Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.
На правах рукописи
АНТОНОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа
Специальность 09.00.08. - философские вопросы естествознания
и техники
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских паук
МОСКПЛ -Н№.5
Работа выполнена в Харьковском государственном аграрном университете им.В.В.Докучаева и в Белгородском государственном педагогическом университете им.М.С.Ольминского
Научный консультант - доктор философских наук, профессор Кочерги» А.Н.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Лямин B.C. доктор философских наук, профессор Федоров В.М. доктор философских наук, профессор Гиренок Ф.И.
Ведущая организация - Московская сельскохозяйственная академия км.К.А.Тимирязева
Защита состоится "_"__ 1995 г.
в "_" часов на заседании специализированного совета Д.053.05.75
по философским наукам при Московском государственном университете ня.М.В.Ломоносова по адресу: Í17234, Москва, Ленинские горы, МГУ, 11 корпус гуманитарных факультетов, ауд. №6.
С диссертацией
можно ознакомиться в читальном
зале библиотеки 11 корпуса гуманитарных
факультетов МГУ им.М.В.
Автореферат разослан "_" _ 1995 года
Ученый секретарь специализированного совета -
Воронина Т.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.
В этих условиях возникает настоятельная потребность в философской рефлексии над основаниями альтернативных агрономических теорий и глобальных агромоделей, над особенностями познавательной деятельности ученых-агрономов и в выявлении на этой основе значения и возможных перспектив развития агрономического знания. Среди многих проблем, требующих глубокого философского осмысления, имеются вопросы различных уровней: общеагрономические, специально-агрономические, рецептурно-технологическне. Слабая разработка фундаментальных проблем общеагрономического уровня неизбежно ведет к снижению ценности и эффективности решения вопросов других уровней. Так, без признания и обоснования агрономш! в качестве полноправной научной дисциплины решение иных вопросов теряет свою значимость, поскольку лишается соответствующих мировоззренческих и методологических ориентации.
Между тем вплоть
до последнего'-премени
ственных,-агрономических наук. На этой основе либо вообще отрицались философские вопросы агрономии, либо их признание оставалась на стадии постановки проблемы.
Сегодня фнзикалнстская концепция агрономической науки как прикладного естествознания полностью исчерпала себя, показала свою несостоятельность не только в плане решения мировоззренческих вопросов, но и проблем интенсивного развития агросферы. Подрыву ее авторитета способствовало и начало преодоления рационалистического, технократического подхода к агросфере как части промышленности, а также выявление ограниченности социально-классового прннцппа, безудержная практическая реализация которого привела к массовому "раскрестьяниванию" в нашей стране.
Сейчас все больше осознается связь мировоззренческих оснований как с негативными последствиями социалистического переустройства сельского хозяйства, так и экологическими последствиями аграрной деятельности человечества. Преодоление технократизма и утилитарно-прагматического подхода к агросфере и природе и установление гармоничных отношении между ними связано с нарастанием таких нетрадиционных тенденций в агрономической науке и практике, как гуманизация и экологизация.
Постижение
научной агрономии как
Кардинальные изменения, происходящие в отечественном и мировом земледелии и новые духовные ориентации, социальные и экологические задачи требуют, с одной стороны, основательной переоценки прежних агрономических теорий к поиска новой парадигмы развития агрономической науки, с другой - уважительного отношения к имеющемуся агрономическому наследию и поиска путей синтеза традиционного и нового в агрономической науке и земледельческой практике.
I Особую актуальность проблеме агрономии как науки придает £ то, что она оказывается тесно связанной с пониманием природы науч- но-агроном!гческого знания, особенностей его возникновения и разви-
вития, а также с необходимостью выявления критериев, его отличия от иных форм знания. При этом анализ становления и развития научно-агрономического знания имеет не только узко профессиональный, но и общенаучный, в том числе философский интерес с точки зрения становления научно-практического знания вообще.
Философский анализ особенностей агрономического познания л методов исследования, осмысление стиля современного агрономиче-~ ского мышления, выработка новой концепции научной агрономии и выявление перспективных направлений развития агрономического знания - все это становится возможным на основе усиления взаимодействия философии н агрономической науки. Именно благодаря их союзу становятся возможными философское осмысление таких тенденций развития современной агрономической науки, как математизация, гуманизация, экологизация и т.п., с одной стороны, и расширение эмпирического ба-зиса для философских обобщений - с другой.
Состояние и
степень разработанности
Методологические положения о взаимосвязи философского и конкретно-научного знания, используемые при философском анализе науки, разрабатывают П.В.Алексеев, В.Л.Алтухов, В.Г.Борзенков, Л.Р.Грэхэм, П.С.Дышлевый, Р.Карнап, А.Н.Кочергин, В.И.Купцов,
С.А.Лебедев, В.А.Лекторский, С.Т.Мелюхин, В.И.Метлов, Н.ВлЧог-рошнлова, К.Поппер, А.И.Ракнтов, Ю.Н.Солонин, В.С.Сгепин, П.Фейерабенд, П.Т.Фролов, В.С.Швырев и др. Однако учет специфики философского осмысления практических наук в этих работах представлен слабо.
Философский анализ становления и развития научного знания и его отдельных видов (естественнонаучного, социального, гуманитарного, технического, медицинского) осуществляют Н.К.Вахтомин, П.П.Ганденко, Ф.И.Гнренок, Э.В.Гирусов, В.Г.Горохов, В.В.Илыш,
A.В.Кезин, Н.Н.Киселев, Б.Н.Козлов, С.Б.Крымский, В.А.Кутырев,
B.С.Лямин, А.П.Огурцов,
С.А.Пастушный, В.П.Петленко, Б.А.Старостин,
Г.И.Царегородцев, В.В.Чешев и др.
В их работах содержится ряд
принципиальных положений,
Философское осмысление агрономической науки и агросферы находится на стадии становления. В немногочисленной литературе по философии агрономии изучались лишь отдельные аспекты научно-агрономического знания. Тем не менее можно выделить следующие основные направления:
а) исследование мировоззрения выдающихся ученых-агрономов (В.Н.Балязин, А.П.Бердышев, Л.П.Дергачева, Г.Дехенд, М.А.Дирек-торенко, З.А.Каменский, Г.Ф.Кирьянов, В.Клемм, Г.Мейер, Ю.С. Мусабеков и др.);
б) историко-методологический и культурологический анализ развития агрономической науки и знания (А.А.Вербин, А.Я.Гуревич, Н.А.Качинский, М.К.Компанеец, И.И.Крупенников, Э.И.Рассел, Б.А.Рыбаков, М.Е.Сергеенко, С.М.Скорняков, В.И.Уколова и др.);
. в) методологический анализ взаимосвязи философии и агрономии, соотношение фундаментального и прикладного в агрономической науке, применение системного подхода и математических методов в агрономических исследованиях (В.П.Агафонов, И.А.Бардин, A.A. Жученко, А.И.Игнатов, А.С.Каменской, В.К.Комаров, А.А.Никонов, А.Л.Сергеев, И.И.Синягин, А.Д.Урсул, И.Б.Усков, В.М.Федоров и
г) философское осмысление народной агрономии, включая народную сельскохозяйственную мудрость (А.К.Бычко, К.Д. Давлет-шин, А.И.Петрухнн, В.П.Филатов, В.И.Чернов, М.И.Шахнович и
д) философия крестьянства, сельского хозяйства, земледелия, агросферы (А.П.Велик, Ю.М.Бородай, . И.И.Ершова, Р.С.Карпинская, И.К.Лнсеев, Т.С.Мальцев, С.А.Никольский, Е.В.Попов, П.II. Снмуш, Л.В.Фесенкова и др.). ... . _____ --
Вместе с тем отсутствуют исследования, специально посвященные философскому осмыслению агрономической науки как целостной системы и анализу основных этапов ее развития.
Цель и задачи
исследования. Целью настоящей
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- выявить истоки формирования концепции научной агрономии;
- выяснить основные
направления философского
- выявить содержание
народной агрономии и основные
направления ее влияния на
становление и развитие
- выяснить особенности трактовок предмета и объекта науки в классической и современной научной агрономии;
- выявить особенности
взаимоотношений
- выявить место
агрономической науки в историч
- вычленить
основные этапы использования
диалектического метода в
- выявить историческую
последовательность
- выявить пути
и этапы математизации
- выяснить роль
принципа систематизации и
- выявить специфику ценностей научной агрономии, соотношение в ней истинностного и ценностного моментов;
- выяснить природу
и основные закономерности
- выявить основные
направления и концепции в
агроэкологиче-ских
Анализ ц решение поставленных задач отражает строение диссертационного исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы материалистической диалектики: объективности, историзма, соотношения исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, единства теории и практики и др.; принципы синергетики: самоорганизации, многомерности; идея глобалистики о коэволюции человека и природы.
В качестве эмпирического материала привлекались сведения из истории, археологиии, этнографии, фольклористики, мифологии, религии, экологии, кибернетики и т.п.
Полученные
результаты и их научная новизна.
В диссертации представлена философская
концепция становления и
Новизну диссертации составляют полученные результаты, развивающие и конкретизирующие основную идею:
- выявлено, что идея земледелия как науки зарождается в лоне древнегреческой философии и в конце XVIII - начале XIX вв. превращается в концепцию научной, агрономии;
- выяснено, что
основными направлениями
Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа