Метафизика света как философская идея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:29, реферат

Описание работы

Метафизика света — историко-философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках позднеантичнои и средневековой культуры системе теологических, философских и естественно-научных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее первофеномене этого мира, который играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое онтологическое целое противоположные сферы реальности: чувственное и умопостигаемое, физическое и математическое, тварное и нетварное.

Содержание работы

Введение.
Историко-культурный контекст.
Метафизика света как философская идея.
Анализ источника. Бонавентура «Путеводитель души к Богу».
Анализ источника. П.Флоренский «Иконостас».
Сравнительный анализ «Иконостаса» и «Путеводителя души к Богу».
Плотин
Проблема внутреннего света в Упанишадах.
Выводы.

Файлы: 1 файл

эссе по философии.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, можно прийти к выводу, что понимание  метафизики у Бонавентуры и у Флоренского света невозможно без понимания Священного Писания, т.е. Библии. А также, не могу не согласиться с Флоренским в том, что метафизика света есть везде и  во всем, но главное – правильно ее развивать и воплощать.

   По Плотину же света можно достичь, «поднявшись выше ума или выступив из определенности» и пройдя путь из пяти шагов к возвышению над чувственностью. Так «ум мысленно расчленяется на множественность идей, образующих мир умопостигаемый, а Душа разрождается во множестве душ, наполняющих мир светом».

   В индийской  философии признается преданное  поклонение, служение божеству как  единственно возможный путь к духовному освобождению.

  Но, несмотря на все различия: совершенно разные и далекие друг от друга века написания этих произведений, разное понимания и определения метафизики и внутреннего света, есть нечто объединяющее – это то, что состояние внутреннего света выводит человека из его мирской, профанной вселенной или из его исторической ситуации и выталкивают его в качественно другую вселенную, в иной мир, трансцендентный и сакральный.

   Мирче Элиаде пишет: «Значение сверхъестественного света непосредственно задано в душе того, кто переживает этот опыт, - однако это значение проникает в сознание лишь будучи полностью включенным в ранее существовавшую там идеологию. Парадокс состоит в том, что значение света есть, в сущности, личное открытие - но, с другой стороны, каждый открывает то, что способен открыть в силу своей духовной и культурной подготовленности. Как бы то ни было, фундаментальное значение имеет один бесспорный факт: какова бы ни была предыдущая идеологическая включенность человека, встреча со Светом производит в его существовании перелом, в результате которого ему открывается - или становится яснее, чем раньше - мир Духа, сакрального, свободы, короче говоря, существование как божественное творение или мир, освященный присутствием Бога» - и я с этим полностью согласна.

   Я считаю что, частичка внутреннего света  есть в каждом, но для того чтобы  развивать свой внутренний свет, нужно  пройти долгий и сложный путь очищения и быть духовно подготовленным к  этому.

   Для меня наиболее предпочтителен путь, представленный Плотином, так как «мир умопостигаемый» и озаренный «светом душ» мне ближе всего. Однако наиболее красиво и интересно путь достижения света описывается в Упанишадах. В момент смерти, сообщает нам Чхандогья-упанишада, душа подымается ввысь по лучам Солнца. Она приближается к Солнцу, "Двери Мира". Те, кто знает, могут войти, но для тех, кто не знает, Дверь закрыта. Как говорит Чхандогъя-упанишада, - "свет, что сияет по ту сторону этого Неба, по ту сторону всего сущего, в высочайших мирах, за которыми уже нет более высоких, есть на самом деле тот же свет, что сияет внутри человека».

   Внутренний  свет, на мой взгляд, нужен каждому  человеку для духовного равновесия и душевного спокойствия, однако каждый должен сам выбрать свой путь постижения и достижения света. Не стоит заниматься самообманом, ведь душевное состояние все равно не получится обмануть.

 

  "От  не-бытия (asat) поведи меня к бытию (sat),

  от  темноты поведи меня к свету  (tamaso ma gamaya),

  от  смерти поведи меня к бессмертию".

  Чхандогья-упанишада

 

  

Библиография:

  1. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М.:      Гардарики, 2004.
  2. Бонавентура. Путеводитель души к богу.
  3. Этьен Жильсон. Философия Св. Бонавентуры.
  4. Флоренский П. А. Иконостас. М.: «Искусство», 1995г.
  5. Чхандогья-упанишада
  6. Брахманубхава-упанишаде
  7. Соловьев В. Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона. Плотин.
  8. Статья Саи Баба. Упанишад Вахини.
  9. Мирче  Элиаде. Опыт мистического света.
 

   

Информация о работе Метафизика света как философская идея