Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 07:18, курсовая работа
Целью данной работы является освещение проблемы определения предмета и метода в философии права.
В рамках обозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:
─ осветить различные подходы к определению предмета философии права;
─ определить понятие метода и дать характеристикe либертатного метода философии права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ ПРАВА 6
1.1. Подходы к определению предмета философии права 6
1.2. Предмет и методы исследования философии права 17
2. Проблема определения предмета философии права 26
2.2. Обобщение трактовки предмета философии права 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Австрийский ученый Штефан Кирсте высказал мысль о том, что «центральными темами в рамках философии права считаются:
• Является ли правоведение наукой?
• Что такое право?
• В чем различие между правом, моралью и этикой?
• Почему право является обязательным?
• Что такое справедливость, как она соотносится со свободой, равенством и человеческим достоинством?
• Существуют ли неотъемлемые права человека?
Каждый из этих вопросов, несомненно, является вопросом философии права, но какие вопросы, кроме этих, относятся сюда же? Что делает их вопросами философии права, и прежде всего: в каком смысле ставятся эти вопросы? Так как этими проблемами занимаются также и другие науки, следует прояснить, почему они должны составлять особенность философии права».
Любая наука представляет собой форму теоретических знаний, возникающих в результате человеческой деятельности по описанию, объяснению и прогнозированию процессов и явлений, выработке и теоретической систематизации знаний об объективной реальности. Юридические науки составляют часть гуманитарных наук14.
Следовательно, философия права – это специальная философско-правовая, мировоззренческая гуманитарная наука, изучающая природу права, анализирующая правовые теории. Но это изучает и теория государства и права. Можно сказать точнее, что философия права занимается критическим анализом права, есть рефлексия на теорию права.
Любая научная дисциплина начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом принято понимать то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Это часть объективной реальности, находящаяся во взаимодействии с субъектом познания (индивидуальным или коллективным). Объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом философии права является право. Но это есть объект теории права. Поэтому правильнее считать, что объектом философии права является теория права от возникновения до современности. Можно согласиться и с датским ученым, представителем правового позитивизма Альфом Росс (1899 – 1979), который писал: «Объектом философии права является не право, а правоведение».
Предмет – это категория, которой обозначают некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Исследование есть научная форма познавательной деятельности, в процессе которой производится новое знание. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса, формулировка исходных гипотез, проверка исходных гипотез на основе полученных фактов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений и научных предсказаний. Предмет науки – это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.
При определении предмета изучения любой науки количественный подход приемлем лишь на начальной стадии ее становления или в процессе описания. Само же определение предмета должно быть более абстрактным. В определении предмета науки должна заключаться вся логика курса15.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: предметом исследования философии права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования и прогнозирования развития теории права, соотношение права с властью, другими социальными нормами и справедливостью, анализ существующих теорий права.
Теоретический анализ государственно – правовых явлений начинается с эмпирического познания политической, законотворческой и правоприменительной практики. Правильный метод позволяет экономить силы и время, достигать цели кратчайшим путем. Истинный метод способствует субъекту познания и действия избегать метода «проб и ошибок».
В процессе научного исследования исключительно большое значение имеет выбор «правильной философии» и верного метода. Однако ни один метод, ни одна философия не являются универсальными и не в состоянии все объяснить.
Вся совокупность методов и принципов организации и построении теоретической и практической деятельности есть система, которая вместе с учением об этой системе составляет методологию – науку о системе методов. Всю совокупность методов, применяемых в современной теории и практике, распределяют на пять групп:
1) всеобщие методы;
2) общенаучные методы;
3) частно-научные методы;
4) междисциплинарные методы;
5) дисциплинарные методы16.
Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления, категориальный аппарат науки, распространяющиеся на все области знаний. Среди них можно выделить диалектику, метафизику, феноменологию, герменевтику и другие. Всеобщие методы претендуют на универсальность, но в конце XX в. стало ясно, что такого рода претензии не имеют оснований.
Для метафизической философии философским методом является метафизика – антипод диалектики, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики, метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия. Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах (античная, средневековая и т. д.).
Философия, философское направление может быть использовано при анализе политико-правовых явлений. «Избранная исследователем философская школа определяет его ценностные и философско-методологические предпочтения».
Общенаучные методы – это приемы, занимающие промежуточное положение в методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Среди них особую роль играют методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание и измерение. Но не менее важны и теоретические и общелогические методы: дедукция, индукция, системный подход, методы анализа, синтеза и другие.
Частнонаучные методы исследования – это такие методы, которые применяются только в естественных или только в общественных науках вообще и в конкретной науке в частности. Так, при изучении истории используется хронологический метод, в психологии – метод тестирования и анкетирования. В юридической науке можно выделить сравнительно-правовой, социально-правовой эксперимент, социально-правовое моделирование и т. д.
В процессе применения сравнительно-правового
метода выявляются: типы правовых систем,
связь правовых норм и институтов с отраслями
права, цели всего народа или политически
господствующего класса (нации, расы),
получившие отражение в праве, конкретно-исторические
условия подготовки и принятия нормативных
актов и т. д. Сравнительно правовой метод
расчленяют на синхронический (синхронный)
и диахронический (сравнительно-исторический).
Сравнительно-правовой метод был широко
распространен в русской юридической
науке, особенно такой его вид, как сравнительно-исторический.
С 60-х годов XIX века в России все юридические
дисциплины преподавались в сравнении.
Это требовало от ученых-юристов знания
иностранного права. Сравнительный метод
применялся и при изучении внутреннего
(национального) права, то есть правовых
систем административно-
Дисциплинарные методы применяются при изучении определенной, конкретной дисциплины, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыке наук. В данном случае необходимо выделить методы общей теории государства и права, т. е. пути изучения данной материи. Такими методами во второй половине XX в. Р. Лукич назвал формально-юридический и нормативно-юридический методы.
Формально-юридический метод (в литературе его часто называют догматическим) применяется для познания права как нормативного явления при изучении понятий и служит для установления смысла правовой нормы путем ее толкования. Сербский ученый Радомир Лукич отмечал, что «предмет, для исследования которого применяется догматический метод, – это знаки, выражающие соответствующее идейно-понятийное содержание правовой нормы. Стоящая перед ним задача – «извлечь» из знаков их «содержимое», выявить обозначаемые ими идеи – понятия». С помощью формально-юридического метода вырабатываются практические рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию различных форм или источников права, отдельных правовых актов, норм и институтов, по систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, по совершенствованию законодательной и правоприменительной техники и т.д.18
Нормативно-юридический метод направлен на исследование норм права без анализа содержащихся в них конкретных правил поведения. Этим методом «норма изучается как логическое суждение особого рода: определяется логическая природа нормы, образующие ее элементы, система норм и, наконец, связи, которые объединяют эти элементы в такую систему». По мнению Р. Лукича, нормативный метод заключается в интеллектуальной обработке норм, выявлении и выделении их отдельных черт и элементов путем сравнения, анализа и иных логических операций. Нормативным методом изучаются форма правовой нормы и типовые черты норм, а не их конкретное значение, как это имеет место при применении догматического метода. С помощью нормативно-юридического метода как целостной нормативной системы, осуществляется определенная социальная функция, заключающаяся «в анализе права как самостоятельного и целостного духовного творения, в его расчленении на составные части и установлении связей и отношений между ними путем сравнения их состава и функционирования при осуществлении социальной функции права». Сравнивая догматический и нормативно-юридический методы, Р. Лукич писал, что «нормативный метод имеет в качестве предмета исследования более широкие явления, чем метод догматический, который занимается мельчайшими единицами права – конкретными значениями отдельных норм. Например, при помощи догматического метода устанавливается, обязан ли и до какого возраста родитель содержать своего ребенка. Нормативный же метод лишь определяет, что родитель – это определенный вид субъекта права, на который возложены соответствующие обязанности и к которому, в связи с этим, применимы определенные санкции на основании закона, принятого в соответствии с консультацией и т.д.»19.
Междисциплинарные методы применяются при исследовании комплексных, родственных или нескольких научных дисциплин. К их числу можно отнести методы правовой статистики, правовой информатики, юридической кибернетики и других дисциплин.
Существование специально-юридических и дисциплинарных юридических методов исследования права может быть оспорено, а некоторыми специалистами в области методологии они отрицаются вообще. Поэтому при изучении философии права целесообразно знать и использовать в первую очередь философские методы познания, особенно при анализе мышления. При этом нужно помнить, что нет единого универсального и исключительного метода изучения права и государства, который бы вытеснил или заменил все остальные методы.
Итак, при изучении права в философии используется широкий комплекс всеобщих, общенаучных и частнонаучных методов познания государства и права. Каждый из описанных методов в совокупности с другими способствует получению объективного и полного знания о тех или иных закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Но при этом не познается специфика государства и права, которая может быть понята только при использовании методов юридической науки. Нельзя познать предмет конкретной науки, используя методы другой науки.
Вся история развития современной
цивилизации давно подтвердила
факт теснейшей связи всех наук с
философским знанием. В каждой сфере
научного познания обязательно наличествует
философский уровень. Этот уровень
выясняется через раскрытие соотношения
данной сферы научного познания с
философским началом. При этом взаимоотношения
любой науки с философским
знанием являются достаточно сложными,
поскольку при рассмотрении данной
проблемы следует исходить, прежде
всего, из своеобразия ее предмета и
из сложившейся структуры
Прежде чем говорить о
специфическом предмете той или
иной научной дисциплины, необходимо
определить, что составляет объект
ее изучения. В самом общем виде
под объектом науки необходимо понимать
то, на что направлен процесс