Предмет и методы в философии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение проблемы определения предмета и метода в философии права.
В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
─ осветить различные подходы к определению предмета философии права;
─ определить понятие метода и дать характеристикe либертатного метода философии права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ ПРАВА 6
1.1. Подходы к определению предмета философии права 6
1.2. Предмет и методы исследования философии права 17
2. Проблема определения предмета философии права 26
2.2. Обобщение трактовки предмета философии права 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

предмет философии права.docx

— 90.14 Кб (Скачать файл)

Философия права должна сформировать основные понятия и руководящие принципы права. Она даёт правоведам научное объяснение разных систем позитивного права. Необходимость философии права обнаруживается в правоприменительной деятельности. Например, правовед должен определить суть закона, для того чтобы судья, принимая на его основе решение, мог правильно его озвучить. Иногда в праве могут возникнуть проблемы, которые невозможно решить путём аналогии. В этих исключительных случаях следует руководствоваться правовой идеей, правовыми принципами.

Согласно П.Г. Редкину, в  центре внимания философии права  находятся основные понятия права, являющиеся результатом всех правовых конструкций и дополняющие идею права. Эти представления о философии  права носят антинаучный характер6.

В XIX в. многие представители  правовой науки пытались дать оценку философии права. Например, Л.И. Петражицкий  писал, что философия права является сложной наукой. Она представляет собой систему, в которую включаются высшая теория права, высшая теология и высшая правовая политика.

В XIX в. в литературе встречались  понятия, близкие понятию философии права, затрагивались отдельные стороны её предмета. Например, употреблялось понятие «рациональное право», обозначая разумное право, согласно которому источник права находится не во внешней государственной деятельности, а в разуме человека. Согласно «общему праву», право является общим для всех народов и времён. Согласно «дискологии» (в переводе с греч. – учение о праве и справедливости), понятие право использовалось в значении ‘истина и справедливость’. Философия права выступала с позиции того, что нормальное право должно служить позитивному праву.

Среди представлений о  философии права можно выделить основные направления. Одно из них касается построения метафизических взглядов о  праве, второе есть гносеология, или  теория познания правовых явлений. Следует  добавить, что здесь методология  соединяется с аксиологией.

По мнению Е.Н. Трубецкого, одним из важнейших вопросов философии  права является вопрос об источнике  права. Согласно взглядам представителей исторической школы права Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухты, право развивается  естественным образом. Ни одна законодательная  сила не может ни сдержать, ни изменить его развитие. По их мнению, право  стало разрабатываться правоведами согласно уровню развития культуры. Но правоведы не являются творцами права, а лишь выражают национальное самосознание. Отсюда можно сделать вывод о том, что право имеет естественный путь развития, оно не является результатом революций, не определяется правящей властью. Историческая школа господствовала до 50-х гг. XIX в.

Новый период в развитии представлений об источнике права  связан с именем немецкого правоведа  Рудольфа Йеринга. Он отмечал, что человек  активно участвует в формировании и развитии права. Вопрос об источнике  права не был решён также философией права, выступавшей с позиции  того, что природа человека неизменна7.

В XX в. в философии права  произошли изменения. Возникла философия  права, имеющая теоретико-методологический характер. После 1917 г. в философии  права стало господствовать марксистско-ленинское  мировоззрение. Поэтому в отношениях философии права на передний план вышла материалистическая позиция. Следует отметить, что марксистско-ленинская  правовая теория не отрицает правовые ценности и идеалы, но, в отличие  от немарксистских теорий, она объясняет  правовые категории материальными и социальными факторами. С позиций марксизма, философия права представлялась материалистической и рассматривала правовые идеи как отражение классовых, экономических отношений. Это никак не опровергает факт идеального отношения членов общества к существующей правовой системе, отчего общество только выигрывает. В переходные же периоды существующая правовая система общества не удовлетворяет его потребности. В этих условиях передовая часть общества может, да и вынуждена, идеализировать новую правовую систему, соответствующую духу времени8.

После отхода от марксистской теории права вновь начались дискуссии  по поводу определения предмета философии  права. В этой дискуссии столкнулись  различные взгляды. Многие западные учёные считали, что философия права  является частью философии, которая  определяет обязательные нормы поведения  как нормы, характерные для человека. Кроме того, в рамках философии  права объяснялось значение правовых принципов и сущность правовых норм. Такая позиция была близка учению о первоисточнике правового идеала, господствовавшему в дореволюционной  России. В современной российской науке философия права рассматривается  как логика и методология правовой науки. Эта позиция поддерживается В.Н. Хропанюком и Р. Таллером. Самым последовательным сторонником этой идеи является Д.А. Керимов. Он определяет предмет философии права следующим образом: «Конечно же, правовые явления есть процесс познания. Для понимания этого процесса необходимо выйти за его пределы и изучать также другие объекты. В первую очередь, должны быть изучены методологические принципы, методы, способы исследования, разработанные комплексом наук». В процессе познания правовых явлений возникает ситуация, когда становится необходимым не только выявление внутренней сущности явления, но и определение его внешних связей, социальных факторов развития.

Д.А. Керимов считает, что  философия права обладает большими преимуществами по сравнению с разными отраслями права. Это проявляется в методологической функции философии права, которая тщательно разрабатывает методологию исследования правовых явлений и процессов. Следует отметить, что философия права наряду с методологической выполняет также мировоззренческую функцию. В современных условиях развития науки философия не имеет возможность исследовать закономерности той или иной специальной науки, в том числе она не может исследовать закономерности правовых наук.

В философии права интегрируется комплекс принципов познания. Эти принципы разрабатывались философией, комплексом правовых наук и философией права. Они возникли не сами собой, а явились результатом изучения правовых явлений. Философия права является продуктом философии и науки права. Целью философии права является «вооружение» всех отраслей права методологическим орудием9.

Право как в научном, так и в практическом смысле опирается на философские знания. В современных условиях лишь во взаимосвязи с общей теорией права философия права может разрабатывать методологию различных отраслей права, практически заниматься критикой правового законодательства и государства. Философия права изучает в качестве глубинного противоречия человеческого существа проблему свободы человеческой воли, обязательные нормы поведения, предъявляемые к человеческому поведению в материальных, религиозных, духовных системах.

В трактовке философии права существуют две точки зрения:

1) философия права должна применяться в отношении правовой проблематики общей философии;

2) методология философии права является частью теории права.

Первая точка зрения не учитывает в качестве объекта философии право, вторая – не учитывает необходимость использования философии в сфере права. Для того чтобы избежать этих моментов, следует изучать отношение к философии права философии и науки права.

Философия права, несомненно, является философской наукой, что подтверждается как историей философии, так и социальной философией. Известно, что философия состоит из разных разделов – философии религии, философии искусства и т. д. Эти разделы равноценны, но некоторые из них занимают в системе философского знания более широкое место. Это относится, например, к логике, философии религии, учению о методе, теории познания. В соответствии с этим, философия права находится на одном уровне с философией религии и этикой, она является также частью социальной философии. Эти два фактора позволяют многим исследователям рассматривать философию права как составную часть философии.

Такой подход С.С. Алексеев называет очень широким. Философия права  может пониматься очень широко. Понятие философии права подразумевает ту или иную мировоззренческую систему, философские доктрины права, разные правовые явления. В целом любая философская система носит универсальный характер и может применяться в отношении всех разделов философии и права, что подтверждается историей правовой и философской мысли10.

Основополагающим моментом в философии права является проблема правопроизводства, рассматриваемая в историческом аспекте. Логическая схема утверждения права дополняется к той или иной исторической ситуации, и поэтому утверждение права не может быть связано со случайностью. Этот тезис принимается как сторонниками естественного права, так и сторонниками эмпирического подхода.

Д.А. Керимов, объясняя отношение права к истории, отмечает, что историческое развитие права связано с конкурентными правовыми факторами, со сменой одной правовой системы на другую и т. д. Изучение этого является задачей истории права. В отличие от истории права, философия права ставит задачи выявления объективных факторов истории права, исторической необходимости, «очищения» истории от всех случайностей.

Таким образом, без объяснения развития права с исторических позиций невозможно логическое осмысление его закономерностей. В то же время без учёта логического невозможно вскрыть внутренние причины развития и закономерности изменения права. Историческое и логическое право позволяет нам изучать историю правового объекта. Конечно, историческое исследование права помогает понять логические теории права только в том случае, если оно само связано с объективностью логической истории развития права. Подобная схема становится отправной точкой для логических переходов в историко-правовых исследованиях, на основе чего конкретизируются наши всё более расширяющиеся и углубляющиеся знания. Но историчность показывает наличие некоторых недостатков в праве. Каждый раз, применяя ту или иную логическую модель к исторической реальности, действующее право подвергается риску. Следует очень осторожно подходить к использованию заранее подготовленных правовых схем. Здесь нужно учитывать реальные правовые явления и процессы. Одним словом, реальное право должно обогатиться правовыми фактами11.

В последнее время в западной и российской науке началось широкое изучение проблем философии права, издаются фундаментальные научно-исследовательские труды, учебники и учебные пособия. Из всего этого можно сделать вывод о том, что имеется большая потребность в исследовании проблематики философии права. Но, к сожалению, в азербайджанской философской и правовой науке этой проблематике уделяется очень мало внимания.

    1. Предмет и методы исследования философии права

 Философско-правовые исследования велись еще в античные времена, но термин «философия права» возник в конце ХVIII в. Его предложил немецкий юрист Густов Гуго (1764 – 1844) – основатель исторической школы права. Г. Гуго находился под влиянием учения И. Канта. У Г. Гуго было юридическое понимание философии права, которое он изложил в работе «Учебник естественного права как философии позитивного права» (1798). По его мнению, философия права – это «философия позитивного права». Г. Гуго стремился разработать философскую часть учения о праве». Он считал, что юриспруденция должна состоять из трех частей:

1. Юридической догматики,  которая изучает действующее  позитивное право;

2. Философии права, которая представляет собой научную основу права;

3. Истории права, которая  показывает, как право складывается исторически, а не создается законодателем. Это позднее развили в своих учениях представители исторической школы права К.Ф. Савиньи, Г. Пухта.

Г. Гуго отрицал теорию естественного договора. Важнейшим источником права он считал правовой обычай. По Г. Гуго, право есть историческое наследие народа. Оно складывается из обычаев, которые возникли в народе и получили его признание. Обычаи обладают преимуществом перед законами, так как они общеизвестны и к ним привык народ.

Ф. К. Савиньи сформулировал понятие «народный дух» и определил его возрасты: 1) младенчество (слабое правосознание, сильные эмоции); 2) юность (право создается разумно юристами в союзе с народом); 3) зрелость (формируется правовая наука, правовая система)12.

Термин «философия права» стал особенно популярен после опубликования работы Г. Гегеля (1770 – 1831) «Философия права» в 1820 г. Предмет философии права Г. Гегель определял так: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление».

Философия права у Гегеля – это раздел философии, исследующий право. Юристы же считают, что философия права – это часть юридической науки, ее теоретическая основа.

«Философия права, – отмечал  В.С. Нерсесянц, – в ее соотношении  с другими видами и способами  изучения права – является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей». Философия права исследует смысл права, его сущность и понятия, ценность, проблему справедливости права.

«Основной смысл этих подробных  вопросов, – писал далее В.С. Нерсесянц, – в теоретически концентрированном  виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона», которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права». По его мнению, «предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом»13.

Информация о работе Предмет и методы в философии права