Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций

Описание работы

лекции по филосоофии

Содержание работы

Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Идеи Фрейда получили дальнейшее развитие в неофрейдизме.

К.Г.Юнг: обосновал идею коллективного бессознательного –архетипы.

Э. Фромм: акцентировал внимание на противоречивости человеческого существования( патриархах и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию чего-то, стремление просто жить, стремление к жизни, устремленность к смерти, свобода от и свобода для. Цель философии помочь  решить эти противоречия с помощью утверждения всеобщей любви, когда желание жизни вытесняет желание смерти.

Адлер: Основу психологических заболеваний составляет вытесненный комплекс неполноценности., который человек компенсирует успехами в бизнесе, Политике, науке , искусстве, личной жизни.

В. Рейх: Сексуальная энергия имеет космическую природу, а культура  ее подавляет. Необходимо разрушение культурных стереотипов, сексуального раскрепощение человека в форме сексуальной революции.

 

 

 

Лекция №8. Современная философия: достижения и противоречия.

Во 2й половине 20го века произошла  эволюция религиозной и светской философской мысли. В католицизме утверждается неотомизм, представители которого признали ошибки прошлого (инквизиция, продажа индульгенций, гонения на науку). Публично покаялся (Иоанн Павел II) и встали на путь приспособления религиозных идей в движении науки, а также  приблизить его к людям, в работах религиозных мыслителей все чаще встречаются научные термины, научные доказательства бытие, Бога.

В советской философии утверждается  постпозитивизм (обращение к истории науки, развитию научного знания); геригеневтика (направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования текстов, их интерпретаций ); экзистенциализм: Ясперс, Хайдеггер, Камю. Основное влияние проблемы человека, его внутреннего мира.

К концу 20 века,  по мнению ряда исследователей, произошел переход от неклассической рациональности к постнеолитической, которая отразила все противоречия достижения и проблемы мировой цивилизации. Постиндустриальная цивилизация.

       Провозглашение понятий, разрыв с прежними культурными ценностями.

       Акцентировали внимание на демократических моделях.

       Встали на путь хронического отстранения прежней нормы и ценностям, установкам.

       Утверждают принципиальный отказ от возможности целостного описания реальности.

       Утверждается многообразие путей  и форм  познания.

       Методологический анархизм.

       Акцент на анализ языка, культурных конституций, а не осмысление реальности.

Ж.Делез: идеи поструктуализма.

Ж. Дерида: идеи деконструктивизма.

Мерло-Понти: идеи человеческого бытия как открытого диалога с миром.

Р.Соссюр: обращение к феномену языка, знака.

Идеи постнеклассической рациональности отразились в культурном движении- постмодернизм ( в литературе, киноискусстве, живописи). Размывание понятий между добром и злом , многозначность содержания и образов.

 

Лекция № 9. Философия отечества.

И. Федоров:

  1. Один из основоположников философии всеединства (русский космизм).
  2. Мир един, целостен (природа, Бог, человек, общество, тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, активно взаимодействуют. В их основе единый мировой разум).
  3. Высшее зло – это смерть. Человечество должно объединиться, отбросить все распри, войны, во имя победы над ней.
  4. Человечество победит смерть, воскресит всех умерших, как Христос. Посредством достижений науки и техники победит смерть.

   

Лев Толстой:

  1. Необходимо пересмотреть многие религиозные догмы, упростить и сделать их доступными для народа.
  2. Бог и религия – добро, разум, любовь и совесть.
  3. Смысл жизни – это самосовершенствование.
  4. Главное зло – это насилие и смерть.
  5. В основе поведения человека должно быть непротивление злу.

Владимир Соловьев:

  1. Углубляя идеи всеединства объединение всех сторон бытия (материальной, душевной, духовной).
  2. Идея нравственности, как главного аспекта жизни человека (стыд, совесть, благоговение перед высшим началом).
  3. Развал идеи «Бога – человека» - стратегии устремления к высшему на основе нравственности. 
  4. Бог является  выражением добра.
  5. Идея «Софии» - высшей божественной мудрости.
  6. Один из создателей русской идеи, своеобразный антипод, сложившийся теории официальной народности, самодержавие (Романовы, Рюреховичи), православие, народность.
  7. Идея Святой Руси.
  8. Идея Великой Руси.
  9. Идея свободной Руси.
  10. Идея всемирной единой церкви.

Сергей Булгаков:

  1. Причина всех бед в разнообщенности общества. Необходимо объединение всех церквей в единую.
  2. Развал идеи хрестьянской антропологии (судьба человека предопределена, а его ответственность перед Богом возникает после смерти).

 

Павел Флоренский:

  1. Мир един, но антиномичен (противоречив).
  2. Идеи того, что в будущем, под влиянием достижений науки, раскроется  новое понимание духа и материи.
  3. Знание открывается разуму непосредственно.

 

Николай Бердяев:

  1. Развивал идеи экзистеционизма.
  2. Высшей ценностью объявил свободу (единство духа и воли).
  3. Развивал идеи соборности.
  4. Бога представлял в качестве идеала, нравственного символа ( при этом не признавал, что человек раб Божий).
  5. Выступал за путь совершенствования человека, на путях самопознания.
  6. Ряд работ посветил исторической судьбе России.
  7. Построить Царство Божие России.
  8. История имеет свой конец.

 

Семен Франк:

Занимался проблемами духовных основ общества, смысла жизни человека. Познание непостижимого.

 

Иван Ильин:

Разрабатывал русскую идею в новых условиях, занимался проблемами души человека.  

 

 

Лекция№10.Философия советского времени:

Ленин, Сталин, Бухарин и другие заложили основу всех господствующих разделов философии. Резкое противопоставление буржуазии (идеалистическим) философским направлениям.

 

Предельный материализм – «Бытие определяет сознание». Материя лежит в основе всего.

 

Воинствующий атеизм. Несколько изменилось отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.

 

В истории господствует формационная теория. Философия все больше превращается в идеологию.

В 60-80ые годы положение несколько изменяется, все больше внимания уделяется проблемам сознания (Леонтьев, Рубинштейн), проблемам культуры ценностей. Появляются традиции не классической теории познания (Лекторский, Мамардошвилли).

В советское время продолжает развиваться и приобретает новые черты философия русского космизма. Укрепляются ее естественнонаучные основы.

 

Чижевский. Влияние активности солнца на процессы в обществе.

К. Циолковский. Теория космических полетов и освоение космоса.

В. Вернадский. Создал идею ноосферы.

Л. Гумилев. Создал теорию этногенеза. Возникновение, рассвет и упадок народа связан с порциями космической энергии.

Особое место среди отечественных философов, занимает семья Рерихов (создатели уникального учения  Агнии – йоги), Андреев (Роза - мира).

В постсоветской России философия вышла из под контроля государства (произошла ее иидеологизация). По-новому, в рамках неклассической философии, рассматриваются все ее основные разделы. Учитывается проблемный характер  и многообразие подходов.

 

 

Лекция№11.Онтология.(учение о бытие).

1.  Онтология является ключевым разделом философии, который изучает проблемы бытия. Бытие используется в разных смыслах. С точки зрения философии она представляет собой ключевую категорию, которая означае6т:

- Существование (бытие в мире);

- Многообразие мира во всех его проявлениях (бытие кошки, человека);

- Реальность, реальная жизнь природы человека и общества;

- Наличие явлений и предметов самих по себе или как данность сознания.

              Бытие предусматривает собой реально существующую объективную и субъективную , вечную и бесконечную, самостоятельную субстанцию и сущность, которая включает в себя все.

                                  Форма бытия.

  1. материальное бытие (собственно реальность, которой обладает протяженностью,m, V, P).
  2. идеальное бытие ( сознание, духовный уровень, который не возможно измерить и однозначно описать).

Эти две формы объединяет социальное бытие (Существование и сосуществование различных социальных групп); антропное бытие (существование отдельного индивида во всем разнообразии внутреннего и внешнего мира)

              Среди форм бытия можно выделить:

  1. феноменальное бытие( существование от дельных предметов и явлений, которые может изучать существующий субъект с помощью органов чувств).
  2. ноуменальное бытие( существует независимо от субъекта познания).

                                                ↕

Антиподом бытия  является небытие (полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто) небытие также реально и противоположно бытию.

2.    С момента появления философии, как особого проявления знания и познания фиксируется ее основной вопрос соотношение бытия и сознания( что из них является определяющим). Сложилось 4 основных подхода раскрывающих эту проблему:

       Идеалисты ( утверждают первичность и абсолютность идеального( нематериального) в  той или иной форме).

       Материалисты утверждают первичность материи и вторичность сознания

       Дуализм-  и сознание и материя взаимно определяют  друг друга.

       Деизм- идеальное сотворило материальное. Бог создал мир, присутствует в нем, однако не является определяющей силой.

В  современной философии присутствуют все основные направления, по-своему определяя материю и сознание.

3. Материя - вечная и неизменная субстанция (согласно Ленину материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях). Ее можно изучать различными методами, прежде всего научными. С точки зрения современной системной философии выделяют следующие уровни материи (мироздания).

              а) неживая (абиотическая) природа.

-субмикроэлементарный (мельчайшие единицы мира, меньше чем атом, кварк).

-микроэлементарный (электроны, адроны);

-ядерный( структура а томного ядра);

- атомарный( атомы);

-молекулярный;

-уровень единичных вещей и макротел, которые образуют уровень планет – литосфера, атмосфера, кристаллы.

- уровень планетарных систем, в  центре которых находится звезда (солнце).

- уровень галактик (млечный путь)

- уровень систем галактик и метагалактик (туманность андромеды)

- уровень вселенной (мироздание)

              б) живая (биотическая)

- ДНК и РНК, и белка

- кисточный

- одноклеточные организмы (инфузория туфелька)

- многоклеточные организмы, состоящие  из различных систем и тканей

- уровень биологических видов (приматы, кошачьи)

- уровень популяции

- биоценозы (сообщества различных живых организмов)

- биогеоценоз

- уровень биосферы в целом

            в) социальная «материя» общество, социум во всем многообразии

- отдельный индивид

- семья

- малые социальные группы

- коллективы разных уровней

- большие социальные группы (классы, страты)

- этнические группы (народность, нация)

- отдельные общества государства

- союзы государств (НАТО, СНГ)

- человечество в целом (социосфера)

 

Следовательно, мир с точки зрения системной философии, представляет собой систему систем, разные уровни и структуры материи.

 

Материя обладает следующими характерными чертами (характеристиками):

- наличие движения;

- самоорганизация;

- существование в пространстве и времени;

- способна к отражению.

1.Движение. В широком смысле всякое изменение положения тел в пространстве(закон механики). В философском смысле – неотъемлемое свойство(форма)существование материи.

Для движения, характерно:

    -всеобщность;

     - постоянность;

     -самовозникаемость (с помощью внутренних процессов).

Выделяют следующие виды движения:

      а) материальное движение:

                            -механическое (физическое);

                            -химическое (химические реакции);

                            -биологическое (деление клеток, возникновение клеток);

                            - социальное (революция, реформа).

      б) духовное (интеллектуальное)

                            -эмоциональное (ответ организма на удовлетворение или неудовлетворение                        организма);

                           -воля (напряжение человека чтобы преодолеть препятствие).

В философии сложилось особое учение о движении, о всеобщей взаимосвязи, развитии- диалектика ( на ней основан важнейший философский метод).

Антиподом диалектики является метафизика, отрицание взаимосвязи и взаимозависимости, явлений и процессов.

В диалектике, как учении о развитии, выделяют 3 основных закона:

-единство и борьбы противоположностей, которые объясняют источник движения противоположностью;

-переход количественных изменений в качественные (объясняет, как происходит движение).

Диалектики выделяют различные виды связи, которые проявляются во всеобщей связи: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; случайное и закономерное. Выделяют закономерности  динамические и стратегические. В движении выделяют 2 основные теории, определяющие причинность, закономерность.

       а) детерминизм (от слова определенность). Учение о первоначальной определенности всех происходящих процессов.

      б) индетерминизм. Учение о том, что есть события, состояния, процессы, причины которых определить нельзя(или количество этих причин велико). Одним из основных видов движения, является развитие, принятия которых приводят к изменению качеств. Характеристик, к более сложному состоянию системы, к более совершенному. Развитие носит прогрессивный характер, антиподом которого является регресс (деградация, разрушение, упрощение). Объединение развития систем отражено в синергетике.

Информация о работе Лекции