Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций
лекции по филосоофии
Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.
Идеи Фрейда получили дальнейшее развитие в неофрейдизме.
К.Г.Юнг: обосновал идею коллективного бессознательного –архетипы.
Э. Фромм: акцентировал внимание на противоречивости человеческого существования( патриархах и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию чего-то, стремление просто жить, стремление к жизни, устремленность к смерти, свобода от и свобода для. Цель философии помочь решить эти противоречия с помощью утверждения всеобщей любви, когда желание жизни вытесняет желание смерти.
Адлер: Основу психологических заболеваний составляет вытесненный комплекс неполноценности., который человек компенсирует успехами в бизнесе, Политике, науке , искусстве, личной жизни.
В. Рейх: Сексуальная энергия имеет космическую природу, а культура ее подавляет. Необходимо разрушение культурных стереотипов, сексуального раскрепощение человека в форме сексуальной революции.
Лекция №8. Современная философия: достижения и противоречия.
Во 2й половине 20го века произошла эволюция религиозной и светской философской мысли. В католицизме утверждается неотомизм, представители которого признали ошибки прошлого (инквизиция, продажа индульгенций, гонения на науку). Публично покаялся (Иоанн Павел II) и встали на путь приспособления религиозных идей в движении науки, а также приблизить его к людям, в работах религиозных мыслителей все чаще встречаются научные термины, научные доказательства бытие, Бога.
В советской философии утверждается постпозитивизм (обращение к истории науки, развитию научного знания); геригеневтика (направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования текстов, их интерпретаций ); экзистенциализм: Ясперс, Хайдеггер, Камю. Основное влияние проблемы человека, его внутреннего мира.
К концу 20 века, по мнению ряда исследователей, произошел переход от неклассической рациональности к постнеолитической, которая отразила все противоречия достижения и проблемы мировой цивилизации. Постиндустриальная цивилизация.
Провозглашение понятий, разрыв с прежними культурными ценностями.
Акцентировали внимание на демократических моделях.
Встали на путь хронического отстранения прежней нормы и ценностям, установкам.
Утверждают принципиальный отказ от возможности целостного описания реальности.
Утверждается многообразие путей и форм познания.
Методологический анархизм.
Акцент на анализ языка, культурных конституций, а не осмысление реальности.
Ж.Делез: идеи поструктуализма.
Ж. Дерида: идеи деконструктивизма.
Мерло-Понти: идеи человеческого бытия как открытого диалога с миром.
Р.Соссюр: обращение к феномену языка, знака.
Идеи постнеклассической рациональности отразились в культурном движении- постмодернизм ( в литературе, киноискусстве, живописи). Размывание понятий между добром и злом , многозначность содержания и образов.
Лекция № 9. Философия отечества.
И. Федоров:
Лев Толстой:
Владимир Соловьев:
Сергей Булгаков:
Павел Флоренский:
Николай Бердяев:
Семен Франк:
Занимался проблемами духовных основ общества, смысла жизни человека. Познание непостижимого.
Иван Ильин:
Разрабатывал русскую идею в новых условиях, занимался проблемами души человека.
Лекция№10.Философия советского времени:
Ленин, Сталин, Бухарин и другие заложили основу всех господствующих разделов философии. Резкое противопоставление буржуазии (идеалистическим) философским направлениям.
Предельный материализм – «Бытие определяет сознание». Материя лежит в основе всего.
Воинствующий атеизм. Несколько изменилось отношение к церкви в годы Великой Отечественной войны.
В истории господствует формационная теория. Философия все больше превращается в идеологию.
В 60-80ые годы положение несколько изменяется, все больше внимания уделяется проблемам сознания (Леонтьев, Рубинштейн), проблемам культуры ценностей. Появляются традиции не классической теории познания (Лекторский, Мамардошвилли).
В советское время продолжает развиваться и приобретает новые черты философия русского космизма. Укрепляются ее естественнонаучные основы.
Чижевский. Влияние активности солнца на процессы в обществе.
К. Циолковский. Теория космических полетов и освоение космоса.
В. Вернадский. Создал идею ноосферы.
Л. Гумилев. Создал теорию этногенеза. Возникновение, рассвет и упадок народа связан с порциями космической энергии.
Особое место среди отечественных философов, занимает семья Рерихов (создатели уникального учения Агнии – йоги), Андреев (Роза - мира).
В постсоветской России философия вышла из под контроля государства (произошла ее иидеологизация). По-новому, в рамках неклассической философии, рассматриваются все ее основные разделы. Учитывается проблемный характер и многообразие подходов.
Лекция№11.Онтология.(учение о бытие).
1. Онтология является ключевым разделом философии, который изучает проблемы бытия. Бытие используется в разных смыслах. С точки зрения философии она представляет собой ключевую категорию, которая означае6т:
- Существование (бытие в мире);
- Многообразие мира во всех его проявлениях (бытие кошки, человека);
- Реальность, реальная жизнь природы человека и общества;
- Наличие явлений и предметов самих по себе или как данность сознания.
Бытие предусматривает собой реально существующую объективную и субъективную , вечную и бесконечную, самостоятельную субстанцию и сущность, которая включает в себя все.
Эти две формы объединяет социальное бытие (Существование и сосуществование различных социальных групп); антропное бытие (существование отдельного индивида во всем разнообразии внутреннего и внешнего мира)
Среди форм бытия можно выделить:
Антиподом бытия является небытие (полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто) небытие также реально и противоположно бытию.
2. С момента появления философии, как особого проявления знания и познания фиксируется ее основной вопрос соотношение бытия и сознания( что из них является определяющим). Сложилось 4 основных подхода раскрывающих эту проблему:
Идеалисты ( утверждают первичность и абсолютность идеального( нематериального) в той или иной форме).
Материалисты утверждают первичность материи и вторичность сознания
Дуализм- и сознание и материя взаимно определяют друг друга.
Деизм- идеальное сотворило материальное. Бог создал мир, присутствует в нем, однако не является определяющей силой.
В современной философии присутствуют все основные направления, по-своему определяя материю и сознание.
3. Материя - вечная и неизменная субстанция (согласно Ленину материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях). Ее можно изучать различными методами, прежде всего научными. С точки зрения современной системной философии выделяют следующие уровни материи (мироздания).
а) неживая (абиотическая) природа.
-субмикроэлементарный (мельчайшие единицы мира, меньше чем атом, кварк).
-микроэлементарный (электроны, адроны);
-ядерный( структура а томного ядра);
- атомарный( атомы);
-молекулярный;
-уровень единичных вещей и макротел, которые образуют уровень планет – литосфера, атмосфера, кристаллы.
- уровень планетарных систем, в центре которых находится звезда (солнце).
- уровень галактик (млечный путь)
- уровень систем галактик и метагалактик (туманность андромеды)
- уровень вселенной (мироздание)
б) живая (биотическая)
- ДНК и РНК, и белка
- кисточный
- одноклеточные организмы (инфузория туфелька)
- многоклеточные организмы, состоящие из различных систем и тканей
- уровень биологических видов (приматы, кошачьи)
- уровень популяции
- биоценозы (сообщества различных живых организмов)
- биогеоценоз
- уровень биосферы в целом
в) социальная «материя» общество, социум во всем многообразии
- отдельный индивид
- семья
- малые социальные группы
- коллективы разных уровней
- большие социальные группы (классы, страты)
- этнические группы (народность, нация)
- отдельные общества государства
- союзы государств (НАТО, СНГ)
- человечество в целом (социосфера)
Следовательно, мир с точки зрения системной философии, представляет собой систему систем, разные уровни и структуры материи.
Материя обладает следующими характерными чертами (характеристиками):
- наличие движения;
- самоорганизация;
- существование в пространстве и времени;
- способна к отражению.
1.Движение. В широком смысле всякое изменение положения тел в пространстве(закон механики). В философском смысле – неотъемлемое свойство(форма)существование материи.
Для движения, характерно:
-всеобщность;
- постоянность;
-самовозникаемость (с помощью внутренних процессов).
Выделяют следующие виды движения:
а) материальное движение:
-механическое (физическое);
-химическое (химические реакции);
-биологическое (деление клеток, возникновение клеток);
- социальное (революция, реформа).
б) духовное (интеллектуальное)
-эмоциональное (ответ организма на удовлетворение или неудовлетворение
-воля (напряжение человека чтобы преодолеть препятствие).
В философии сложилось особое учение о движении, о всеобщей взаимосвязи, развитии- диалектика ( на ней основан важнейший философский метод).
Антиподом диалектики является метафизика, отрицание взаимосвязи и взаимозависимости, явлений и процессов.
В диалектике, как учении о развитии, выделяют 3 основных закона:
-единство и борьбы противоположностей, которые объясняют источник движения противоположностью;
-переход количественных изменений в качественные (объясняет, как происходит движение).
Диалектики выделяют различные виды связи, которые проявляются во всеобщей связи: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; случайное и закономерное. Выделяют закономерности динамические и стратегические. В движении выделяют 2 основные теории, определяющие причинность, закономерность.
а) детерминизм (от слова определенность). Учение о первоначальной определенности всех происходящих процессов.
б) индетерминизм. Учение о том, что есть события, состояния, процессы, причины которых определить нельзя(или количество этих причин велико). Одним из основных видов движения, является развитие, принятия которых приводят к изменению качеств. Характеристик, к более сложному состоянию системы, к более совершенному. Развитие носит прогрессивный характер, антиподом которого является регресс (деградация, разрушение, упрощение). Объединение развития систем отражено в синергетике.