Особенности и основные этапы развития античной философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:31, курсовая работа
Описание работы
В античной же философии движение небесных светил описывалось с помощью геометрических моделей. Астрономическими изысканиями занимался ранний философский мыслитель античности Фалес, предсказавший солнечное затмение 28 мая 585 г. Фалес полагал, что Земля представляет собой плоский диск, плавающий в океане.
Центральной
идеей Парменида является бытие, соотношение
мышления и бытия. Мышление всегда относится
к чему-то, ибо без сущего, о котором оно
высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте
помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что
это невозможно. Ничего нет и ничего не
будет, кроме сущего, да и нет сущего, где
было бы пусто от сущего. Бытие не возникло:
оно непреходяще. Гениальна идея Парменида
о том, что нет и не может быть пустого
пространства и времени вне изменяющегося
бытия. Сущее Парменид считал лишенным
изменчивости и многообразия. Парменид
тем самым создал непроходимую пропасть
между миром, как он дан нам в восприятии,
полным движения, и миром единого и неподвижного
бытия, открывающегося мышлению. Возникла
драматическая ситуация в развитии познания:
одни расплавляли мир в потоке воды и полыхании
огня, а другие как бы кристаллизовали
его в неподвижном камне. Ценна такая идея
Парменида: только бытие есть, небытия
нет. Лишь у «пустоголового племени» бытие
и небытие признаются тождественными.
Небытие невозможно ни познать, ни высказать:
мыслимо только сущее. Нельзя отыскать
мысль без бытия: мысль без бытия -- ничто.
Нужно отметить
глубокую мудрость этой идеи. И в
самом деле: попробуйте помыслить
то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего
не получится. Ваша мысль будет метаться
в поисках небытия, при этом каждый
раз как бы «хватая» нечто сущее.
Небытие не доступно ни чувствам, ни
мыслям. Тут у Парменида выявляется
исключительно глубокая идея о предметной
отнесенности мысли; эта фундаментальная
идея остается непоколебимой в веках.
Любопытна мысль Парменида, считавшего,
что Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя
сущее в его цельности, он говорит: сущее
не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку
меньше». Стало быть, нет и пустого пространства:
все наполняется бытием. Эта мысль полностью
верна -- в духе А. Эйнштейна.
Особо подчеркнем,
что Парменид увязывал духовный мир
человека с такими детерминантами, как
положение человека и уровень его телесной
организации: высшая степень организации
дает и высшую степень мышления. А телесность
и духовность совпадают в мироздании в
Боге.
Зенон Элейский
(ок. 490--430 до н.э.) -- философ и политический
деятель, любимый ученик и последователь
Парменида Нельзя смешивать этого Зенона
с Зеноном-стоиком, о котором речь впереди..
Он развивал логику как диалектику. Обратимся
к наиболее известному опровержению возможности
движения -- знаменитым апориям Зенона,
которого Аристотель назвал изобретателем
диалектики. Апории чрезвычайно глубоки
и вызывают интерес по сей день.
Внутренние
противоречия понятия о движении
ярко выявляются в знаменитой апории
«Ахиллес», где анализируется положение,
при котором быстроногий Ахиллес
никогда не может догнать черепахи.
Почему? Всякий раз, при всей скорости
своего бега и при всей малости
разделяющего их пространства, как
только он ступит на место, которое
перед тем занимала черепаха, она
несколько продвинется вперед. Как
бы ни уменьшалось пространство между
ними, оно ведь бесконечно в своей
делимости на промежутки, и их надобно
все пройти, а для этого необходимо
бесконечное время. И Зенон, и
мы прекрасно знаем, что не только
Ахиллес быстроногий, но и любой
хромоногий тут же догонит черепаху.
Но для философа вопрос ставился не
в плоскости эмпирического существования
движения, а в плане мыслимости
его противоречивости в системе понятий,
в диалектике его соотношения с пространством
и временем.
Апории
Зенона связаны с диалектикой
дробного и непрерывного в движении
(а также самом пространстве-времени).
Если
считать, что «время» измеряется
количеством отрезков, то заключение
справедливо. Обычно, однако, указывают,
что Зенону просто не было знакомо
понятие суммы бесконечного ряда,
иначе он увидел бы, что бесконечное
число слагаемых дает все же конечный
путь, который Ахиллес, двигаясь с
постоянной скоростью, без сомнения,
преодолеет за надлежащее (конечное) время.
Таким образом,
элеатам не удалось доказать, что
движения нет. Они своими тонкими
рассуждениями показали то, что едва
ли кто из их современников осмысливал,
-- что такое движение? Сами они в своих
размышлениях поднялись на высокий уровень
философских поисков тайны движения. Однако
они не смогли разорвать путы исторической
ограниченности развития философских
воззрений. Нужны были какие-то особые
ходы мысли. Эти ходы нащупывали основоположники
атомизма.
5. Эмпедокл
милетский
элейский софистика античная философия
Эмпедокл
(ок. 490 -- ок. 430 до н.э.), оказал воздействие
на всю направленность научного и философского
мышления. Нельзя переоценить его вклад
в развитие естественных наук. Он трактовал
воздух как особую субстанцию. Опираясь
на наблюдение, он доказал, что, если сосуд
погружать кверху дном в воду, она в него
не проникает. Ему принадлежит тонкое
наблюдение факта центробежной силы: если
вращать; чашу с водой, привязанную на
конце веревки, вода не выльется. Он знал,
что растения имеют пол. Проявляя острый
интерес к царству живого, Эмпедокл выдвинул
гипотезу эволюции растений и животных,
а также принцип выживания наиболее приспособленных
(биологи от него ведут идею адаптации).
Он говорил, что Луна светит отраженным
светом, что для распространения света
требуется определенное время, но оно
так мало, что мы его не замечаем. Ему было
ведомо (как и другим), что солнечное затмение
вызывается прохождением Луны между Солнцем
и Землей. Существенны его заслуги в медицине:
с него в европейской культуре начинается
ее история. Как и многие другие, он писал
стихами.В своей трактовке бытия Эмпедокл
берет исходным пунктом тезис Парменида,
состоящий в том, что в собственном смысле
не может быть ни возникновения, ни гибели.
Вместе с тем, стремясь объяснить факт
кажущегося возникновения и исчезновения,
Эмпедокл находит это объяснение в смешении
первоначальных элементов -- «корней»
всего сущего -- и распадении этой смеси.
Исходным элементам свойственны предикаты
не возникших, непреходящих и неизменных:
они -- вечное бытие, а из пространственного
движения, вследствие которого они смешиваются
в различных отношениях, должны быть объяснены
и многообразие, и смена от дельных объектов.
Таким образом, Эмпедокл дошёл до понимания
того, что все сущее как-то, из чего-то и
во что-то организовалось, произошло, а
не от века пребывает в раз и навсегда
данном состоянии. Чтобы парменидовское
понятие бытия стало более приемлемым
для объяснения природы, Эмпедокл развил
идею элемента (хотя сам термин, видимо,
им не употреблялся) как вещества, которое,
будучи в себе однородно, испускает качественно
неизмененные и только меняющиеся состояния
движения и механические деления, а это
-- уже путь к атомистике. В качестве первоначал
сущего Эмпедокл исходил из признания
четырех стихий: земли, огня, воздуха и
воды (само число элементов произвольно,
и взяты они у предшествующих натурфилософов).Процесс
смешения Эмпедокл мыслил как проникновение
частиц одного в поры другого, а распадение
-- как выхождение из этих пор. Относительно
качественных различий вещей он рассуждал
лишь в общих чертах: они происходят от
различной меры, в какой имеется в вещах
смешение всех или лишь нескольких элементов.
Но в качестве чисто неизменного бытия
элементы не могут двигаться и нуждаются
в том, чтобы приводиться в движение. Естественно
возникает потребность найти причину
движения, т.е. движущую силу. На этом пути
Эмпедокл отступает от гилозоизма милетских
философов. У него впервые сила и вещество
обособляются и мыслятся как самостоятельные
мировые потенции. Будучи поэтом и философом,
Эмпедокл ввел в виде этих сил не собственно
научные понятия, а логически-поэтические
силы-образы -- Любовь и Вражду См.: Виндельбанд
В. История древней философии. М., 1911. С.
77.. Они мыслились как самостоятельные
сущностные силы, перемежающиеся в своем
преобладании: некогда был Золотой век
-- царила Любовь, люди поклонялись Афродите.
И всюду, где царствуют согласие и гармония,
там властвует Любовь. Значит, по Эмпедоклу,
все изменения в мире подчинены не какой-либо
цели, а Случайности и Необходимости. Развитие
происходит циклами -- по кругу сменяются
четыре состояния мира: беспредельное
господство Любви и полное объединение
всех элементов (Эмпедокл назвал это состояние
шаром и характеризовал его как единое,
или Бог); процесс постепенного разложения
смеси усиливающимся преобладанием Вражды;
абсолютное разобщение всех четырех элементов
вследствие господства Вражды; процесс
постепенного образования новой смеси
вследствие все повышающегося преобладания
Любви. В состоянии Вражды в пространстве
носятся головы без шеи, руки, без плеч,
глаза безо лбов, волосы, внутренние Органы
движутся сами по себе. Но вот вторгается
сила Любви, и все стремится к слиянности:
В процессе
смешения в порыве Любви получались
и уродливые существа: с лицом
и грудью, обращенными в разные
стороны, с туловищем быка и лицом
мужчины и т.п., образовывались гермафродиты
и прочие несообразности. По Эмпедоклу,
все уродливые формы, как ошибки
природы, не могли приспособиться и
гибли; выживали лишь целесообразно
организованные существа.
В воззрениях
на познание Эмпедокл во многом примыкает
к элеатам: как и они, он жалуется
на несовершенство чувств и в ' вопросах
истины доверяет только разуму -- частью
человеческому, а частью -- божественному.
Но разум заменяется чувственными впечатлениями.
По Эмпедоклу, разум растет у людей в соответствии
с познанием мира, и человек может созерцать
Бога только силой разума. Говоря о мнении,
он допускает в нем лишь долю правды. Эмпедокл
выдвинул такой, ставший знаменитым, принцип
истинного познания: «Подобное познается
подобным». В "своих религиозных исканиях
и трактовке души Эмпедокл опирался на
идею Пифагора о бессмертии и переселении
душ.
6. Атомизм
Левкиппа -- Демокрита
Атомизм
проявился как движение античной
мысли к философской унификации
первооснов бытия, эта гипотеза, развитая
Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом
(ок. 470 или 460 до н.э.).
Первоначала
других античных мыслителей Демокрит
и его последователи сводили к атомам.
И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят
из большого количества атомов, различающихся
по своей качественной специфике, но по
отдельности чувственно не воспринимаемых.
Атомисты рассматривали мир как единое
целое, состоящее из бесчисленного множества
мельчайших неделимых частичек -- атомов,
движущихся в пустоте. В самом понятии
атома (неделимый) высвечивается его элеатское
происхождение. Атомы, согласно Демокриту,
неделимы вследствие своей абсолютной
плотности, отсутствия в них пустых промежутков
и исключительной малости. Атомы и пустота
-- единственная реальность. Атомы вечно
носятся в беспредельной пустоте, не имеющей
ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь,
сцепляясь и разъединяясь. Соединения
атомов образуют все многообразие природы.
Атомы обладают силой самодвижения: такова
их извечная природа. Атомы складываются
в различные конфигурации, которые мы
воспринимаем в качестве отдельных вещей,
различность же структур этих конфигураций,
т.е. качественное разнообразие мира, зависит
от разных типов взаимодействий между
атомами. Так была создана существующая
более двух тысячелетий дискретная картина
мира, в котором бытие мыслится состоящим
из мельчайших и обособленных (дискретных)
частичек вещества, а отношения между
этими частичками (т.е. принцип взаимодействия)
считается не самим бытием, а лишь свойством
атомов.
Неделимые
физические демокритовские атомы наделялись
многими геометрическими свойствами тел
видимого мира, например изогнутостью,
«крючкова-тостю» и т.д. (Как уже упоминалось,
душу составляли круглые атомы.) Амеры
же (по Демокриту), или «элементы» (по Эпикуру),
являясь частями атомов, обладают свойствами,
отличными от свойств атомов. Так, если
атомам присуща тяжесть, то амеры лишены
ее. Неучет этого кажущегося противоречия
привел к Неточному толкованию учения
Демокрита. Гравитация представлялась
не как свойство материи, а как следствие
движения амеров. В таком случае атом как
совокупность амеров и окруженный амерами
же может испытывать притяжение со стороны
других атомов благодаря импульсам энергии,
передаваемым амерами, при этом по-разному,
в зависимости от того, с какой стороны
находятся другие атомы, что и создает
эффект взаимного притяжения. Таким образом,
гравитация мыслилась как свойство, присущее
комплексу, а не его частям.
Преодоление
трудностей древней атомистики было
бы возможным только вместе с введением
в античную науку элементов дифференциального
и интегрального исчислений. Демокрит
разработал научный метод познания, основанный
на опыте, наблюдении и теоретическом
обобщении фактического материала. Ощущения,
считал он, представляют хотя и недостаточный,
но необходимый источник и основу познания.
Свидетельства об окружающем нас мире,
которые дают ощущения, дополняются и
исправляются тонкой работой ума.
Согласно
Демокриту, душа человека состоит из мельчайших,
круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся
атомов; обладая внутренней энергичностью,
она является причиной движения живых
существ. Он первым высказал идею проективной
объективации субъективного образа: от
вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности),
втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря,
от предметов истекают своего рода флюиды,
которые, попадая в наше тело через органы
чувств, порождают у нас ощущения, восприятия,
т.е. образы, которые мы чувствуем не в
нас, а там, где находится воспринимаемый
предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой
не в тарелку, скажем, с супом, а в свои
глаза. При этом визуальный образ формируется
истечением, исходящим из глаз, и из того,
что видимо. (Специально изучая этот вопрос
(силу взгляда), должен сказать: это чрезвычайно
тонкое прозрение гения.)
Демокрит
колебался в вопросе о природе богов, но
был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту,
боги состоят из атомов, а Бог есть космический
разум. В сочетании атомов находится некая
живая и духовная сила, а начала разума
находятся в мирах, которые он наделяет
божественностью: мир создан божественным
разумом и боги помогают людям. Совокупность
огненных атомов, разлитая во всем Космосе,
оживляет все и дает всему и вся Разум.
В отличие
от всех выдвигавшихся до сих пор
идей первоначала, идея атома содержит
в себе, кроме всего прочего, принцип
предела делимости материи: атом
мыслился как наименьшая частица, которая
выступает как исходный в созидании
и последний в разложении вещественный
элемент сущего. А это -- гениальный
взлет мысли на принципиально новый уровень
философского постижения сущего.
7. Софисты
и софистика: Протагор, Горгий и Продик
Софистом
сначала именовали человека, который
посвящал себя умственной деятельности,
или искусного в какой-либо премудрости,
в том числе учености. Софистов
было немало, но мы остановимся на трех
наиболее характерных для сути этого направления
-- Протагор (ок. 480 -- ок. 410 до н.э.), Горгий
(ок. 483--375 до н.э.), Продик (род. Между 470 и
460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой
индивидуальностью, но в целом они разделяли
схожие воззрения. Софисты сосредоточили
свое внимание на социальных вопросах,
на человеке и на проблемах коммуникации.
Наиболее
полно суть воззрений софистов выразил
Протагор. Ему принадлежит знаменитое
положение: «Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют,
и несуществующих, что они не существуют».
Он говорил об относительности всякого
знания, доказывая, что каждому утверждению
может быть с равным основанием противопоставлено
противоречащее ему утверждение.
У Горгия
она имеет скорее характер отрицательный,
только как средство доказательства или
опровержения, и притом лишена систематичности.
Так, Горгий, выводя из общих понятий их
конкретные определения и указывая на
противоречия этих определений, приходит
к доказательству несостоятельности самого
общего понятия. ;В своем труде «О природе»
Горгий доказывает три положения: что
иичего не существует, а если что-нибудь
и существует, то оно непознаваемо, а если
существует и познаваемо, то оно невыразимо
и неизъяснимо. В результате он пришел
к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.
Мы считали, к примеру, человека хорошим,
но когда мы говорим о нем, то он, возможно,
уже сделал нечто плохое или даже очень
плохое: ведь все быстро меняется! Если
тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет
молчать и лишь указывать пальцем на то,
о чем спрашивают: тут не ошибешься. Продик
проявлял исключительный интерес к языку,
к назывной (номинативной) функции слов,
проблемам семантики и синонимии, т.е.
идентификации совпадающих по смыслу
слов, правильному употреблению слов.
Он составлял этимологические гроздья
родственных по значению слов, а также
анализировал проблему омонимии, т.е. различения
смысла графически совпадающих словесных
конструкций с помощью соответствующих
контекстов, и очень большое внимание
уделял правилам спора, приближаясь к
анализу проблемы приемов опровержения,
что имело огромное значение в дискуссиях.
Софисты
были первыми преподавателями и
исследователями искусства слова,
именно с них начинается философская
лингвистика. Им принадлежит заслуга
в изучении греческой словесности.
Софисты
считали словесность чрезвычайно
важным объектом осмысления, и слово
явилось самостоятельным предметом
изучения. Хотя иные софисты были крупными
мыслителями, релятивизм их зачастую вел
к субъективизму и скептицизму.
Вместе с тем нельзя отрицать их
несомненной роли в развитии диалектики.
8. Сократ
Поворотным
пунктом в развитии античной философии
явились воззрения Сократа (469--399
до н.э.).
Сократ
прославился как один из родоначальников
диалектики в смысле нахождения истины
при помощи бесед и споров, в
его практике диалог стал основным
методом нахождения истины. Сократ
применял так называемое повивальное
искусство, именуемое майевтикой --
искусство определять понятия при посредстве
наведения. С помощью искусно задаваемых
вопросов он выделял ложные определения
и находил правильные. Метод диалектических
споров Сократа заключался в обнаружении
противоречий в рассуждениях собеседника
и приведения его к истине посредством
вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился
доказать целесообразность и разумность
как мира, так и человека. Он совершил поворот
в развитии философии, впервые поставив
в центр своего философствования человека,
его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения «я знаю, что
я ничего не знаю» к рождению истины посредством
самопознания. Главная цель его философии
-- восстановить авторитет знания, поколебленный
софистами.