Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:02, курсовая работа
В данной работе мы рассмотрим философию раннего средневековья, отметив общее понятие философии, ее влияние на общество, а также представителей той эпохи. Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Философия общества и истории………………………………………………….4
2. Эпоха Средневековья…………………………………………………..................6
3. Раннехристианская философия………………………………………………….. 9
4. Представители раннехристианской философии……………………………….. 12
4.1 Ориген............................................................................................................ 12
4.2 Августин Блаженный..................................................................................... 17
4.3 Другие представители раннехристианской философии………………………22
Заключение…………………………………………………………………………... 27
Список используемой литературы………………………………………………… . 29
теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
3 Раннехристианская философия
Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах. Переход от язычества к христианству, от политеизма к монотеизму объясняется многими причинами, среди которых можно назвать следующие:1) долгие годы оплотом военного могущества республиканского Рима было свободное крестьянство. Но оно постоянно приходило в упадок. Возникают крупные рабовладельческие латифундии, управляемые одним человеком (семьей);2) усиливалась императорская власть. Провинциальные власти превращались в простых исполнителей политики Рима. Местные должностные лица занимались в основном обслуживанием культов, финансированием спортивных состязаний и т.д. А это ложилось тяжелым бременем на народ, который должен был выплачивать как постоянные налоги, устанавливаемые Римом, так и дополнительные, то есть вымогательства сборщиков налогов;3) многочисленные попытки народов оказать сопротивление Римской империи кончались неудачами. Самым сильным восстанием в Иудее против римского владычества было восстание при императоре Нероне. Но оно не увенчалось успехом;4) экономическому и политическому разложению рабовладельческого строя соответствовало разложение умственное и моральное. В империи процветали доносительство, раболепство, коррупция и т.д. В самом Риме культивировался разврат. Переживали упадок философия, литература. В обществе расцветали суеверие, колдовство, мистика. Люди искали выход из создавшегося положения и, не находя его, обращались к религии.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний (XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.
Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. Наибольший интерес в истории философии вызывает автор приписываемого ему знаменитого парадокса «верю, потому что абсурдно», хотя именно такой формулировки в его текстах нет. Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.). Он известен как латиноязычный апологет, который поначалу получил прекрасное античное образование в городе Карфагене, занимался адвокатской практикой в Риме и в это время был язычником. Впоследствии он принял христианство и стал священником.
Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
соотношение свободы и благодати;
отношение веры и разума.
Наиболее ярким представителем
патристики был Августин Блаженный (354 –
430).
Схоластика – средневековая
ученость. Она тесно связана со складывающейся
с VIII-IX вв. системой образования на Западе.
Вместе с тем это и новый этап в развитии
духовной культуры Европы, пришедший на
смену патристике. Он базировался на святоотеческой
литературе, являясь в то же время вполне
своеобразным и специфическим культурным
образованием.
Принята следующая периодизация схоластики.
Первый этап – от VII до IX в. – предварительный,
можно сказать , переходный период, когда
началась эпоха христианизации германских
племен. Второй этап – IX – XII вв. – период
интенсивного формирования. Третий этап
– XIII в. – «золотой век схоластики». Четвертый
этап - XIV-XV вв. – угасание схоластики.
Новая монотеистическая
религия отразила новый исторический
этап в развитии самой Римской империи,
когда многочисленные местные религиозные
верования уже не могли удовлетворять
идеологические потребности централизованной
монархической власти. Обожествление
императоров не привело к ожидаемому результату:
царившие при дворе мораль, вероломство,
гнусный разврат и кровавые оргии (типа
гладиаторских боев) вызывали сомнение
в «божественной» природе римских диктаторов.
Нарождающееся вне властных структур
движение христиан с их надеждой на божественного
Спасителя («мессию») вызывало противоречивое
отношение к себе со стороны римских властей:
одни консулы и императоры даже приглашали
христиан на службу, другие (типа Нерона
или Диоклетиана) прославились кровавыми
гонениями на христиан. Богословам христианства
в ранний период его становления приходилось
быть в своих теоретических построениях
не только философами, но и политиками.
Им предстояло оправдать христианство
перед лицом властей, доказать не только
его безвредность для Рима, но даже, наоборот,
полезность. В силу решения этой задачи
в философских работах ранних богословов
содержался значительный апологетический
(оправдательный) элемент. А поскольку
положения любой религии нуждаются и в
рациональном восприятии, то провозглашаемые
христианством новые истины должны были
выдерживать скептицизм разума по отношению
ко всему новому, каковым являлось христианство
в I–III веках. Преданные христианству философы,
опираясь на все предшествовавшее наследие,
разработали философские основы новой
религии, получившие в истории философии
название «патристики», которая по авторитету
приравнивается к решениям Вселенских
Соборов и составляет Священное предание.
Идей и мыслителей было множество, но все они были посвящены развитию полученных через Библию истин откровения. Из всех теоретиков того периода, пожалуй, только Филон Александрийский не имел представления о новозаветной части Библии, но он же был среди первых, кто попытался обосновать необходимость появления на земле Богочеловека, намечал пути обоснования троичности Бога. Филон – мыслитель иудео-христианский, выходец из иудейской общины переселенных в Александрию евреев. Он пытался понять и объяснить трагедию «богоизбранного народа» – евреев. Отыскивая корни реальных бед своих соплеменников, он подверг сомнению не религию и Бога своего народа, а в основном канонические нормы иудаизма.
В IV веке христианское богословие поднимается на новую ступень. К этому времени относительно стабилизировалась сама религия; в 325 и 381 годах состоялись два первых Вселенских Собора, решения которых оказались определяющими для христианства. Решился вопрос о канонизации книг Нового Завета (таковых оказалось 26; 27-я – Откровение Иоанна – была канонизирована лишь три века спустя). Центральную роль в духовной жизни христианского мира стали играть эрудированные богословы, обладающие не только глубоким знанием Священного Писания, но и владеющие всеми достижениями античной культуры. Свою широкую общефилософскую и богословскую эрудицию они направили на теоретическое обоснование «истин» христианства, создавая своеобразную философию – «патристику», а сами они получили признание церкви как Отцы – основатели христианства («патер» – отец, откуда пошло и само название оставленной ими философии).
4 Представители раннехристианской философии.
Рассмотрим наиболее ярких философов того времени.
4.1 Ориген
Ориге́н—греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».
Ориген родился около 185 года в Александрии. Изучал под руководством своего отца, Леонида, священные тексты. В 202 г. Леонид был убит. С 203 г. Ориген начинает учительствовать в теологической школе, он спал на голой земле, постился, не носил обуви, не имел смены одежды. Но он пользовался популярностью у женщин и не хотел, чтобы это неправильно истолковывалось. Поэтому, поняв буквально слова Иисуса: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Матфея 19:12), — он оскопил себя. Это был необдуманный, отчаянный поступок, о котором он позднее глубоко сожалел. Изучал античную философию (по некоторым сведениям, в школе Аммония, из которой вышел также Плотин). С 217 возглавлял христианскую школу в Александрии, но в 231 году подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию). В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
Образцовая святость жизни
Оригена и мученическая кончина способствовали
его популярности в монашеских кругах.
Наиболее авторитетными центрами распространения
оригенизма становятся палестинские монастыри
Мар-Саба (лавра
Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлиема. Однако епископ Иерусалимский Петр посылает
доклад императору Юстиниану об «оригенической болезни
своих монахов». В это же время в Константинополь прибывает апокрисиарий римского
папы диакон Пелагий и активно выступает
против оригенизма. Желая спасти религиозное
единство империи, Юстиниан «решил использовать
полностью свое право христианского василевса нажима
Так в 543 году император Юстиниан издал
Вопреки распространенному мнению, Ориген не был осужден на V Вселенском соборе в 553 году . Как сообщает церковный историк А. В. Карташев, текст указа императора Юстиниана против Оригена 543 года был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Mansi) в собрании актов V Вселенского собора, в то время как суждения об Оригене не было ни на одном заседании собора.
Ориген завершает раннее сравнительное,
апологетическое христианское богословие, выступавшее уже как система —
это выражается в его полемическом труде, озаглавленном «Против
Цельса», в изучении Библии, в толковании имрелигиозных памятников с использованием
учения гностиков и неоплатоник
Перечень сочинений Оригена включал около 2000 «книг» (в античном смысле слова). Философия Оригена — стоически окрашенный платонизм . Чтобы согласовать его с верой в авторитет Библии, Ориген вслед за Филоном Александрийским разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии:
Выработанная Оригеном система понятий широко использовалась при построении церковной догматики (у Оригена, например, впервые встречается термин «богочеловек»).
Эсхатологический оптимизм Оригена отразился в учении о циклическом времени, или апокатастасисе, которое предполагает, что посмертное воздаяние и ад относительны, так как Бог по своей благости спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей.
Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни. Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.
В книге Оригена «О началах» (230 г.) это учение излагается так:
«Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершенных здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места, соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных лучших или худших, жилищах на всем земном пространстве и родиться от таких или иных родителей, — так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею.»
Если в более ранней книге Оригена «О началах» (230 г.) и присутствуют «реинкарнационные фрагменты», то в последующих своих произведениях («Толкование на Послание к Римлянам» (ок. 243 г.), «Толкование на Евангелие от Матфея» (249 г.), книга «Против Цельса» (249 г.)) Ориген выступает с резкой критикой доктрины реинкарнации:
«Допущение метемпсихозы или
перевоплощения душ несовместно с кончиной
мира, которую ясно утверждает Писание.
Ибо если предположим, что всякая душа
в течение нынешнего порядка вещей от
начала и до конца мира воплощается не
более как два раза, спрашивается: зачем
она воплощается во второй раз? Затем ли,
чтобы понести наказание за грехи первой
жизни во плоти? Но если нет другого способа
наказания души кроме послания её в тело,
то очевидно ей пришлось бы воплощаться
не два или три, а бесконечное число раз,
и тогда уверению св. Писания, что небо
и земля мимо идут, нет никакой возможности
получить свое исполнение.»
Аналогичные размышления
есть и в оригеновых толкованиях на Песнь
Песней:
Далее, некоторые изыскивают здесь: облачается ли душа в тело единожды, и после того как она покинет его, не ищет его более, или же, однажды получив и покинув его, воспринимает его снова? И если она воспринимает его вторично, воспринимает ли она его навсегда или однажды снова придет день, когда она его снова отбросит? Но если, согласно авторитету Писания конец мира близок, и если сие тленное состояние сменится нетленным, то не кажется сомнительным, что в состоянии нынешней жизни она не может войти в тело во второй или в третий раз. Ибо, если это допустить, то необходимо воспоследует, что вследствие продолжительного такого рода последствий мир не будет иметь конца. — «Беседы на Песнь песней». 2,5,24)
Информация о работе Представители раннехристианской философии