Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.

Файлы: 1 файл

Автореферат филисофия и агрономия.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

- выявлено, что  в содержание народной агрономии  входят: народная сельскохозяйственная  мудрость, технологические и рецептур-но-технолошческие  знания и что она влияет  на становление агрономической науки в следующих направлениях: а) воздействие отдельных ее компонентов на становление агрономической науки, б) влияние всей системы народной агрономии, нашедшей отражение в земледельческом календаре, на современное развитие агрономической науки;

- выделены основные ^периоды в развитии агрономической  науки, к которым относятся: -донаучный,  становление агрономической

науки, развитие классической агрономической науки  и становление современной, неклассической агрономической науки;

- выяснены особенности трактовок предмета и объекта в классической и современной научной агрономии, которые состоят в переходе с эмпирического на теоретический уровень их исследования, в учете целеполагающен деятельности человека;

- выявлено, что  в классической агрономической науке преобладали процессы дифференциации, а в современной усиливаются нн-тегратнвные процессы, что к ннтегративным идеалам, существовавшим в истории агрономии, относятся: кумулятивная модель, суммирование, сннергетизм, теоретический синтез, системная интеграция;

- выявлено, что  агрономическая наука является  практической дисциплиной, сформировавшейся  в ходе интегративных исследований  земледелия на стыке естественных, общественных, технических наук  и народной агрономии путем  трансформации сответствующих видов знания, что она включает следующие основные разделы: агрономическое обществознание, агрономическое естествознание и агрономическое техннкознание;

- вычленены  основные этапы использования  диалектического метода в агрономическом  познании: внедренческий, иллюстративный, диалогический;

- выявлены историческая  последовательность становления  агрономических методов (лабораторный, вегетационный, полевой опыт, методы  кибернетического моделирования)  и переход от традиционных  методов к созданию агромоделей;

- выявлены традиционный  и современный пути и исторические  этапы математизации агрономической  науки: количественная обработка  эмпирических данных в области  земледелия, математическое моделирование,  получение логическим путем математических  формулировок общих агрономических законов и теорий;

- выявлены исторические  формы систематизации знания  в различных видах агрономии:  в народной агрономии (рецепты,  собрания поучений и предписаний,  земледельческий календарь); в классической  научной агрономии (научные трактаты, учебные пособия, сельскохозяйственные энциклопедии, а также входящие в них понятия, гипотезы, теории, законы); в неклассическон агрономической науке (теории програмирования урожаев сельскохозяйственных культур, модели развития агроэкосистем) и выяснено, что в качестве ■

основания систематизации этих форм выступали специфические  признаки (годовой круговорот в земледелии, способ восстановления плодородия почвы, принципы построения теории н т.п.), а специфика системного подхода  к агрономическому знанию определяется стремлением построить целостную картину агрономического объекта н тем, что благодаря ему удается раскрыть обусловленность агрономических теорий не только агрономическими объектами, но и методом получения знаний;

- выявлена специфика  ценностей научной агрономии, которая состоит в том, что ценность знания рассматривается в первую очередь с точки зрения его значимости для практики, однако научно-агрономическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически понимаемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при- его определении необходимо использовать критерий истины, которые не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми;

- выяснено, что  гуманизация выступает в современном  агрономическом познашш как одно  из выражений процесса "очеловечивания" знаний и агротехнологий, а к основным закономерностям гуманизации научно-агрономического знания относятся: усиление внимания к "человеческому фактору", смена естественнонаучных ценностных ориентаций гуманитарными, усиление гуманитарных методов;

- выявлены основные  направления (технократический оптимизм, экологический пессимизм и экологический  реализм) и ведущие концепции  (техногенная, биологическая, адаптацнонно-преобразо-вательная)  в агрономических исследованиях  и обосновано положение, что решение экологических проблем в агросфере связано с формированием концепции, синтезирующей теоретические положения, имеющиеся в существующих концепциях, на основе замены устаревших индустриальных принципов такими, которые ориентируют на биосферное земледелие.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Для агрономической науки, как и для любой отрасли  научного знания, характерным является то, что первоначально она появляется в виде идеи, которая затем получает соответствующее развитие. Идея земледелия как науки зарождается в лоне древнегреческой философии, получая в ходе истории дальнейшее философское обоснование и конкретную естественнонаучную разработку. В конце

ХУШ- начале XIX вв. эта идея, способствовавшая научному осмыслению земледелия, превращается в концепцию научной агрономии.

2. Научная агрономия  обладает всеми атрибутами, присущими  науке: предметом, собственными - методами и другими научными  средствами исследования. Являясь  полноправной комплексной научной  дисциплиной, в которой прикладное  знание превалирует над фундаментальным, она включает следующие основные разделы: агрономическое обществознание, агрономическое естествознание, агрономическое техникознание. Научно-агрономическое знание является специфическим видом практического знания, сформировавшимся в ходе ннтегративных исследований земледелия на стыке естественных, общественных, технических наук и народной агрономии путем трансформации соответствующих видов знания. Взятое в качестве исходного такое понимание научно-агрономического знания позволяет преодолеть две крайности: сведение его либо к естествознанию, либо к рецептурному знанию, к народному земледельческому опыту.

3. Формирование  агрономической науки обусловлено  рядом факторов (земледельческая  практика, социально-экономические  условия, народная агрономия, естествознание, обществознание), влияние которых имело конкретно-исторический характер. В ее развитии довольно отчетливо прослеживаются следующие основные периоды: донаучный, становление агрономической науки, развитие классической агрономической науки и становление современной, неклассической агрономической науки.

4. В истории  агрономической науки соотношение  между процессами дифференциации  и интеграции агрономического  знания не было однозначным.  В классической агрономической  науке преобладали процессы дифференциации, а в современной усиливаются интегра-тивные процессы. К интегративным идеалам, существовавшим в истории агрономии, относятся: кумулятивная модель, суммирование, синергетизм, теоретический синтез и системная интеграция.

5. В силу ценностной нагруженности практического знания имеется специфика ценностей агрономической науки. Она состоит в том, что здесь ценность знания рассматривается в первую очередь с точки зрения его значимости для практики." Однако научно-агрономическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически понимаемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при его опре-

делении необходимо использовать критерий истины. Эти  критерии не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми.

6. В современном агрономическом познании гуманизация выступает как одно из выражений процесса "очеловечивания" знаний и аг-ротехнолошй, как возрастание значения человеческого начала в аграрной сфере. К ее основным закономерностям относятся: усиление внимания к "человеческому фактору", смена естественнонаучных ориентации гуманитарными, усиление гуманитарных методов.

7. Основными  направлениями в современных  агроэкологических исследованиях  являются: технократический оптимизм, экологический пессимизм и экологический  реализм. Среди них наиболее перспективным является экологический реализм, на основе которого возможно решение экологических проблем. Ведущими концепциями в агрономической науке являются: техногенная, биологическая и адаптационно-преобразовательная. Каждая их них имеет как достоинства, так и недостатки. Решение экологических проблем в аграрной сфере связано с формированием новой научной концепции, синтезирующей теоретические положения, имеющиеся в различных концепциях, на основе замены устаревших индустриальных принципов такими, которые ориентируют на биосферное земледелие. Существенный вклад в ее разработку может внести философия, позволяющая определить ценность используемых мировоззренческих и методологических идей и принципов и выдвигающая положение о том, что новая синтетическая агроэкологическая концепция может быть создана в тесной связи и на основе определенной концепции человека.

Научно-практическая значимость исследования. Представленная концепция позволяет методологически, гноселогически и аксиологи-чески заложить в специальные агрономические разработки основы существования научно-агрономического знания, охватить социокультурные и внутренние факторы его бытия. Материалы диссертации могут быть использованы в агрономических исследованиях, в учебном процессе при чтении спецкурсов по темам "Философия и наука", "Методология научного познания", "Философия агрономии", а также в работе методологических семинаров сельскохозяйственных учебных заведений и научных учреждений.

Философское значение результатов исследования заключается в углублении и конкретизации связей философии с жизнью, в рас-

крытии взаимосвязей между различными философскими направлениями  и конкретно-историческими формами  агрономии.

Апробация работы. Идеи и положения диссертации  были опро-бпрованы более чем на 30-ти научных конгрессах, симпозиумах и конференциях: всесоюзная конференция "Проблемы взаимодействия общества и природы" (Москва, 1978); всесоюзная научно-теоретическая конференция "Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики" (Чита, 1981); международная конференция молодых ученых "Развитой социализм и природопользование" (Москва, 198^)'; 1 научно-практическая конференция философов, партийных работников, ученых, писателей и специалистов АПК "Мировоззрение и сельскохозяйственная практика" (Полтава, 1986); республиканская научно-практическая конференция "Социальные проблемы современного села" (Киев, 1988); всесоюзная научная конференция "Человек. Природа. Современность" (Курск, 1991); 1 Всеукраинскнй конгресс философов "Философия и духовное возрождение Украины" (Киев, 1991); международная конференция "Мудрость" (Целиноград, 1992); международный симпозиум "Дух и космос: Культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию" (Харьков, 1992); республиканская научная конференция "Обновление России как возрождение духовности: традиции и новаторство" (Нижний Новгород, 1994) и др.

Отдельные положения  проведенного исследования были опро-бнрованы автором в процессе преподавания курса философии, а также положены в основу спецкурсов "Философия сельского хозяйства", прочитанного для студентов, аспирантов и слушателей ФПК в ХГАУ (1988-1992) и "Социальная экология", прочитанного для студентов БГПУ (1994-1995). Выдвинутые автором идеи нашли отражение в рабочей программе по философии для сельскохозяйственных высших учебных заведений Украины, в учебном пособии для магистров и аспирантов естественно-природных, сельскохозяйственных специальностей, подготовленном учеными России и Украины. Ряд докладов по теме диссертации был сделан на объединенных общеуниверситетских заседаниях философских (методологических) семинаров ХГАУ. Результаты исследования-.-были использованы при разработке методических рекомендаций для руководителей, консультантов и участников методологических семинаров сельскохозяйственных вузов и НИИ при Харьковском Северо-Восточном научном центре.

Публикации  диссертанта нашли положительный  отклик в ряде научных изданий:Сурин A.B. Научно-технический прогресс и  формирование мировоззрения (аннотированная тематика лекций). М., 1987. С. 6; Федоров В.М. Послесловие рецензента // Вестник с.-х. науки 1991. № 12. С. 14-16; Агафонов В.П., Шейко C.B. Рационализм и свобода в философии, науке и их место и роль в сельскохозяйственной практике. М., 1993. С. 55-56.

План-проспект диссертационной работы обсуждался на кафедре философии ИПК при МГУ им. М.В.Ломоносова (1988). Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии ХГПУ (была рекомендована к изданию монография). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии ХГАУ им. В. В. Докучаева и на заседании Совета Социально-гуманитарного института Белгородского государственного педагогического университета им.М.С.Ольминского.

Структура п  содержание работы. Диссертация состоит  из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика состояния и степени  разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования, выделяются новизна исследования и его результатов, основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная и практическая значимость исследования, формы апробации работы.

Глава первая - "Взаимоотношения философии и  агрономии: история и современность" - посвящена комплексному анализу  исторических форм взаимоотношений  философии и агрономии и выяснению сущности и основных направлений философского осмысления агрономического науки.

В параграфе  первом - "Взаимоотношения философии  и агрономии в их историческом развитии" - показывается, что агрономия  относится к числу тех научных  дисциплин, предыстория, генезис и зрелое развитие которых тесно связано с различными философскими идеями, теориями,и даже целыми философскими школами.

Культура традиционного  аграрного общества и, в частности, народная агрономия, оказала значительное влияние на становление и развитие философии Востока и Запада. Такая важная часть народной агрономии как народная сельскохозяйственная мудрость выступала в ходе истории не только как условие и. предпосылка профессиональной философии, но и в качестве самостоятельной формы сущностного постижения мира, являясь вершиной позитивного философского мышления народа. Философию в определенной мере можно рассматривать как исторический этап в развитии мудрости того или иного народа. Само ее зарождение происходило преимущественно в недрах аграрной мифологии и в зависимости от особенностей культуры того или общества этот процесс приобретал свою специфику. Если в европейской традиции освобождение от древних мифов и переход "от Мифа к Логосу" явились признанием зарождения философии, то в китайской и индийской философии отсутствовала столь острая постановка вопроса. Естественно, это накладывало определенный отпечаток на характер взаимоотношений философии и агрономии.

Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа