Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:17, контрольная работа
Несмотря на позднее историческое появление так называемой "русской философии", она сразу заявила о себе в полный голос. Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни - пока русского человека совсем "не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не ударит, но когда он "созреет" - здесь уже никакие преграды не спасут - он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.
Промежуток времени, выбранный для рассмотрения, - а это начало двадцатого века и почти до шестидесятых годов, - не случаен. Он обусловлен теми событиями, которые произошли в течение двадцатого века.
Сначала будут рассмотрены некоторые общие аспекты.
Введение 3
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии. 5
2. Предпосылки развития русской философии в XX веке. 6
3. Философия России – экскурс в прошлое. 9
4. Развитие и основные идеи русской философии. 11
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века. 18
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка. 21
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
28
Заключение 32
Литература 33
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА: Русская философия ХХв. О смысле истории России и ее будущем (русское зарубежье).
Содержание:
Введение |
3 |
I. Русская философия ХХ в. |
|
1. Сущность русской философии. |
5 |
2. Предпосылки развития русской |
6 |
3. Философия России – экскурс в прошлое. |
9 |
4. Развитие и основные идеи русской |
11 |
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века. |
18 |
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка. |
21 |
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее. |
28 |
Заключение |
32 |
Литература |
33 |
Введение
Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.
Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии.
Православная догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.
Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской философии влияние православия оказывает решающую роль. Она глубинным образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.
Наиболее яркие философы появлялись в так
называемые "трудные времена". Жизнь трубила в горн,
и они шли на его зов. Трудные годины, полные
лишений и горя, стимулировали человеческое
сознание индивидуумов, которые от безысходности начинали
интенсивно искать любые выходы из создавшегося
положения. Преследование инакомыслящих,
не согласных с идеологией господствующего режима,
порождало в их сознании протест - протест,
который созревал на ниве подавляемого
свободного сознания, не могущего себе
даже представить, что в современном обществе
действуют порядки средневековой
С этой точки зрения Россия всегда отличалась "благодатной" нивой для стимулирования философской мысли. Последняя никак себя не проявляла, пока не наступала одна из эпох глобальных перемен, которая требовала переосмысления, так как менялись ценности, расставлялись новые приоритеты, и все это требовало новой теории. Спрос рождает предложение, а гениев, которые хотят и могут творить, русская земля порой порождает мирового масштаба.
Несмотря на позднее историческое появление
так называемой "русской философии",
она сразу заявила о себе в полный голос.
Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального
характера, который имеет старославянские
корни - пока русского человека совсем
"не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не
ударит, но когда он "созреет" - здесь уже
никакие преграды не спасут - он приступит
к делу и постарается довести его до логического завершения.
Это относится и к
Промежуток времени, выбранный для рассмотрения, - а это начало двадцатого века и почти до шестидесятых годов, - не случаен. Он обусловлен теми событиями, которые произошли в течение двадцатого века.
Сначала будут рассмотрены некоторые общие аспекты.
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии
Несмотря на весь романтизм и ореол
Эти люди уже родились философами. Можно
сказать, что они родились хотя бы только
для того, чтобы узнать "а что это такое
- родиться?" Такое положение дел, по
всей вероятности, сложилось достаточно
давно. Как показывает исторический опыт,
данный процесс не всегда и не везде протекал
благополучно и легко. Наиболее яркие философы
появлялись в так называемые "трудные времена".
Жизнь трубила в горн, и они шли на его зов.
Трудные годины, полные лишений и горя,
стимулировали человеческое сознание
индивидуумов, которые от безысходности
начинали интенсивно искать любые выходы
из создавшегося положения. Преследование
инакомыслящих, не согласных с идеологией
господствующего режима, порождало в их
сознании протест - протест, который созревал
на ниве подавляемого свободного сознания,
не могущего себе даже представить, что в современном обществе
действуют порядки средневековой
Несмотря на позднее историческое появление
так называемой "русской философии",
она сразу заявила о себе в полный голос.
Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального
характера, который имеет старославянские
корни - пока русского человека совсем
"не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не
ударит, но когда он "созреет" - здесь уже
никакие преграды не спасут - он приступит
к делу и постарается довести его до логического завершения.
Это относится и к
Двадцатый век, наверное, является одним из самых драматичных и насыщенных событиями историческим интервалом бытия человечества. Потрясения, которые Россия начала испытывать уже с начала своего "собирания", и которые являлись стимулом ее развития на протяжении всей ее истории, к началу 1900 года начали приобретать штормовой характер, что вылилось в известные нам события, буквально несколько раз "наизнанку выворачивавшие" нашу страну весь двадцатый век. Революции, войны, падения и взлеты - все это довелось испытать многострадальной защитнице мира.
В такие "лихие годины" выкристаллизовывалось
то, что позднее назовут
Изучая эту мудрость, анализируя исторический
характер и тенденции развития философских
теорий, мы попытаемся прояснить для себя
их суть и найти ответ на свой главный вопрос,
результаты ответа у нас будут свои, уникальные,
ведь так повелось, что размышлять может практически каждый
человек, выросший в социуме. Это обусловлено
особенностями его аппарата мышления -
мозга (по крайней мере, об этом сегодня
утверждает наука). Странно, конечно, но,
может быть, человек всего лишь приемник,
а сам процесс идет где-то в иных сферах?
Как бы то ни было, а мыслящий человек так или
иначе приходит к пониманию того, что для успешного
2. Предпосылки развития русской философии в 20 веке
Начиная разговор о таком явлении, как
русская философия, будет весьма кстати
преамбула, включающая в себя исследования
профессиональных современных русских философов,
рассматривающих вопросы истории возникновения
и развития особого менталитета, присущего исключительно
В зависимости от степени развития нашей подкорки, каждого из нас посещают те или иные мысли, эмоционально окрашенные квинтэссенцией индивидуального жизненного опыта. Таким образом, мы постоянно реагируем в нашем сознании на порой раздражающую нас окружающую действительность. Но иногда наступают моменты, когда сознание полностью отстраняется от реальности, возлагая эти заботы на подсознание, которое, стараясь максимально эффективно использовать такую редкую возможность, являет нам чудеса изобретательности. В такое время в полную силу проявляются, латентные прежде, возможности неограниченного осмысления бытия и ментальности, его абстрагирующей. Почему латентные? На первый взгляд - потому, что ранее не возникало в них крайней потребности. Неочевидным примером такого резервирования может служить способность некоторых животных, в случае необходимости, например, при прямой угрозе их жизни, проявлять способности, которые они обычно миру не являют; например, ящерица отбрасывает свой хвост, когда ей угрожает опасность.
Когда дело касается человека, то необходимо
заметить, что скрытые возможности могут проявляться у него
в таких ситуациях, когда ему или весьма
близким ему людям угрожает опасность физического
В последнее время появилось
Таких учений очень много, и большинство
из них сравнительно быстро находит благодатную почву для развития
на ниве неподготовленных умов. Как не
потеряться в таком мире терзаний человеческого разума?
Ответов может быть сколь угодно много,
но практически ясно одно - чтобы уметь,
надо знать. А это ведет к необходимости
постоянного приобретения знаний. Мотивацией
данного тезиса служит обычная логика:
"знания могут оказаться
Вот мы и добрались постепенно до предмета нашего разговора, который вынесен в название данного произведения. Тому есть свое объяснение. Хотя человек по сути своей и является существом с неограниченной свободой "волеизмышления", тем не менее, инструмент, которым он для этого пользуется, часто весьма грубый и "топорный" по своей природе. Это свойство, в свою очередь, определяется той совокупностью методически вбиваемых с рождения в сознание человека доктрин, которые программируют поведение субъекта в повседневной жизни и за ее пределами. Пределы такой "стесненности" обусловлены лишь этими постулатами; выйти за них - личное дело отдельно взятого мыслителя. Способ и средства люди избирают в зависимости от своих моральных и этических норм. Это приводит к мысли о том, что если индивидуум решит преодолеть барьер искусственных ограничений, то он легко выйдет на иной, абстрагированный от земного, уровень мышления.
Информация о работе Русская философия ХХ в. О смысле истории России и ее будущем (русское зарубежье)