Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.
Существуют следующие основные направления влияния народной агрономии на агрономическую науку: 1) воздействие отдельных ее компонентов на становление научной агрономии, 2) влияние всей системы народной агрономии, нашеДшей отражение в земледельческом календаре, на современное развитие агрономической науки.
Во втором параграфе - "Становление агрономической науки и основные этапы ее развития" - показано, что первая попытка создания агрономической науки была предпринята в античности, а в Новое время происходит как бы второе ее рождение. Здесь импульс к ее возникновению идет извне, являясь в определенной мере социальным заказом капитализирующегося западноевропейского общества. В этом процессе важную роль сыграло естествознание, в частности, естественнонаучный эксперимент.
Для фиксации факта становления агрономической науки предложены три критерия: 1) предмет науки, 2) научное сообщество и 3) агрономический метод. На их основе и в соответствии с качественным состоянием агрономического знания, а также способом его связи с объектом изучения - земледельческим производством - в истории агрономической мысли выделены следующие периоды: 1) донаучный, 2) период становления научной агрономии, 3) период развития классической агрономической науки и 4) современный, некласснческий период развития агрономической науки.
В третьей главе
- "Предмет и структура
В параграфе первом - "Объект и предмет агрономической науки" - рассмотрены трактовки объекта и предмета в классической и современной агрономической науке, а также в методологии и науковедении. В истории агрономической науки реализовалось несколько идеалов научного познания: в классической - предмет определялся преимущественно на основе естественнонаучного идеала, а в современной - определение предмета осуществляется на основе общего идеала практическх наук с учётом агрономической специфики.
В современной научной агрономии в качестве предмета исследования выступает земледельческое производство, включающее тесно связанные между собой компоненты: производственная деятельность людей, общественные отношения и естественные процессы. Их изучение осуществляется на двух уровнях: 1) уровень познания закономерностей и 2) уровень выработки методик и агроприёмов. Наряду с земными процессами в предмет современной научной агрономии
входят космические процессы, оказывающие большое влияние на земледельческое производство, а также информационные процессы в агросфере.
Во втором параграфе - "Дифференциация и интеграция научно-----
агрономического знания" - раскрываются исторические особенности дифференциации и интеграции в агрономической науке. В последние два столетня происходило движение научно-агрономического знания от некоего синкретически единого знания о земледельческом производстве, формировавшегося в русле становления учения о земледелии как науке, к его синтетическому постижению на уровне единой агрономической теорпп.
Со второй половины XIX в. до середины XX в. преобладающей тенденцией в развитии агрономических наук было их стремительное разбеганне, а зачастую и жёсткое противостояние друг другу. Так, если в прошлом веке физическая школа противостояла химической, то в настоящее время агрохимическая школа противостоит, с одной стороны, растениеводческой, а с другой - агропочвоведческой.
В современной агрономической науке интегративные процессы усиливаются по мере её теоретизацни и методологизацни. Существующий сегодня разрыв между естественнонаучной, обществен-нонаучной и технической составляющей агрономической науки предполагает поиск общей для них методологической платформы. Поэтому интеграция, постепенно набирающая силу в научной агрономии, требует не просто сведения воедино существующих теорий, а поиска нового, более широкого взгляда на неё, философского осмысления происходящих процессов и неизбежного поиска новой модели агрономической науки.
Каждый новый значительный шаг в развитии агрономического знания сопровождался определённой перестройкой интегративных идеалов, т.е. основных представлений о том, как следует унифициро-ванно понимать и получать новые агрономические результаты. В качестве первого интегративного идеала можно назвать кумулятивную модель накопления агрономического знания, возникшую ещё на донаучной стадии его развития. Её особенностью является постепенное напластование знания одного на другое без отрицания предшествующего. С возникно'вением сознательной систематической обработки агрономического знания появляется такой интегративный идеал как суммирование. "Его развитие в значительной степени совпадает со
становлением научно!! агрономии, базировавшейся на механистической методологии. Этот вид интеграции знания распространен в агрономической науке н поныне. Среди новых интегративных тенденций можно выделить следующие: синергетизм, теоретический синтез, системная интеграция. ;
В параграфе третьем - "Классификация агрономической науки и ее место в системе современного научного знания" - рассмотрены основные подходы в истории философской и научной мысли к проблеме классификации наук с учетом дисциплин практического цикла. Их анализ осуществлен в двух взаимосвязанных направлениях: 1) выяснение места агрономических наук в общих классификационных построениях философов и представителей фундаментальных наук, 2) анализ классификационных систем, созданных ученымн-агроно-мами.
При создании современной
классификации агрономических наук
необходимо использовать те наработки,
которые имеются как в
Глава четвертая
- "Методология современных
В параграфе первом - "Соотношение философской, общенаучной и агрономической методологии" - выявляются основные этапы в эволюции взглядов на роль диалектического метода в агрономическом исследовании и предпосылки становления агрономической методологии.
Особенностью первого этапа было простое выведение агрономической методологии и наиболее общих агрономических положений из учения марксизма-ленинизма, мировоззренческим и методологическим ядром которого признавался диалектический материализм.*"Для второго этапа характерна попытка применения методологии дналектическо-
го материализма к сельскохозяйственной, агрономической науке через посредство методологий двух нижележащих уровней - общенаучной (формальная логика, математика, общая теория систем) и специально-научной (естествознание и обществознание). К третьему этапу относятся работы тех «следователей, которые считают необходимым при использовании диалектического метода непосредственное обращение к методологической стороне агрономической науки, к анализу используемых ею понятийного аппарата и методов исследования, а также ее структуры и характера связей с практикой. Специфика четвертого, современного этапа в разработке методологии агрономических исследований состоит в использовании, с одной стороны, достижений философии и методологии науки, а, с другой - в обобщении конкретных современных методик агрономического исследования, а также в осмыслении и использовании методов классической и современной агрономической наукн.
В параграфе
рассматриваются предпосылки
В параграфе втором - "Особенности становления и развития агрономической методологии" - показывается, что первоначально агрономическая наука опиралась на средства и методы, заимствованные нз естественных наук, а также на приемы народной агрономии. В ходе истории происходила трансформация и интеграция этих средств, методов и приемов и на их основе создавались собственно агрономические методы.
Исторически первым методом научной агрономии был лабораторный метод. Возникнув в физике и химци, он претерпевает значительные изменения при его нацеленности на "выход в поле", подвергаясь перестройке и определенной "агрономизации". Вегетационный метод исследования возник в помощь лабораторному и явился сред-
ством для спрашивания "мнения" самого растения. Благодаря этому . методу стало возможным лучше изучить требования растений к отдельным питательным веществам и удобрениям, изучать сами удобрения, а также особенности растений и типов почв. Среди агрономических методов исследования важнейшим и наиболее сложным инструментом научного познания является полевой опыт. Это обусловлено тем, что эффективность и качество научной работы, рациональное использование научного оборудования и результативность исследований в агрономической области определяются именно уровнем развития полевых опытов.
В классической агрономической науке разработка органически присущих ей методов осуществлялась в тесной связи с использованием методов фундаментальных наук и исследования такого рода выходили на теоретический уровень. В неклассической агрономической науке на передний план все более выходят методы агрокибернетнче.-ского моделирования и программирования урожаев сельскохозяйственных культур, что ведет к смене методологических ориентаций. Суть нового методологического подхода состоит в том, что до проведения непосредственных исследований разрабатывается модель изучаемой агросистемы и в проводимые эксперименты вводятся заложенные в ней параметры для выявления и устранения лимитирующих факторов. В комплексном агрономическом исследовании методы классической и неклассической науки взаимодополняют друг друга и лишь в гармоническом единстве приводят к оптимальному результату, дают адекватные ответы на поставленные вопросы.
В параграфе третьем - "Специфика математизации и моделирования в научной агрономии" - выясняются особенности феномена математизации агрономической науки. Применение математических методов в научной агрономии начинается с середины XIX в., способствуя ее становлению и развитию. Начало точным математическим исследованиям в сельском хозяйстве положил Р.Родевальд, доказавший возможность применения здесь закона К.Ф.Гаусса. Значительный вклад в создание математических моделей экономического развития внес И.Тюнен. Однако подлинный переворот в агрономической науке, связанный с применением математических методов был осуществлен Э.А.Митчерлихом, давшим математическое выражение величины урожайности в ее функциональной зависимости от почвенных и других факторов внешней среды.
Существуют
два основных пути математизации
агрономии. Первый, традиционный путь
характеризуется тем, что использование математическ
Современный математический
аппарат исторически
В параграфе четвертом - "Роль принципа систематизации н системного подхода в агрономических исследованиях" - рассматриваются основные формы систематизации агрономического знания в истории культуры и значение системного подхода для современных агрономических исследований.
Процесс проникновения
идеи системности в агрономическое
познание имеет свои исторические особенности,
обусловленные различием
поколения к поколению сначала в устной, а затем в письменной традиции.
В народной агрономии сложились такие специфические формы систематизации знаний: производственные рецепты, собрания поучений и предписаний, земледельческий календарь. Становление и развитие этих форм в рамках обыденного сознания осуществлялось с первоначального возникновения земледелия и продолжалось в течение нескольких тысячелетий.
Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа