Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Файлы: 1 файл

Лекции по философии.docx

— 161.97 Кб (Скачать файл)

9. 1)кризис римского общества

2)развитие крестьянства

3)неоплатеизм.Почву для средневековой философии подготовил неоплатонизм — последний этап развития античной философии. Крупнейшим представителем этого течения был Плотин.

Плотин организовал  в Риме философскую школу и  возглавлял ее в течение 25 лет. В  это время в империи обостряется  гражданская война, которая вела к обнищанию основной массы населения  и распространению мистических  настроений. Философ преобразовал платоновское учение в религиозную философию. Основой всего сущего он считал единое божественное первоначало. Бытие, согласно Плотину, зависит от божественного первоначала. Философия-служанка бога.

10. IV – XIV вв.

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог. 

Этапы средневековой философии:

  • Апологетика - Предтеоцентрический этап II – IV веков н.э. В это время появилась первая христианская литература, в которой защищалось и обосновывалось христианство. Яркий представитель этого этапа – Тертуллиан Карфагенский считал, что в христианской вере уже содержится готовая истина, которая не нуждается в проверке или доказательствах. Основной принцип его учения – « верую, потому что абсурдно». На этом этапе наука и религия не имели точек соприкосновения.
  • Патристика - Ранний теоцентризм средневековой философии, IV – VIII века. В это время отцами церкви разрабатывались основы христианской догматики. Исходным основанием любого знания считалась вера, а единственной достойной целью для человеческого ума – познание Бога (Аврелий Августин).
  • Схоластика - Основная особенность этого периода – обращение к рациональным методам при рассмотрении сверхрациональных предметов, поиск доказательств существования Бога (Фома Аквинский). На этапе схоластики наука и религия слились в одно учение, при этом наука служила потребностям религии.

Принципы средневековой  философии:

1) Идея богочеловека.

2) Библия рассматривалась  как источник всех знаний о  мире, природе и истории человечества. Исходя из этого возникла целая наука о правильном толковании Библии – экзегетика. Соответственно, средневековая философия, теоцентризм были целиком экзегетичны.

3) Обучение и воспитание  имели ценность только тогда,  когда были направлены на познание  Бога и спасение человеческой  души.

4) Теоцентризм средневековой философии был лишен скептицизма (достоверное знание вряд ли существует) и агностицизма (мир не познаваем, only опыт). Божественные указания и откровения могли быть познаны путем озарений, через веру. Физический мир изучался с помощью науки, а божественная природа – с помощью Божественных откровений.

5) Креационизм – сотворение  всего богом из ничего.

11. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.  
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:  
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;  
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);  
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);  
- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;  
- торжество индивидуализма;  
- широкое распространение идеи социального равенства.  
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.  
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.  
Антропоцентризм лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.  
В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, т.к. строится вокруг человека.  
Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:  
Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.  
Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.  
Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.  

12. Западную философию Нового времени XVII – XVIII веков по праву называют классической. Это связано, прежде всего, с тем, что философы, творившие в эту эпоху, в работе над своими теоретическими построениями стремились сделать их безупречно четкими, логически строго выверенными, непротиворечивыми, ясно аргументированными, приближенными к строго научным обоснованиям естествознания. Отмеченное стало образцом для философов последующих веков. Даже сегодня, в начале нового тысячелетия, когда философия в постановке своих проблем и выборе методов теоретических доказательств во многом отличается от философии Нового времени, молодые мыслители, только еще делающие первые шаги в постижении и разработке собственных философских теорий, обязательно учатся у философов данного периода.

Для многих философов этого периода  было заманчивым и характерным стремление придать своим оригинальным философским  учениям уже не просто строгую  системность, но именно аналогичную  математически выверенным сложным  научным теориям стройность и  совершенство. 

Старый тип мышления (феодальный) и новый (капиталистический) столкнулись  на всем пространстве цивилизованного  мира. В этих условия перед философией встала колоссальная задача найти новые  пути для развития интеллектуальной культуры человечества. 

Философия должна была преодолеть противоречия в фундаментальных основаниях мировоззрения. В западном мире со времен средневековья доминировала религиозная форма мировоззрения, основанная на догматике христианства. Мир, с точки зрения этих воззрений, сотворен Богом известным и описанным в библии способом, основные события будущей истории человечества известны. Существуют сознательные силы добра и зла, которые влияют на человека и борются за его душу. Такие идеи совершенно не приемлемы с точки зрения другого мировоззрения, которое начало в Западной Европе формироваться под влиянием успехов развития опытного естествознания. Постепенно утверждалась и даже стала доминировать среди прогрессивных, образованных социальных общностей новая точка зрения - мировоззрение, мировидение обязательно должны опираться на научные идеи, теории. Они должны являться ведущими для формирования мировоззренческих представлений.

Наиболее значительная проблема из тех, что дают основание для выделения  философии Нового времени в отдельный  период развития философской мысли, – это, конечно же, разработка нового метода познания. Новое время характеризуется борьбой рационализма и эмпиризма в гносеологии. Декарт и Бэкон.

Индукция - это такой метод познания, когда мысль исследователя движется от отдельного, частного к всеобщему, выявляя при этом закономерности в существовании явлений. Эмпиризм в лице, прежде всего Ф. Бэкона и Дж. Локка, отводил чувствам, чувственному опыту («эмпирии») решающую роль в процессе познания.

Рационализм объединяет совокупность таких философских учений, в которых  разуму, а не чувствам человека отводится  ведущая роль в познании. Истоки рационализма усматриваются в теоретических  изысканиях античной философии, но только в Новое время это направление  в развитии гносеологии получило серьезную идейную разработку. Помимо Декарта рационалистами были в данную эпоху Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.

13. XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства.

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш  разум. Если в эпоху Возрождения  принималось, что наш разум безграничен  в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом  стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное  для человека переустройство как природы, так и общества.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел. Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.

Философия эпохи Просвещения невольно привлекает к себе наше внимание еще  и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными  надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и  нашими ориентирами, идейно в середине XX века мы были захвачены перспективами  научно-технического прогресса и  многие идеи философии истории” XVIII века получают свое второе рождение в  “технологическом детерминизме” XX века. Я как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.

14. В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук, стали развиваться  физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, астрономические, геологические теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля. Гегель сформулировал, правда, в идеалистической  форме, законы и категории диалектики. Критиковал метафизику.

Сторонники диалектического  метода признают наличие в мире качественных изменений. Источником развития считается  борьба и единство противоположностей присущих каждому объекту. Также  стоит отметить стремление диалектики изучать все объекты в их взаимосвязи  между собой. Вещи рассматриваются  не изолированно друг от друга, а во всём богатстве взаимоотношений.

Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной  связи.

2. Принцип развития через  противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных  изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы  противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания (новое всегда отрицает старое и занимает его место).

15. Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804—1872)

- выдающийся представитель  философского материализма и  атеизма. Его философские

взгляды формировались под  воздействием Гегеля, лекции которого он слушал в

Информация о работе Лекции по "Философии"