Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:02, курс лекций
лекции по филосоофии
Лекция№ 1. Что изучает курс
Лекция№2 Философия Греции
Лекция №3.Религиозная (теологическая) философия.
Лекция№4 Философия Возрождения.
Лекция № 5. Социально- философские мысли нового времени.
В структуре личности выделяют те или иные компоненты , которые отражают его социальную значимость.
Характеристики личности:
а) Темперамент- отражает динамизм психических процессов.
-холерик;
-меланхолик;
-флегматик;
-сангвиник.
б) Характер- совокупность качеств, которые одобряются или не одобряются личностью.
в) Потребности.
г) Эмоции:
-положительные;
- отрицательные;
- безразличие (переходные).
д) Способности:
-задатки;
-способности (таланты);
- гениальность.
е) Мотивы - побудительные причины активности личности.
ж) Идеалы и ценности (материальные и духовно-нравственные).
з) Мировоззрение.
и) жизненная позиция.
Процесс раскрытия личностного потенциала за определенный отрезок времени, называется жизненный путь.
1. Внутриутробное развитие (преднатальная фаза);
2. Фаза рождения (перенотальная);
3. Детство;
4. Подростковый;
5. Юность;
6. Зрелость;
7. Старость;
8. Смерть и посмертное существование.
Важной проблемой является оптимальное существование человека этимология (биологическая, социальная, духовная, психологическая).
Учет факторов риска:
Во всех духовных традициаях ставилась проблема идеального человека и проблема смысла жизни человека.
Основные подходы:
1. смысл жизни в получении удовлетворения, удовлетворение потребностей (культ наслаждения).
2. смысл жизни в служении ( сознательное выполнение обязанности, какого либо долга)
-служение семье;
-служение государству;
- служение работе, профессии, карьере
3. путь самореализации по средствам раскрытия своих способностей. Смысл= цель+мотив.
Лекция №14.Социальная философия (основы философии общества).
1. Общество и сферы.
2. Общество и история.
3. Глобальная проблема современности.
1.Понятия общество употребляется в различных значениях:
-социальная группа;
-общество, как исторический этап ( первобытное, феодальное, постиндустриальное);
-общество - относительно обособившейся от природы, но тесно связанный с ней гость материального мира, которая представляет собой одну из систем мироздания.
Особенности: большую роль в функции и развитии играют сознательные факторы (люди могут влиять на развитие, осознавать и принять внешнюю среду (факторы) пространственное взаимодействие людей, социальных групп, в готорых удовлетворяются потребности человека:
-политико-правовая;
-социальная;
- экономическая;
- духовная;
-иногда выделяют экологическую.
Политико-правовая сфера - пространственное взаимодействие между людьми по поводу захвата удержания и использование государственной власти. Основу составляет политическая система общества:
- политический институт (государство, партия);
- политические нормы (правовые нормы, политические традиции, обычаи);
- политические отношения (политический институт + политическая элита + толпа);
- политическая культура.
Идеалом современного государства является правовое государство (верховенство закона, соблюдение прав и свобод человека, соблюдение принципа разделения властей, взаимная ответственность государства и общества). Предпосылки формирования правового государства: многообразие форм собственности (свободный труд, предпринимательство); демократический режим; высокий уровень политической культуры и правового сознания; наличие внутренней единой и не противоречивой законодательности; наличие гражданского общества – система отношения между людьми, которая связана со сферой реализации общественных интересов различных социальных групп. Выделяют следующие институты: семья, учреждения образования и культуры, творческие союзы, частные предприятия и коллективы, церковь, благотворительные фонды, организации самоуправления и месту жительства.
Экономическая сфера - отношения между людьми, по поводу производства, потребления, распределе6ния материальных благ. В современной экономической сфере сложились различные экономические системы и экономические теории.
Духовная сфера – пространственные отношения между людьми, основу которых составляют духовные ценности, отражаются в духовной культуре:
-религия;
-наука;
-образование;
-искусство.
Пространство отношений между людьми , которое которая определяет систему внутреннего устройства общества, различные социальные группы, общества, сообщества.
Социальная структура общества:
- Социально-классовая (отношение к власти);
- Социально-демографическая;
- Социально – этническая;
- Профессиональная структура.
Современное общество представляет собой открытую систему –социальная мобильность.
2.С точки зрения современной философии истории выделяют следующие основные проблемы:
а) что такое история?
б) на какие периоды делится?
в) что является движимой силой исторического процесса?
г) какова направленность истории?
д) смысл истории?
е) каково будущее истории человека?
История представляется сегодня процессом сменной состояний , движением тех или иных человеческих сообществ в пространстве ( движение предполагает изменение в различных сферах жизни).
Существует несколько основных подходов к осмыслению истории:
Формационный подход (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин). История представляет собой смену формаций (исторический этап, для которого характерны: уровень развития производственных сил, совокупность производственных отношений, общественные связи и политический строй).
Цивилизационный: общество представляет собой процесс зарождения, расцвета и упадка отдельных цивилизаций (или всей цивилизации). Цивилизация понимается как уникальное сообщество людей, каждое из которых обладает характерными особенностями культурной, политической, экономической, социальной сферах.
Культурологический (Шпенглер). В истории выделяют 5 основных культур, представленная совокупность религий, традиций, материальной и духовной жизни.
Позитивистский подход, согласно которому в истории человека выделяют стадии, отличающиеся технологиями.
Религиозный. Открытым также остался вопрос о движимых силах истории.
В современной истории все чаще выделяются многофакторный подход:
1. Природа;
2. Изменения в сферах общественной жизни;
3. Антропный (человеческий), антропосоциальный:
- Обычный человек;
- Историческая личность (политики, ученые, представители искусства);
- Социальные группы, народы, государства.
По-разному оценивается направленность исторического процесса:
- История человека –регресс;
- прогресс;
- синтетический (периоды регресса и прогресса);
- циклический.
Принято выделять 2 основные формы исторического движения:
Смысл истории раскрывается в зависимости от подхода . Определение будущего развития человека связано с пространственной функцией философии ( попытка обосновать прогноз относительных будущего на основе анализа уже существующих тенденций). В обосновании будущего выделяют следующие аспекты:
Возникло направление футурология (учение будущего) сценарии:
В философии принято считать , что будущее человека зависит от человека и человечества.
2