Человек состоит из атомов,
которые обеспечивают ему богатство
мира ощущений, где он всегда может
найти для себя удобную обитель,
отказываясь от активной деятельности,
стремления переустроить мир. Эпикуреец
относится к жизненному миру совершенно
бескорыстно и вместе с тем
стремится слиться с ним. Если
довести качества эпикурейского
мудреца до абсолютного предела,
то мы получим представление о
богах. Они тоже состоят из атомов,
но не распадающихся атомов, а потому
боги бессмертны. Боги блаженны, им нет
никакой необходимости вмешиваться
в дела людей и мироздания. Да
это и не дало бы какого-либо положительного
результата, ибо в мире, где есть
свобода воли, нет и не может быть устойчивых
целенаправленных действий. Поэтому богам
на Земле делать нечего, Эпикур помещает
их в межмировое пространство, там они
и носятся. Но богопочитаемость Эпикур
не отрицает (он и сам посещал храм). Почитая
богов, человек сам укрепляется в правильности
своего собственного самоустранения от
активной практической жизни на путях
эпикурейских представлений. Перечислим
главные из них:
1) все состоит из атомов,
которые могут самопроизвольно
отклоняться от прямолинейных
траекторий;
2) человек состоит из
атомов, что обеспечивает ему
богатство чувств и удовольствий;
3) мир чувств не иллюзорен,
он -- главное содержание человеческого,
все остальное, в том числе идеально-мыслительное,
"замыкается" на чувственную жизнь;
4) боги безразличны к
человеческим делам (об этом, мол,
свидетельствует наличие зла
в мире).
5) для счастливой жизни
человеку необходимы три главные
составляющие: отсутствие телесного
страдания (апония), невозмутимость
души (атараксия), дружба (как альтернатива
политическим и другим противостояниям).
Скептицизм. Скептицизм -- характерная
черта всей античной философии; как самостоятельное
философское направление он функционирует
в период актуальности стоицизма и эпикуреизма.
Крупнейшие представители -- Пиррон и Секст
Эмпирик.
Античный скептик отвергал
познаваемость жизни. Для сохранения
внутреннего спокойствия человеку
нужно очень много знать из
философии, но не для того, чтобы
что-то отрицать или, наоборот, утверждать
(всякое утверждение есть отрицание,
и, наоборот, всякое отрицание есть
утверждение). Античный скептик отнюдь
не нигилист, он живет, как хочет, принципиально
избегая необходимости что-то оценивать.
Скептик находится в постоянном
философском поиске, но он убежден,
что подлинное знание в принципе
недостижимо. Бытие выступает во
всем многообразии своей текучести
(вспомните Гераклита): вроде бы и
есть что-то определенное, но оно тут
же исчезает. Скептик указывает в
этой связи на само время, оно и
есть, но его и нет, "ухватиться"
за него нельзя. Устойчивый смысл вообще
отсутствует, все текуче, поэтому
живи так, как хочешь, принимай жизнь
в ее непосредственной данности. Познавший
многое не может придерживаться строго
однозначных мнений. Скептик не может
быть ни судьей, ни адвокатом. Скептик
Карнеад, посланный в Рим ходатайствовать
об отмене налога, один день выступал перед
публикой за налог, другой день -- против
налога. Мудрецу-скептику лучше помолчать.
Его молчание и является философским ответом
на поставленные ему вопросы. Перечислим
основные положения античного скептицизма:
1) мир текуч, у него
нет смысла и четкой определенности;
2) всякое утверждение есть
вместе с тем и отрицание,
всякое "да" есть вместе с
тем и "нет"; подлинная философия
скептицизма -- молчание;
3) следуйте "миру явлений",
сохраняйте внутренний покой.
5. Неоплатонизм
Основные положения неоплатонизма
были разработаны Плотинам, в зрелом
возрасте проживавшим в Риме. Ниже
при изложении содержания неоплатонизма
используются преимущественно идеи
Плотина.
Неоплатоники стремились
дать философскую картину всего
существующего, в том числе Космоса
в целом. Нельзя понять жизнь субъекта
вне Космоса, равно как и жизнь
Космоса без субъекта. Существующее
устроено иерархически: Единое -Благо,
Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии
принадлежит Единому-Благу.
Душа производит все живые
существа. Все, что движется, образует
Космос. Низшей формой бытия выступает
материя. Сама по себе она не активна,
косна, она -- восприемница возможных форм
и смысла.
Основная задача человека
состоит в том, чтобы глубоко
продумать, прочувствовать свое место
в структурной иерархии бытия. Добро
(Благо) идет сверху, от Единого, зло -- снизу,
от материи. Зло -- не сущее, оно никак не
связано с Благом. Человек может избежать
зла в той мере, в какой ему удается подняться
по лестнице нематериального: Душа--Ум--Единое.
Лестнице Душа--Ум--Единое соответствует
последовательность чувство -- мысль --
экстаз. Здесь, конечно, обращает на себя
внимание экстаз, который стоит выше мысли.
Но экстаз, следует заметить, включает
в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники везде видят
гармонию и красоту, за них ответственно
фактически Единое-Благо. Что же касается
жизни людей, то она также в принципе не
может противоречить всеобщей гармонии.
Люди -- актеры, они лишь осуществляют,
каждый по-своему, сценарий, который заложен
в Мировом Уме. Неоплатонизм сумел дать
довольно синтетическую философскую картину
современного ему античного общества.
Это был последний расцвет античной философии
Введениею
Термин «античность» происходит
от латинского слова antiques- древний.
Им принято называть особый период развития
древней Греции и Рима, а также тех земель
и народов, которые находились под их культурным
влиянием.
Античная культура - уникальное
явление, давшее общекультурные ценности
буквально во всех областях духовной
и материальной деятельности. Интеллектуальные
открытия греков хотя и не столь
популярны, но едва ли не исключительны,
чем общеизвестные достижения в
области искусств. Именно греки изобрели
математику, науку, философию. Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую мысль
и охватывает период свыше тысячи
лет -- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI
в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений
мыслителей этого периода, античная философия
вместе с тем есть нечто единое, неповторимо
оригинальное и чрезвычайно поучительное.
Античная философия представляет собой
единство содержания, метода, цели.
В содержании философия стремится
к рациональному объяснению тотальной
реальности. Её интересы далеки от поздних
интересов науки, которая объясняет
лишь отдельные фрагменты реальности.
По сути, философия созидается вопросом,
обращённым к реальности в целом:
что есть начало всех вещей? Предмет
философии - бытие, реальность как целое.
Бытие, в свою очередь, может открыться
только через уяснение первоначала
всех вещей. В методах философия
стремится к рациональному объяснению,
полагая при этом всеобщее за предмет.
В философии значим разум, логика, логос.
Философия должна идти дальше фактов и
опыта, опираясь на разум. Рациональность
на уровне логоса - отличие философии от
таких мировоззренческих форм как религия
и искусство. Цель философии - чистое созерцание
истины. При этом созерцание истины как
таковой не выходит из пределов логоса,
не обращается к помощи мифологических
образов.
- Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
- Фалес из Милета (ок. 625--547 до н.э.) -- родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политической.
- Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции -- первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Он попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений, чем была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете, мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не умирала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников... Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма Гилозоизм (от греч. hyle -- вещество, материя и zoe -- жизнь) -- философ-ское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и преж-де всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию. -- воззрения, по которому жизнь -- имманентное свойство материи, сущее -- само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.
- Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 -- после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон -- неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли -- ее конкретные массивы.
- Третий представитель Милетской школы -- Анаксимен (ок. 585--525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
- 2. Пифагор и его школа
- Пифагор (VI в. до н.э.), был тоже озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем милетцы. «Все есть число» -- вот его исходная позиция. Он, первый назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе, куда, кстати, входили и женщины В своем союзе (школе) Пифагор пользовался харизматической силой власти. Его указания пифагорейцы называли словами бога, а о его авторитете говорит выражение: «Сам сказал»! Пифагорейский союз просуществовал долгие годы, упорно развивая свои научно-философские и нравственные идеи.. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длины струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Культура такого типа мышления развивается до сей поры. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Важно подчеркнуть, что пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Гармония
Вселенной обусловлена мерой
и числом, математической пропорциональностью.
Пифагор
учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит
идея перевоплощения душ. Он считал, что
все происходящее в мире снова
и снова повторяется через
определенные периоды времени, а
души умерших через какое-то время
вселяются в других, животворя
их телесность.
3. Гераклит
Эфесский
Великим
диалектиком античного мира является
Гераклит из Эфеса (ок. 530--470 до н.э.). Все
существующее, по Гераклиту, постоянно
переходит из одного состояния в другое.
Ему принадлежат знаменитые слова: «Все
течет!» (можно ли переоценить эту гениальную
максиму?!), «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного:
холодное теплеет, теплое холодеет, влажное
высыхает, сухое увлажняется». Возникновение
и исчезновение, жизнь и смерть, рождение
и гибель -- бытие и небытие -- связаны между
собой, обусловливая и переходя друг в
друга.
Получается,
что ничего нет, все лишь становится.
Согласно воззрениям Гераклита, переход
явления из одного состояния в
другое совершается через борьбу
противоположностей, которую он называл
вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим
для всего существования законом:
не мне, но Логосу внимая, мудро признать,
что все -- едино. По Гераклиту, огонь
и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен
и является причиной управления всем»,
а то, что «всем управляет через все», он
считает разумом. Гераклит учит, что мир,
единый из всего, не создан никем из богов
и никем из людей, а был, есть и будет вечно
живым огнем, закономерно воспламеняющимся
и закономерно угасающим. Огонь -- образ
вечного движения. Огонь как видимая форма
процесса горения является наиболее подходящим
определением для стихии, понимаемой как
субстанция, для которой характерно, что
она есть вечный процесс, «пылающая» динамика
сущего. Но это совсем не значит, что Гераклит
на место воды и воздуха поставил огонь.
Дело гораздо тоньше. Правда, у Гераклита
Космос -- это вечно полыхающий огонь, но
это живой огонь. Он тождествен божеству.
Гилозоистический пантеизм Пантеизм (от
греч. pan -- все и theos -- бог) -- философское
учение, мак-симально сближающее понятия
«бог» и «природа» с тенденцией к их отождест-влению.
обретает у него наиболее совершенное
выражение.
Огонь как
душа Космоса предполагает разумность
и божественность. А ведь разум
обладает властной силой управления
всем сущим: он все направляет и всему
дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем
через все. При этом объективная
ценность человеческого разума определяется
степенью его адекватности Логосу,
Т.е. общему миропорядку. Гераклита
считают ярким представителем религиозного
движения своего века. Он разделял идею
бессмертия души, считая смерть рождением
души для новой жизни.
4. Элейская
школа. Ксенофан, Парменид, Зенон
Гераклит
подчеркнул одну сторону противоречия
бытия -- изменение вещей, текучесть сущего.
Подвергая критике гераклитовское учение,
Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон
обратили внимание на другую сторону --
на устойчивость, сохранение вещей. Если
Гераклит утверждал, что все изменяется,
то Парменид -- прямо противоположное:
ничто не изменяется. Замечательно по
силе обобщения утверждение Парменида:
«Ничто не может стать чем-нибудь и нечто
не может превратиться ни во что».
Ксенофан
из Колофона (ок. 565--473 до н.э.)
Он выступал
против антропоморфических элементов
в религии: он высмеивал богов
в человеческом виде. Он считал, что
бог ни телом, ни духом не походит
на смертных. Ксенофан высказал ряд оригинальных
для своего времени мыслей, например о
происхождении Земли, полагая, что она
появилась из моря. В качестве аргументов
он ссылался на то, что в отдалении от моря
(в горах) находят раковины, а на камнях
-- отпечатки рыб и растений.
Философские
воззрения Ксенофана особо значимы
для нас потому, что он стоял во главе монотеистов
и во главе скептиков. Именно из его уст
вырвался крик отчаяния: ничего нельзя
знать достоверно! Нерешительность его
тонкого ума посеяла семена скептицизма,
которые прорастают на ниве всей последующей
истории философии. Впервые именно Ксенофан
осуществил разделение видов знания, сформулировав
проблему соотношения «знания, по мнению»
и «знания по истине». Показания чувств
дают не истинное знание, а лишь мнение,
видимость: «над всем царит мнение», «людям
не истина, а лишь мнение доступно», утверждает
мыслитель.
Ксенофан,
обуреваемый сомнениями, не был удовлетворен
взглядами Фалеса и Пифагора на бытие.
Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие
во многих видах и это одно -- Бог. Под Единым
Богом Ксенофан вовсе не разумел личного
Бога, отдельного от мира: Бог неотделим
от мира, который суть лишь его проявление.
Ксенофана можно назвать монотеистом
пантеистического толка.
Парменид
(конец VII--VI в. до н.э.) -- философ и политический
деятель, центральная фигура Элейской
школы «Акме», т.е. высшая точка творческой
активности (так считалось в то время),
относится у Парменида к 500 г., значит, тогда
ему было 45 лет..
Он разграничивает
(вслед за Ксенофаном) истину, основанную
на рациональном познании, и мнение, основанное
на чувственных восприятиях, которые знакомят
нас лишь с видимостью вещей, но не дают
знания их истинной сущности. Философию
он разделил на философию истины и философию
мнения, назвав критерием истины разум,
в чувствах же, говорил он, точности нет:
не доверяйте чувственным восприятиям,
не вращайте бесцельно глазами, не слушайте
ушами, в которых раздается только шум,
и не болтайте праздно языком, но разумом
исследуйте высказанные доказательства.