Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 11:02, курс лекций

Описание работы

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Файлы: 1 файл

Лекции по философии.docx

— 161.97 Кб (Скачать файл)

3. Следующий этап развития  отражения – психика – связан  с появлением животных, имеющих  нервную систему и мозг. Психическое  отражение осуществляется с помощью  органов чувств, обладающих особой  раздражимостью и приспособленных  к восприятию определенных воздействий  (свет, звук и т.д.).

Таким образом, в процессе развития различных форм отражения создаются  необходимые предпосылки для  возникновения высшей формы психического отражения – человеческого сознания.

Для материалистов сознание — способность идеального воспроизведения  действительности.

Материалистическая философия  и психология исходят из трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как  активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Предварительно сознание можно определить как высшую, свойственную лишь человеку форму отражения объективной  действительности в ходе общественной практики. Тем самым сознание тесно  связано с понятием отражения.

 

27. Диалектика как наука — сложная система. Ее структурными элементами выступают идеи, принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами.

  • Центральной идеей диалектики является мысль о единстве и борьбе противоположностей, противоречивости всего сущего. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, как они превращаются друг в друга.
  • Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи: 1) Процесс развития рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разносторонне предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих самим предметам и явлениям т.е. во внутренних противоречиях. Только такой подход и дает правильное, подлинно научное понимание процесса развития. 2) Вещи рассматриваются не изолированно друг от друга, а во всём богатстве взаимоотношений.
  • Основные законы диалектики:

                   1. Закон перехода количественных  изменений в качественные.

                   2. Закон единства и борьбы противоположностей.

                   3. Закон отрицания отрицания (новое всегда отрицает старое и занимает его место).

  • Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое - единое", "сходство-различие", "качество-количество", "простое-сложное", "часть-целое", "конечное-бесконечное", "форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: "явление-сущность", "причина-следствие", "случайность-необходимость", "возможность-действительность" и другие.

 

28. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 
 
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

Согласно Гераклиту все  течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение  вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элей. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем  диалектики". На идеалистической  основе стихийная диалектика развивалась  в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство  обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все они были стихийными диалектиками. 
 
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).  

Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. 
 
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

За идеализм Гегеля, его  мистику резко критиковали русские  революционеры-демократы XIX в. — А.И. Герцен, В.Г Белинский, Н.Г. Чернышевский. Они высказали ряд глубоких суждений о диалектике природы и общества. Диалектика рассматривалась ими  как лучший способ познания мира. 
 
4. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин).

Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая  идеалистическую диалектику Гегеля, К. Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. 

29. Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. 

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление  превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение  идет по кругу. При наличии восходящего  движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует  связь старого и нового состояния  объекта в развитии, их борьбу и  взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет  и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний. Старое - это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое — это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.

 

30. Этот закон ~ ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают, друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих  и исключающих друг друга.

Чтобы понять содержание закона единства и  борьбы противоположностей и его  всеобщий характер, значение для теории развития, необходимо проанализировать, прежде всего, исходные понятия и  категории, такие как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое "мышление исходит  из того, что всем объектам внутренне  присущи тождество и различие. Так, при всех изменениях, происходящих на нашей планете, Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие "тождество".

Тождество — это такой специфический  вид отношений вещи к себе самой  и к другим вещам, который характеризуется  ее устойчивостью.

Вместе  с тем реальный конкретный предмет  постоянно изменяется, т.е. нарушает установившееся равенство самому себе. Другими словами, существует различие. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим видам в силу ее изменчивости. Диалектический взгляд на тождество и различие означает, прежде всего, признание их взаимной связи и переплетения.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений  и предметов находятся и в  таких отношениях, которые исключают  друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают  друг друга.

 

31. Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, а они, в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и  характеристики закона перехода количественных и качественных изменений:

Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом;

Количество — объем изменения объекта. Часто, но не всегда этот объем можно выразить численно, как в случае с оценкой знаний студента на экзамене;

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Скачок — переход от одного качества к другому.

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, кроме как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать — научись сначала ходить, хочешь накопить научные знания — научись сначала читать. Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

 

32. Категории причина и следствие.

 

В объективном мире мы наблюдаем постоянное взаимодействие явлений, в результате которого одни из них порождают, вызывают к жизни другие, а эти в свою очередь – третьи и т. д. Трение, например, вызывает теплоту, отсутствие осадков, засуха – неурожай и т. д. Взаимодействие явлений наблюдается и в общественных процессах. Так, могучее национально-освободительное движение угнетенных народов вызвало распад колониальной системы империализма. Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины. День, например, следует за ночью, но ночь – не причина дня. Чередование дня и ночи вызывается суточным вращением Земли вокруг своей оси. Причинная зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и с неизбежностью порождает другое.

Категории необходимость  и случайность.

Чтобы легче понять, что  такое необходимость и случайность, ответим сначала на такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все ли они в этих условиях должны протекать именно так, а не иначе? То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время  года сменяется другим. Необходимость  вытекает из сущности, внутренней природы  развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность  не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность  не беспричинна. Ее причина не в самом  предмете, а вне его – во внешних  условиях и обстоятельствах. Необходимость  и случайность диалектически  взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно – необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность. Возьмем какой-либо газ, заключенный в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном беспорядочном движении, случайно сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда. Несмотря на это, давление газа на все стенки одинаково, оно с необходимостью определяется физическими законами. Так за случайным движением молекул прокладывает себе путь необходимость, определяющая давление, а также температуру, плотность, теплоемкость и другие свойства газа. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

Информация о работе Лекции по "Философии"