Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:09, автореферат
Актуальность темы исследования. В конце XX столетия агрономия становится такой отраслью научного знания, которая, с одной стороны, тесно смыкается с философской проблематикой, а с другой - сама служит важным средством для решения острейших социально-экономических и экологических проблем, возникающих в ходе хозяйственной деятельности людей. От способов и средств их решения зависят бытие и мировоззрение не только крестьянства, но и всего человечества. Поэтому в последнее время все большее мировоззренческое звучание приобретают вопросы развития земледелия, являющегося фундаментальной основой существования человеческой цивилизации.
- выявлено, что
в содержание народной
- выделены основные
^периоды в развитии
науки, развитие классической агрономической науки и становление современной, неклассической агрономической науки;
- выяснены особенности трактовок предмета и объекта в классической и современной научной агрономии, которые состоят в переходе с эмпирического на теоретический уровень их исследования, в учете целеполагающен деятельности человека;
- выявлено, что в классической агрономической науке преобладали процессы дифференциации, а в современной усиливаются нн-тегратнвные процессы, что к ннтегративным идеалам, существовавшим в истории агрономии, относятся: кумулятивная модель, суммирование, сннергетизм, теоретический синтез, системная интеграция;
- выявлено, что
агрономическая наука является
практической дисциплиной,
- вычленены
основные этапы использования
диалектического метода в
- выявлены историческая
последовательность
- выявлены традиционный
и современный пути и
- выявлены исторические
формы систематизации знания
в различных видах агрономии:
в народной агрономии (рецепты,
основания систематизации этих форм выступали специфические признаки (годовой круговорот в земледелии, способ восстановления плодородия почвы, принципы построения теории н т.п.), а специфика системного подхода к агрономическому знанию определяется стремлением построить целостную картину агрономического объекта н тем, что благодаря ему удается раскрыть обусловленность агрономических теорий не только агрономическими объектами, но и методом получения знаний;
- выявлена специфика ценностей научной агрономии, которая состоит в том, что ценность знания рассматривается в первую очередь с точки зрения его значимости для практики, однако научно-агрономическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически понимаемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при- его определении необходимо использовать критерий истины, которые не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми;
- выяснено, что
гуманизация выступает в
- выявлены основные
направления (технократический
Основные положения,
выносимые на защиту: 1. Для агрономической
науки, как и для любой отрасли
научного знания, характерным является
то, что первоначально она
ХУШ- начале XIX вв. эта идея, способствовавшая научному осмыслению земледелия, превращается в концепцию научной агрономии.
2. Научная агрономия
обладает всеми атрибутами, присущими
науке: предметом, собственными -
методами и другими научными
средствами исследования. Являясь
полноправной комплексной
3. Формирование
агрономической науки
4. В истории
агрономической науки
5. В силу ценностной нагруженности практического знания имеется специфика ценностей агрономической науки. Она состоит в том, что здесь ценность знания рассматривается в первую очередь с точки зрения его значимости для практики." Однако научно-агрономическое знание нельзя свести к утилитарному, прагматически понимаемому знанию, поскольку наряду с критерием пользы при его опре-
делении необходимо использовать критерий истины. Эти критерии не только не сводимы друг к другу, но являются взаимодополняемыми.
6. В современном агрономическом познании гуманизация выступает как одно из выражений процесса "очеловечивания" знаний и аг-ротехнолошй, как возрастание значения человеческого начала в аграрной сфере. К ее основным закономерностям относятся: усиление внимания к "человеческому фактору", смена естественнонаучных ориентации гуманитарными, усиление гуманитарных методов.
7. Основными
направлениями в современных
агроэкологических
Научно-практическая
значимость исследования. Представленная
концепция позволяет
Философское значение результатов исследования заключается в углублении и конкретизации связей философии с жизнью, в рас-
крытии взаимосвязей
между различными философскими направлениями
и конкретно-историческими
Апробация работы. Идеи и положения диссертации были опро-бпрованы более чем на 30-ти научных конгрессах, симпозиумах и конференциях: всесоюзная конференция "Проблемы взаимодействия общества и природы" (Москва, 1978); всесоюзная научно-теоретическая конференция "Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики" (Чита, 1981); международная конференция молодых ученых "Развитой социализм и природопользование" (Москва, 198^)'; 1 научно-практическая конференция философов, партийных работников, ученых, писателей и специалистов АПК "Мировоззрение и сельскохозяйственная практика" (Полтава, 1986); республиканская научно-практическая конференция "Социальные проблемы современного села" (Киев, 1988); всесоюзная научная конференция "Человек. Природа. Современность" (Курск, 1991); 1 Всеукраинскнй конгресс философов "Философия и духовное возрождение Украины" (Киев, 1991); международная конференция "Мудрость" (Целиноград, 1992); международный симпозиум "Дух и космос: Культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию" (Харьков, 1992); республиканская научная конференция "Обновление России как возрождение духовности: традиции и новаторство" (Нижний Новгород, 1994) и др.
Отдельные положения проведенного исследования были опро-бнрованы автором в процессе преподавания курса философии, а также положены в основу спецкурсов "Философия сельского хозяйства", прочитанного для студентов, аспирантов и слушателей ФПК в ХГАУ (1988-1992) и "Социальная экология", прочитанного для студентов БГПУ (1994-1995). Выдвинутые автором идеи нашли отражение в рабочей программе по философии для сельскохозяйственных высших учебных заведений Украины, в учебном пособии для магистров и аспирантов естественно-природных, сельскохозяйственных специальностей, подготовленном учеными России и Украины. Ряд докладов по теме диссертации был сделан на объединенных общеуниверситетских заседаниях философских (методологических) семинаров ХГАУ. Результаты исследования-.-были использованы при разработке методических рекомендаций для руководителей, консультантов и участников методологических семинаров сельскохозяйственных вузов и НИИ при Харьковском Северо-Восточном научном центре.
Публикации
диссертанта нашли
План-проспект диссертационной работы обсуждался на кафедре философии ИПК при МГУ им. М.В.Ломоносова (1988). Материалы диссертации обсуждались на кафедре философии ХГПУ (была рекомендована к изданию монография). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии ХГАУ им. В. В. Докучаева и на заседании Совета Социально-гуманитарного института Белгородского государственного педагогического университета им.М.С.Ольминского.
Структура п содержание работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика состояния и степени разработанности проблемы, определяется цель и задачи исследования, выделяются новизна исследования и его результатов, основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная и практическая значимость исследования, формы апробации работы.
Глава первая - "Взаимоотношения философии и агрономии: история и современность" - посвящена комплексному анализу исторических форм взаимоотношений философии и агрономии и выяснению сущности и основных направлений философского осмысления агрономического науки.
В параграфе первом - "Взаимоотношения философии и агрономии в их историческом развитии" - показывается, что агрономия относится к числу тех научных дисциплин, предыстория, генезис и зрелое развитие которых тесно связано с различными философскими идеями, теориями,и даже целыми философскими школами.
Культура традиционного аграрного общества и, в частности, народная агрономия, оказала значительное влияние на становление и развитие философии Востока и Запада. Такая важная часть народной агрономии как народная сельскохозяйственная мудрость выступала в ходе истории не только как условие и. предпосылка профессиональной философии, но и в качестве самостоятельной формы сущностного постижения мира, являясь вершиной позитивного философского мышления народа. Философию в определенной мере можно рассматривать как исторический этап в развитии мудрости того или иного народа. Само ее зарождение происходило преимущественно в недрах аграрной мифологии и в зависимости от особенностей культуры того или общества этот процесс приобретал свою специфику. Если в европейской традиции освобождение от древних мифов и переход "от Мифа к Логосу" явились признанием зарождения философии, то в китайской и индийской философии отсутствовала столь острая постановка вопроса. Естественно, это накладывало определенный отпечаток на характер взаимоотношений философии и агрономии.
Информация о работе Научно-агрономическое знание как предмет философского анализа