Лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций

Описание работы

лекции по филосоофии

Содержание работы

Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

2. Учение о самоорганизации (создании, воспроизводстве. Материи самой себя).: имеется ввиду открытые, нелинейные, неравновесные системы. Синергетическое учение возникло во 2ой половине 20го века и нашла отражение в работах Стенгерс, Хакен, Пригонека.

                 Ключевые понятия:

Флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения от средних значений, норм.

Бифуркация - критическое состояние системы.

Диссипативные структуры - новое, неустойчивое состояние системы, возникающая в результате флуктуации и ведущая к возникновению новых структур, требующие большей энергии.

Аттрактор - наиболее вероятный  дальнейший путь развития системы.

Энтропия- мера хаотичности системы, вероятность с которой устанавливается флуктуация или иное  состояние.

3. Материя существует в пространстве и во времени.

Время – форма бытия материи, которая выражает деятельность существования объектов, явлений, процессов (одних после других).

Пространство- форма бытия материи, которая характеризует ее структуру, протяженность, взаимодействие элементов между собой (одни после других) .

Время и пространство тесно взаимосвязаны, взаимопереплетены между собой.

Отражение  - способность материальных систем воспроизводить в самихсебе свойства взаимодействующих с ними других систем:

                        - физическое;

                        - химическое;

                        - механическое;

                        - биологическое (раздражимость);

                        - психическое, связанное с функционированием психики человека.

Формируется особый уровень реальности (идеальной, субъективной)- сознание. В истории философии сложилось 2 основных подхода к сознанию:

              1). Сознание представляет собой способность высоко организованной материи (человеческого мозга) отражать деятельность(воспроизводить ее идеальных образах).

              2). Сознание – это универсальные свойство вселенной, особая реальность, которая не только отражает, но и создает действительность.

В современной философии выделяют несколько основных  моделей сознания, рассматривая как систему.

       1. Кластерия (совокупность) паттернов (элементарная структура личности), которая образует различные соединения-кластеры. 

       2. Семантическая модель: сознание представляет собой вероятное подчинение символов, является многоуровневой реальностью( высший уровень это Вселенское сознание).

        3. логико-геометрическая модель.

                                                   

 

Эмоционально-аффективный                                                            Логико-понятийный

(Удовлетворение,                                                                         (функционирование сознания)

или неудовлетворение )

 

                                      III           II

                                      IV           I

 

Ценостно-смысловой                                                                                       Телесно-перцептивные способности

(воля сознания).Представление                                                                     (обычные ощущения)

О правде, красоте.

                                                                                                                                                                 Согласно этой модели выделяют также вертикаль сознания.

            I. бессознательное;

            II. Сознание в узком смысле (то что мы осознаем);

            III. сверхсознание (мир идеалов, мир устремлений).

Сознание напрямую связано с важнейшей способностью человека, познанием.

 

 

Лекция№12.Гносеологи (философская теория познания).

1.Проблема познаваемости мира, человека, общества.

2.Что такое познание?

3. Структура и уровни познания.

4. Виды познаний.

5. Проблема истины.

1.Существует 2 основных подхода к проблеме познаваемости мира:

                а) агностицизм - философское учение, представители которого утверждает невозможность адекватного познания мира (или невозможность познания вообще).

                б) гностицизм - направления философской мысли, представители которого  утверждают о возможности познания мира в той или иной форме (в настоящее время говориться о бесконечности познания, определяет ограничения различных его видах). Познание представляет собой открытый динамичный процесс постижения бытия, без которого человек не может существовать.

2. Существует различные подходы к определению познания.

                а) познание-это способ существования человека(форма существования жизни)

                б) познание- это одна из собственно человеческих потребностей.

                в) деятельный подход: познание - особый вид деятельности человека, результатом которого является новое знание. Данная деятельность позволяет осуществить самые различные потребности человека. Теснейшим образом связана со всеми основными видами деятельности (труд, игра, учеба, общение).

3. В структуре познавательной деятельности обычно выделяют следующие основные компоненты.

В познании выделяют 2 основные ступени (формы).

                1)чувственное познание (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, интуиция).

                                    а) ощущение;

                                    б) воспитание;

                                    в) представление.

                2) Рациональное познание (с функционированием мышления).

                                    а) понятие;

                                    б) суждение;

                                    в) умозаключение.

Ощущение - психический процесс; (форма чувственного познания), которая позволяет познавать отдельные стороны (аспекты) предметов, явлений, процессов окружающего мира.

Восприятие - психический процесс, целостным результатом которого является целостный образ без непосредственного контакта, который сохраняется в памяти и воспроизводится.

Представление - психический процесс, результатом которого является целостный образ без непосредственного контакта, который сохраняется в памяти и воспроизводится.

Понятие- форма мысли, которая позволяет абстрагироваться от второстепенных деталей, фиксировать главное символом или знаком, языкам, речью. Ведущие понятие в науки являются  категории.

Суждение- форма мысли, которая представляет собой совокупность понятий , результатом которого является  утверждение или отрицание.

Умозаключение- форма мысли. Которая представляет собой совокупность суждений,  позволяющее получать новое знание.

В познавательной теории сложилось особое направление знания, которое изучает законы мыслительной деятельности-логика.

               Основные виды познания.

На основе особенностей протекания познавательного процесса принято выделять несколько основных видов познавательной деятельности:

       Обыденное познание(основывается на жизненном опыте, сложившейся традиции, непосредственном наблюдении, здравом смысле)его результатом является обыденное знание, которое позволяет существовать в ограниченном статичном пространстве. Пословицы, поговорки.

       Религиозное (мифологическое) познание (ее основу составляют вера, чувственное переживание, откровение) результатом является религиозное знание, которое выполняет различные функции, имеет свои достоинства и недостатки.

       Философское познание (устремленность к раскрытию глубины смыслов, всеобщих закономерностей и законов, обозначение пределов познавательных горизонтов, сущностные проблемы бытия (вечные вопросы)).

       Самопознание(процесс изучения самого себя по средствам чтения литературы).

                                  -самонаблюдение;

                                  -самоанализ;

                                  -самооценка;

                                  -самоисповедь.

      Паранаучное (околонаучное) познание (используются бессистемно различные методы    различных наук науки, пытаются  выделить некие критерии близкие к научным, однако часто используют домыслы, вольное общение с фактами, фантазия, воображение). Уфология, парапсихология, экстросенсерное целительство.

      Научное познание (требует специальной профессиональной подготовки, стремится к предельной объективности, к раскрытию объективных закономерностей) использует систему особых методов познания:

                      -теоретическое (выдвижение гипотез, формализация, теоретизирование) ;

                            -эмпирическое (наблюдение, эксперимент, измерение);

                            -общелогическое (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия,  систематизация, абстрагирование).

В теории познания сложилось особое направление, которое изучает методы и приемы познавательной деятельности - методология (иногда под методологией понимается совокупность методов, которые используют исследователи). Иногда место в познавательной деятельности занимают процедуры понимания и объяснения.

Понимание представляет собой способность постигать системы и значения, особое состояние сознание, которое связано с уверенностью, в адекватности.

Объяснение- процесс выявления сущности изучаемого феномена. Научное знание представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся  и меняющуюся систему (опираясь на уже имеющиеся достижения, научные знания, предполагает открытость критики,  привлечение нового, практически значимого)согласно теории Куна научное знание предполагает резкие скачки и прорывы, называется научными революциями, результатом  которых  являются изменения типа рациональности. Обычно выделяют 4 основных научных революций, которые знаменуют собой утверждение классического научного типа рациональности и перехода к неклассической науке.

Истина. Целью любого познания является истина – соответствие знаний о феномене к самому феномену. Выделяют абсолютную и относительную истину, объективную и субъективную. Критериями истины являются:

-практика;

-теория;

-ценности (иногда).

Критериями истины выступают практика, которая согласно марксизму является основным критерием. Эмпирические критерии (различные виды экспериментов). Логические критерии (непротиворечивость аксиом, полнота и доказательство теорий). Кроме того, в неклассической теории познания выделяют специфические критерии (простота,  красота, этичность, синтетичность, открытость, экологичность). Антиподом истины является ложь- сознательное искажение истины. Итогом познания может быть заблуждение - несознательное искажение истины, в результате ошибок в познавательном процессе.

Этапы научного познания:

1)      Наблюдение и сбор фактов ( знакомство с литературой)

2)      Обнаружение проблемы;

3)      Выдвижение гипотезы, построение модели исследований (формирование системы методов);

4)      Проведение экспериментов, либо теоретических изысканий, которая является результатом синтеза уже существующих теорий;

5)      Использование полученных результатов в теории и практике.

Эмпирическое знание связано непосредственно с наблюдением, экспериментов, но не базируется на интуиции, на системе аксиом, на классификации (это научное познание). Объективность научного познания обозначает: независимость от личности исследователя, но не от человека вообще.

 

 

Лекция№13Основы философской антропологии.

Философская антропология в современной системе знания представляет  собой учение о природе, сущности, предназначении человека, его месте в окружающей действительности. В этом случаи она является не только самостоятельной областью знаний, но так же особый тип мировоззрения (его чертами является человеколюбие, гуманность, альтруизм, служение, устремленность к совершенствованию), методология (представляет собой особый подход, изучение действительности). На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения человека, выделение его природы и сущности. Чаще всего выделяют естественную природу человека (то, чем обладает человек от рождения, человеческая часть мира) и искусственную природу (то, что человек сделал, чтобы изменить жизнь). Человек является результатом  биологической эволюции (биологическое существо); социальной эволюции (социальная сущность); духовной эволюции (духовная сущность). Человек представляет собой биосоциальное существо, устремленное к вершине духа ( истина, добро, красота) и представляет собой высший этап эволюции жизни на Земле. На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения человека.

              1) Теоретическая (религиозная);

              2) Паранаучные теории;

              3) Научные концепции (естественная эволюция, факторами которого является: естественный отбор, природная среда, радиация, трудовая деятельность).

С точки зрения  современной биологии можно назвать следующую последовательность систематических таксонов человека в классе млекопитающих:- приматы, - подотряд человекоподобные, - гоминиды, - люди,- род человек, - вид разумный.

Выделяют следующие основные стадии становления человека (антропогенез):

  1. проантропы (австралопитек);
  2. архантропы (человек умелый);
  3. палеоантропы (неандертальцы);
  4. неоантропы (кроманьонцы).

С точки зрения современной психологии феномен человека отражается в понятии личности (persona). Существуют разные определения личности - социальные характеристики личности, в которых отражается его социальные качества, одобренные или осуждаемые в обществе (имеет естественные источники, а также приобретенные). Процесс становления личности, обретение его социального статуса. Овладение различными наборами социальных ролей, называется социализацией (выделяют его мега, микро, мезо, макро факторы).

Информация о работе Лекции