Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:15, курс лекций
Гегель не проводил различия между мифом и религией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Л. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия.
Аристотель критикует
Всеобщее находит свое выражение в категориях. Аристотель говорит о десяти категориях: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В эти категории могут быть включены все возможные явления бытия.
Центральная категория — сущность. Содержание категории «сущность» у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности — сущность как основа вещей, субстанция. Понятие субстанции включает в себя материю, форму и их композицию; материя — некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря наложению на материю форм. Существует столько же различных форм, сколько видов вещей. Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы — активны.
Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель указывает на четыре вида причин: 1) материальная (из чего?), 2) формальная (что это есть?), 3) движущая (откуда начало движения?) и 4) целевая (ради чего?).
Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.
В философии Аристотеля присутствует бог. Бог — тот фактор, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи; бог — вечный двигатель, он «притягивает» вещи к цели, совершенству. Сам бог при этом вечен и неподвижен. Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.
В этике Аристотель говорит о том, что «добродетель не дается нам от природы». Нравственность связана со свободным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.
В политических взглядах Аристотель исходит из того, что человек по своей сути существо общественное. Проявление общественной сущности человека приводит к образованию семьи, селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства, подразделяет их на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия). Лучшая из форм — полития, правление зажиточного образованного среднего класса.
В эстетике Аристотель считает, что важная особенность искусства — подражание (мимесис). И это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность. Главный предмет художественного творчества — образы людей. Особая роль искусства — очищение (катарсис), освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного. Здесь важное место Аристотель отводит трагедии и музыке.
8. Неоплатонизм
Неоплатонизм — последнее самобытное течение античности — систематизировал платоновские идеи, дополнив их идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Основателем течения был Плотин (205—270 гг. н. э.), главными представителями — Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.). Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатонизма, является Единое, которое невыразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты; к нему не может относиться ничто из области конечного. Убедиться в бытии Единого возможно только на пути апофатической (отрицающей) теологии. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это — Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть «благо, которое само себя творит», «самопродуцирующаяся активность». Объясняя происхождение всего сущего из Единого, Плотин прибегает к образу света, освещающего все вокруг себя, извечного источника эманации, посредством которой возникают все менее совершенные и все более множественные сферы бытия. Продуцируя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции, продуцируя также отличное от себя. Вторая ипостась Единого — Ум или Дух, само себя мыслящее мышление (аристотелевский бог), которое содержит в себе, как свое собственное достояние, множественный мир платоновских идей. Обращенный к Единому Ум един. Отвращенный от Единого Ум множественен. Мысля свое содержание — идеи, Ум одновременно и творит их. Третья ипостась Единого — Душа. Ее отличие от Единого и Ума в том, что она существует во времени. Непосредственно мировая Душа происходит от Ума, опосредованно — от Единого. Душа имеет две стороны: верхняя обращена к Уму, нижняя — к чувственному, феноменальному миру, выступая источником движения и порождения конкретных единичных вещей. Материя есть тьма, результат угасания свечения Единого. Материя в неоплатонизме — источник зла, но, так как она не является самостоятельным началом, так и зло — это всего лишь недостаток должного быть добра. Все сущее, в свою очередь, стремится к Единому, но наиболее осознанно это стремление проявляется у человека, душа которого в состоянии экстаза способна отделиться от тела и слиться с Единым как Богом.
Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, а также рассмотрение зла как недостатка добра оказали существенное влияние на формирование некоторых догматов христианства в учениях «отцов церкви», как западных, так и восточных.
Тема
3. Философская мысль
1. Формирование
христианской философии.
Христианство выступило на историческую арену во второй половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии огромной Римской империи, становится ее государственной религией в IV в. В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелие), в котором рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церкви была определена христианская догматика (Символ веры, учение о трехипостасном божестве и др.).
По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии — сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.
Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до сер. I в.) говорит, что в Писании есть два смысла: буквальный и сокровенный; последний можно понять, используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны, знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.
* Ранний этап патристики — так называемая апологетика. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего порядка. Татиан же резко выступал против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.
Видный представитель патристики Климент Александрийский (ок. 150-215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил о том, что философия служит подготовкой к теологии, философия — союзница веры.
Ориген Александрийский (185-254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из ничего». (Заметим, что в античной философии говорилось о творении мира, космоса из некоторой материи.)
Тертуллиан (160-220) утверждал, что христианская вера, содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скрытом смысле Библии — бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.
Начиная со II в. в христианстве возникают ереси — гностицизм, манихейство, арианство. В первых ересях говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека — в ином мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гносисом», неким особым знанием.
2. Аврелий Августин – виднейший философ патристики.
Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (354-430). Он родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епископом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием». Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской философии до XIII в.
Для Августина характерны религиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персонализм, психологизм. Центральная тема — человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.
Из этой идеи следует его существование («онтологическое доказательство бытия Бога»), Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа есть — утверждается Бытие, отличающее Бога-Отца; 2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отличающая Бога — Святого Духа.
В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. Бог сотворил мир, в котором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ничто, но она есть благо как возможность и субстрат для принятия формы. Человек — соединение души и тела. Душа — разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа «знает» о состояниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизического параллелизма). Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,— говорит Августин,— следовательно, живу». Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душа — только во времени.
Августин дает психологическое понимание времени как состояния души: душа помнит — это настоящее прошедшего, душа созерцает — настоящее настоящего, душа ждет, надеется — настоящее будущего.
Любовь и воля, разум человека, как и все сотворенное, изначально устремлены к Богу. В соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать!» Но он считает, что вера не противоразумна, а сверхразумна. До определенных ступеней постижения истины разум может довести, но дальше — он бессилен, ведет вера.
Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средства. Свобода — следование Божьей воле, любви к Богу.
Первородный грех, лежащий на каждом, искажает душу. Следствия греха: слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость разума, телесная смертность. Зло — отклонение от направленности к Богу как к абсолютной цели. Но и в грешной душе есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответственность за зло в мире несет человек, совершивший грехопадение, злоупотребивший великим Божественным даром свободы. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно совершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток совершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределены к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необходимое, но не достаточное условие для спасения. Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовершенное воплощение церкви небесной — духовной общности, Града Божьего. Государство, преследующее земные цели,— «шайка разбойников», царство насилия.
В историософии Августина, построенной на принципах провиденциализма и откровения, преодолевается античный циклизм. История рассматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событие — приход Христа, после него — ничто не может «вернуться на круги своя». Утверждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.
Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них: