Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:21, курс лекций

Описание работы

ОНТОЛОГИЯ— учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда Онтология. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
Бытие — последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционным образом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено.

Содержание работы

Проблема бытия
КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ, ЕЕ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема сознания в истории философии и в современной философии самосознание
Гносеология как учение о познании. Истина и заблуждение в познании. Формы познания. Их особенности
Человек. Жизнь и смерть. Личность и индивид
Концепции общественного развития. Социальная система
Глобальные проблемы человечества. Предмет философии техники

Файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Государственный монополизм и опирающаяся  на него мощная система бюрократического аппарата(«номенклатура*)становится основным эксплуататором миллионов людей, отчуждая их и от собственности,и от власти.Разрешить это противоречие в принципе можно двумя основными путями: либо путем создания мощной системы социальных гарантий, пособий,выплат и т. д.с ростом «среднего класса», владеющего собственностью,либо путем, по которому пошли страны, пытавшиеся воплотить идеалы социализма в жизнь. В первом случае в обществе существует сравнительно небольшая группа крупных собственников,равно как и беднейший слой населения, но большинство людей находится в «золотой середине».Далеко не все из них владеют средствами производства,но многие становятся либо их совладельцами,либо имеют недвижимое имущество. За счет налогов,взимаемых с этой массы,государство осуществляет не только общенациональные проекты, но и оказывает помощь бедным,пенсионерам,больным, безработным,беженцам и т.д. Далеко не всегда при этом складывается«общество всеобщего благоденствия»,но эта форма общественного устройства в основном гарантирует соблюдение прав человека и имеет разветвленную систему государственной и общественной помощи в случае ее необходимости.

Во втором случае экономическая  модель основывается на сверхэксплуатации  миллионов людей, плоды труда  которых отчуждаются в пользу государства(«общий котел»,«закрома Родины»и т. д.). Затем государство перераспределяет эти фонды через систему социального обеспечения,дотаций нерентабельным предприятиям,искусственно занижает цены на ряд товаров и услуг. Внешне все выглядит достаточно справедливо и гуманно, и пока хватает природных ресурсов и«работает»трудовая этика стимулов к труду, такие общества еще могут развиваться.Вместе с тем набирают силу и такие критерии распределения и перераспределения,как должностной(распределители для номенклатуры),имущественный(теневая экономика,проценты по вкладам),"кровнородственный(в семейных кланах) и т. д.В этих условиях государство не может осуществлять справедливый контроль за мерой труда и мерой потребления,а резкое падение стимулов к труду и уравниловка в оплате приводят к закономерному финалу.

Как показало время, тоталитарные государства  оказались неспособными удержаться на передовых рубежах мировой  цивилизации и стали испытывать серьезные экономические трудности.Установка  миллионов людей на то, что «власть должна кормить страну», оказалась пагубной и привела к массовому иждивенчеству.Миллионы людей оказались отчужденными от собственности и власти, а их роль свелась к функции исправного«винтика» в огромной государственной машине. Попытка преодолеть капиталистическую эксплуатацию этим путем привела к еще более примитивной,архаичной и антигуманной форме эксплуатации

В этой связи возникает вопрос —  искоренима ли эксплуатация в принципе, или человечество может стремиться только к смене одних форм эксплуатации другими, более гуманными?Веками социалисты-утописты,а позже социалисты,апеллирующие к науке, пытались построить каркас будущего общества без эксплуатации,где были бы реализованы идеалы свободы,равенства и братства. У всех трех мировых религий (буддизм,христианство и ислам) есть свой духовный путь достижения тех же благородных целей. Современные футурологи,описывая модели будущего, делают упор на средства и методы преодоления эксплуатации,на обретение человечеством подлинной свободы.

Вопрос этот крайне сложен,но современная НТР может способствовать тому, чтобы труд миллионов людей перестал быть проклятием и приобрел черты творческого процесса. В обозримой перспективе человечество может преодолеть основную форму эксплуатации— экономическую,если найдет в себе силы для решения глобальных проблем современности,а также старых как мир проблем отношений полов, рас, наций и т. д. Это не означает, что«светлое будущее»неизбежно наступит. Развитие мирового сообщества имеет и другие альтернативы.Ясно, однако,что по этому пути следует идти большинству стран мира, а основой такого движения являются экономические и политические свободы. Для философского анализа важно то, что этот процесс должен быть саморегулирующимся и самоорганизующимся,ибо никаким самым точным и безупречным планом нельзя охватить все многообразие хода мировой истории. Очевидно также, что ведущая роль в этом движении будет принадлежать интеллектуальному и моральному потенциалу человечества.

В определенном смысле мировая экономика  стоит на пороге новой Реформации,поскольку существующие экономические модели (даже в самых высокоразвитых странах) близки к своему исчерпанию.Человечество уже не может исходить только из своих эгоистических интересов и бесконечно расширять производство.Точка опоры человека и общества находится не внутри их,а вовне, что определяется логикой развития сложной системы,входящей как фрагмент в еще более сложную систему Космоса.Рассмотренные вопросы позволяют подойти к проблеме общественно-экономической формации.

Впервые термин«общественно-экономическая формация»появился в работе Маркса«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта* в декабре 1851 г.Впоследствии в работах Маркса и Энгельса он фигурирует более 40 раз; его многократно использовал В. И. Ленин. Кратко понятие формации определяется так: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то,что называют общественными отношениями,обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером.Античное общество,феодальное общество, буржуазное общество представляют собой такие совокупности производственных отношений, из которых каждая вместе с тем знаменует собой особую ступень в историческом развитии человечества».

Можно сделать вывод, что формация— это исторически конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему, детерминированную способом производства.Структура общественно-экономической формации понимается в марксизме как совокупность сущностных сторон общественной жизни, определяющую роль в которой играют производственные отношения,соответствующие наличному уровню производительных сил. "На основе разделения всех общественных отношений на материальные и идеологические можно выделить два крупных структурных образования— базис и надстройку.

Движение истории понималось как  разрешение противоречий между базисом  и надстройкой,которое наступает  в эпоху социальной революции.Тогда  происходит смена формаций и, согласно марксистской концепции, ход мировой  истории,выраженный в виде строго последовательной смены одной формации другой— от первобытнообщинного строя до коммунизма,есть сущностная характеристика исторического процесса развития человеческого общества. Когда же речь шла о какой-либо отдельной стране, то общего формационного подхода было уже недостаточно для характеристики уровня и состояния ее развития,а кроме того использовалось понятие исторической эпохи. В целом формация как понятие служит для выражения сущности качественно определенной,отличной от другой, ступени развития человеческого общества, сущности,которая не лежит на поверхности явлений, а выявляется посредством теоретического анализа из громадного многообразия событий и фактов общественной жизни.

Развитие истории, равно как  и обществоведческой мысли в XXв. выявило определенную ограниченность формационного подхода. Во-первых,достаточно очевидно, что во всемирной истории можно выделить по крайней мере3 основные формации:примитивные общества с добывающей экономикой,традиционные аграрные и индустриальные общества. С другой стороны,не менее очевидно,что традиционная пятичленная схема (первобытность,рабовладение,феодализм,капитализм,социализм)непри-ложима ко многим обществам,в связи с чем обсуждался т. н. «азиатский»способ производства.Развитие послевоенной Японии дало пример рывка по преодолению по крайней мере двух этапов индустриальной формации и переходу в постиндустриальное общество.

Во-вторых,во второй половинеXX в. набирал  силу процесс глобализации экономики, что получило название«мир-экономика».В этом мировом конгломерате выделяют «ядро»и «периферию»,что в целом образует«мир-систему»,живущую по законам своеобразной суперформации.Суть этого феномена состоит в том, что главным товаром современного типа производства стала информация и все, что с ней связано. Это меняет представление о линейном типе прогресса, это характерно для формационного подхода к истории человечества.В-третьих, развитие России также однозначно не укладывается в рамки формационного подхода, что стало особенно очевидно в последнее десятилетиеXX в.

 

  • Социальная система 

Социальная система определяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях образующих единое целое. Такая система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т.е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.  
 
Наиболее глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902 – 1979) в его работе «Социальная система». Несмотря на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированные взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему можно проанализировать студентов вузов, неформальную группу и др.  
 
Механизмом социальной системы, стремящимся к поддержанию равновесия, есть самосохранение. Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя: институционализацию; межличностные санкции и воздействия; ритуальные действия; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения. Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также «идеи», опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная система является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.  
 
Каждая из основных функций социальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций (менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными в ту или иную нормативную и организационную социальную структуру, более или менее отвечающую функциональным требованиям общества. Взаимодействие микро- и макросубъективных и объективных элементов, включенных в данную организационную структуру для реализации функций (экономических, политических и др.) социального организма, придает ей характер социальной системы.  
 
Функционируя в рамках одной или нескольких основных структур социальной системы, социальные системы выступают в качестве структурных элементов социальной реальности, а следовательно, и исходных элементов социологического познания ее структур [1].  
 
Социальная система и её структура 
 
Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. Существенными чертами любой системы является целостность и интеграция.  
 
Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т.е. его существования как целого, а второе (интеграция) – процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные и интегральные качества. 
 
Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей, а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями, которые они занимают, и конкретными социальными функциями, которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные и случайные элементы.  
 
Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенные в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведения личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов отдельности.  
 
Определенный способ связи взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы. В социологии нет общепринятого определения понятия «социальная структура». В различных научных трудах это понятие определяется как «организация отношений», «определенная артикуляция, порядок устройства частей»; «последовательные, более или менее постоянные регулярности»; «образец поведения, т.е. наблюдаемое неформальное действие или последовательность действий»; «отношения между группами и индивидами, которые проявляются в их поведении» и др. Все эти примеры, на наш взгляд, не противостоят, а дополняют друг друга, позволяют создать интегральное представление об элементах и свойствах социальной структуры. 
 
Видами социальной структуры являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображения; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций или статусов и детерминирующая характер повторения систем; случайная структура, состоящая из элементов, включенных в ее функционирование, имеющихся в данный момент в наличии. Первые два вида социальной структуры связаны с концепцией культурной структуры, а два других – с концепцией социетальной структуры. Нормативная и организационная структуры рассматриваются как единое целое, а элементы, включенные в их функционирование, - как стратегические. Идеальная и случайная структуры и их элементы, будучи включенными в функционирование социальной структуры как единого целого, могут вызвать и позитивные, и негативные отклонения в ее поведении. Это, в свою очередь, имеет следствием рассогласование во взаимодействии различных структур, выступающих в качестве элементов более общей социальной системы, дисфункциональные расстройства этой системы.  
 
Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется только ей присущими законами и закономерностями, обладает своей собственной детерминированностью. Вследствие этого существование, функционирование и изменение структуры определяется не законом, стоящим как бы «вне ее», а имеет характер саморегулировки, поддерживающей – в определенных условиях – равновесие элементов внутри системы, восстанавливающей его при известных нарушениях и направляющей изменение этих элементов и самой структуры.  
 
Закономерности развития и функционирования данной социальной системы могут совпадать и не совпадать с соответствующими закономерностями социетальной системы, иметь позитивные или негативные социально значимые последствия для данного общества [2].

Список литературы

1. Агеев В.С. Социально-психологические  проблемы. М.: МГУ, 2000. 
 
2. Андреева Г.М. Социальная психология. 4-е изд. М.: МГУ, 2002.

1. К. Маркс и Ф.  Энгельс. Собр. сочинений. т.23.

2. Алгоритмизация анализа  данных социально-экономических  исследований. Новосибирск. Наука. 1982.

3. Алешин А.И., Аршинов  В.И., Величковский Б.М., Городецкий  Б.Ю. Философско-методологические  проблемы специальных наук - Вопросы  философии, 1988, 6, с. 48 - 67.

4. Алтухов В.Л. Проблемы  перестройки философской науки  - Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32.

5. Анализ нечисловой  информации в социологических  исследования. М. Наука. 1985. 223 с.

6. Антипов Г.А., Донских  О.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии - В сб. Проблемы рефлексии. Новосибирск. Наука. 1987. с. 176 - 196.

7. Аршинов В.И., Климонтович  Ю.Л., Сачков Ю.В. Послесловие. - В  кн. Пригожин И., Стенгерс И.Порядок  из хаоса. М. Прогресс. 1986. с. 408 - 423.

8. Афанасьев Ю. Воспитание  истиной - Комсомольская правда. 1987, 1 сентября.

9. Барг М.А. Категории  и методы исторической науки.  М. Наука. 1984. 345 с.

10. Барг М.А. Эпохи  и идеи. М. Мысль. 1987. 348 с.

11. Бартоломью Д. Стохастические  модели социальных процессов. М. Финансы и статистика. 1985. 295с.

12. Бахманьяр аль-Азербайджани. О некоторых основоположениях  философии Ибн-Сины. - Вопросы философии, 1980, 5.

13. Башляр Г. Новый  рационализм. М. Прогресс. 1987. 376 с.

14. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Невосполнимый ресурс. М. Наука. 1986. 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Глобальные  проблемы человечества. Предмет  философии техники.

  • Глобальные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.
  • Глобальные проблемы человечества не могут быть решены силами одной страны, необходимы совместно выработанные положения об охране окружающей среды, согласованная экономическая политика, помощь отсталым странам и т.п.

 
 
Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а  порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки  погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. 
 
Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возобновления нагрузок на природную среду. 
Глобальные проблемы современности — совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. 
Что такое глобальные проблемы? Казалось бы, вопрос давно ясен, а круг их определился ещё в начале 70-х годов, когда начал применяться сам термин "глобалистика", появились первые модели глобального развития. 
 
Одно из определений относит к глобальным "проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества". 
 
Правильность этого определения зависит от того, какие проблемы относить к глобальным. Если это узкий круг высших, планетарных проблем, то оно вполне соответствует истине. Если же добавить сюда такие проблемы, как стихийные бедствия (она глобальна лишь в смысле возможности проявления в регионе), тогда это определение оказывается узким, ограничивающим, в чем и состоит его смысл. 
 
Во-первых, глобальные проблемы - это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Здесь важным является слово «судьба», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира.  
 
Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, необратимым последствиям для человека и среды его обитания.  
 
В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому столь трудно даже теоретически вычленить и систематизировать их, не говоря уже о том, чтобы разработать систему последовательных шагов для их решения. Общепризнанными глобальными проблемами являются такие, как: загрязнение окружающей среды, проблемы ресурсов, народонаселения, ядерного оружия и ряд других. 
Юрий Гладкий сделал интересную попытку классификации глобальных проблем, выделив три основных группы: 
 
1. Проблемы политического и социально-экономического характера. 
 
2. Проблемы природо-экономического характера 
 
3. Проблемы социального характера. 
 
Осознание глобальных проблем, неотложности пересмотра многих привычных стереотипов пришло к нам поздно, гораздо позже опубликования на Западе первых глобальных моделей, призывов остановить рост экономики. Между тем все глобальные проблемы теснейшим образом связаны между собой. 
 
Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела никакого отношения к охране природы. Этим именем Эрнест Геккель в 1866 году в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определённой территории, их отношениях между собой и к условиям обитания. 
 
Кто что или кого ест, как приспосабливается к сезонным изменениям климата - основные вопросы первоначальной экологии. За исключением узкого круга специалистов о ней никто ничего не знал. А сейчас слово "экология" у всех на слуху. 
 
Такая резкая перемена на протяжении 30 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции. 
 
Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. 
Он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища.  
 
Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов. 
 
Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно- сосудистые заболевания. 
 
Первыми забили тревогу учёные. Начиная с 1968 года, итальянский экономист Аурелио Печчен стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. Весной 1972 года вышла первая книга, подготовленная Римским клубом, с характерным названием "Пределы роста". Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создать для этих целей специальные государственные учреждения. В разных странах стали создаваться министерства, департаменты и комитеты по экологии, причем их главной целью стал мониторинг окружающей природной среды и борьба с её загрязнением для сохранения здоровья населения. 
 
Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая основа. Такой основой сначала русские, а потом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности её эволюционного превращения в среду человеческого разума - ноосферу. 
 
Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XX века никто не мог даже подозревать.  

Информация о работе Онтология как учение о бытии. Сущность проблемы бытия, ее философский смысл