Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Файлы: 1 файл

Лекции по философии.docx

— 161.97 Кб (Скачать файл)

Берлинском университете.

В течение двух лет Фейербах преподает в одном из германских университетов, однако его увольняют за публикацию труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека,

полагая, что бессмертными могут  быть лишь великие деяния человеческого разума. Перед Фейербахом закрываются двери всех университетов  Германии, и он вынужден

вести уединенную жизнь в  деревне, где у его жены была небольшая  фабрика.

Материализм Фейербаха оказал сильнейшее влияние на формирование мировоззрения Маркса и Энгельса.

Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом  природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума. Мыслить  может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данные естествознания, всех опытных наук. Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма.

Антропологическая философия  Фейербаха исходит из природной  сущности человека,

который стремится к счастью, любит и страдает, нуждается в общении с себе

подобными. Его свобода  зависит от окружающей среды, которая  либо способствует,

либо препятствует проявлению его сущности. Как говорит Фейербах,  птица

свободна в воздухе, рыба — в воде, человек же — там, где ему ничто не

препятствует реализовать  естественное стремление к счастью.

 

16. Предпосылки возникновения марксизма:

  • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);
  • Бурный рост открытий в науке и технике;
  • Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
  • Кризис традиционных буржуазных ценностей;
  • Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;

В эти времена народных волнений возникла потребность в  новой теории, способной вскрыть  сущность, показать перспективу социального  развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической  эксплуатации. Требовалось научное  обобщение опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии  и тактики. Марксизм появился в 40-е  годы XIX века, когда капитализм уже сложился как система социально-экономических отношений, когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного хозяйства. Марксизм возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Одним словом в середине XIX века марксизм возник и сложился как естественный наследник, законный преемник и продолжатель всего лучшего, что создало в науке человечество.

Идея социалистической революции  – идея радикального способа перехода общества из состояния несвободы  в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается  как изменение экономических  основ общества, преодоление частной  собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот  должен осуществить пролетариат, как  неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

 

 

17. Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенности к проблемам земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Идея социалистической революции  – идея радикального способа перехода общества из состояния несвободы  в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается  как изменение экономических  основ общества, преодоление частной  собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот  должен осуществить пролетариат, как  неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его  соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического  осуществления пролетарских революций  в некоторых странах Европы.

Основное в системе  марксизма – это дух активного  преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

 

18. В целом западная философия ХХ века представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

XX век принес человечеству  не только огромные успехи  в науке и технологиях, но  и целую вереницу революций,  две мировые войны, крушение  колониальной системы, формирование  социалистической системы и ее  распад, возникновение глобальных  проблем, ставящих под вопрос  бытие всего человечества.

Эти процессы вызвали отход  от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого  бытия, места человека в мире, его  отношения к богу, к смерти и  бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр  целей и задач философствования.

1) Неопозитивизм - является широко распространенным философским течением XX века. Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).

2) Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается  австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения (из сознания в бессознание). Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни  бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности.

3)  Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий 20 в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного. Постмодернизм также рассматривают как реакцию на тотальную коммерциализацию культуры, как противостояние официальной культуре.

19. В 30—40 гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798—1857). Она получила название философии позитивизма. Возникнув во Франции, позитивизм затем разрабатывается в Англии, Германии и других странах Западной Европы. Проявляют к нему интерес и мыслители в России.

В первоначальном толковании Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивное (положительное) научное знание как  философское. Конт считал необходимым  выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях, отмечал  он, предстоит построить систему  «положительного» знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся  исключительно на факты.

Философы-позитивисты предприняли  попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены  борьбой с философским и «научным»  агностицизмом.

Позитивизм выступает  с требованием «чистого опыта», т. е. исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. В данном случае спутаны две вещи: роль философского мышления в познании и оценочный характер знания. Философская методология – это важное условие миропознания.

Конт полагал, что в  обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального  развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Но человечество проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе – метафизикой, а  третье – наукой.

 

20. Начальный период становления русской философии – XI—XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Все эти названия имеют право на существование. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: XI—XIV вв. – процесс формирования древнерусской философии; XV—XVI вв. – эпоха ее расцвета; XVII в. – начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется  связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. В своем возникновении она, с одной стороны, восприняла ряд черт и образов славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой – принятие христианства тесными узами связало Древнюю Русь с Византией, от которой она получила много образов, идей и концепций античной философии, основополагающей для западноевропейской традиции. Кроме этого, через византийское и южнославянское посредничество Россия восприняла многие положения восточнохристианской философской и богословской мысли. Таким образом, русская философия возникла не в стороне от столбовой дороги развития философской мысли, а впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном виде. При этом она с самого начала использовала свой собственный письменный язык, созданный в IX в. Кириллом и Мефодием.

Характерной особенностью развития русской философии является то, что  оно идет через развитие всей русской  культуры. Воплощение и выражение  многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина  духовного состояния и опыта  Древней Руси запечатлена прежде всего в иконах и храмах. Достаточно сослаться на икону Андрея Рублева «Троица», полную глубокого философского смысла и содержания. По меткой характеристике Е. Н. Трубецкого, иконы Рублева – это «мировоззрение в красках».

Это органическое единство философии  и культуры имело положительные  и отрицательные последствия. С  одной стороны, русская культура была философски насыщена, духовно  богата и значима, ибо философия  была органично вплетена в общий  язык культуры, служившей ей родным домом. С другой – эта синкретичность культуры и философии сдерживала развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовала разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.

Необходимо указать на интенсивное проникновение в  Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, – все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение. Все это свидетельствует о постепенной смене в XVII в. средневекового типа русской философии ее новоевропейским типом. Приближался XVIII в. – время секуляризации философии, освобождения ее от церковного влияния и возникновения материализма в России.

Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два важных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени, – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни.

Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой  Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал замещается идеалом «великой Руси», который и утверждается в национальном сознании. Этому способствовала и отмена Петром I патриаршества и установление для церкви синодального правления. Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти.

В это время Россия многое перенимает из западноевропейской культуры, которая развивалась под знаменем эпохи Просвещения. Огромное значение для развития всей духовной культуры России имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир и др. Но наиболее видными представителями философского знания этого периода являются М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.

Информация о работе Лекции по "Философии"