Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.
Спецификой традиционной китайской философии являлась ориентация мыслителей не на изучение природы, а на изучение хозяйственной жизни в природе. В ранних философских системах еще легко различимы необработанные компоненты аграрной мифологии и тем самым хорошо прослеживается влияние земледельческих представлений на формирование философских понятий и принципов. Так, в памятниках древнекитайской мысли "Шу цзин" и "Шу цзы" запечатлены земледельческие представления, положенные в основание учения о Дао, об "инь" и "ян", о пяти стихиях или первоначалах и т.п.
Духовная жизнь древнегреческого общества была тесно связана с земледелием. "Родовые пятна" крестьянского миросозерцания проявились особенно сильно на первом этапе развития древнегреческой философии. Это относится не только к материалистическим воззрениям натурфилософского характера, но и к такой глобальной идеалистической системе, какой является философия Платона. На это обстоятельство особое внимание обращал П.Флоренский, представивший ее в виде философского переложения народного, мужицкого мистико-магического миросозерцания.
Древнегреческие мудрецы перешли от практического мышления, оперировавшего представлениями и опытными понятиями, к мышлению, где основными средствами познания стали' философские принципы и понятия. Философия стала развиваться в нротивоположность обыденному сознанию, содержащему много мифологических верований, практических рекомендаций и рецептов. В то же время предпо-
сылки многих философских понятий коренились в обыденном сознании, возникали на основе земледельческих, скотоводческих и ремесленных терминов. Аграрное происхождение имело, например, учение о четырех первоэлементах мира (земля, вода, воздух, огонь), прошедшее через всю историю западноевропейской философии, включая философию Гегеля.
По мере своей зрелости философия начинала воздействовать на агрономию, что особенно наглядно проявилось в возникновении закономерности опережающего обеспечения философской методологией развития научно-агрономического знания. Процесс становления агрономической науки начинается в лоне древнегреческой философии с выдвижения идеи земледелия как науки. Высказанная Сократом и зафиксированная Ксенофонтом в работе "Домострой", эта идея разрабатывалась затем с агрономических позиций римскими писателями Варроном и Колумеллоп.
В средневековой западноевропейской культуре проблемы земледелия осмысливались лишь в сочинениях, имевших натурфилософский характер. Начало схоластическому видению природы и сельского хозяйства было положено Исидором Севильским, "Этимологии, или Начала" которого явились посредствующим звеном между духовным миром поздней античности и средневековья. С помощью своего филологического метода Исидор пытался выстроить систему знания истинной науки, вписывая в средневековую систему культуры не только религию, философию, различные науки, но и сельскохозяйственную деятельность, крестьянский быт и т.п. По мнению Севиль-ца, культурный человек должен иметь представление и о земледельческих знаниях, о сельском хозяйстве, лежащем в основе культуры.
В качестве предмета философской рефлексии учение о земледелии впервые выступает в философии Ф.Бэкона. Им было дано определение области агрономического познания, осуществлено методологическое и эмпирическое обоснование включения в него не только земных, но и космических факторов, влияющих на земледелие, а также раскрыто значение для последнего естественнонаучного эксперимента. Тем самым в бэконовской философии закладывались основы науки о земледелии, приоткрывались новые, неведомые ранее горизонты исследования.
Постановка н решение прблемы земледелия как ремесла, искусства и науки, осуществленные А.Тэером, находились в рамках общекультурных устремлений обоснования различных областей знания в качестве науки. В определенной мере этому способствовала "Энцикло-педия наук, искусств и ремесел", издававшаяся под руководством Д.Дндро. Если главной проблемой кантовской "Критики чистого разума" становится вопрос о гносеологическом обосновании уже сложившихся форм теоретического знания, выяснение условии возможности чистой математики, чистого естествознания и метафизики, то перед А.Тэером стояла другая задача: рассмотреть земледелие в качестве науки. При этом им давалось не только эмпирическое обоснование этого положения, но и дедуктивным путем доказывалось, что основой земледелия как науки является естествознание -физика, химия и т.п. Правда, само выражение "земледелие как наука" было образным отображением того процесса, который способствовал научному осмыслению земледелия. По сути дела это выражение было прообразом научной агрономии как комплекса научных дисциплин, изучающих земледелие.
Большое влияние на становление и развитие научной агрономии оказали натурфилософские учения Шеллинга и Гегеля, позитивизм Конта и Спенсера, дналектпко-материалистическая философия Маркса, Энгельса н Ленина. Об этом красноречиво свидетельствует научная деятельность Ю.Либнха, М.Г.Павлова, А.Ф.Фортунатова, A.A. Ярилова, К.А.Тимирязева и многих других отечественных и зарубежных ученых-агрономов.
В культуре Нового времени
земледелие или агрикультура осмысливались
прежде всего в философии эмпиризма,
поскольку представители
В период господства рационализма
и интенсивного развития естествознания,
прикладывавшегося к
опосредовалась естественными науками. Такое положение сохранялось вплоть до последнего времени, поскольку царившая в нашей стране марксистская философия несла в себе "родимые пятна" классического рационализма. Происходящие в последние годы изменения в системе ценностных ориентаций не только способствовали расширению проблемного поля отечественной философии науки путем включения в него философии практических наук, но и поставили вопрос о связи традиционных исследований философии науки с новыми нетрадиционными подходами.
Таким образом, нсторнко-методологический
подход к проблеме взаимоотношений
философии и агрономии
В параграфе втором - "Философское осмысление современной агрономической науки и его основные направления" - раскрываются особенности становления философии агрономии и выявляются ее основные направления. Здесь отмечается, что сегодня философия науки переживает тяжелые времена, вызванные рядом социокультурных факторов н тем, что набор наиболее простых теоретических моделей псторико-научного процесса оказался исчерпан. Отсюда ход философско-методологический рефлексии принимает иное направление, заключающееся в соединении философско-методологического анализа с историческим подходом к науке.
Сложившаяся ситуация непосредственно затрагивает и философию агрономии, которая длительное время использовала модель развития науки, разработанную применительно к фундаментальным дисциплинам - математике, физике, биологии и т.п. Положение в этой области исследования осложняется двояким образом: 1) разработанная ранее модель развития науки оказалась беднее, чем реальный процесс развития науки и 2) модель развития агрономической науки не может быть "сведена" к модели фундаментальных дисциплин, поскольку научная агрономия обладает своими специфическими особенностями, среди котбрых можно назвать прежде всего ее практическую направленность и ценностный характер.
Философское осмысление научного знания возможно на основе определенной философской концепции. Материалистическая диалектика в ее классическом марксистско-ленинском варианте уже не является адекватной формой мышления для современных естественных н общественных наук, а также для наук практического цикла, включая научную агрономию. Она уже не; отвечает характеру и непрерывно изменяющемуся содержанию современного научного познания. Поэтому придерживаясь диалектико-материалистической концепции, ряд положений которой существенно скорректирован и дополнен отечественными философами с учетом последних достижений науки и практики, мы признаем правомерность других подходов к рассмотрению взаимосвязи философии и науки, поскольку с точки зрения многомерного мировидения различные концепции философии науки не исключают, а дополняют друг друга. .
В среде профессиональных
философов долгое время существовала
известная предвзятость относительно
философских проблем
В последние два десятилетия в нашей стране стала осознаваться важность разработки философских проблем сельскохозяйственной, .агрономической науки. Хотя сплошь и рядом исследования находятся лишь на начальной стадии, все же назрела настоятельная необходимость обобщить результаты и, выявив особенности философского осмысления агрономической науки, определить основные его направления.
Важнейшая особенность
разработки философских проблем
практических наук, включая научную
агрономию, состоит в их отставании
и запаздывании по сравнению с
философским освоением
Философские проблемы агрономической науки обладают, с одной стороны, общими чертами, присущими всем философским проблемам науки, а с другой - для них характерна своя ярко выраженная
специфика. Имеет смысл разграничить два аспекта их специфики -предметную специфику и конкретно-исторические особенности. Что касается предметной специфики, то она обнаруживается в ходе вычленения философии агрономии из философских проблем других наук. Лишь после такого предварительного исследования можно вести речь о конкретно-исторических особенностях научно-агрономического знания и вступающего с ним во взаимодействие философского знания.
В философских проблемах агрономической науки прослеживается наличие двух аспектов: 1) осмысление оснований агрономической науки и 2) анализ агрономической науки как целостной системы знания с позиций философии.
Сегодня остро
стоит проблема разработки философской
концепции развития агрономической
науки, которая наряду с методологическим
аспектом должна учитывать и ценностный
аспект. Создание такой концепции
вызвано реальными
Таким образом,
задача философского осмысления агрономической
науки заключается в том, чтобы
помочь ученым-агрономам в укреплении
мировоззренческо-
Во второй главе - "Внутренние и внешние факторы становления и развития научной агрономии" - выявляются предпосылки формирования агрономической науки и основные этапы ее развития.
В параграфе первом - "Народная агрономия как базисный источник научной агрономии" - народная агрономия рассматривается как органическая часть народного сознания и знания, представляющая собой многослойное образование, в котором сплавлены воедино и синкретическим образом представлены различные отражения земледельческой практики. В ней можно выделить по крайней мере три уровня, типа знания: 1) рецептурно-технологическое знание, являющееся изложением предписания к деятельности, т.е. описание приемов труда и деятельности- субъекта; 2) технологическое знание,
сформировавшееся
путем описания земледельческих
объектов; 3) народная сельскохозяйственная
мудрость, рассматриваемая в
Народная сельскохозяйственная мудрость является важнейшим источником н постоянной питательной почвой для научной агрономии. Она не тождественна собиранию утилитарных рецептов или знанию технологических процессов, а является специфическим компонентом обыденного сознания земледельцев и содержит в себе не только знания о земледелии и его связях с природой, но и их оценку. Наряду „ ' .1
со знанием и оценкой мудрость тесно связана также с пониманием, включая определённые его компоненты в своё содержание.
Находясь в "верхнем" слое обыденного сознания, она осуществляет синтез повседневного опыта и здравого смысла, фактуаль-ного и теоретического знания, имеет ценностный характер и мировоззренческое звучание. Она стоит как бы в преддверии специализированного уровня общественного сознания, подготавливая для него необходимые предпосылки. Формы выражения сельскохозяйственной мудрости различны - от афористических умозаключений (например, пословиц и поговорок) до своеобразных алгоритмов деятельности. В традиционных обществах именно народная сельскохозяйственная мудрость является ведущим компонентом фольклора, выполняя мировоззренческую и интегративную функции.
Земледельческий
опыт, представленный в народной агрономии,
способствовал возникновению
Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа