Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций
лекции по филосоофии
Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.
2. Учение о самоорганизации (создании, воспроизводстве. Материи самой себя).: имеется ввиду открытые, нелинейные, неравновесные системы. Синергетическое учение возникло во 2ой половине 20го века и нашла отражение в работах Стенгерс, Хакен, Пригонека.
Ключевые понятия:
Флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения от средних значений, норм.
Бифуркация - критическое состояние системы.
Диссипативные структуры - новое, неустойчивое состояние системы, возникающая в результате флуктуации и ведущая к возникновению новых структур, требующие большей энергии.
Аттрактор - наиболее вероятный дальнейший путь развития системы.
Энтропия- мера хаотичности системы, вероятность с которой устанавливается флуктуация или иное состояние.
3. Материя существует в пространстве и во времени.
Время – форма бытия материи, которая выражает деятельность существования объектов, явлений, процессов (одних после других).
Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее структуру, протяженность, взаимодействие элементов между собой (одни после других) .
Время и пространство тесно взаимосвязаны, взаимопереплетены между собой.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самихсебе свойства взаимодействующих с ними других систем:
- физическое;
- химическое;
- механическое;
- биологическое (раздражимость);
- психическое, связанное с функционированием психики человека.
Формируется особый уровень реальности (идеальной, субъективной)- сознание. В истории философии сложилось 2 основных подхода к сознанию:
1). Сознание представляет собой способность высоко организованной материи (человеческого мозга) отражать деятельность(воспроизводить ее идеальных образах).
2). Сознание – это универсальные свойство вселенной, особая реальность, которая не только отражает, но и создает действительность.
В современной философии выделяют несколько основных моделей сознания, рассматривая как систему.
1. Кластерия (совокупность) паттернов (элементарная структура личности), которая образует различные соединения-кластеры.
2. Семантическая модель: сознание представляет собой вероятное подчинение символов, является многоуровневой реальностью( высший уровень это Вселенское сознание).
3. логико-геометрическая модель.
Эмоционально-аффективный
(Удовлетворение,
или неудовлетворение )
Ценостно-смысловой
(воля сознания).Представление
О правде, красоте.
I. бессознательное;
II. Сознание в узком смысле (то что мы осознаем);
III. сверхсознание (мир идеалов, мир устремлений).
Сознание напрямую связано с важнейшей способностью человека, познанием.
Лекция№12.Гносеологи (философская теория познания).
1.Проблема познаваемости мира, человека, общества.
2.Что такое познание?
3. Структура и уровни познания.
4. Виды познаний.
5. Проблема истины.
1.Существует 2 основных подхода к проблеме познаваемости мира:
а) агностицизм - философское учение, представители которого утверждает невозможность адекватного познания мира (или невозможность познания вообще).
б) гностицизм - направления философской мысли, представители которого утверждают о возможности познания мира в той или иной форме (в настоящее время говориться о бесконечности познания, определяет ограничения различных его видах). Познание представляет собой открытый динамичный процесс постижения бытия, без которого человек не может существовать.
2. Существует различные подходы к определению познания.
а) познание-это способ существования человека(форма существования жизни)
б) познание- это одна из собственно человеческих потребностей.
в) деятельный подход: познание - особый вид деятельности человека, результатом которого является новое знание. Данная деятельность позволяет осуществить самые различные потребности человека. Теснейшим образом связана со всеми основными видами деятельности (труд, игра, учеба, общение).
3. В структуре познавательной деятельности обычно выделяют следующие основные компоненты.
В познании выделяют 2 основные ступени (формы).
1)чувственное познание (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция).
2) Рациональное познание (с функционированием мышления).
Ощущение - психический процесс; (форма чувственного познания), которая позволяет познавать отдельные стороны (аспекты) предметов, явлений, процессов окружающего мира.
Восприятие - психический процесс, целостным результатом которого является целостный образ без непосредственного контакта, который сохраняется в памяти и воспроизводится.
Представление - психический процесс, результатом которого является целостный образ без непосредственного контакта, который сохраняется в памяти и воспроизводится.
Понятие- форма мысли, которая позволяет абстрагироваться от второстепенных деталей, фиксировать главное символом или знаком, языкам, речью. Ведущие понятие в науки являются категории.
Суждение- форма мысли, которая представляет собой совокупность понятий , результатом которого является утверждение или отрицание.
Умозаключение- форма мысли. Которая представляет собой совокупность суждений, позволяющее получать новое знание.
В познавательной теории сложилось особое направление знания, которое изучает законы мыслительной деятельности-логика.
Основные виды познания.
На основе особенностей протекания познавательного процесса принято выделять несколько основных видов познавательной деятельности:
Обыденное познание(основывается на жизненном опыте, сложившейся традиции, непосредственном наблюдении, здравом смысле)его результатом является обыденное знание, которое позволяет существовать в ограниченном статичном пространстве. Пословицы, поговорки.
Религиозное (мифологическое) познание (ее основу составляют вера, чувственное переживание, откровение) результатом является религиозное знание, которое выполняет различные функции, имеет свои достоинства и недостатки.
Философское познание (устремленность к раскрытию глубины смыслов, всеобщих закономерностей и законов, обозначение пределов познавательных горизонтов, сущностные проблемы бытия (вечные вопросы)).
Самопознание(процесс изучения самого себя по средствам чтения литературы).
Паранаучное (околонаучное) познание (используются бессистемно различные методы различных наук науки, пытаются выделить некие критерии близкие к научным, однако часто используют домыслы, вольное общение с фактами, фантазия, воображение). Уфология, парапсихология, экстросенсерное целительство.
Научное познание (требует специальной профессиональной подготовки, стремится к предельной объективности, к раскрытию объективных закономерностей) использует систему особых методов познания:
-теоретическое (выдвижение гипотез, формализация, теоретизирование) ;
-эмпирическое (наблюдение, эксперимент, измерение);
-общелогическое (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, систематизация, абстрагирование).
В теории познания сложилось особое направление, которое изучает методы и приемы познавательной деятельности - методология (иногда под методологией понимается совокупность методов, которые используют исследователи). Иногда место в познавательной деятельности занимают процедуры понимания и объяснения.
Понимание представляет собой способность постигать системы и значения, особое состояние сознание, которое связано с уверенностью, в адекватности.
Объяснение- процесс выявления сущности изучаемого феномена. Научное знание представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся и меняющуюся систему (опираясь на уже имеющиеся достижения, научные знания, предполагает открытость критики, привлечение нового, практически значимого)согласно теории Куна научное знание предполагает резкие скачки и прорывы, называется научными революциями, результатом которых являются изменения типа рациональности. Обычно выделяют 4 основных научных революций, которые знаменуют собой утверждение классического научного типа рациональности и перехода к неклассической науке.
Истина. Целью любого познания является истина – соответствие знаний о феномене к самому феномену. Выделяют абсолютную и относительную истину, объективную и субъективную. Критериями истины являются:
-практика;
-теория;
-ценности (иногда).
Критериями истины выступают практика, которая согласно марксизму является основным критерием. Эмпирические критерии (различные виды экспериментов). Логические критерии (непротиворечивость аксиом, полнота и доказательство теорий). Кроме того, в неклассической теории познания выделяют специфические критерии (простота, красота, этичность, синтетичность, открытость, экологичность). Антиподом истины является ложь- сознательное искажение истины. Итогом познания может быть заблуждение - несознательное искажение истины, в результате ошибок в познавательном процессе.
Этапы научного познания:
1) Наблюдение и сбор фактов ( знакомство с литературой)
2) Обнаружение проблемы;
3) Выдвижение гипотезы, построение модели исследований (формирование системы методов);
4) Проведение экспериментов, либо теоретических изысканий, которая является результатом синтеза уже существующих теорий;
5) Использование полученных результатов в теории и практике.
Эмпирическое знание связано непосредственно с наблюдением, экспериментов, но не базируется на интуиции, на системе аксиом, на классификации (это научное познание). Объективность научного познания обозначает: независимость от личности исследователя, но не от человека вообще.
Лекция№13Основы философской антропологии.
Философская антропология в современной системе знания представляет собой учение о природе, сущности, предназначении человека, его месте в окружающей действительности. В этом случаи она является не только самостоятельной областью знаний, но так же особый тип мировоззрения (его чертами является человеколюбие, гуманность, альтруизм, служение, устремленность к совершенствованию), методология (представляет собой особый подход, изучение действительности). На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения человека, выделение его природы и сущности. Чаще всего выделяют естественную природу человека (то, чем обладает человек от рождения, человеческая часть мира) и искусственную природу (то, что человек сделал, чтобы изменить жизнь). Человек является результатом биологической эволюции (биологическое существо); социальной эволюции (социальная сущность); духовной эволюции (духовная сущность). Человек представляет собой биосоциальное существо, устремленное к вершине духа ( истина, добро, красота) и представляет собой высший этап эволюции жизни на Земле. На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения человека.
1) Теоретическая (религиозная);
2) Паранаучные теории;
3) Научные концепции (естественная эволюция, факторами которого является: естественный отбор, природная среда, радиация, трудовая деятельность).
С точки зрения современной биологии можно назвать следующую последовательность систематических таксонов человека в классе млекопитающих:- приматы, - подотряд человекоподобные, - гоминиды, - люди,- род человек, - вид разумный.
Выделяют следующие основные стадии становления человека (антропогенез):
С точки зрения современной психологии феномен человека отражается в понятии личности (persona). Существуют разные определения личности - социальные характеристики личности, в которых отражается его социальные качества, одобренные или осуждаемые в обществе (имеет естественные источники, а также приобретенные). Процесс становления личности, обретение его социального статуса. Овладение различными наборами социальных ролей, называется социализацией (выделяют его мега, микро, мезо, макро факторы).