Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций

Описание работы

лекции по филосоофии

Содержание работы

Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


Лекция№ 1. Что изучает курс?

План:

1.       мотивы изучения;

2.       предмет философии и его особенности;

3.       цели и задачи курса;

4.       функции философии.

1. Мотивы изучения философии:

1.       обязательные требования стандарта по всем  предметам;

2.       философия – важная основа последующей научно-исследовательской деятельности;

3.       философия обеспечивает условия совершенствования познавательной деятельности человека, тесно связана со всеми направлениями научного знания;

4.       философия – часть мировоззрения любого человека, связана с важными вопросами существования человека.

2. Предмет философии и его особенности:

На сегодняшний день не существует единого определения философии. Обычно выделят две крайности:

философия – это не наука, ненаучное знание является результатом индивидуального личностного осмысления;

философия – это наука, которая изучает наиболее общие законы мироздания.

Слово «философия» происходит от philo и sophies, что в переводе на русский язык означает любовь к мудрости. Сегодня достаточно часто под философией понимают особую форму познания действительности, которая, учитывая фундаментальные основы основных направлений наук, имеет важную специфику:

- предметом изучения является сущее (реальность, бытие) во всей полноте содержания и смысла;

- философское знание устремлено к запредельному (философия начинается там, где заканчивается наука);

- многозначность большинства понятий;

- особые методы познания и представления знаний ;

- философия осмысливает не столько грани реальности, а теории, которые отражают ее;

- философия – рационально оформленная обобщенная система взглядов человека на мир, на себя, на свое место в мироздании;

- нет двух похожих философских теорий, но есть круг философских проблем.

Разделы философии:

Проблемы:

Онтология

Что есть мир вообще?

Гносеология

Познаваем ли мир?

Философская антропология

Что есть человек (я)?

Социальная философия

Что есть общество?

Аксиология

Каковы ценности жизни, бытия (истина, красот, добро)

Ядром всех проблем является основной вопрос философии – соотношение материи и сознания.

                          Сознание – материя

 

Что первично?                                  Познаваем ли мир?

сознание – идеалисты                     да – гностики

материя – материалисты                нет – агностики

3. Цели курса:

Теоретический аспект – изучение существующих философских теорий.

Практический аспект – раскрытие путей использования знаний в разных видах деятельности.

 

 

4. Функции философии:

1.       Мировоззренческие:
- гуманистическая,
- культурно-воспитательная,
- социально-аксиологическая,
- прогностическая.

2.       Познавательные:
- эвристическая,
- интегрирующая,
- координирующая,
- логико-гносеологическая.

 

 

Лекция№2 Философия Греции.

1.Натурфилософский (досократический).

       Акцент на объяснение окружающего мира и явлений природы

       Недискуссионный характер учений

       Пытались определить первоначало бытия

       Космоцентризм (в центре не боги, а космос) 

Большинство философов были материалистами и занимались различными науками: физикой, историей, политикой и другие. Но прежде всего упор делался на физику ( физус- наука изучающая природу). 

Представители:

       Фалес:

       Основы всего закладывает вода;

       Земля находится в центре вселенной и представляет собой диск, покоящийся на воде;

       Все предметы имею душу.

Анаксимандр:

       Основу всего составляет - апиерон (тонкая субстанция);

       Выдвинул закон сохранения материи.

Анаксимен:

       В обнове всего лежит воздух;

       Бог растворен в природе, Бог везде.

Гераклит:

       В основе всего – огонь;

       Сформулировал основной закон диалектики (учение о движении);

       Закон единства и борьбы противоборства;

       Главное божество – логос (ум).

Пифагор:

       Основа всего – число;

       Идея бессмертия души;

       Выступил с идеей протокатегорий, от которых все остальное произошло ( темное- светлое).

2.Сократический.

Большое внимание уделяется: человеку, диалогизму, идеализму.

Представители:

Сократ:

       Выступал за распространение знаний, за просвещение граждан.

       Искал ответы на извечные проблемы человека: добро, зло, любовь, честь

       Сторонник этического реализма («Если человек совершает плохие поступки, то это от не знания»).

       Ввел диалогический метод нахождения истины.

Платон:

       Является одним из создателей идеализма (в основе всего лежат идеи - Эйдос).

       Создал учение о триаде:1.Ум 2.Душа 3.Единое (объединяющее всё).

       Предметом познания должны быть идеи, а не вещи.

       Создал учение о типах общества: монархия, тирания, аллегархия, демократия, теократия.

       Поделил все население государства на 3 сословия: философы (мудрецы которые управляют), воины (доблесть, защита, готовы наводить порядок), работники( склонность к физическому труду).

       Выступал за свободу, в том числе и семейных отношений (все женщины и дети являются общими).

       Идеальное государство – Атлантида.

Аристотель (ученик Платона).

Высказывание-«Платон мне друг, но истина дороже». Основные работы: Органом, Физика, Метафизика, О душе (псю), Механика, Политика, Поэтика. Он выделял практическую, теоретическую и поэтическую философию.

       Критиковал теорию эйдоса Платона.

       Был материалистом.

       Отдавал приоритет чувственному познанию.

       Разработал проблему государства, выделял такие формы государства, как справедливые - не справедливые.

       Считал, что человек существо политическое (обладает высшим уровнем души).

Иногда выделяют эллинистический этап.

3.Эллинистический (переходный этап). Возник в результате синтеза греческого мира с восточным миром(поход Александра Македонского).

       Кризис ценностей греческой цивилизации.

       Отрицание прежних авторитетов, высмеивание богов.

       Смещение акцента на благополучие отдельного человека (эгоизм). Философия цинизма (киники)- глумление, человек свободен. Пропаганда бродячего образа жизни и паразитизма.

       Пренебрежения законам и традициям.

       Космополитизм (отвержение родины, семьи).

       Циники - Диоген. Искал истину с фонарем, обладал оригинальным умом, выдвинул идею жизни без общества.

       Стоики - Эпикур. Идеи совершенства на пути мудрости, добродетель. Идея разумного самоограничения, стремление к гармонии с природой, счастью.

 

 

Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.

Основные черты философии:

       Полное господство религиозного мировоззрения и учения.

       Бог вечен, постоянен, всепроникающий, он представляет собой высшее сущностное начало, является творцом всего из ничего. Бог троичен по своей сути (отец, сын и святой дух).

       Полное господство религиозного догмата (учение которое не отрицается). Для него характерно не критичность, назидательность.

       Мир познается только по средствам познания Бога.

       Философия становиться служанкой богословия. Преследуется инакомыслие, ереси, диспуты.

       Основная книга хрестьян – библия.

       Важнейшим компонентом религиозной философии является христьянская антропология (человек создан по образу, подобно богу, вся его жизнь имеет еще и дьявольский компонент греховного начала (грех Адама и Евы)), путь преодоления греха связан с молитвой, аскетизмом, покаянием, благие дела.

В крестьянской теологии выделяют два основных направления:

                       1.Реализм                                   2. Номинализм

1.Реализм. Подлинно существующими являются не сами вещи , а их универсалии(сущность).

2.Номинализм (номен -имя) Вещи существуют реально, а универсалии являются лишь имена (Человек не существует -это индивид).

Самыми известными представителями являются:

Августин (Блаженный):

Заложил основы капитализма, как ведущего направления хрестьян. Его работы: О граде Божьем, О порядке, Исповедь.

Фома Аквинский:

Его работа: Сумма теологий. Сформулировал 5 сущностей бога:1) Все движется, следовательно существует предводитель; 2) Все существующие имеет причины, следовательно существует первопричина; 3)Случайное зависит от необходимого, следовательно существует первоначальная необходимость; 4) Существуют различные степени качества, следовательно существует высшее качество ( а что красивее?); 5) Все существующее имеет цель, а направление к ней имеет смысл, следовательно существует высшая цель- это Бог.

 

 

Лекция№4 Философия Возрождения.

Злоупотребление со стороны церкви, ее засилие во всех сферах , привело к широкому социально –культурному движению- Возрождение(Ренессанс) или гуманизм. Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Петрарка, Данте, Рафаэль.

Главные черты Возрождения:

       Критика церковных догматов и даже Библии

       Интерес к проблемам человека

       Интересы к проблемам познания, которые превосходят религиозную веру

       Путь раскрытия в человеке его способностей, его задатков, таланта, гениальности в различных формах  духовной культуры (искусство, наука, техника).

Неоплатонизм-философия идеализма -> цель систематизировать философию Платона, устранить противоречия. Философия Платона, по-своему  признана была стать противовесам крайностям религиозным, схоластике.

Несколько уменьшалась роль Христа Бога, увеличивалась роль более значимых начал - Эйдос (идея). Неоплатоники не отвергали божеств, природу человека, рассматривая ее как относительное самостоятельное микрокосмическое, акцентирование внимания на практике постижения божественного начала. Предпринимали попытку сопоставить и согласовать все основы философской системы и направления. Ярким представителем неоплатонизма был Никола (й) Кузанский. Он утверждал, что нет принципиальной разницы между богом и его творцом. Закон совпадения противоположен - Единству, целостности мира; идея и вещество. Идеальное и материальное. Вселенная – мир в боге. Невозможно достичь абсолютной истины. Бесконечность познания и вселенной.

Натурфилософия.

Влияние на материальные аспекты мира. Натурфилософы отделяли философию от теологии. Сформировали новую картину мира, в которой Бог, природа и человек - едины. Земля - не центр вселенной. Акцентировали внимание в теории познания на разум и чувства. Основные представители:

Н.Коперник: Гелиоцентризм. Все космические тела движутся по своей оси.

Дж. Бруно: Нет центра Вселенной, галактики, звезды планетарной системы. Все движется постоянно. Бог и Вселенная – едины.

Г. Галилей: Изобрел телескоп. Обосновал идею движения небесных тел на траектории  вокруг своей оси. Спутники планет. Опытная проверка гипотез, воплощение в практику.

Социально-политическое учение в философии - это Реформация. Представители: М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли.

Реформаторы призывали за упрощение обрядов, освобождение культуры и образования от засилий католических догматов, перевод библии, запрет индульгенции.

Ж.. Кельвин развивал идею Лютера. Основная идея- предопределение. Человеку от рождения предопределить (погибнуть, жить). Надежды на спасение. Профессиональная деятельность - заниматься трудом, служить Богу. Акцент на искусство управление государством М. Вебер, Н. Макиавелли. «Цель оправдывает средства». Человек изначально не совершенен, эгоист, зол, стремителен к выгоде. Для  обуздания эгоизма создается государство. Государь должен возглавлять справедливым, добрым, идеальным государством, но быть таким не должен.

Возникновение учения об идеальном, справедливом государстве.

Утописты- социалисты.

Т. Мор. «Утопия». Нет частной собственности. Все участвуют в труде , освобождаются те, кто занимался науками .ячейка общества- трудовой коллектив. Мужчины и женщины равны в правах и обязанностях.

Т. Комионелла «Город Солнца». Вся жизнь регламентирована.

Рационализм в Европе. Разум – основа бытия и всего познания. В результате научных революций. Ведущее направление в науке Рене Декарт «Начала философии» и «Ром», «Я думаю- значит существую». Разум важное чувство субстанции, Бог высшая субстанция. Создал вечный мир. Метод научного познания. Дедукция. Врожденная идея. Никрофистские и биофистские идеи. Тело, число, поле. Конечная цель- познание- господство над природой.

Научный рационализм.

Б. Спиноза критикует Декарта за дуализм «Природа- Бог» (субстанция) вечна и неподвижна. Познание посредствам мышления. От эмоций эмпиризм - в основе всего опыт, научное познание (от человека к обществу). Книги: «Путь муравья», «Путь пчелы».

 

 

 

Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.

Интерес к проблемам общества был связан с процессами модернизации в Европе. Череда революций (Голландская революция) представители предпринимательства пришли к власти.

Т. Гоббс:

       Критиковал церковь, теологическую философию (а так же философию Декарта);

       Считал, что философия должна иметь практическое значение, способ ставить НТР совершенствованию государства и общества;

       Первым  попытался обосновать теорию возникновения государства, главной идеей которой была, идея общественного договора («Ливиофан»). Идеи государства:- Природа человека изначальна зла (им движут эгоизм, страсти, потребности);- Изначально в обществе происходили конфликты («Война всех, против всех»), следовательно для того чтобы выжить люди ограничивают часть своих прав в пользу государства( все полагающих чудовищ);

Информация о работе Лекции