Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций
лекции по филосоофии
Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.
В теории познания выделил значимость чувственного познания, которое позволила получать организму сигналы из вне (знаки).
Джон Локк:
Мир материален;
В основе познания лежит опыт. Человек доска- tubule race(чувственное познание);
Идеал человека спокойный законопослушный джентльмен;
Идеал государства связан с осуществлением принципа разделения властей: законодательная, исполнительная, федеративная (внешнеполитическая);
Напоминает о правовом государстве.
Г. Лейбниц:
Критиковал теорию Декарта и Спиноза, выдвинув идею, что весь мир состоит не из одной субстанции, а из огромного их количества - монады (единое). Фактически монады представляют собой постоянно меняющееся состояние. Их можно поделить на: голые монады (определяют пространство не живой природы); монады животных (биотический мир, могут чувствовать); монады человека (способность рассуждать); Монада Бог;
В теории познания признавал значимость, как разума , так и чувства. Разум пораждает:1.Истину разума (то что мы можем доказать логически);2. Истина факта (значение вероятное).
Лекция №6. Философия просвещения.
Философия просвещения связана с Французской революцией 18 века( Великая Французская буржуазная).
Основные направления:
1. Деизм.
Бог создал мир, далее не участвуя в процессе природы;
Признавали значимость иррационального и чувственного;
Вольтер.
Признавал Бога в качестве морально – эстетического начала;
Выступал за гуманное отношение к народу;
Выступал за просвещенного монарха.
Монтескье.
Обосновывал идею разделения властей;
Обосновал идею общественного договора- люди должны между собой заключать договоры.
Руссо.
Главная идея - признавал право народа на восстание, революции.
Выступали за материальность мира, не признавали самостоятельного духовного начала;
Полностью отрицали существование Бога;
Отрицали религию;
Идеи бытия.
Приедставители: Мелье, Дени Дидро, Гельвеций и другие.
Общество равных;
Критиковали как феодальные, так и капиталистические порядки;
Выдвигали проекты построения нового общества, идеалы справедливости и всеобщего равенства.
Мабли (обосновывал идеалы первобытного коммунизма).
Бабёф (сознал коммуну, признавал достижение этого общества, путем вооруженного восстания).
Сен-Симон (поддерживал идею промышленного общества, экономического детерминизма - все, что происходит в обществе; Во главе общества должны стоять промышленники; Был сторонником эволюционного развития; Идея «новой религии», «человек, человеку брат»)
Фурье (этика капитализма – лжива; Человек и общество развивается по естественным законам; Высокий уровень экономики; Выступал за свободную любовь и свободу нравов; Уважение к Богу).
Следовательно, философия просвещения существенно повлияла на все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную, духовную). Ее идеи получили дальнейшее развитие, как в Европе, так и в России.
Лекция№7. Немецкая философия.
1. Немецкая классическая (И.Кант, Шеллинг).
2. Материализм (Фейербах).
3. Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше).
И.Кант:
1. Идеи о строении и революции мира.
Солнечная система возникла из облаков разряженных частиц
Природа не вечна, она меняется во времени , имеет свое начало и завершение
Природа постоянно находится в постоянном движении, при этом движение относительно
Все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.
Кант является одним из первых основателей теории эволюции.
2. Последний период своих исследований, который получил название - критический период. Кант разрабатывал теорию познания, осмысливая деятельность разума («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению»).
Идея невозможности познания мира( идея агностицизма- причина непознаваемости мира является сам человек, а не окружающий мир, поскольку разум человека выходит за свои границы, наталкивается на не разрешаемые противоречия(антиномия, которая ограничивает познавательные процессы, способности)).
Теория антиномии:
а) антиномия пространства (ограниченность в пространстве):
- Мир имеет начало, и ограничен в пространстве.
-Мир безграничен и не имеет начала во времени.
б) простое и сложное:
-Существуют только простые элементы и то, что из них состоит.
-В мире нет ничего простого.
в) антиномия «свобода и причинность»
-Существует не только причинность связи с законом природы, но и свобода.
- Свобода не существует, все в мире подчинено законам.
г) наличие Бога:
-Есть Бог, как причина всего сущего.
-Бога нет, нет первопричины всего сущего.
3. Предложил классификацию знания.
а) априорное знание (знание которое человек получает до своего опыта)
б) апостериорное (знание, которое человек получает в результате опыта)
в) «вещь в себе» (это внутренняя сущность любого предмета, которая некогда не будет разгадана.
4. Предложил схему познавательного процесса.
Внешний мир воздействует на органы чувств->органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений-> сознание человека систематизирует полученные образы в целостную картину->картина мира в сознании не отражает адекватно окружающий мир->реальный мир, образы которого воспринимаются разумом, может познавать лишь образы мира, но не сущность.
5. Ввел понятие практического разума - это мораль.
Существует чистая нравственность, как признанная всеми добродетель - между нравственностью и реальностью существует противоречие-поведение человека достаточно подчиняться только моральному закону, который имеет высший безусловный характер (категорический императив).
6. Обосновал идею всеобщей целесообразности:
а) целесообразность в эстетике,
б) целесообразность духа.
7. Является одним из основоположников теории правового государства, идеи демократии.
Г. Гегель:
Работы:«Философия духа», «Феноменология духа», «Наука логика», «Философия права», «Философия религии», «Философия истории».
Вклад фактически во все разделы философии, показал ее использование в различных областях знания.
Обосновал идею мирового духа, который представил в качестве абсолютной идеи (утверждается единство всего мира, его первопричина, возможность мирового духа творить, самоосознавать себя).
Абсолютный дух выражается в искусстве, в религии, в философии(синтез искусства и религии).
Творение абсолютного духа связано с процессом отчуждения
Преодолевается отчуждение по средствам мышления и деятельности человека(дух возвращается сам к себе через человека);
Диалектическое учение: все в мире содержит в себе противоположности; противоположные начала с одной стороны находятся в противоречии друг с другом, а с другой стороны взаимо дополняют друг друга.
В 19веке вновь возрождаются идеи субъективного идеализма.
Главные положения:
Единственной реальностью является идея;
Идеи существуют только в сознании человека.
Д.Беркли:
Не существует материи и само понятие ложно(Существуют лишь отдельные предметы ощущения);
единая реальность это сознание человека; со смертью человека и его сознания исчезает все;
идеи самостоятельны(они не являются отражением чего то;
высшим доказательством является Бог.
Д. Юм:
Проблема соотношения бытия и духа неразрешима;
человеческое сознание склонно к идеям а сам человек есть концентрированная идея;
человек состоит из двух идеальных начал внешний опыт(приобретает из окружающего мира) и внутренний (врожденный).
И. Фихте:
Критикуя идеи Канта, выдвигает идею «Я концепция»;
единственная реальность это внутреннее человеческое я. Я непросто сознание человека, а это движение сила вместилище всего мира (фантастически высшее начало).
Ф. Шеллинг:
Попытался понять и объяснить абсолютное (предельное) которое первоначально соотносил с природой;
Природа есть единство субъективного и объективного ( идея вечного разума) единство духа и материи. Вся природа одушевленная. Полагая, что главной проблемой человека является проблема свободы человека ( реализуется в правовом строе);
Кроме того он рассматривает проблему отчуждения человека, которая возникает в результате человеческой деятельности когда идеи свободы соприкасаются с реальностью.
Классическая философия в 19 веке критикуется материалистами и идеалистами, что в конечном итоге приводит к формированию не классической философии, в которой все большее внимание уделяется человеку, его идеям, его индивидуальным исканиям и преображениям, различным путем сознания. Тем самым происходит переход к не классической рациональности, которая значительно расширяет горизонты сознания и подсознания в целом.
Материализм:
Л. Фейербах
Полностью порвал с религией, объясняя Бога с позиции материализма (Бог является результатом воображения человека).
Мир материален, познается научным путем;
Человек является частью природы, а сама природа вечна, бесконечна неуничтожима и не создаваема;
Человек является биологическим и социальным существом, он не может жить без общества,
Религия основана на любви, семейном благополучии
смысл жизни- стремление к счастью.
Творчески переработав идеи Фейербаха и Гегеля, представители утопического социализма, Маркс и Энгельс создали наиболее последовательное учение о мире, обществе и человеке (работы: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», « Манифест коммунистической партии», «Диалектика природы», «Немецкая идеология», «Анти-Дюринт», «Роль труда в процессе превращения из обезьяны в человека»)
Марксизм:
бытие определяет сознание;
материя вечна. Бесконечна, находится в постоянном движении;
источник движения единство и борьба противоположностей происходит переход количества в качество постоянно происходит отрицание (новое отрицает старое). В обществе определяющим является производительные силы и связанные с ними производственные отношения; выделяются ступени в общественном развитии-формации;
смена формаций происходит в процессе экономического развития; появление новых классов;
обострение социальных противоречий, которые ведут к революции.
В будущем установится коммунистическая формация (отсутствует частная собственность на средства производства, господство общественной собственности отсутствует эксплуатация человека человеком, свободный труд, все участвуют в управлении общества, справедливое распределение производственных продуктов).
Марксистская теория получила дальнейшее развитие и интерпретацию в работах зарубежных (Бернштейн, Каутский, Ульянов(Ленин), Богданов, Сталин) и другие исследования.
В двадцатом веке была принята попытка поставить философию на строго научную основу, эта попытка нашла свое отражение в позитивизме (О. Конт).
О. Конт
отказ от материализма и идеализма, опора только на научные методы;
познание только фактов;
философия должна стать наукой; предложено деление общества : индустриальное, традиционное, постиндустриальное.
Другим направлением не классической философии принято считать идеалистическое направление, к которому относят иррационализм (Шопенгауэр) и философия жизни (Ницше, Дельте).
Шопенгауэр:
утверждал, что в основу абсолютного начала всего – воля, которая представляет собой идеальную силу способную влиять на нее.
Универсальным принципом философии является волюнтаризм ( главной движущей силой всего является воля). «В мире все хаотично, не имеет целостности и внутренней законченности».
Ф. Ницше:
Цель философии помочь человеку максимально реализовать себя в жизни -основное понятие философии, единственная реальность существующая для отдельного человека.
Г лавным для человека является воля , воля к жизни, воля к власти. Каждому подсознательно свойственна экспансия «Я».
Обосновал идею сверх человека и сверх личности ( одна из главных работ «Так говорит Заратустра»).
Дельте :
обосновал идею того, что философия должна сосредоточить внимание не на изучении материи сознания и других метафизических вопросов, а на изучении и постижении жизни, как особого феномена ( способ бытия человека в мире, для которого характерно целостность, наличие духовного начала, неразрывное единство с высшим миром).
Феноменология – учение о явлениях.
В 20-м веке продолжалось развитие уже сложившихся направлений прогнатизм, позитивизм) возникают новые направления – психоанализ, экзестенционализм, герминектика).
Психоанализ (З. Фрейд) утверждал, что во внутреннем мире человека составляет бессознательное – сознательное. Бессознательная формация в процессе жизнедеятельности человека, в результате реакции вытесняющие отрицание жизненного опыта; все это определяют психологические заболевания; по средствам психоанализа человек может преодолеть и осознать негативные тенденции бессознательного; в его и следовании выделяют 2 этапа: 1). В начале 20 века пришел к выводу, что основу бессознательного составляет либидо - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт; подавление либидо морально, чувством стыда ведет к различным психическим отношениям. 2).Энергия бессознательного представляет собой сочетание двух основных начал: эрос- устремленность к утверждению в жизни (составляет основу конструктивного поведения человека, созидания, продолжение рода); танатос- инстинкт смерти( основа деструктивной деятельности , разрушение того, что кажется для человека опасным, иным, чужим).