Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:19, контрольная работа
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Введение стр. 3
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение» стр. 5
2. Проблема сознания в истории философии стр. 9
3. Возникновение и историческое развитие понятия сознания стр.15
Заключение стр.17
Список использованных источников стр.19
Министерство образования РФ
Евразийский открытый институт
Факультет «Финансы и кредит»
Контрольная работа
по курсу «Философия»
по теме: «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ»
Выполнила: студентка
гр.ЗФК 110п
Морозова Л.Ю.
Проверил: Ермаков В.А.
Москва-2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение стр. 3
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение» стр. 5
2. Проблема сознания в истории философии стр. 9
3. Возникновение и историческое развитие понятия сознания стр.15
Заключение стр.17
Список использованных источников стр.19
Введение
Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены память, ощущения и восприятия, воображение и мышление. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, с помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не – я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от «не – я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что «человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание», - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
СОЗНАНИЕ[1] - традиционно -
одно из фундаментальных
понятий философии,
психологии, социологии,
которое противостоит -
в контексте субъект-объектной
оппозиции (см. Бинаризм)
понятию Бытия как субъективное -
объективному. В рамках
материалистической
традиции (см. Отражение)
понятие «Сознание»
характеризует важнейший
системный компонент
человеческой психики.
Функционирование сознания
обеспечивает человеку
возможность вырабатывать
обобщенные знания о
связях, отношениях,
закономерностях объективного
мира, ставить цели и
разрабатывать планы,
предваряющие его деятельность
в природной и социальной
среде, регулировать
и контролировать эмоциональные,
рациональные и предметно-практические
отношения с действительностью,
определять ценностные
ориентиры своего бытия
и творчески преобразовывать
условия своего существования.
Сознание представляет
собой внутренний мир
чувств, мыслей, идей
и других духовных феноменов,
которые непосредственно
не воспринимаются органами
чувств и принципиально
не могут стать объектами
предметно-практической
деятельности ни самого
сознающего субъекта,
ни других людей. Определение
сознания в психологии
связывается со способностью
субъекта выделять себя
из окружающего мира,
со способностью к самоотчету
и самонаблюдению, с
существованием его
не только в индивидуальной,
но и надиндивидуальной
форме («Я» и «Сверх-Я»).
Социология изучает
сознание как сферу
духовной жизни общества,
в которой осмысливаются,
обосновываются, идейно
оформляются и реализуются
интересы и представления
различных социальных
групп, классов, наций
и общества в целом.
Социология раскрывает
роль сознания в организации
общественного бытия
человека, в исторической
динамике его цивилизационного
и культурного развития.
В истории философии
можно выделить различные
традиции анализа сознания.
Классическая традиция,
истоки которой уходят
в античность, направляла
теоретический поиск
на выявление единых,
сверхчувственных принципов
и начал бытия, макрокосма (универсума)
и микрокосма (человека).
Таким началом в древнегреческой
философии выступал
логос (слово, закон,
сущность всех вещей),
в древнекитайской философии
дао (путь, закон), в древнеиндийской
философии - брахман
(безличное духовное
начало). Ценность человеческого
разума, сознание определялась
степенью приобщенности
его к этому единому
принципу и началу миропорядка.
При этом на первых этапах
развития философской
мысли доминировало
синкретичное представление
о душе и теле, психическом
и физическом, чувствах
и разуме. Душа рассматривалась
как безличное начало,
лишенное неповторимости
и индивидуальности
человеческой личности.
Свойства души связывались
со свойствами космоса:
собственная активность
человеческой души открыта
еще не была. Впервые
проблема дифференциации
сверхчувственного
и природного, души и
тела намечается в учениях
софистов и Сократа,
затем получает развитие
в философии Платона.
В диалогах Платона
раскрывается соотношение
между сверхчувственным
и природным, умопостигаемым
космосом и космосом
зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным)
и телом. Структура,
трехкомпонентное, по
Платону, строение человеческой
души (вожделение, пыл,
рассудительность) соответствует
структуре души космоса,
изображаемого в виде
совершенного живого
существа. Признается
возможность самодвижения
души, ее переселения
и бессмертия. Приобретение
истинного знания связывается
с процессом припоминания
человеческой душой
своего пребывания в
умопостигаемом мире.
Аристотель впервые
формулирует идею развития
применительно к душе,
трактуя ее как организующий
принцип жизни. Средневековая
философия, придерживаясь
субстанциального подхода,
рассматривает сознание
как проявление в человеке
искры надмирового божественного
разума, который существует
до природы и творит
ее из ничего. Философия
христианства обращает
при этом внимание на
внутреннюю напряженность
и противоречивость
душевной жизни человека.
Наряду с сознанием
в структуре души открывается
слой, лежащий за пределами
знания и не подвластный
знанию. Признается
спонтанная активность
души, проявляющаяся
как в самопознании,
опыте самоуглубления
и общения с всевышним
разумом, так и в актах
своеволия, следования
страстям. В философии
Нового времени формируется
представление о сознании
как замкнутом в себе
внутреннем мире. Сознание
предстает как самосознание,
саморефлексия. Для
Декарта сознание –
субстанция особого
рода. Лейбниц признает
психически деятельными
субстанциями монады
– неделимые первоэлементы
бытия. Он вводит в философию
понятие апперцепции,
которое означает акт
перехода бессознательных
психических состояний
и восприятий в отчетливо
осознаваемые представления,
в понимание, что они
находятся в сознании
индивида. Наряду с субстанциальным
подходом в философии
Нового времени формируется
также натуралистически-
СОЗНАТЕЛЬНОЕ[2] - по Фрейду - одна из трех систем (бессознательное – предсознательное - сознательное) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль сознательности - это «роль органа чувств для восприятия психических качеств». С точки зрения Фрейда, сознательность есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». По мысли Фрейда, психическая деятельность сознательности: а) подчиняется схемам «вторичных процессов» - правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, сознательности «является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает». По мнению Фрейда, «большинство сознательных процессов сознательны только короткое время», и процесс возбуждения не оставляет в сознательности «как во всех других психических системах» длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает сознательность сущностью психического и трактует понятие «сознательное» как, прежде всего, чисто описательный термин.
ОТРАЖЕНИЕ[3] - категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражения не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. Между структурой отражаемого явления и отображением как результатом процесса отражения существуют отношения изоморфизма или гомоморфизма. Отражения способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория отражение наиболее активно разрабатывалась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В разработке теории отражения выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции отражения утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства отражения. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уяснение соотношения категории отражения с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке и такой дисциплине, как синергетика. В современной биологии категории и принципы теории отражения вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформулирован принцип опережающего отражения как важнейший регулятор становления и развития любой функциональной системы.
2. Проблема сознания в истории философии
Проблема сознания[4] всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.
Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.
С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.
Философский подход к проблеме происхождению и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно-организованной системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле – через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.
Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.
Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций – монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.