Представители раннехристианской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим философию раннего средневековья, отметив общее понятие философии, ее влияние на общество, а также представителей той эпохи. Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Философия общества и истории………………………………………………….4
2. Эпоха Средневековья…………………………………………………..................6
3. Раннехристианская философия………………………………………………….. 9
4. Представители раннехристианской философии……………………………….. 12
4.1 Ориген............................................................................................................ 12
4.2 Августин Блаженный..................................................................................... 17
4.3 Другие представители раннехристианской философии………………………22
Заключение…………………………………………………………………………... 27
Список используемой литературы………………………………………………… . 29

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 202.73 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Философия общества и истории………………………………………………….4

2. Эпоха Средневековья…………………………………………………..................6

3. Раннехристианская философия………………………………………………….. 9

4. Представители раннехристианской философии……………………………….. 12

  4.1 Ориген............................................................................................................ 12

  4.2 Августин Блаженный..................................................................................... 17

  4.3 Другие представители раннехристианской философии………………………22

Заключение…………………………………………………………………………... 27

Список используемой литературы………………………………………………… . 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия, по моему мнению, никогда не дает, однозначных для  всех, ответов на вопросы. Каждый человек в этом мире является философом. Каждый человек думает о своей жизни, о своих поступках, он сам придумывает себе цели, которые он должен достигнуть. Правда, хочу отметить тот факт, что мышление одного человека зависят от общества в целом: цели человека основаны на том, что в данный момент в обществе является востребованным, поступок оценивается по моральным устоям общества. В то же время люди сами создают ту эпоху, в которой они живут.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя – философствуй. Изначально философия выступала как наука наук, включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний, недиференцированностью науки. По мере развития научных знаний, от философии отпочковывались одна за другой положительные науки. Этот процесс означал углубление человеческих знаний и имел огромное значение как для естествознания и общественных наук, так и для развития самой философии. Дифференциация наук, способность опытных наук вскрывать действительные связи явлений природы позволило заменять отдельные фантастические вымыслы старой философии конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях. Теперь можно дать определение философии. Если сделать это наиболее сжато и емко, выхватив самую суть, то философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, дающая научный взгляд на мир в целом, охватывающая единым пониманием сложную цепь явлений природы и человеческой истории, не заменяющая собой другие науки, а опираясь на достижения этих наук, вооружающая людей научным методом познания. К этому вел сложный путь длинною в тысячелетия.

В данной работе мы рассмотрим философию раннего средневековья, отметив общее понятие философии, ее влияние на общество, а также представителей той эпохи. Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Длительное время в  истории философии господствовало представление, согласно которому между античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя в философской мысли. А между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких поисков и находок в области философии и эстетики. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства.

 

 

 

1 Философия общества  и истории

Философия общества стремится  к выяснению природы общества, его особенностей. Нет такого философского направления, принципы которого не использовались бы — разумеется, не всегда с одинаковой степенью успешности — для раскрытия тайн общества. Например, в платоновском "Государстве" учение об обществе разработано в тесной связи с теорией идей. Августин рассматривает общество, "град земной", в свете "града Божьего". Именно это следует ожидать от средневекового философа. В Новое время Гоббс и Локк разрабатывают концепцию общественного договора и соответственно договорную концепцию государства. Позитивизм (Конт, Спенсер) с его ориентацией на научное знание способствовал вычленению из философии специальной науки об обществе — социологии. Философия жизни и феноменология (Гуссерль, Шюц) привели к становлению социологии повседневности.

Философские подходы к  обществу могут анализироваться  как движение от природы, психики человека, действий человека, продуктов действий человека. Именно эти подходы широко культивируются в современной философии общества.

Общество — это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное — это системные характеристики общества.

Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый индивид частично "запрограммирован" существующими социальными нормами, он оценивает альтернативы, принимает решения и добивается их исполнения. Все общество выступает как система социальных действий. Люди реагируют на ожидания тех, кто не присутствует в момент осуществления действия. Да и сами действующие объекты — это символы тех ролей, которые они выполняют. Каждый человек играет определенную роль — врача, ученого, студента. Сторонники теории ролей любят цитировать следующие слова Шекспира:

… Весь мир — театр,

В нем женщины, мужчины  — все актеры.

У них есть свои выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Я — это сумма ролей, которые усваиваются в результате социального опыта. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий — так происходит его социализация. Психическое становится социальным.

Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Философия  (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Считается, что само слово  «философия» первым придумал Пифагор. Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта: «Мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ («любомудр») — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит: «Очень много должны знать мужи-философы»

 Ясно, что в различные  эпохи человечества слову "философия"  придавали не во всем одинаковый  смысл. Тем не менее, следует  признать, что это слово уже  по самому своему происхождению  удачно выражает сокровенные  черты всякого подлинного философствования. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Философия - это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эпоха Средневековья

Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего средневековья произошло великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

Средневековье условно делится на три основных периода:

  • Раннее средневековье (конец V — середина XI веков).
  • Высокое, или классическое, средневековье (середина XI — конец XIV веков).
  • Позднее средневековье или раннее новое время (XIV—XVI века).

Представители французской  школы Анналов выдвинули идею «долгого средневековья». По ней период средневековья заканчивается в  конце XVIII века.

Появление христианства, как  общепризнанной официальной религии  не могло не сказаться на существующих, на тот момент европейских государствах. Общественное сознание и правовая поддержка  правителей вознесли эту религию  на вершину человеческого бытия  и поставили её на первое место  в списке людских приоритетов. Резонно предположить, что правящие в тот период монархи сами отдали власть над людьми авторитету церкви. Чем это вызвано и с чем это связано? Во-первых, несовершенством государственной машины, падением авторитета светских правителей в глазах подданных, и, во-вторых, это связано с определённой ментальностью последних и стремлением найти утешение от всех несправедливостей, коим их подвергали светские правители. Так или иначе, языческие представления о Мире и месте человека в нём навсегда сменяются христианскими догмами, трактующими человеческое существование совершенно по-иному.  
         Политико-правовая мысль эпохи Раннего Христианства, как составной исторической части периода Средневековья, представлена в трудах Августина Аврелия. Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, цель человеческого закона – правда и общее благо, прочность и твёрдость власти. По мнению Марсилия Падуанского, необходимо строго разграничивать эти два вида законов, так как в них заключены цели и задачи церкви и государства, как абсолютно различных, независимых друг от друга института. Данное утверждение позволило автору пойти дальше – назвать глав церкви главными врагами мира. Особый вклад Марсилия заключается в разработке теории разделения властей на три общеизвестные ветви и обосновании идеи народного суверенитета. Государство понималось им, как союз самодостаточных, разумных и опытных людей, объединённых, чтобы хорошо жить. 

Авторитет и власть церкви резко падает, и всё это сопровождается процессом окончательного отделения государственного института от церкви.  
Эпоха Средневековья предстаёт, как достаточно неоднозначная и противоречивая эпоха, в которой государству отводились различные места. С одной стороны это довлеющий авторитет церкви, расценивающий государство, как условно-необходимую часть себя и отводящий ему самую низменную роль. С другой стороны теория справедливого государства, так же отводящая государству силовые и карательные функции.

Однако после того как  христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и  Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая  формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.

В процессе переработки античного  духовного наследия отцы церкви почти  не тронули многие концептуальные допущения  античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Главенствующей идеей  христианского мировоззрения является идея единого Бога (монотеизм). Все средневековое мировоззрение теоцентрично. Реальностью, определяющей все происходящее в мире, является не природа, Космос, а сверхъестественное начало – Бог. Именно Оно – абсолютное, вечное, непреходящее придает особый смысл, надмировые ценности, цели, направление мировой истории. Такой способ восприятия и осмысления мира обретает статус главного принципа религиозно-философского теоретизирования – супранатурализма, который конкретизируется более частными принципами, установками: креационизм, сотериологизм, провиденциализм, эсхатологизм и др.

Спецификой этой философии  является то, что она реализуется  в культуре на этапе перехода от языческой политеистической религии  к монотеистической. Средневековому философствованию свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность. 

Библия – боговдохновенное произведение (Слово, Завет Бога) - является отправным пунктом, мерой оценки любых философских теорий. Концепция  единобожия, единственного всеопределяющего божественного начала утверждала идею о единой сущности мира. 

Философии Средневековья  была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало общей  установке на ценность обучения и  воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного алчущего знаний ученика. 
          В целом философия Средневековья была по духу оптимистична. Она чуждалась античного разъедающего душу скептицизма и агностицизма. Мир представлялся постижимым, историчным (имеющим начало от сотворения мира и конец в виде страшного суда). Бог, разумеется, не был постижим средствами интеллекта, но его указания и пути могли быть поняты через веру, путем озарения. В результате природа, история в отдельных проявлениях постигались умом человека, а религиозные проблемы – откровением. Соответственно, было и две истины: мирская и божественная (откровения), которые находились в известном симбиозе. «Истинная философия» пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного озарения, божественного откровения. Поскольку «истинная философия» – это «христианская философия», она обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества христианства в космическом масштабе. 
        Исходя из вышесказанного, вряд ли можно согласиться с нередко встречающейся точкой зрения, согласно которой средневековье – это века мрака, темные страницы европейской истории, обрушенный мост между античностью и Возрождением. В какие бы противоречия ни впадала средневековая мысль, ее достижения велики, какие бы мистические картины ни рисовали одни средневековые ученые-монахи, другие подчеркивали разумность человеческой природы и логосность (осмысленность) поступательности движения человеческого разума к Истине, Добру и Красоте и на этой основе к совершенствованию человека.  
        Характерными чертами средневековой философии являются:

Информация о работе Представители раннехристианской философии