Грань между
присущими человеку духовными процессами
и материальным миром была более
отчетливо обозначена именно Сократом.
Он акцентировал своеобразие сознания
сравнительно с материальным бытием
и одним из первых глубоко раскрыл
сферу духовного как самостоятельную
реальность, тем самым как бы возложил
ее на алтарь общечеловеческой культуры
для изучения всей последующей философской
и психологической мыслью. Рассматривая
феномен души, Сократ исходил из
признания ее бессмертия, что увязывалось
с его верой в Бога.
В вопросах
этики Сократ развивал принципы рационализма,
утверждая, что добродетель проистекает
из знания и человек, знающий, что
такое добро, не станет поступать
дурно. Ведь добро есть тоже знание,
поэтому культура интеллекта может
сделать людей добрыми: никто
не зол по доброй воле, люди злы лишь
по неведению.
В конце
жизни Сократа привлекли к
суду за трактовку божества, отличающуюся
от принятой согласно существовавшей
в Афинах традиции, а также якобы
за «развращение юношества» «крамольными»
идеями. В результате различного рода
интриг он был, в конечном счете, приговорен
к смерти. Отказавшись от предоставленной
друзьями возможности спастись бегством,
Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).
9. Платон
Платон
(427--347 до н.э.) Платон говорит: «Мир -- это
не просто телесный космос, а не отдельные
предметы и явления: в нем общее совмещено
с единичным, а космическое -- с человеческим».
Космос -- это своего рода художественное
произведение. Он прекрасен, он -- цельность
единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует,
преисполненный различных потенций, а
управляется он силами, образующими общие
закономерности. Космос полон божественного
смысла, являющего собой царство идей
(эйдосов, как говорили тогда), вечных,
нетленных и пребывающих в своей лучезарной
красоте По греч. «идея» означает «то,
что видно», но не просто глазом, а «умным
глазом».. По Платону, мир по природе двойствен:
в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные
деревья появляются и исчезают, а идея
дерева остается неизменной. Мир идей
являет собой истинное бытие, а конкретные,
чувственно воспринимаемые вещи -- нечто
среднее между бытием и небытием: они только
тени идей, их слабые копии.
Идея -- центральная
категория в философии Платона. Идея вещи
есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду
мы пьем, но не можем же мы пить идею воды
или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах
идеями денег: идея -- это смысл, сущность
вещи.
В платоновских
идеях обобщена вся космическая
жизнь- они обладают регулятивной энергичностью
и управляют Вселенной. Им свойственна
регулятивная и формообразующая сила;
они -- вечные образцы, парадигмы (от греч.
paradigma -- образец), по которым из бесформенной
и текучей материи организуется все множество
реальных вещей. Платон трактовал идеи
как некие божественные сущности. Они
мыслились как целевые причины, заряженные
энергией устремления, при этом между
ними существуют отношения координации
и подчинения. Высшая идея -- это идея абсолютного
добра -- она своего рода «Солнце в царстве
идей», мировой Разум, ей подобает название
Разума и Божества. Но это еще не личный
божественный Дух (как потом в христианстве).
Платон доказывает существование Бога
чувством нашего сродства с его природой,
которое как бы «вибрирует» в наших душах.
Трактуя
идею души, Платон говорит: душа человека
до его рождения пребывает в царстве
чистой мысли и красоты. Затем
она попадает на грешную землю, где,
временно находясь в человеческом теле,
как узник в темнице, «вспоминает
о мире идей». Здесь Платон имел в
виду воспоминания о том, что было
в Прежней жизни: основные вопросы
своей жизни душа разрешает еще
до рождения; появившись на свет, она
уже знает все, что нужно знать.
Она сама избирает свой жребий: ей уже
как бы предназначена своя участь,
судьба. Таким образом, Душа, по Платону,
-- бессмертная сущность, в ней различаются
три части: разумная, обращенная к идеям;
пылкая, аффективно-волевая; чувственная,
движимая страстями, или вожделеющая.
Разумная часть души -- основа добродетели
и мудрости, пылкая -- мужества; преодоление
же чувственности есть добродетель благоразумия.
Как для Космоса в целом, источник гармонии
есть мировой разум, сила, способная адекватно
мыслить самое себя, являясь вместе с тем
активным началом, кормчим души, управляющим
телом, которое само по себе лишено способности
к движению. В процессе мышления душа активна,-
внутренне противоречива, диалогична
и рефлексивна. «Мысля, она делает не что
иное, как рассуждает, сама себя спрашивая,
утверждая и отрицая» Платон. Сочинения:
В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 289.. Гармоничное сочетание
всех частей души под регулятивным началом
разума дает гарантию справедливости
как неотъемлемого свойства мудрости.
В своем
учении о познании Платон недооценивал
роль чувственной ступени познания,
полагая, что ощущения и восприятия
обманывают человека. Он даже советовал
для познания истины « закрыть
глаза и заткнуть уши», дав простор
разуму. Платон подошел к познанию
с позиций диалектики. Что такое
диалектика? Это понятие происходит
от слова «диалог» -- Искусство рассуждать,
притом рассуждать в общении, значит --
спорить, оспаривать, что-то доказывать,
а что-то опровергать. В общем диалектика
-- это искусство «поисково думать», при
этом думать строго логично, распутывая
всевозможные противоречия в столкновении
разных мнений, суждений, убеждений.
Особенно
подробно Платон разрабатывал диалектику
единого и многого, тождественного
и иного, движения и покоя и
т.д. Для философии природы Платона
характерна ее связь с математикой.
Платон анализировал диалектику понятий.
Это имело огромное значение для
последующего развития логики.
Признав
со своими предшественниками, что все
чувственное «вечно течет», непрестанно
изменяется и постольку не подлежит
логическому уразумению, Платон отличал
знание от субъективного ощущения.
Связь, вносимая нами в суждения об
ощущениях, не есть ощущения: чтобы
познавать предмет, мы должны не только
ощущать, но и понимать его. Известно,
что общие понятия являются результатом
особых умственных операций, «самодеятельнос
ти нашей разумной души» они не приложимы
к отдельным вещам. Общие определения
в виде понятий относятся не к индивидуальным
чувственным предметам, а к чему-то другому:
они выражают род или вид, т.е. нечто такое,
что относится к определенным множествам
предметов. По Платону же получается, что
нашей субъективной мысли соответствует
объективная мысль, Пребывающая вне нас.
В этом-то и состоит суть его объективного
идеализма.
Ранняя
греческая мысль в качестве философских
категорий рассматривала стихии:
землю, воду, огонь, воздух, эфир, Затем
категории приобретают вид обобщенных,
отвлеченных понятий. Так они
выглядят и поныне. Первая система
из пяти виновных категорий предложена
Платоном: сущее, движение, покой, тождество,
различие. Здесь вместе и категории
бытия (сущее, движение), и логические
категории (тождество, различие). Платон
трактовал категории как последовательно
вытекающие друг из друга.
10. Аристотель
Аристотеля
(384--322 до н.э) - ученик Платона, но по ряду
принципиальных вопросов он расходился
со своим учителем. В частности, он считал,
что платоновская теория идей совершенно
недостаточна для объяснения эмпирической
реальности. Именно Аристотелю принадлежит
изречение: «Платон мне друг, но истина
дороже!» Он стремился преодолеть платоновский
разрыв между миром чувственных вещей
и миром идей.
Исходя
из признания объективного существования
материи, Аристотель считал ее вечной,
несотворимой и неуничтожимой Материя
не может возникнуть из ничего, не может
также увеличиться или уменьшиться в своем
количестве. Однако сама по себе материя,
по Аристотелю, инертна, пассивна. Она
содержит лишь возможность возникновения
действительного многообразия вещей.
Чтобы эту возможность превратить в действительность,
надо придать материи соответствующую
форму. Под формой Аристотель разумел
активный творческий фактор, благодаря
которому вещь становится действительной.
Форма -- это стимул и цель, причина становления
многообразных вещей из однообразной
материи: материя -- своего рода глина.
Для того чтобы из нее возникли разнообразные
вещи, необходим гончар -- бог. Форма и материя
неразрывно связаны между собой, так что
каждая вещь в возможности уже содержится
в материи и путем естественного развития
получает свою форму. Весь мир представляет
собой ряд форм, находящихся в связи друг
с другом и расположенных в порядке все
большего совершенства. Таким образом
Аристотель подходит к идее единичного
бытия вещи, явления: они представляют
собой слиянность материи и формы. Материя
выступает как возможность и как своего
рода субстрат сущего. Мрамор, например,
можно рассматривать как возможность
статуи, он же есть материальное начало,
субстрат, а высеченная из него статуя
-- это уже единство материи и формы. Основным
двигателем мира является бог, определяемый
как форма всех форм, как вершина мироздания.
Аристотелевское
рассмотрение соотношения материи
и формы, выявляет энергийный динамизм
сущего в его развитии. При этом мыслитель
усматривает причинную зависимость явлений
сущего: все имеет причинное объяснение.
В связи с этим он проводит различение
причин: есть действующая причина -- это
энергийная сила, порождающая нечто в
потоке универсального взаимодействия
явлений сущего, не только материи и формы,
акта и потенции, но и порождающей энергии-причины,
имеющей наряду с действующим началом
и целевой смысл: «то, ради чего». Здесь
мы имеем дело с таким исключительно важным
положением философии Аристотеля, как
смысловое начало всего сущего, а также
иерархия его уровней -- от материи как
возможности к образованию единичных
форм бытия и далее -- от неорганических
образований к миру растений, живых существ,
разных видов животных и, наконец, к человеку,обществу.
У Аристотеля огромную роль играл принцип
развития сущего, что органически связано
с категориями пространства и времени,
которые выступают у него не как субстанции,
а как «место» и число движения, т.е. как
последовательность реальных и мыслимых
событий и состояний.
Аристотель
разработал иерархическую систему
категорий, в которой основной была
«сущность», или «субстанция», а
остальные считались ее признаками.
Стремясь к упрощению категориальной
системы, Аристотель затем признал
основными только три категории:
сущность, состояние, отношение.
По утверждению
Аристотеля, мировое движение есть
цельный процесс: все его моменты
взаимно обусловлены, что предполагает
и единого двигателя. Далее, исходя
из понятия причинности, он приходит
к понятию о первой причине. А
это так называемое космологическое
доказательство бытия божия. Бог
есть первая причина движения, начало
всех начал. И в самом деле: ведь
ряд причин не может быть бесконечным
или безначальным. Есть причина, сама
себя обусловливающая, ни от чего не зависящая:
причина всех причин! Ведь ряд причин
никогда бы не закончился, если не допустить
абсолютного начала всякого движения.
Этим началом является божество как
общемировая сверхчувственная субстанция..
Аристотель обосновал бытие божества
усмотрением принципа благоустройства
Космоса. По Аристотелю, божество служит
предметом высшего и наиболее совершенного
познания, так как все знание направлено
на форму и сущность, а бог есть чистая
форма и первая сущность. Бог Аристотеля,
однако, не есть личный Бог.
Опускаясь
в своих философских размышлениях
из бездны Космоса к миру одушевленных
существ, Аристотель считал, что душа,
обладающая целеустремленностью, есть
не что иное, как неотделимый от
тела его организующий принцип, источник
и способ регуляции организма, его
объективно наблюдаемого поведения. Душа
-- энтелехия Энтелехия -- целеустремленная
энергия, движущая сила, превращающая
возможность в действительность. тела.
Поэтому правы те, кто полагает, что душа
не может существовать без тела, но сама
она имматериальна, не телесна. То, благодаря
чему мы живем, ощущаем и размышляем, --
это душа, так что она есть некий смысл
и форма, а не материя, не субстрат: «Именно
душа придает смысл и цель жизни». Телу
присуще жизненное состояние, образующее
его упорядоченность и гармонию. Это и
есть душа, т.е. отражение актуальной действительности
всемирного и вечного Ума. Душа различает
и познает сущее, но она «немало времени
проводит в ошибках» . «Добиться о душе
чего-нибудь достоверного во всех отношениях
безусловно труднее всего» Аристотель.
Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 373. Специальный
трактат Аристотеля «О душе» -- это гениальнейший
кладезь мудрости, сохраняющий ве-личайшую
ценность до сих пор.. Согласно Аристотелю,
смерть тела освобождает душу для ее вечной
жизни: душа вечна и бессмертна.
У Аристотеля
познание имеет своим предметом
бытие. Основание опыта -- в ощущениях,
в памяти и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых предметов
без их материи. Разум же усматривает общее
в единичном. Нельзя приобрести научное
знание лишь с помощью ощущений и восприятий
в силу преходящего и изменчивого характера
всех вещей. Формами истинно научного
знания являются понятия, постигающие
сущность вещи.
Философия (Брокгауз и Ефрон)
Философия - есть свободное исследование
основных проблем бытия, человеческого
познания, деятельности и красоты. Ф. имеет
задачу весьма сложную и решает ее различным
образом, стараясь соединить в одно разумное
целое данные, добытые наукой, и религиозные
представления.
Философия — совокупность учений
об основах бытия, знания, или одно из таких
учений. Каждое такое учение отличается
тем, что принципы его построения определяются
исключительно им самим. (Например, наука — не философия, поскольку содержит
внешние по отношению к ней постулаты научного метода). Также философией называется
учение, в котором философская позиция
представлена очень ярко.
Определение философии.
Для начала цитата
из Википедии:
,,Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία
— «любомудрие», «любовь к мудрости»,
от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) —
наиболее общая наука (теория), одна из
форм мировоззрения, одна из форм человеческой
деятельности, особый способ познания.
Общепринятого определения
философии, равно как общепринятого
представления о предмете философии
не существует. В истории существовало
множество различных типов философии,
отличающихся как своим предметом,
так и методами. В самом общем
виде под философией понимают деятельность,
направленную на постановку и рациональное
разрешение наиболее общих вопросов,
касающихся сущности знания, человека
и мира.,,.
Даже этой цитаты
вполне достаточно для следующего
вывода: современная философия представляет
из себя несъедобную кашу из нестыкующихся
между собой взглядов, воззрений, принципов.
В том виде, в каком в настоящее время пребывает
сей глубокомысленный предмет, философия
неработоспособна, а, стало быть, ни для
чего не нужна. Философия многословна
и даже болтлива там, где можно ограничиться
парой слов, и до крайности молчалива тогда,
когда её слово должно быть решающим.
Приведу простенький
пример. Мне для моей работы
о массах элементарных частиц
понадобилось определение физического
закона. Сразу докладываю результат
– кроме совершенно анекдотических
определений я ничего не нашел
ни в философии, ни в физике.
Пришлось трудиться самому. Результаты
здесь
Профессиональные философы нередко высказывают мнение
о несуществовании общепринятого определения
философии, равно как и общепринятого
представления о её предмете, поскольку само признание той
или иной теории или методологии является
философской процедурой и осуществляется
на основе той или иной системы философских
представлений[7]. В истории существовало множество различных
типов философии, отличающихся как своим
предметом, так и методами.