Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:21, курс лекций
ОНТОЛОГИЯ— учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда Онтология. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
Бытие — последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционным образом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено.
Проблема бытия
КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема сознания в истории философии и в современной философии самосознание
Гносеология как учение о познании. Истина и заблуждение в познании. Формы познания. Их особенности
Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид
Концепции общественного развития. Социальная система
Глобальные проблемы человечества. Предмет философии техники
Чувственное восприятие является конкретным образом единичного объекта со стороны его внешнего проявления. Иными словами, восприятие — это образ формы объекта, хранящего тайну своего содержания, своей сущности.
Восприятие как
Представление — это тот чувственный, целостный образ объекта, который возникает вследствие опосредованного воздействия объекта на органы чувств субъекта. В его формировании принимают участие два фактора: опыт прошлого восприятия и способность субъекта к воображению.
В отличие от восприятия образ представления менее отчетливый, в нем упущен ряд деталей, но зато он более обобщенный. Главное, этот образ несет в себе возможность субъекту проявить свою меру воображения и фантазии, «дорисовать» образ, сделав его более устойчивым и привычным для себя. В этом смысле представление есть тот наглядный и целостный образ, который рождается силой воображения на основе прошлого чувственного опыта.
Представление, преобразованное силой воображения, удаляется от конкретной наглядности объекта, приближаясь к его обобщенным характеристикам. Высших форм своего выражения представление достигает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в «дорисовке» образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа.
Образ теряет свое сходство с объектом и трансформируется в знак, замещающий объект.
Возможная инверсия образа в знак заставляет обратить внимание на существенное различие образа и знака. Образ имеет сходство с объектом, знак не имеет ничего общего с тем, что он обозначает. Знак имеет условное значение признака, сигнала, символа, формального обозначения.
Чувственный уровень познания не является изначально заданным. Он имеет свою социокультурную обусловленность.
Мощным фактором развития чувственного уровня является жизнедеятельность человека, совершенствование навыков его руки, специализация языка и появление орудий как посредника в системе «субъект-объект». Социализация человека привела к тому, что его чувственное восприятие обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть.
Субъект, объект и их информационный посредник образуют исходную гносеологическую ситуацию, формируют образ как предпосылку и условие рационального уровня познания.
Б. Рациональный уровень познания
Чувственное восприятие объекта и его представление в качестве образа внешней формы недостаточно для познания, ибо общие закономерные связи объекта не схватываются на чувственном уровне. Это прерогатива мышления как рационального познания.
Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних характеристик единичного объекта к рациональному (логическому) познанию внутренних, общих характеристик определенности, обусловленности и целостности объекта, исследованию закономерностей его развития.
Мышление — это функция мозга, обеспечивающая отвлеченное и обобщенное освоение бытия в мире на уровне вскрытия его существенных сторон, свойств, связей и отношений.
Мышление является отвлеченным познанием, ибо ориентировано на познание существенных признаков объекта, отвлекаясь от несущественных.
Мышление является обобщенным познанием, ибо знание общих признаков (свойств, связей) позволяет обобщать множество родственных явлений в единый логический класс. Например, книга, ручка, стол и т.д.
Мышление является опосредованным познанием, ибо между мыслью и объектом в качестве посредника и источника познания выступает чувственный образ.
Мышление является активным познанием, ибо направлено на проблемы, решение которых выходит за границы чувственного опыта.
Рассматривая мышление как процесс познания, следует выделять объект мысли, содержание мысли и форму мысли. Объект мысли — это реальность, существующая независимо от сознания субъекта. Содержание мысли — это мысленное отражение объекта. И наконец, форма мысли — это форма этого отражения.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.
Объект в
понятии характеризуется
В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия — это определенная общность предметов с родственными признаками.
Так, в объем понятия «преступление» входит множество, состоящее из различного рода больших и малых отдельных преступлений против личности и имущества. Между содержанием и объемом понятия существует определенная связь. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, Так, понятие «преступление» имеет один объем, а понятие «преступление против личности» имеет уже меньший объем, ибо содержание исходного понятия увеличилось за счет уточнения — «против личности».
По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности человеческого понятия. Но отдельными понятиями люди не мыслят.
Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне — значит судить о чем-либо конкретно.
Суждение — это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов — судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции.
Если содержащаяся в суждении связь
понятий соответствует
Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» — единичное (Иванов) относится к общему (судья).
Познание осуществляется в процессе перехода от единичного к общему, с возвратом к единичному, чтобы установить (определить) особенное. И формой осуществления этого перехода является суждение.
Третьей формой логического мышления является умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание.
Умозаключение — это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение).
Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара.
4 Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид.
Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие мыслители и ученые
не всегда проводят различия между понятиями “человек”, “индивид” –
единичный представитель вида Homo sapiens и “личность” – соц. система,
содержание нашего Я, что вполне оправдано при каких-либо частных решениях,
но недопустимо при рассмотрении фундаментальных проблем человеческой
экзистенции. Так, биологи н медики не обращают внимания на соц.
характеристики, гуманитарии упускают из виду, что культурные особенности
человека основаны на нейробиологических механизмах человеческого тела.
Единство духовной и физической сторон человека может показаться тривиальным
в своей очевидности, однако именно в силу своей очевидности нередко
недооценивается в ряде современных концепций жизненной среды человека.
Относительно развития техногенной цивилизации не делается необходимых
выводов из того обстоятельства, что человек, развивая свою культуру, не
перестает быть представителем вида Homo sapiens, который связан со своей
средой природными и общественными связями, как этническими, экономическими,
так и биологическими, физическими, космическими связями.
Личность – существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни.
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В
русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики
изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к
латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре,
социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в
юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть
свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих
языках, означает утрату своего места н статуса в определенной иерархии.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие
личности связывается не только н не столько с лицом человека, но и со всем
телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так
как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно
понятие “жизненность, куда входят н телесные н духовные качества индивида.
Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение своего “лица”,
т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства,
без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В
конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей,
ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества,
которые могут стереть человека с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию
“гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских
языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово
“человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически
личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в
зависимости от той или иной культуры и цивилизации
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы
личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше
частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный
человек рассматривается не только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая
н абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он
отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отдаленность не
составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга н в
этом смысле “индивндны” все объекты во Вселенной. В истории философии и
социально-политической мысли известен индивидуализм – фнлософско-этнческая
концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной
общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как
противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность,
что логически ведет к субъективизму н солипсизму. Исторически индивидуализм
возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности н
делающем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был
противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлектнвнстскнм
концепциям казарменного коммунизма.
Гораздо более содержателен другой термин “индивидуальностью,
обозначающий уникальность н неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,
“случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид,
Информация о работе Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл