Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:15, курс лекций

Описание работы

Гегель не проводил различия между мифом и религией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Л. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия.

Файлы: 1 файл

лекции по Новое время (18 в) включительно (1).doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философия в  переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia — мудрость).

Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э.

Специфику философии как особого способа духовного освоения мира, можно выразить в вопросах, сформулированных И.Кантом:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я  смею надеяться?

Что такое человек?

Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное, на суверенность сознания отдельного человека – главного субъекта философствования. Как отмечал русский философ В.С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания».

 

1. Причины  возникновения философии.

Ответить на этот вопрос значит не просто дать ответ  на вопросы: из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи.

По вопросу  об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в истории философии:

* Первая — мифогенная — считает единственным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г. В. Ф. Гегель и А. Ф. Лосев.

Гегель не проводил различия между мифом и религией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме.

Л. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия. Основой мифа или «живого, одушевленного и, в конце концов, антропоморфного понимания бытия» является абсолютизация родовой жизни. Философия и возникает как попытка разгадать тайну высшей объективности нерелигиозного мифа.

* Вторая концепция — сциентистская — рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии предфилософское, конкретное, научное знание. Систематизация этого знания, увеличение его объема и организованности приводит к возникновению философии.

* Согласно третьей — гносеомифогенной — концепции происхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания, на все мироздание.

* Некоторые философы обращают особое внимание на роль нравственной потребности в возникновении философии как акта свободного и осознанного выбора. Философия как новая форма духовной культуры формировалась не постепенно, а была введена сразу в ответ на потребность критически оценить подлинное достоинство человека в мире. Философское знание является в первую очередь этически понимаемым знанием, познанием Истины и Добра, соединяющим в себе цели познания и нравственные цели.

Впервые этот акт  свободного выбора осуществился одновременно и независимо друг от друга в трех культурных регионах древности — Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Правда, до конца XVIII в. большинство философов были европоцентристами и считали, что философия является отличительной чертой исключительно западной культуры и возникает только в Древней Греции. Так, например, Г. В. Ф. Гегель отказывал китайской философии в праве на существование, аргументируя свое мнение образностью, алогичностью и ассоциативностью восприятия мира, присущего китайским мудрецам. Лишь с середины XIX в. появляются концепции, отстаивающие наличие философии на Востоке.

С точки зрения К. Ясперса (1883— 1969), философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах — Китае, Индии и Греции в «осевое время» — VIII—II вв. до н. э. Центром этой оси является V в, до н. э. - период, когда в Китае жили Jlao-цзы и Конфуций, в Индии — Будда, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон. Новизна «осевого времени» в этих культурах состоит в том, что «человек осознает бытие в целом, самою себя и свои границы... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели... Все это происходило посредством рефлексии, сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление». Началась борьба рационально проверенного опыта против мифа. Человек не просто может теперь внутренне противопоставить себя миру, но и открывает в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. Философы претендует на роль наставников и учителей политической и социальной жизни. Этому духовному скачку человечества соответствовало определенное социальное устройство — существование множества мелких государств, их постоянное общение друг с другом. Правда, конкретный тип социального устройства, статус научного знания, развитые формы мифологии существенно различались в указанных трех регионах, что во многом определило своеобразие и различия древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.

 

2. Сущность  и структура мировоззрения.

Для определения  философии недостаточно обращения  к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие мировоззрения.

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под  воздействием обыденного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться систематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соединены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности мировоззрения выделяют его уровни и элементы.

Чаще всего  говорят о двух уровнях мировоззрения — мироощущении и миропонимании:

1. Мироощущение - стихийно складывающаяся способность  человека ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть основана на бессознательных процессах.

2. Миропонимание  — более высокий уровень, представляющий  собой обобщение данных опыта  и их осмысление.

Миропонимание, в свою очередь, делится на два уровня:

1) обыденное,  или жизненно-практическое, которое  включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки. Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п.

2) теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

Можно выделить два основных компонента мировоззрения:

1. Познавательный  компонент (картина мира) включает  в себя наиболее общие знания  о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.

2. Ценностно-нормативный  компонент содержит идеалы, абсолюты, ценности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоззрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.

Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.

Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.

 

3. Исторические  типы мировоззрения.

Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из животного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходимость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).

Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.

Мифологическое  мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.

Примеры современных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная исключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.

 

Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абстрактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуалистично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта — вера в существование Бога (или богов).

Любая религия  предполагает постоянную связь верующего  с Богом (само слово «религия»  производится от латинского religio —  воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала.

Религия, кроме  того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти.

Религия, как  правило, содержит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм.

Следует отметить, что религия как особый тип  мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Первобытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.

 

4. Философия  как мировоззрение, ее роль и место в культуре.

Одновременно  с религией возникает философия  как новый, высший тип мировоззрения. Главное сходство религии и философии  состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия — на теоретическое мышление.

Философия возникает  в VII — V вв. до н.э. Основа возникновения  философии — развитая мифология  и формирующиеся начала научных знаний. Однако в формировании философии участвуют и обыденный опыт, и здравый смысл, и социальные процессы.

Философия имеет  свою специфику. Одна из ее особенностей состоит в плюралистичности философского знания. С древности философы видели в ней и способы достижения истины (Пифагор, Гераклит), и научение мудрости (софисты), и освобождение человека от страха перед будущим и страданий, достижение душевного здоровья (Эпикур). Особенно яркой эта плюралистичность стала в современной философии, начиная со второй половины ХIХ века. Философия оказывается несводимой к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной, философской традиции.

Чем философия  отличается от других типов мировоззрения, рассмотренных выше? Если основой мифологии является образ, основой религии - вера, то основой философии является мышление, но мышление особого рода. Оно не тождественно научному, хотя имеет с ним точки соприкосновения и общие черты.

Обычно подчеркивается рационализированный и систематизированный характер философского мышления, стремление к логической доказательности и аргументированности. Но этимология слова «философия» показывает, что ценностное содержание неотделимо от нее. В переводе с греческого философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это знание, и житейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, моральная ответственность.

 

Основная  задача философии — ставить проблемы, которые, как правило, не имеют однозначного решения.

Философские проблемы часто называют «вечными» в силу того, что каждое новое поколение вынуждено решать их заново, поскольку в ходе развития человечества выделяются все новые аспекты его взаимодействия с миром.

 

5. Структура  философского знания.

В философском знании слиты две парадигмы — научная (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная — постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззрения, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены чисто логическими аргументами.

Информация о работе Лекции по "Философии"