку, вера в его безграничные
возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви и церковной
идеологии (то есть отрицание не самой
религии, Бога, а организации, сделавшей
себя посредником между Богом и верующими,
а также застывшей догматической, обслуживающей
интересы Церкви философии — схоластики);
- принципиально новое, научно-материалистическое
понимание окружающего мира (шарообразности,
а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг
Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной,
новые анатомические знания и т. д.);
- большой интерес к социальным проблемам,
обществу и государству;
- торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального
равенства.
Рост городов-республик привёл к росту
влияния сословий, не участвовавших в
феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников,
торговцев, банкиров. Всем им была чужда
иерархическая система ценностей, созданная
средневековой, во многом церковной культурой
и её аскетичный, смиренный дух. Это привело
к появлению гуманизма — общественно-философского
движения, рассматривавшего человека,
его личность, его свободу, его активную,
созидающую деятельность как высшую ценность
и критерий оценки общественных институтов.
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος —
человек и лат. centrum — центр) — философское
учение, согласно которому человек есть
центр Вселенной и цель всех совершающихся
в мире событий.
Антропоцентризм лежит в основе потребительского
отношения к природе, оправдания уничтожения
и эксплуатации других форм жизни.
В Средние века был очень распространен
антропоцентризм христианского толка,
под которым подразумевали, что человек
- вершина творения, венец его, и, соответственно,
обязательства его - наибольшие. В этом
смысле христианство - антропоцентрическая
религия, т.к. строится вокруг человека.
Все это сильно изменило философскую проблематику,
в центре которой стали проблемы гносеологии.
Принято выделять 2 направления:
Эмпиризм, согласно которому научное знание
может быть получено из опыта и наблюдения
с последующим индуктивным обобщением
этим данных. Основателям эмпиризма были
Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.
Рационализм, согласно которому научное
знание может быть получено путем дедуктивного
поведения, разнообразными следствиями
из общих достоверных положений. Основателем
был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»),
а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.
Т.о философия нового времени – это философия
рационального антропоцентризма, согласно
которому каждый человек представляет
собой самостоятельную мыслящую субстанцию
– действия и поведения его обуславливаются
лишь его желаниями и мотивами.
12. Западную философию Нового времени XVII – XVIII веков по праву называют классической. Это связано, прежде всего, с тем, что философы, творившие в эту эпоху, в работе над своими теоретическими построениями стремились сделать их безупречно четкими, логически строго выверенными, непротиворечивыми, ясно аргументированными, приближенными к строго научным обоснованиям естествознания. Отмеченное стало образцом для философов последующих веков. Даже сегодня, в начале нового тысячелетия, когда философия в постановке своих проблем и выборе методов теоретических доказательств во многом отличается от философии Нового времени, молодые мыслители, только еще делающие первые шаги в постижении и разработке собственных философских теорий, обязательно учатся у философов данного периода.
Для многих философов этого периода было заманчивым и характерным стремление придать своим оригинальным философским учениям уже не просто строгую системность, но именно аналогичную математически выверенным сложным научным теориям стройность и совершенство.
Старый тип мышления (феодальный) и новый (капиталистический) столкнулись на всем пространстве цивилизованного мира. В этих условия перед философией встала колоссальная задача найти новые пути для развития интеллектуальной культуры человечества.
Философия должна была преодолеть противоречия в фундаментальных основаниях мировоззрения. В западном мире со времен средневековья доминировала религиозная форма мировоззрения, основанная на догматике христианства. Мир, с точки зрения этих воззрений, сотворен Богом известным и описанным в библии способом, основные события будущей истории человечества известны. Существуют сознательные силы добра и зла, которые влияют на человека и борются за его душу. Такие идеи совершенно не приемлемы с точки зрения другого мировоззрения, которое начало в Западной Европе формироваться под влиянием успехов развития опытного естествознания. Постепенно утверждалась и даже стала доминировать среди прогрессивных, образованных социальных общностей новая точка зрения - мировоззрение, мировидение обязательно должны опираться на научные идеи, теории. Они должны являться ведущими для формирования мировоззренческих представлений.
Наиболее значительная проблема из
тех, что дают основание для выделения
философии Нового времени в отдельный
период развития философской мысли,
– это, конечно же, разработка нового метода познания. Новое время характеризуется борьбой рационализма и эмпириз
Индукция - это такой метод познания,
когда мысль исследователя
Рационализм объединяет совокупность таких философских учений, в которых разуму, а не чувствам человека отводится ведущая роль в познании. Истоки рационализма усматриваются в теоретических изысканиях античной философии, но только в Новое время это направление в развитии гносеологии получило серьезную идейную разработку. Помимо Декарта рационалистами были в данную эпоху Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
13. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории” XVIII века получают свое второе рождение в “технологическом детерминизме” XX века. Я как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.
14. В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук, стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, астрономические, геологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Критиковал метафизику.
Сторонники диалектического метода признают наличие в мире качественных изменений. Источником развития считается борьба и единство противоположностей присущих каждому объекту. Также стоит отметить стремление диалектики изучать все объекты в их взаимосвязи между собой. Вещи рассматриваются не изолированно друг от друга, а во всём богатстве взаимоотношений.
Принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей взаимной связи.
2. Принцип развития через противоречия.
Основные законы диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные.
2. Закон единства и борьбы противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания (новое всегда отрицает старое и занимает его место).
15. Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804—1872)
- выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские
взгляды формировались под воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в