Представители раннехристианской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим философию раннего средневековья, отметив общее понятие философии, ее влияние на общество, а также представителей той эпохи. Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Философия общества и истории………………………………………………….4
2. Эпоха Средневековья…………………………………………………..................6
3. Раннехристианская философия………………………………………………….. 9
4. Представители раннехристианской философии……………………………….. 12
4.1 Ориген............................................................................................................ 12
4.2 Августин Блаженный..................................................................................... 17
4.3 Другие представители раннехристианской философии………………………22
Заключение…………………………………………………………………………... 27
Список используемой литературы………………………………………………… . 29

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 202.73 Кб (Скачать файл)

       Также А. В. Кураев подчёркивает, что в своём труде «О началах», в котором Ориген изложил свою теорию, он ясно провёл грань между учением Церкви и своими гипотезами: «впрочем, сам читатель пусть тщательно обсудит и исследует то, что сказали мы относительно обращения ума в душу и прочее, что, по-видимому, относится к этому вопросу; а мы, со своей стороны, высказали это не в качестве догматов, но в виде рассуждения и изысканий». «Мы скорее предложили читателю мысли для обсуждения, нежели дали положительное и определённое учение». «Что касается нас, то это — не догматы; сказано же ради рассуждения, и нами отвергается: сказано это только затем, чтобы кому-нибудь не показалось, что возбуждённый вопрос не подвергнут обсуждению».

        В течение столетия, последовавшего за смертью Оригена, многие ведущие богословы, избегая упоминания имени Оригена, перефразировали его мысли в своих собственных сочинениях. В IV веке его взгляды излагал Эвагрий Понтийский, а от него они перекочевали в сочинения святого Иоанна Кассиана. С пониманием к Оригену относились такие греческие отцы Церкви, как Евсевий Памфил, Афанасий Великий и каппадокийские святители. Епифаний Кипрский, обманутый хитростью противника Иоанна Златоуста епископа Александрийского Феофила, напротив, видел в Оригене источник всевозможных ересей и ок. 375 г подверг его «вольнодумство» систематической критике. Выполненный в конце IV века Руфином перевод на латынь оригеновского трактата «О началах» вызвал ожесточённый спор с блаженным Иеронимом (который поначалу называл Оригена величайшим богословом со времён апостолов).

После антиоригеновских выпадов Иеронима ортодоксальные богословы резко осуждали Оригена за еретические мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ). Однако исключить влияние философской системы Оригена не удавалось. В конце IV века оригенизм был представлен движением "Длинных монахов", которые стали жертвами интриг Александрийского епископа Феофила в борьбе со Златоустом. Монахи несогласные с расточительным образом жизни Феофила покинули Александрию и начали скитаться по Египту и Палестине. В результате гонимые отовсюду пришли в Констанинополь просить помощь у епископа Иоанна.

Несмотря на официальное  осуждение, труды Оригена не исчезают из богословской библиографии. Наблюдается изучение еретического теолога в средневековых сочинениях, ощутимо сказывается его влияние в трудах Максима Исповедника, Иоанна Скота Эриугены, в эпохуРенессанса закономерно повышается интерес к циклической концепции времени и развитие других метафизических воззрений Оригена[11]. Ориген был любимым писателем русского религиозного философа XVIII века Г. Сковороды. Потомок Сковороды Владимир Соловьёвтакже увлекался идеями Оригена, усвоил и применял во многих своих работах аллегорический метод Оригена. Интересную книгу об Оригене написал один из создателей церковно-исторической школы В.В. Болотов, проанализировав в ней учение Оригена о Троице. Об Оригене писали такие русские богословы как Д.А. Лебедев [18], В. Н. Лосский, Л.П. Карсавин, Г. В. Флоровский и другие. На оригеновские принципы любви и раздора, выраженные соответственно в церковной и мирской историях, ссылался один из основателей славянофильства А.С. Хомяков. Интересно отметить, что в 70-х годах прошлого столетия Оригеном увлекался русский писатель Н.С. Лесков, хлопотавший о переводе и издании на русском языке книги Оригена «О началах».

Сочинения:

  • Две беседы на книгу Песнь песней (Предисловие блаж. Иеронима, Беседа первая, Беседа вторая) (Киев, 1905)
  • О Началах
  • Комментарии к Евангелию от Иоанна
  • Комментарии к Евангелию от Матфея
  • О молитве
  • Письмо к св. Григорию Чудотворцу (еп. Неокесарийскому) / Пер. проф. Николая Сагарда (Петроград, 1916)
  • Письмо к Юлию Африкану
  • Трактат о демонах
  • Увещание к мученичеству
  • Гекзаплы
  • Гомилии
  • Схолии
  • Против Цельса
  • Диалог с Гераклитом
  • О воскресении

Ориген разработал учение о трех смыслах уровня Библии.

Первый уровень телесный, второй – моральный, третий духовный, философско-космический, являющийся наиболее глубоким.

Развивая свое понимание  смысла Библии, опирался на языческие  учения стоицизма и неоплатонизма где искал доказательство и обоснование положений христианства. Полагал, что языческая мудрость является подготовкой к христианскому восприятию вероучения. По его мнению, до создания времени Бог единым актом создал некое число духов, обладавших способностями воспринимать Бога и уподобляться ему. Один из таких духов с большей любовью устремился к Богу и неразрывно с ним слился, стал его носителем. Это и является той душой, с помощью которой Христос воплотился на Земле, поскольку непосредственное воплощение Бога на Земле немыслимо. Прочие духи поступали по-разному, после чего возникло три вида существ.

  1. Ангелы различных категорий, которые с различной силой устремились к Богу.
  2. Демоны различных мастей, которые отвратились от Бога также каждый по-разному, и с разной силой.
  3. Люди, оставшиеся в некотором равновесном состоянии между Богом и от Бога.

Ориген проповедует полное спасение как неизбежность и возвращение к Богу для всех духов и даже для самого дьявола и потому состояние всех адских мук является временным явлением

Идеи Оригена вызвали осуждение христианской ортодоксальной церкви. Так для нее неприемлемо было неизбежное спасение всех без исключения душ; существование бесконечного количества физически осязаемых миров, предшествовавших нашему миру; заимствование у Платона учения о предварительном существовании душ; учение о душе Христа как тварном духе, который вдруг стал носителем божественного начала.

Несмотря на то, что эдиктом  императора Юстиниана Ориген был признан еретиком, его учение оказало влияние на многих церковных деятелей и на средневековую философию.

                                   

 

 

Из всего этого можно  заключить, что для Оригена не существовало различия между творением и рождением, различия, впервые установленного св. Афанасием Великим и ставшего краеугольным камнем христианской космологии. В то время как Ориген говорит, что Бог - предвечный Творец, мы говорим, что Он - предвечный Отец. Мы не считаем существование тварного мира необходимостью, ибо Бог вполне самодостаточен и творит исключительно по своей благой воле. Между трансцендентным, абсолютно иным Богом и Его творением - непреодолимая пропасть. Через эту пропасть и пытался перекинуть мост Ориген, когда утверждал одновременно и единосущие Сына Отцу, и тварную природу Сына. В этом состоит основная слабость его учения о Троице и о сотворении мира, слабость, ставшая источником многих других заблуждений как для самого Оригена, так и для его многочисленных последователей, одним из которых был знаменитый ересиарх Арий.

 

4.2 Августин Блаженный.

                                  

Чрезвычайно поучительная и  плодотворная жизнь этого западного  Отца Церкви началась 13 ноября 354 года в маленьком городке Нумидии (в настоящее время Алжир) в Северной Африке. Его отец, Патрик, так и не стал христианином до самой смерти, зато мать, святая Моника, благословила сына, осенив крестным знамением при рождении, и многие годы плакала и молилась с верой о его обращении ко Христу.

В юности Августин вел глубоко  греховный образ жизни, следуя господствовавшей тогда языческой чувственности. Уже в семнадцать лет он обзавелся сожительницей, родившей от него сына. Августин обладал блестящим умом и без труда овладел языческой ученостью своего времени. В девятнадцать лет он открыл для себя Цицерона и почувствовал сильнейшее влечение к Истине. Но он был, кроме всего, честолюбив и стремился сделать себе имя в академическом мире. Он стал профессором риторики в своем родном городе, затем переехал в Карфаген и, в конце концов, получил место в Риме, столице Западной Империи.

Во время пребывания в  Карфагене Августин вступил сам  и привел с собой нескольких своих  друзей в еретическую секту манихеев - последователей Мани из Вавилона, который  основал дуалистическую религию  гностического типа. Манихеи научили его презирать христианские Писания и считать их детскими сказками, которые нельзя воспринимать серьезно. Однако, когда он получил профессорство в Риме, он начал прозревать сущность манихеев, распутство которых превосходило даже его собственное. Августин разочаровался и отошел от секты. Он начал чувствовать, что его поиски Истины тщетны, когда в 384 году приехал в Милан искать место губернатора провинции. Теперь он уже был готов к тому, чтобы Бог снизошел к нему. Епископом Милана в то время был великий Святой, святитель Амвросий, который занимал вместе пост правителя Северной Италии и был избран епископом по ревностному волеизъявлению народа. Его блаженная кончина в 397 году произвела такой всплеск веры, что пяти епископов оказалось недостаточно, чтобы крестить множество людей, которые устремились к водам жизни.

Святитель Амвросий был одаренным  оратором и регулярно произносил проповеди в соборе. По Божьему  Промыслу Августин присутствовал на целой серии бесед о Священном Писании, что и побудило его серьезно изучать Христианство - поистине, молитвами его матери. Это, а также открытие им возвышенных диалогов Платона вдохновило его вести целомудренную жизнь. В конце концов, он пришел к святителю Амвросию для крещения со своим сыном в Великую Субботу 387 года. В продолжение последующих сорока трех лет земной жизни он усердно трудился в винограднике Господнем, стараясь внимательно возделывать и свою собственную душу. История его обращения, трогательно открытая в "Исповеди" -"Confessiones" (написанной через десять лет после крещения), считается "шедевром интроспективной автобиографии, выраженной в форме пространной молитвы к Богу, вдохновенно произнесенной" (Henry Chadwick. "The Early Church". Penguin Books, 1967, p.219).

В 388 году Августин возвратился  в Африку, где был вскоре рукоположен  во священника по просьбе народа, и затем, в 395 году, посвящен в епископа. Все письменные труды, созданные им с этого момента, показывают его особенную любовь к Писанию и углубленное его постижение. Кроме того, перу Августина принадлежат и философские труды, а также поэмы, полемические, догматические и нравственные произведения, 363 проповеди и 270 писем - обширное собрание трудов, сравнимых разве что с наследием святителя Иоанна Златоуста на Востоке.

Будучи епископом, владыка  Августин столкнулся лицом к лицу с существовавшим уже 85 лет донатистским расколом и фактически покончил с ним посредством нескольких Поместных Церковных Соборов. Карфагенский Собор в 411 году осудил также пелагианскую ересь, и Августин был признан сильным защитником Православия. Затем он обратил внимание на растущую проблему распада Римской Империи, последовавшего в результате разграбления готами Рима. Большинство языческого населения, а также и некоторые христиане думали, что падение Империи произошло из-за гнева презираемых христианством языческих богов. Борясь с этим заблуждением, Августин потратил четырнадцать лет на написание своего монументального труда "О Граде Божием" - "De Civitate Dei", показывая, что Церковь существует не для империй и правительств, а для спасения и Царства Божия.

В 426 году Августин ушел со своей  кафедры, однако последние годы земной жизни провел в борьбе с арианством . 28 августа 430 года он почил при большом стечении учеников. Это был человек столь благородного сердца и ума и столь ревностный в защите Православия, что перед смертью он не побоялся пересмотреть все им написанное, исправляя замеченные ошибки и предоставляя все будущему суду Церкви, смиренно умоляя своих читателей: "Пусть все те, кто будет читать этот труд, подражают мне не в моих ошибках".

Проповедь блаженного Августина - проповедь истинно-православного  благочестия - есть слово для нашего времени, как сам он писал в "Исповеди": "Я медлил с обращением ко Господу. Мою жизнь в Тебе я продолжал откладывать со дня на день, но я не откладывал смерть, ежедневно содевая ее в себе. Я был влюблен в мысль о счастливой жизни, но я боялся найти ее в ее настоящем месте, я искал ее тем, что убегал прочь от нее. Я думал, что был бы невыразимо несчастен, если бы лишился женских объятий, и я никогда не думал о Твоей милости как о врачевстве, исцеляющем эту слабость, ибо никогда не испытывал его... я отгонял от себя эти скорбные слова: "Как долго? Как долго? Отчего не теперь?"

Эти слова как будто  написаны для нас, немощных православных христиан, ибо мы тоже влюблены в "мысль  о счастливой жизни" и не думаем о Божией милости как о врачевстве наших немощей. Сможем ли мы, вдохновившись примером этого доброго и истинного Отца Церкви, встать смело на путь, который ведет ко спасению, повторяя слова блаженного Августина: "Отчего не теперь?"

Блаженный Августин умер 28 августа 430 г. во время осады Гиппона армией готов.

Творения блаженного Августина

1. "Исповедь". В этом  автобиографическом сочинении Августин  описывает свою жизнь в терминах  мистического и духовного опыта.  Эта книга есть свидетельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости, фантазии и свободы ума.

2. "Отречение", написанное  в поздний период его жизни,  представляет собой поправки к изложенным ранее взглядам с позиции его изменившегося мировоззрения.

3. "О Граде Божием". Эта книга представляет собой  апологию христианства, в которой  первые десять книг посвящены  опровержению язычества, а в  книгах XI-XVIII содержится описание  двух "градов": мирского и Божия.  Под "градом" (греч. полис; лат. civitas) разумеется общество. Два града описаны симметрично в противопоставлении друг другу. Пронизывающее эту книгу мировоззрение во многом обязано своим возникновением событию, потрясшему весь западный мир, - взятию Рима Аларихом в 412 г. Основанный Божественным Провидением, воспетый Вергилием вечный город, столица и центр цивилизации, перестал существовать. Августин объясняет катастрофу тем, что Рим был градом "этого мира", где ничего вечного нет и быть не может. Идея двух "градов" глубоко отразилась на средневековом видении христианского общества.

Информация о работе Представители раннехристианской философии