Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Файлы: 1 файл

Лекции по философии.docx

— 161.97 Кб (Скачать файл)

 

21. По существу, самостоятельное философское творчество в России начинается именно в этот период, хотя фундамент его был заложен в конце XVIII в. Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». После публикации в 1836 г. первого из них автор был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Центральное место в учении Чаадаева занимает философия человека и философия истории. Человек, писал  он, существо двойственное: природное  и духовное. Задача философии состоит  в том, чтобы изучать его не как природное, а как духовное существо. Философ считал, что коллективистская сущность человека является тем основным фактором, который отличает его от животного, и без общения с другими людьми, «мы бы мирно щипали траву», т. е. так и оставались бы животными.

Определяющим фактором общественного  развития является божественное провидение. Божественная воля, лежащая в основе истории, с наибольшей полнотой воплощается  в христианстве. Оценка исторического  процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль; говорит о том, что само провидение как бы исключило ее из своего благодетельного действия, что она «заблудилась на земле», и мы живем лишь одним настоящим без прошлого и будущего, что «исторический опыт для нас не существует» и т. д. и т. п. Всячески превознося католический Запад, Чаадаев ставит его в пример православной России. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества». Возражая против своих же ранних обвинений в адрес России, называя статью, в которой они содержатся, «злополучной».

Роль исторической концепции  Чаадаева, как и сама эта концепция, противоречива. С одной стороны, прославляя Запад, Чаадаев явился предтечей западничества в России. С другой стороны, оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства.

Дальше про славянофилов и западников из 22 вопроса, потом  опять это.

Конец XIX – середина XX вв.

Следующий этап русской философии  связан с возникновением философских  систем. К мыслителям этого времени  следует отнести Н. Ф. Федорова, Вл. C. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Н. О. Лосского и др. Характерными особенностями философии этого периода являются ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер. Еще одна особенность, тесно связанная с вышеназванными, сопряжена с развитием естествознания и техники. Она заключается в возникновении русского космизма – оригинального направления, значение которого с течением времени становится все более очевидным. В свою очередь русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).

Дальше из 23 вопроса.

 

22.

Славянофильство как направление  философской мысли занимает видное место в мировоззренческом творчестве середины XIX в. Основные его представители были противниками как западников, так и революционных демократов. Они заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в. Основателями этого направления были А. С. Хомяков и И. В. Киреевский.

Лучше всего представление  об этом течении дает философия Алексея  Степановича Хомякова (1804—1860), который  был главой и идейным вдохновителем  всей группы. Отмечая отрицательное  влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, он полагал, что  ее коренные начала – православие  и община – остались в своей  сущности прежними. Возрождение на Руси форм патриархальной жизни, возврат  к идеалам «Святой Руси», утверждение  православия как вечного начала – такова основа социально-исторической концепции Хомякова, носящей провиденциалистский и мистический характер. Пафос его историософии заключается в надежде и даже призыве к России стать впереди всемирного просвещения.

Другой путь развития и  предназначения России обнаруживается в концепции так называемого  западничества, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. К этому направлению  принадлежали такие мыслители, как  А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с ними поддерживал В. Г. Белинский, а среди писателей – И. С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.

Один из наиболее видных и  ярких выразителей этого течения  – Александр Иванович Герцен (1812—1870). Важная часть творчества А. И. Герцена – социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию «русского социализма», Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. «Весь русский вопрос», по его мнению, «заключается в вопросе о крепостном праве», и его решение возможно лишь через крестьянскую общину.

Так же, как и Герцен, на «русский социализм» и революционное  преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Как революционный демократ, он выражал  интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как  главную движущую силу истории.

В конце 60-х – начале 70-х  гг. XIX в. в России складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Основными выразителями этого мировоззрения были Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин.

Продолжателями славянофильства  в 60—70-е гг. явились почвенники.

Главная идея их философских  исканий – «национальная почва» как основа социального и духовного  развития России. Основные представители  этого направления – А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения.

23. Русский космизм можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, П. А. Флоренский) и естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский).

У истоков рассматриваемого этапа философской мысли стоит  Николай Федорович Федоров (1828—1903) – ярчайший представитель русского космизма и гуманизма. Основной вопрос его философии сводится к тому, чтобы найти «потерянный смысл  жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь, сообразно  с ней». Задача философии – не только объяснить мир, но также дать проект того, каким он должен быть. Нужно  достигнуть всеобщего братства в  мире посредством любви. Причем под  «всеми» подразумеваются и ушедшие  предки («отцы») и потомки («дети»). Исходя из этого, он восстает против отчуждения и индивидуализма в современном  обществе с их аморализмом и разрушительностью. Для Федорова, чтобы победить все  несовершенство и зло человеческих отношений, нужно, прежде всего, победить смерть как торжество зла и  самой безнравственной силы. С  этим связана необходимость воскрешения  предков и достижения бессмертия на основе использования успехов  науки и техники и регулирования  природы и социальной среды. Достижение бессмертия, по мнению Федорова, приведет ко всеобщему братству людей в космическом масштабе.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) является наиболее влиятельным  философом рассматриваемого периода. Соловьев исходит из нравственного  начала, «нравственного элемента», который  «и должен быть положен в основу теоретической философии». Не случайно его главный философский труд носит название «Оправдание добра». В нем автор совершенно сознательно  и определенно на место рационалистического  принципа Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», ставит свой нравственный принцип: «Я стыжусь, следовательно, существую».

Нравственность, по Соловьеву, имеет различные проявления. Низшим ее предметом является право. Это  минимум нравственности. Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет философии, является любовь. Это – максимум нравственности. 

Константин Циолковский  усовершенствовал «русский космизм». Будучи всё же в глубине души верующим человеком и православным, он попытался  «научно обосновать» религию  и чудеса христианства.       Центральным в религии Циолковского стало учение о «чувствующем атоме» («панпсихизм»). В представлении ученого это тонкие материи, невидимые невооруженным глазом, которым свойственно испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. Любое живое существо, включая человека, - это совокупность «чувствующих атомов».

24. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Однако смысл движения, его сущность наиболее полно отразила марксистская философия.

В основе диалектико-материалистического  понимая движения лежат следующие положения:

  • Движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство материи, способ ее существования.
  • Движение определяются как любое изменение.
  • Движение представляет собой противоречие, а его источником является взаимодействие противоположностей.
  1. Итак, движение представляет собой, необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях, не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения.
  1. Все изменения представляют собой движение. По Бутакову, есть три типа движения: от простого к сложному (восходящее), наоборот (нисходящее) и тип движения при котором ничего не происходит. Первый тип движения является развитием. Т.е. понятие «движение» шире понятия «развитие». Любое развитие есть движение, но не любое движение является развитием. Примером второго типа движения является старение человека. Третий тип движения может продолжаться только короткий промежуток времени, а затем опять вступят в силу первый или второй тип.
  2. Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к другому, является внутренним импульсом, совершающихся процессов, причиной самодвижения. В.И. Ленин подчеркивал Гегелевские слова: « противоречие (т.е. отношение между противоположностями) есть корень всякого движения и жизненности!». 

Под формой движения материи  понимают движение с материальным носителем, которое охватывает явления, что  обладают определённым качественным единством  и подчиняются одним и тем  же законам. Существует 5 основных форм движения материи:

1.     механическое (перемещение макротел в пространстве)

2.     физическое (тепловое, электрическое, магнетическое и т.д.)

3.     химическое (взаимодействие атомов и молекул)

4.     биологическое (взаимодействие и функционирование живых организмов)

5.     социальное (развитие общества).

Все формы связаны между  собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется  в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.

 

25. Категории «пространство» и «время» относятся к числу фундаментальных философских и общенаучных категорий. И естественно, они являются таковыми прежде всего потому, что отражают и выражают наиболее общее состояние бытия.

Время характеризует прежде всего наличие или отсутствие бытия тех или других объектов. Было время, когда меня, пишущего эти строки (как, впрочем, и Вас, уважаемый читатель), просто не было. Сейчас мы есть. Но настанет такое время, когда меня и Вас не будет. Последовательность состояний: небытие – бытие – небытие и фиксирует категория времени. Другая сторона бытия – это одновременное существование разных объектов (в нашем простом примере это мое и Ваше, читатель), а также их одновременное несуществование. Время фиксирует также относительные сроки бытия, так что для каких-то объектов оно может быть большим (более длительным), а для других – меньшим (менее длительным). Кроме того, время позволяет фиксировать периоды в развитии того или иного объекта. Детство – отрочество – юность – зрелый возраст – старость – все эти фазы в развитии человека имеют свои временные рамки. Время входит составной частью в характеристику всех процессов существования, изменения, движения объектов, не сводясь ни к одной из этих характеристик. Именно это обстоятельство затрудняет понимание времени как всеобщей формы бытия.

Несколько проще обстоит  дело с пониманием пространства, если оно берется в обыденном смысле, как вместилище всех вещей и процессов.

Философский анализ проблем  пространства, времени и движения мы находим в античной философии. Эти проблемы стали более подробно рассматриваться и обсуждаться в науке в XVII в., в связи с развитием механики. Тогда рассматривалось движение макроскопических тел (те тела которые можно увидеть без супер мега аппаратуры).

 

26. Отражение — это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления реагировать тем или иным способом на воздействие извне сопровождается определенными изменениями своей структуры, в результате чего между отражаемым и отражающим объектами устанавливается соответствующее структурное отношение. Отражение заключается в воспроизведении особенностей отражаемого объекта. Поэтому отражение присуще: - всем телам неорганической природы, например, след, произведенный воздействием одного тела на другое.

 

 

 

Эволюция отражения:

1. В неорганической природе отражение  проявляется в механических, физических, химических изменениях. С возникновением  и развитием жизни появляются  новые, более современные формы  отражения.

2. Простейшей формой биологического  отражения является раздражимость – активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Раздражимость регулирует жизнедеятельность растений, простейших одноклеточных животных (губок, кораллов), которые отвечают на внешнее воздействие изменениями в протоплазме (внутреннее отражение) и перемещением в пространстве (внешнее отражение).

Информация о работе Лекции по "Философии"