Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:21, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить историю возникновения и основные принципы марксистской философии.
Исходя из цели, необходимо выполнить ряд задач, а именно, изучить:
историю возникновения философии марксизма;
основные идеи марксистской философии;
концепцию человека в марксистской философии.
Введение
Марксизм формировался как цельное
учение в органическом единстве всех его
составных частей. Философия марксизма
выступает как научный метод познания
и преобразования мира. Сердцевину, суть
философии образуют исследования классических
философских вопросов, концентрирующихся
вокруг отношений человека к миру, отношений
людей между собой и природы (сущности)
человека. Выделяют два этапа развития
марксизма – «ранний» и «поздний». Для
«раннего» – характерны попытки разработки
целостного мировоззрения преимущественно
средствами философского анализа. «Поздний»
– здесь вместо абстрактной конструкции
человека и его сущностных сил сложилась
более конкретная, основанная на изучении
экономической и социальной структуры
общества.
Марксистская философия была создана
совместно двумя немецкими учеными Карлом
Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом
(1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью
более широкого учения – марксизма, который
наряду с философией включает в себя экономику
(политэкономию) и социально-политическую
проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы
на многие жгучие вопросы своего времени.
Она получила широкое распространение
(вышла за рамки Германии, стала интернациональной)
в мире и завоевала большую популярность
в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны
Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская
философия была возведена в ранг официальной
государственной идеологии и была превращена
в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего
марксизма является освобождение от догм
и приспособление к современной эпохе,
учет результатов научно-технической
революции и реальности постиндустриального
общества.
Цель контрольной
работы – изучить историю возникновения
и основные принципы марксистской философии.
Исходя из цели, необходимо выполнить
ряд задач, а именно, изучить:
историю возникновения философии
марксизма;
основные идеи марксистской философии;
концепцию человека в марксистской философии.
1.Формирование марксистской философии.
Марксизм в целом и марксистская
Философия как его составная часть возникли
в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил
на историческую арену как самостоятельная
политическая сила. Разработка марксистской
философии была обусловлена научно-теоретической,
социально-экономической и непосредственно
политической необходимостью.
Возникновение марксизма было научным
ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом
развития общественной практики и логикой
движения человеческих знаний. Маркс и
Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему
анализу социальную действительность,
на основе усвоения и критической переработки
всего положительного, что было создано
до них в области философии, общественных
и естественных наук, создали качественно
новое мировоззрение – мировоззрение
рабочего класса, ставшее философской
основой теории научного коммунизма и
практики революционного рабочего движения. Непосредственными
идейными источниками формирования марксизма
были главнейшие философские, экономические
и политические учения конца 18 и 1-й половины
19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля
Маркс и Энгельс вскрыли революционные
моменты – идею исторического развития
и принцип противоречия как его движущую
силу. Важную роль в формировании марксизма
сыграло материалистическое учение Фейербаха.
Одним из источников марксизма были идеи
классическая буржуазная политическая
экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды
социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон,
Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков
времён Реставрации (Ж. Тьерри„ Философия
Гизо, Философия Минье). Естественнонаучными
предпосылками формирования марксистской
философии явились достижения естествознания
конца 18 – 19 вв. (открытие закона сохранения
и превращения энергии, создание теории
клеточного строения организмов, эволюционное
учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением
развития общественной практики и научного
познания, возникшая марксистская философия
представляла величайшую революцию в
истории человеческой мысли.
Сущность и основные черты
революционного переворота, совершенного
Марксом и Энгельсом в философии, заключаются
в создании научного мировоззрения пролетариата,
в распространении материализма на познание
общества и в материалистическом обосновании
решающей роли общественной практики
в познании, в
осуществлении единства теории и практики,
в органическом соединении и творческой
разработке материализма и диалектики,
что привело к созданию материалистической
диалектики. Величайшим завоеванием человеческой
мысли является разработка исторического
материализма, в свете которого только
и оказалось возможным научно понять роль
общественной практики в познании и в
развитии сознания. Введение критерия
практики в теорию познания могло быть
осуществлено лишь в связи с научным объяснением
исходных предпосылок, основных объективных
условий человеческой истории. Характеризуя
качественное отличие философии марксизма
от предшествовавших ей философских систем,
Ленин писал: «Применение материалистической
диалектики к переработке всей политической
экономии, с основания ее, – к истории,
к естествознанию, к философии, к политике
и тактике рабочего класса, – вот что более
всего интересует Маркса и Энгельса, вот
в чем они вносят наиболее существенное
и наиболее новое, вот в чем их гениальный
шаг вперед в истории революционной мысли».
В разработке положений марксистской
философии, в её пропаганде и защите, в
борьбе против буржуазной идеологии важную
роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы,
А. Грамши, А. Бебеля, Философия Меринга,
П. Лафарга и др.
Новый этап творческого развития
марксистской философии связан с именем
Ленина, разрабатывавшего диалектический
и исторический материализм на основе
анализа эпохи империализма и пролетарских
революций и обобщения новейших достижений
естествознания. Ленин всесторонне развил
теорию познания марксизма – выявил диалектический
характер процесса познания, разработал
учение о роли практики в познании, теорию
истины, в том числе диалектику абсолютной
и относительной истины и т.п. Особое внимание
Ленин уделил развитию диалектики как
научного метода познания и преобразования
мира. Он подверг всесторонней критике
новейшие разновидности идеализма, агностицизма
и метафизики, а также ревизионизма в отношении
марксизма, разработав метод применения
принципа партийности в оценке философских
воззрений. Защита марксистской философии
от ревизионизма и натиска буржуазной
идеологии, творческое развитие философии
были теснейшим образом связаны с разработкой
Лениным теории социалистической революции,
учения о революционной партии, о союзе
рабочего класса и крестьянства, о социалистическом
государстве и строительстве социализма.
Руководствуясь ленинскими заветами,
придавая большое значение воспитанию
трудящихся в духе марксистско-ленинского
мировоззрения, коммунистической партии
развернули интенсивную деятельность,
направленную на пропаганду и дальнейшее
творческое развитие диалектического
и исторического материализма. Проблемы
марксистско-ленинской философии получили
развитие в документах съездов КПСС и
пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических
и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов.
Марксистско-ленинская философия стала
основой формирования научного мировоззрения
широчайших масс трудящихся.
2.Основные философские идеи марксизма.
2.1. Идея практики
Переработка Марксом и Энгельсом
идеалистической диалектики Гегеля и
основных положений материализма того
времени осуществлялась не через механическое
их соединение, а сквозь призму принципа
человеческой деятельности. Это проблема
конкретизации сущности человека: или
он просто живет в мире, созерцая его, или
же изменяет действительность, делает
её пригодной для себя. Труд как деятельность
по изменению природы и общественных отношений
- это сущностный параметр бытия человека.
Синонимом труда, категорией, конкретизирующей
понятие труда, у Маркса и Энгельса выступает
практика. Под ней они понимали чувственно-предметную,
целенаправленную деятельность человека,
ориентированную на освоение и преобразование
условий его существования и параллельно
с этим - на совершенствование самого человека.
Практика первична и определяет
духовный мир человека, его культуру. Она
имеет общественный характер, служит основой
общения между людьми, предпосылкой различных
форм общежития.
Практика исторична, её способы
и формы изменяются во времени, становятся
все более утонченными, способствуют проявлению
самых различных сторон человеческой
сущности, позволяют открыть в окружающем
мире все новые стороны.
О необходимости введения в философию
идеи практики, Маркс впервые говорит
в работе "Тезисы о Фейербахе", где
критикует материализм Фейербаха за его
созерцательный характер.
Практика - это предметная деятельность,
имеющая следующую структуру: потребность
- цель - мотив - собственно целесообразная
деятельность - средства - результат.
Хотя практика и противоположна
теории, между ними существует тесная
взаимосвязь по следующим пунктам:
· Практика является источником
теории, выступает в роли "заказчика"
тех или иных разработок. Вещи, не имеющие
практического значения, разрабатываются
крайне редко.
· Практика является критерием
истинности теории.
· Практика - цель любой теории.
· Практика как целостный процесс
описывается с помощью категорий опредмечивания
и распредмечивания.
Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие
способности переходят в предмет и воплощаются
в нем, благодаря чему этот предмет становится
человеческим предметом. Деятельность
опредмечивается не только во внешнем
мире, но и в качествах самого человека.
Распредмечивание - это процесс, в котором свойства,
сущность, логика предмета становятся
достоянием человека. Человек присваивает
формы и содержание предшествующей культуры.
Диалектика опредмечивания и распредмечивания
в философии марксизма наглядно демонстрирует
структуру практики, показывает механизмы
преемственности в развитии культуры.
2.2. Материалистическая диалектика.
Маркс и Энгельс использовали достижения
Гегеля в разработке диалектического
метода для того, чтобы показать сущность
и динамику практической деятельности
человека. Марксистскую философию часто
называют диалектическим и историческим
материализмом, подчеркивая, что её ядро
составляет метод материалистической
диалектики.
Термин "диалектика, "диалектический",
употребляется в работах классиков марксизма
в двух основных значениях: "объективная
диалектика" и "субъективная диалектика".
Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет
собой целостную систему, существующую
и развивающуюся согласно диалектическим
законам и принципам.
Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной
диалектики в различных формах деятельности
человека, но, прежде всего, в познании.
Иногда, вместо выражения "субъективная
диалектика" используется понятие "диалектического
метода".
Разработка материалистической
диалектики как теории и метода осуществлялась
Марксом и Энгельсом в следующих работах:
"Немецкая идеология", "Святое
семейство", "Капитал", "Тезисы
о Фейербахе", "Диалектика природы",
"Анти-Дюринг".
Марксистская диалектика включает
в себя:
· Представление
о мире как целостной системе.
· Учение о связях
и отношениях между частями мира как целого.
· Проблему развития
мира в целом и его частей.
Специальный познавательный
аппарат, с помощью которого происходит
познание мира. Он состоит из категорий
и принципов, образующие в совокупности
диалектический метод познания.
Главное в диалектике - понимание
мира как органической системы. Это означает,
что он состоит из множества разнообразных,
но необходимым образом связанных между
собой элементов. И, - что самое главное,
- он содержит причину своего развития
в самом себе. Диалектика имеет место там,
где развитие мира осуществляется за счет
внутреннего противоречия.
Таким образом, диалектика выступает в
качестве учения о мире как целостной
системе, главным законом которой является
закон противоречивой, необходимой связи
её элементов.
Под "связью" в диалектике
понимается такое отношение между вещами
или процессами, когда изменение свойств
или состояний в одних, автоматически
влечет за собой изменение свойств или
состояния в других.
Понятие развития - центральное
в диалектике. Оно рассматривается
как саморазвитие. Процесс развития Маркс
и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем,
действию трех законов:
· Закона
единства и борьбы противоположностей.
· Закона
взаимного перехода количественных и
качественных изменений.
· Закона
отрицания.
Каждый из этих законов
выражает определенную сторону целостного
процесса развития: закон единства и борьбы
противоположностей характеризует источник
развития; закон взаимного перехода количественных
и качественных изменений - механизм развития,
а закон отрицания - цель развития.
Большинство критиков марксистской
философии полагают, что утверждения об
объективном характере диалектики безосновательны.
Если диалектика и имеет право на существование
- то только в качестве одного из методов
познания.
Представление о диалектике как
системе методов познания занимает важное
место в марксизме. В отличие от своих
более поздних критиков, Маркс и Энгельс
считали диалектический метод всеобщим
методом познания.
Диалектический метод - это система
методов и принципов, позволяющих воспроизвести
в мысли объективную логику предмета или
явления.
Основные методологические принципы
марксистской диалектики :
· Принцип системности.
· Принцип восхождения
от абстрактного к конкретному.
· Принцип единства
исторического и логического.
Категории марксистской
диалектики
Категориальный аппарат своей
философии Маркс и Энгельс почти полностью
заимствовали у Гегеля. Категории выстроены
в систематическое единство, согласно
логике движения мысли от наиболее общего
и абстрактного к конкретному. В начале
стоит категория единичного, в конце -
категория действительности. Переход
от одной категории к другой осуществляется
по законам диалектики.
Таким образом, диалектика, в качестве
метода, представляет собой систему взаимосвязанных
и взаимозависимых законов, принципов
и категорий, предписывающую строго определенных
порядок познания и преобразования действительности.
2.3.Материалистическое понимание истории.
Оно составляет, по выражению В.И.Ленина,
краеугольный камень философии марксизма.
Для классиков марксизма философия никогда
не являлась занятием сугубо академическим:
они хотели использовать её для того, чтобы
лучше понять жизнь и, исходя из этого
понимания, преобразовать в соответствии
с коммунистическими идеалами. Поэтому
необходимой и важной составляющей философии
марксизма являются социально-философские
и философско-исторические идеи.
Диалектико-материалистическое
понимание истории можно представить
через такие основополагающие его тезисы:
· Общество есть
не результат произвола правителей или
божественного вмешательства, а является
продуктом деятельности людей.
· Общество исторично,
оно развивается во времени. Движет обществом
не законодательная, политическая или
идеологическая работа, а деятельность
людей по производству необходимых для
себя благ.
· В системе разветвленных
видов человеческой деятельности есть
основополагающая, производственно-материальная
деятельность. Люди в первую очередь создают
материальные условия жизни, а уже потом
пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
Способы материального
производства, характерные для различных
времен и народов, не произвольны, а типичны
и могут быть объединены в конечное число
способов, исторически сменяющих друг
друга. Основание для такого заключения
Маркс приобрел через внимательное изучение
мировой истории, реконструкцию существующего
исторического материала в интересующей
его перспективе.
Всего типов способа производства
Маркс и Энгельс насчитали пять:
· Первобытнообщинный.
· Рабовладельческий.
· Феодальный.
· Капиталистический.
· Коммунистический.
Развитие материального
производства, переход от одного его способа
к другому осуществляется за счет противоречия
между основными составляющими внутри
материального производства: производительными
силами и производственными отношениями.
Вокруг способа материального
производства складывается целая система
отношений, которую Маркс и Энгельс назвали
"общественно-экономической формацией".
Этих формаций столько же, сколько и способов
материального производства. Любая формация
имеет два уровня: базис - то есть, первичные
и определяющие отношения и надстройку
- вторичные, зависимые структуры общества.
Базис охватывает производственные отношения,
а надстройка - это система идеологических
институтов и отношений.
Человеческая история, как следует
из вышесказанного, это не чехарда спонтанно
возникающих и исчезающих народов, событий,
героев, а совокупность общественно-экономических
формаций, последовательно сменяющих
друг друга в результате качественных
изменений в способе материального производства.
Несмотря на объективный характер
человеческой истории, она является все
же человеческой историей, и поэтому сами
люди активно ее делают. Это относится
и к так называемым "великим личностям",
и к деятельности субъектов истории: классов
и социальных слоев. Поэтому положение
о классовой борьбе как движущей силе
истории также входит в материалистическое
понимание истории.