Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.

Файлы: 1 файл

Автореферат филисофия и агрономия.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Существуют  следующие основные направления  влияния народной агрономии на агрономическую науку: 1) воздействие отдельных ее компонентов на становление научной агрономии, 2) влияние всей системы народной агрономии, нашеДшей отражение в земледельческом календаре, на современное развитие агрономической науки.

Во втором параграфе - "Становление агрономической науки и основные этапы ее развития" - показано, что первая попытка создания агрономической науки была предпринята в античности, а в Новое время происходит как бы второе ее рождение. Здесь импульс к ее возникновению идет извне, являясь в определенной мере социальным заказом капитализирующегося западноевропейского общества. В этом процессе важную роль сыграло естествознание, в частности, естественнонаучный эксперимент.

Для фиксации факта  становления агрономической науки  предложены три критерия: 1) предмет  науки, 2) научное сообщество и 3) агрономический метод. На их основе и в соответствии с качественным состоянием агрономического знания, а также способом его связи с объектом изучения - земледельческим производством - в истории агрономической мысли выделены следующие периоды: 1) донаучный, 2) период становления научной агрономии, 3) период развития классической агрономической науки и 4) современный, некласснческий период развития агрономической науки.

В третьей главе - "Предмет и структура агрономической науки"- выявляется качественное своеобразие научно-агрономического знания, которое связано прежде всего с анализом внутреннего строения агрономической науки, т.е. определения ее объекта и предмета, выяснения таких тенденций как дифференциация и интеграция, рассмотрения системы агрономических наук.

В параграфе  первом - "Объект и предмет агрономической науки" - рассмотрены трактовки  объекта и предмета в классической и современной агрономической науке, а также в методологии и  науковедении. В истории агрономической науки реализовалось несколько идеалов научного познания: в классической - предмет определялся преимущественно на основе естественнонаучного идеала, а в современной - определение предмета осуществляется на основе общего идеала практическх наук с учётом агрономической специфики.

В современной  научной агрономии в качестве предмета исследования выступает земледельческое  производство, включающее тесно связанные  между собой компоненты: производственная деятельность людей, общественные отношения  и естественные процессы. Их изучение осуществляется на двух уровнях: 1) уровень познания закономерностей и 2) уровень выработки методик и агроприёмов. Наряду с земными процессами в предмет современной научной агрономии

входят космические  процессы, оказывающие большое влияние на земледельческое производство, а также информационные процессы в агросфере.

Во втором параграфе - "Дифференциация и интеграция научно-----

агрономического знания" - раскрываются исторические особенности дифференциации и интеграции в агрономической науке. В последние два столетня происходило движение научно-агрономического знания от некоего синкретически единого знания о земледельческом производстве, формировавшегося в русле становления учения о земледелии как науке, к его синтетическому постижению на уровне единой агрономической теорпп.

Со второй половины XIX в. до середины XX в. преобладающей  тенденцией в развитии агрономических наук было их стремительное разбеганне, а зачастую и жёсткое противостояние друг другу. Так, если в прошлом веке физическая школа противостояла химической, то в настоящее время агрохимическая школа противостоит, с одной стороны, растениеводческой, а с другой - агропочвоведческой.

В современной  агрономической науке интегративные  процессы усиливаются по мере её теоретизацни и методологизацни. Существующий сегодня разрыв между естественнонаучной, обществен-нонаучной и технической составляющей агрономической науки предполагает поиск общей для них методологической платформы. Поэтому интеграция, постепенно набирающая силу в научной агрономии, требует не просто сведения воедино существующих теорий, а поиска нового, более широкого взгляда на неё, философского осмысления происходящих процессов и неизбежного поиска новой модели агрономической науки.

Каждый новый  значительный шаг в развитии агрономического знания сопровождался определённой перестройкой интегративных идеалов, т.е. основных представлений о том, как следует унифициро-ванно понимать и получать новые агрономические результаты. В качестве первого интегративного идеала можно назвать кумулятивную модель накопления агрономического знания, возникшую ещё на донаучной стадии его развития. Её особенностью является постепенное напластование знания одного на другое без отрицания предшествующего. С возникно'вением сознательной систематической обработки агрономического знания появляется такой интегративный идеал как суммирование. "Его развитие в значительной степени совпадает со

становлением  научно!! агрономии, базировавшейся на механистической методологии. Этот вид интеграции знания распространен в агрономической науке н поныне. Среди новых интегративных тенденций можно выделить следующие: синергетизм, теоретический синтез, системная интеграция. ;

В параграфе  третьем - "Классификация агрономической науки и ее место в системе  современного научного знания" - рассмотрены основные подходы в истории философской и научной мысли к проблеме классификации наук с учетом дисциплин практического цикла. Их анализ осуществлен в двух взаимосвязанных направлениях: 1) выяснение места агрономических наук в общих классификационных построениях философов и представителей фундаментальных наук, 2) анализ классификационных систем, созданных ученымн-агроно-мами.

При создании современной  классификации агрономических наук необходимо использовать те наработки, которые имеются как в классической агрономической науке, так и в  философии и методологии наукн. В основу этой классификации могут  быть положены принципы, применяемые при классификации фундаментальных (объективности, развития, историзма, системности) и практических (проектирования, жизненного цикла, практической полезности) наук. Благодаря им в агрономической науке в самом первом приближении можно выделить следующие разделы: естественно-агрономические, обществен--но- агрономические, агро-технические и собственно агрономические.

Глава четвертая - "Методология современных агрономических исследований" - посвящена рассмотрению основных методов, используемых в познании земледельческого производства и выяснению специфики методологии агрономического исследования.

В параграфе  первом - "Соотношение философской, общенаучной и агрономической методологии" - выявляются основные этапы в эволюции взглядов на роль диалектического метода в агрономическом исследовании и предпосылки становления агрономической методологии.

Особенностью  первого этапа было простое выведение  агрономической методологии и наиболее общих агрономических положений  из учения марксизма-ленинизма, мировоззренческим и методологическим ядром которого признавался диалектический материализм.*"Для второго этапа характерна попытка применения методологии дналектическо-

го материализма к сельскохозяйственной, агрономической науке через посредство методологий  двух нижележащих уровней - общенаучной (формальная логика, математика, общая теория систем) и специально-научной (естествознание и обществознание). К третьему этапу относятся работы тех «следователей, которые считают необходимым при использовании диалектического метода непосредственное обращение к методологической стороне агрономической науки, к анализу используемых ею понятийного аппарата и методов исследования, а также ее структуры и характера связей с практикой. Специфика четвертого, современного этапа в разработке методологии агрономических исследований состоит в использовании, с одной стороны, достижений философии и методологии науки, а, с другой - в обобщении конкретных современных методик агрономического исследования, а также в осмыслении и использовании методов классической и современной агрономической наукн.

В параграфе  рассматриваются предпосылки становления  агрономической методологии. В качестве базовой предпосылки признаются различные методики, большинство  из которых является частными разработками для нужд отдельных агрономических наук и их разделов. Вторая предпосылка - это общенаучные методы, а также методы естественных, общественных, технических и медицинских наук. Третьей предпосылкой является философия, задающая определенный масштаб исследования объекта. Абсолютизация какой-либо предпосылки может исказить реальный-процесс формирования методологии агрономического исследования, поскольку создание последней возможно лишь благодаря установлению их гармонического единства.

В параграфе  втором - "Особенности становления и развития агрономической методологии" - показывается, что первоначально агрономическая наука опиралась на средства и методы, заимствованные нз естественных наук, а также на приемы народной агрономии. В ходе истории происходила трансформация и интеграция этих средств, методов и приемов и на их основе создавались собственно агрономические методы.

Исторически первым методом научной агрономии был  лабораторный метод. Возникнув в  физике и химци, он претерпевает значительные изменения при его нацеленности на "выход в поле", подвергаясь перестройке и определенной "агрономизации". Вегетационный метод исследования возник в помощь лабораторному и явился сред-

ством для спрашивания "мнения" самого растения. Благодаря  этому . методу стало возможным лучше  изучить требования растений к отдельным питательным веществам и удобрениям, изучать сами удобрения, а также особенности растений и типов почв. Среди агрономических методов исследования важнейшим и наиболее сложным инструментом научного познания является полевой опыт. Это обусловлено тем, что эффективность и качество научной работы, рациональное использование научного оборудования и результативность исследований в агрономической области определяются именно уровнем развития полевых опытов.

В классической агрономической науке разработка органически присущих ей методов осуществлялась в тесной связи с использованием методов фундаментальных наук и исследования такого рода выходили на теоретический уровень. В неклассической агрономической науке на передний план все более выходят методы агрокибернетнче.-ского моделирования и программирования урожаев сельскохозяйственных культур, что ведет к смене методологических ориентаций. Суть нового методологического подхода состоит в том, что до проведения непосредственных исследований разрабатывается модель изучаемой агросистемы и в проводимые эксперименты вводятся заложенные в ней параметры для выявления и устранения лимитирующих факторов. В комплексном агрономическом исследовании методы классической и неклассической науки взаимодополняют друг друга и лишь в гармоническом единстве приводят к оптимальному результату, дают адекватные ответы на поставленные вопросы.

В параграфе  третьем - "Специфика математизации  и моделирования в научной  агрономии" - выясняются особенности  феномена математизации агрономической науки. Применение математических методов в научной агрономии начинается с середины XIX в., способствуя ее становлению и развитию. Начало точным математическим исследованиям в сельском хозяйстве положил Р.Родевальд, доказавший возможность применения здесь закона К.Ф.Гаусса. Значительный вклад в создание математических моделей экономического развития внес И.Тюнен. Однако подлинный переворот в агрономической науке, связанный с применением математических методов был осуществлен Э.А.Митчерлихом, давшим математическое выражение величины урожайности в ее функциональной зависимости от почвенных и других факторов внешней среды.

Существуют  два основных пути математизации  агрономии. Первый, традиционный путь характеризуется тем, что использование математического знания на эмпирическом уровне существует как естественная необходимость и осуществляется стихийно в течении многих столетий. Второй "же путь связан с "внедрением" математики извне, когда происходит как бы навязывание количественных методов агрономической науке для успешной ее математизации и более глубокого, теоретического изучения агрономических объектов. С выделенными путями математизации агрономии тесно связаны исторические этапы развития этого процесса. Для первого этапа характерна количественная обработка эмпирических данных в области земледелия, для второго - математическое моделирование, а для третьего - получение логическим путем математических формулировок общих агрономических законов и теорий. Причем в наибольшей степени процесс математизации проявляется в опытном деле и в теории программирования уро- __ жаев сельскохозяйственных культур.

Современный математический аппарат исторически формировался преимущественно под влиянием запросов естественных наук, а затем внедрялся  в другие отрасли знания. Поэтому важнейшей задачей на пути математизации агрономической науки становится создание специального математического аппарата применительно к исследованиям в агрономической области, объединяющей разнокачественные знания в единую систему.

В параграфе четвертом - "Роль принципа систематизации н системного подхода в агрономических исследованиях" - рассматриваются основные формы систематизации агрономического знания в истории культуры и значение системного подхода для современных агрономических исследований.

Процесс проникновения  идеи системности в агрономическое познание имеет свои исторические особенности, обусловленные различием культур  в различных обществах и доминированием в них тех или иных ценностей. На начальных этапах формирования агрономического знания мысль "о единстве земледельческих явлений и знаний имела скорее характер интуитивной догадки, чем отчетливо сформулированной и эмпирически подтвержденной идеи. Сам процесс исторического формирования научной агрономии берет свое начало в процессах систематизации знаний, полученных опытным путем и передаваемых от

поколения к  поколению сначала в устной, а  затем в письменной традиции.

В народной агрономии  сложились такие специфические  формы систематизации знаний: производственные рецепты, собрания поучений и предписаний, земледельческий календарь. Становление и развитие этих форм в рамках обыденного сознания осуществлялось с первоначального возникновения земледелия и продолжалось в течение нескольких тысячелетий.

Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа