Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций

Описание работы

лекции по филосоофии

Содержание работы

Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

       В теории познания выделил значимость чувственного  познания, которое позволила получать организму сигналы из вне (знаки).

 

Джон Локк:

       Мир материален;

       В основе познания лежит опыт. Человек  доска- tubule race(чувственное познание);

       Идеал человека спокойный законопослушный джентльмен;

       Идеал государства связан с осуществлением принципа разделения властей: законодательная, исполнительная,  федеративная (внешнеполитическая);

       Напоминает о правовом государстве.

 

Г. Лейбниц:

       Критиковал теорию Декарта и Спиноза, выдвинув идею, что весь мир  состоит  не из одной  субстанции, а из огромного их количества - монады (единое). Фактически монады представляют собой постоянно меняющееся состояние. Их можно поделить на: голые монады (определяют пространство не  живой природы); монады животных (биотический мир, могут чувствовать); монады человека (способность рассуждать); Монада Бог;

       В теории познания признавал значимость, как разума , так и чувства. Разум пораждает:1.Истину разума (то что мы можем доказать логически);2. Истина факта (значение вероятное).

 

 

Лекция №6. Философия просвещения.

Философия просвещения связана с Французской революцией 18 века( Великая Французская буржуазная).

Основные направления:

1.       Деизм.

       Бог создал мир, далее не участвуя в процессе природы;

       Признавали значимость иррационального и чувственного;

Вольтер.

       Признавал Бога в качестве морально – эстетического начала;

       Выступал за гуманное отношение к народу;

       Выступал за просвещенного монарха.

Монтескье.

       Обосновывал идею разделения властей;

       Обосновал идею общественного договора- люди должны между собой заключать договоры.

Руссо.

                         Главная идея - признавал право народа на восстание, революции.

 

  1. Атеистически - материалистическое.

                  Выступали за материальность мира, не признавали самостоятельного духовного начала;

                  Полностью отрицали существование Бога;

                  Отрицали религию;

                  Идеи бытия.

Приедставители: Мелье, Дени Дидро, Гельвеций и другие.

 

  1. Утопически-социалистическое

       Общество равных;

       Критиковали как  феодальные, так и капиталистические порядки;

       Выдвигали проекты построения нового общества, идеалы справедливости и всеобщего равенства.

Мабли (обосновывал идеалы первобытного коммунизма).

Бабёф (сознал коммуну, признавал достижение этого общества, путем вооруженного восстания).

Сен-Симон (поддерживал идею промышленного общества, экономического детерминизма - все, что происходит в обществе; Во главе общества должны стоять промышленники; Был сторонником эволюционного развития; Идея «новой религии», «человек, человеку брат»)

Фурье (этика капитализма – лжива; Человек и общество развивается по естественным законам; Высокий уровень экономики; Выступал за свободную любовь и свободу нравов; Уважение к Богу).

Следовательно, философия просвещения существенно повлияла на все сферы жизни общества (политическую, экономическую, социальную, духовную). Ее идеи получили дальнейшее развитие, как в Европе, так и в России.

 

 

 

Лекция№7. Немецкая философия.

1.     Немецкая классическая (И.Кант, Шеллинг).

2.     Материализм (Фейербах).

3.    Иррационализм (Шопенгауэр, Ницше).

    И.Кант:

1.      Идеи о строении и революции мира.

       Солнечная система возникла из облаков разряженных частиц

       Природа не вечна, она меняется во времени , имеет свое начало и завершение

       Природа постоянно находится в постоянном движении, при этом движение относительно

       Все живое на земле, в том числе и человек, результат  естественной биологической эволюции.

Кант является одним из первых основателей теории эволюции.

2.                   Последний период своих исследований, который получил название - критический период. Кант разрабатывал теорию познания, осмысливая деятельность разума («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности к суждению»).

       Идея невозможности познания мира( идея агностицизма- причина непознаваемости мира является сам человек, а не окружающий мир, поскольку разум человека выходит за свои границы, наталкивается на не разрешаемые противоречия(антиномия, которая ограничивает познавательные процессы, способности)).

       Теория антиномии:

а) антиномия пространства (ограниченность в пространстве):

            - Мир имеет начало, и ограничен в пространстве.

             -Мир безграничен и не имеет начала во времени.

б) простое и сложное:

             -Существуют только простые элементы и то, что из них состоит.

             -В мире нет ничего простого.

в) антиномия «свобода и причинность»

             -Существует не только причинность связи с законом природы, но и свобода.

             - Свобода не существует, все в мире подчинено законам.

г) наличие Бога:

              -Есть Бог, как причина всего сущего.

              -Бога нет, нет первопричины всего сущего.

3. Предложил классификацию знания.

                   а) априорное знание (знание которое человек получает до своего опыта)

                   б) апостериорное (знание, которое человек получает в результате опыта)

                   в) «вещь в себе» (это внутренняя сущность любого предмета, которая некогда не будет разгадана.

4. Предложил схему познавательного процесса.

Внешний мир воздействует на органы чувств->органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений-> сознание человека систематизирует полученные образы в целостную картину->картина мира в сознании не отражает адекватно окружающий мир->реальный мир, образы которого воспринимаются  разумом, может познавать лишь образы мира, но не сущность.

5. Ввел понятие практического разума - это мораль.

Существует чистая нравственность, как признанная всеми добродетель - между нравственностью и реальностью существует противоречие-поведение человека достаточно подчиняться только моральному закону, который имеет высший безусловный характер (категорический императив).

6. Обосновал идею всеобщей целесообразности:

            а) целесообразность в эстетике,

            б) целесообразность духа.

7. Является одним из основоположников теории правового государства, идеи демократии.

Г. Гегель:

Работы:«Философия духа», «Феноменология духа», «Наука логика», «Философия права», «Философия религии», «Философия истории».

       Вклад фактически во все разделы философии, показал ее использование в различных областях знания.

       Обосновал идею мирового духа, который представил в качестве абсолютной идеи (утверждается единство всего мира, его первопричина, возможность мирового духа творить, самоосознавать себя).

       Абсолютный дух выражается в искусстве, в религии, в философии(синтез искусства и религии).

       Творение абсолютного духа связано с процессом отчуждения

       Преодолевается отчуждение по средствам мышления и деятельности человека(дух возвращается сам к себе через человека);

       Диалектическое учение: все в мире содержит в себе противоположности; противоположные начала с одной стороны находятся в противоречии друг с другом, а с другой стороны взаимо дополняют друг друга.

 

В 19веке вновь возрождаются идеи субъективного идеализма.

Главные положения:

       Единственной реальностью является идея;

       Идеи существуют только в сознании человека.

Д.Беркли:

       Не существует материи и само понятие ложно(Существуют лишь отдельные предметы ощущения);

       единая реальность это сознание человека; со смертью человека и его сознания исчезает все;

       идеи самостоятельны(они не являются отражением чего то;

       высшим доказательством является Бог.

Д. Юм:

       Проблема соотношения бытия и духа неразрешима;

       человеческое сознание склонно к идеям а сам  человек есть концентрированная идея;

       человек состоит из двух идеальных начал внешний опыт(приобретает из окружающего мира) и внутренний (врожденный).

И. Фихте:

       Критикуя идеи Канта, выдвигает идею «Я концепция»;

       единственная реальность это внутреннее человеческое я. Я непросто сознание человека, а это движение сила вместилище всего мира (фантастически высшее начало).

Ф. Шеллинг:

       Попытался понять и объяснить абсолютное (предельное) которое первоначально соотносил с природой;

       Природа есть единство субъективного и объективного ( идея вечного разума) единство духа и материи. Вся природа одушевленная. Полагая, что главной проблемой человека является проблема свободы человека ( реализуется в правовом строе);

       Кроме того он рассматривает проблему отчуждения человека, которая возникает в результате человеческой деятельности когда идеи свободы соприкасаются с реальностью.

Классическая философия в 19 веке критикуется материалистами и идеалистами, что в конечном итоге приводит к формированию не классической философии, в которой все большее внимание уделяется человеку, его идеям, его индивидуальным исканиям и преображениям, различным путем сознания. Тем самым происходит переход к не классической рациональности, которая значительно расширяет горизонты сознания и подсознания в целом.

Материализм:

Л. Фейербах

       Полностью порвал с религией, объясняя Бога с позиции материализма (Бог является результатом воображения человека).

       Мир материален, познается научным путем;

       Человек является частью природы, а сама природа вечна, бесконечна неуничтожима и не создаваема;

       Человек является биологическим и социальным существом, он не может жить без общества,

       Религия основана на любви, семейном благополучии

       смысл жизни- стремление к счастью.

Творчески переработав идеи Фейербаха и Гегеля, представители утопического социализма, Маркс и Энгельс создали наиболее последовательное учение о мире, обществе и человеке (работы: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», « Манифест коммунистической партии», «Диалектика природы», «Немецкая идеология», «Анти-Дюринт», «Роль труда в процессе превращения из обезьяны в человека»)

Марксизм:

       бытие определяет сознание;

       материя вечна. Бесконечна, находится в постоянном движении;

       источник движения единство и борьба противоположностей происходит переход количества в качество постоянно происходит отрицание (новое отрицает старое). В обществе определяющим является производительные силы и связанные с ними производственные отношения; выделяются ступени в общественном развитии-формации;

       смена формаций происходит в процессе экономического развития; появление новых классов;

       обострение социальных противоречий, которые ведут к  революции.

       В будущем установится коммунистическая формация (отсутствует частная собственность на средства производства, господство общественной собственности отсутствует эксплуатация человека человеком, свободный труд, все участвуют в управлении общества, справедливое распределение производственных продуктов).

Марксистская теория получила дальнейшее развитие и интерпретацию в работах зарубежных (Бернштейн, Каутский, Ульянов(Ленин), Богданов, Сталин) и другие исследования.

В двадцатом веке была принята попытка поставить философию на строго научную основу, эта попытка нашла свое отражение в  позитивизме (О. Конт).

О. Конт

       отказ от материализма и идеализма, опора только на научные методы;

       познание только фактов;

       философия должна стать наукой; предложено деление общества : индустриальное, традиционное, постиндустриальное.

Другим направлением не классической философии принято считать идеалистическое направление, к которому относят иррационализм (Шопенгауэр) и философия жизни (Ницше, Дельте).

Шопенгауэр:

       утверждал, что в основу абсолютного начала всего – воля, которая представляет собой идеальную силу способную влиять на нее.

       Универсальным принципом философии является волюнтаризм ( главной движущей силой  всего является воля). «В  мире все хаотично, не имеет целостности и внутренней законченности».

Ф. Ницше:

       Цель философии помочь человеку максимально реализовать себя в жизни -основное понятие философии, единственная реальность существующая для отдельного человека.

       Г лавным для человека является воля , воля к жизни, воля к власти. Каждому подсознательно свойственна экспансия «Я».

       Обосновал идею сверх человека и сверх личности ( одна из главных работ «Так говорит Заратустра»).

Дельте :

       обосновал идею того, что философия должна сосредоточить внимание не на изучении материи сознания и других метафизических вопросов, а на изучении и постижении жизни, как особого феномена ( способ бытия человека в мире, для которого  характерно целостность, наличие духовного начала, неразрывное единство с высшим миром).

       Феноменология – учение о явлениях.

В 20-м веке продолжалось развитие уже сложившихся  направлений  прогнатизм, позитивизм) возникают новые направления – психоанализ, экзестенционализм, герминектика).

Психоанализ (З. Фрейд) утверждал, что во внутреннем мире человека составляет бессознательное – сознательное. Бессознательная формация в процессе жизнедеятельности человека, в результате реакции вытесняющие отрицание жизненного опыта; все это определяют психологические заболевания; по средствам психоанализа человек может преодолеть и осознать негативные тенденции  бессознательного; в его и следовании выделяют 2 этапа: 1). В начале 20 века пришел к выводу, что основу бессознательного составляет либидо - сексуальное  влечение, сексуальный инстинкт; подавление либидо морально, чувством стыда ведет к различным психическим отношениям. 2).Энергия бессознательного представляет собой сочетание двух основных начал: эрос- устремленность к утверждению в жизни (составляет основу конструктивного поведения человека, созидания, продолжение рода); танатос- инстинкт смерти( основа деструктивной деятельности , разрушение того, что кажется для человека опасным, иным, чужим).

Информация о работе Лекции