Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:17, контрольная работа
Несмотря на позднее историческое появление так называемой "русской философии", она сразу заявила о себе в полный голос. Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни - пока русского человека совсем "не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не ударит, но когда он "созреет" - здесь уже никакие преграды не спасут - он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.
Промежуток времени, выбранный для рассмотрения, - а это начало двадцатого века и почти до шестидесятых годов, - не случаен. Он обусловлен теми событиями, которые произошли в течение двадцатого века.
Сначала будут рассмотрены некоторые общие аспекты.
Введение 3
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии. 5
2. Предпосылки развития русской философии в XX веке. 6
3. Философия России – экскурс в прошлое. 9
4. Развитие и основные идеи русской философии. 11
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века. 18
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка. 21
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
28
Заключение 32
Литература 33
Бердяев приходит к выводу, что “русская мысль, русские искания XIX и начала ХX века (при этом так же подчеркивается значение предшествующих мыслителей) свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа”. Формирование русской идеи связывается прежде всего с тем, что “русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать правды, искать Бога и Божьей правды, смысла жизни”. И пусть поиски порой приводили к самым противоположным результатам, от утверждения принципов анархизма до русского коммунизма, в глубине своей подавляющее большинство мыслителей и простых русских людей все же несли в себе те или иные элементы этой идеи. Русская идея, согласно Бердяеву, есть идея “коммюнотарности и братства людей и народов”. Русский народ по своему душевному типу наиболее расположен к построению “персоналистического социализма”. “У русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность”.
В связи со всеми вышеприведенными доводами Бердяев считает, что русская идея – идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в истории мира в утверждении принципов коммюнотарности. Однако мыслитель четко разграничивает национальную и националистическую идею и борется против всех проявлений национализма. Он даже считает, что находить точки соприкосновения нужно и с народами, идея которых противоположна русской: “германская идея и русская идеи противоположны. Германская идея есть идея господства, русская идея – идея братства”. Однако следует желать братских отношений с германским народом при условии отказа им от воли к могуществу. То же самое можно отнести и к любому другому народу. Причем такая оценка Бердяевым отношений с германским народом не изменилась и после войны. Он считал, что русская идея победила идею германскую во второй мировой войне, однако так как она есть идея братства, необходимо выстраивать отношения с Германией на ее (идеи) принципах.
В противоположность многим философам русской эмиграции, Бердяев считает что русская идея не исчезла с приходом к власти большевиков. Русский коммунизм (под которым мыслитель понимает строй, сложившийся в советской России) – есть извращение русской идеи. Однако Бердяев видит не только ложь, но и правду революции и русского коммунизма. Произошедшее с нашей страной есть явление закономерное, революция в России могла быть только социалистической, причем в крайней форме (в силу склонности русских к тоталитарным и крайним учениям, неприятия буржуазных институтов и других причин, определяющихся русским национальным характером и историей России). Коммунизм, считает Бердяев, есть “великое поучение для христиан”, напоминание им о невыполненном долге. Идея “третьего Рима”, преобразовалась в идею “Третьего Интернационала”, однако это та же самая идея братства, только неверно понятая и как бы перевернутая.
“Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма – и антихристианские и антигуманистические, однако в социальной системе коммунизма есть большая правда, которая вполне может быть согласована с христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система, которая есть самая антихристианская”.
Каковы же пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей.
Философ уверен, что это произойдет и выражает осторожный оптимизм в вопросе о дальнейшем пути России после преодоления коммунизма. Однако Бердяев считает, что “улучшения и изменения в России могут происходить лишь от внутренних процессов в русском народе. Так я думал и 25 лет тому назад и очень расходился с большей частью эмиграции”. Никакая экспансия извне, по мнению Бердяева, не может разрушить русского коммунизма, он должен преодолеваться в душах людей и русский народ, новое русское государство, когда такое преодоление произойдет, вберет в себя все лучшее из коммунизма (в духе синтеза Гегеля), и на основе христианских ценностей будет осуществлять идеи персонализма, коммюнотарности и братства и еще сыграет свою положительную роль в мире. Во всяком случае, Бердяев на это надеялся…
“Я обращен к векам грядущим, когда элементарные и неотвратимые социальные процессы закончатся” писал Бердяев в одной из своих последних работ в 1947 году. Он очень сожалел по поводу того, что “духовное движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX и в начале XX века оттеснено”. Мир погрузился в духовный кризис. Однако Бердяев до конца своих дней продолжал надеяться на возрождение мира, в котором большую роль сыграет Россия.
II. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
И.А. Ильин - один из крупнейших русских
мыслителей XX века, внесший значительный
вклад в развитие отечественной политической
и философской мысли. Он создал многоплановое и довольно
своеобразное социально-политическое
учение, которое, однако, в его обширном
литературном наследии не нашло целостного
и последовательного воплощения в виде
фундаментальных
В основе социально-политической концепции И.А. Ильина лежит идеалистическое и православное учение. В связи с этим все вопросы своей политической философии он рассматривает именно с позиции душевно-духовного, и в этом смысле религиозного фактора. Это обусловлено в первую очередь тем, что Ильин трактует дух христианства как дух «овнутрения», а это предполагает, по его мнению, то, что лишь внутреннее, сокровенное, духовное может решать вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного.
При этом, несмотря на то, что И.А. Ильин
в современной аналитической литературе
характеризуется как мыслитель религиозный и
Центральным понятием теории И.А. Ильина является понятие правосознания, в которое мыслитель вкладывает духовный и психологический смысл. Своеобразие политических взглядов Ильина заключается в достаточно противоречивом соединении западной традиции либерального право понимания со стереотипами исконно русского правосознания. С одной стороны, Ильин в своих сочинениях постоянно подчеркивает ценность права, правовых начал в жизни общества и государства, призывая бороться за право и правовое государство. Однако, с другой стороны, он в значительной степени отступает от классического либерального право понимания, наполняя понятие права не столько формальным, сколько религиозным, нравственным и психологическим содержанием.
Нетрудно заметить, что в данном случае
И.А. Ильин развивает традиции русской религиозной мысли и
Утверждение приоритета за душевно-духовным фактором в политической философии И.А. Ильина приводит к тому, что толкование мыслителем природы власти и государства осуществляется в значительной степени с точки зрения психологического подхода. Поэтому успешность государственного строительства, тип формы верховной власти ставится им, в соответствии с основными принципами консерватизма, в зависимость от традиций и специфики духовных основ народа. Этим обосновывается также и положение об индивидуальности формы верховной власти в каждом государстве и об отсутствии наилучшей для всех времен и народов формы государственной власти. Ильин полагает, что именно правосознание народа должно определять соотношение принципов корпорации и учреждения в государстве и, соответственно, предрасполагать народ к учреждению сильной или слабой государственной власти.
Специфика исторической жизнедеятельности русского народа обусловила, по мнению Ильина, его монархическое правосознание, что предполагает наличие сильной верховной власти. Он делает вывод, что в России могут быть единовластие (в виде монархии или тирании), либо хаос. Российская монархия, с его точки зрения, выросла из коренных потребностей русской души и гармонично сочетала в себе авторитаризм и самоуправление.
Анализ трудов И.А. Ильина и реконструкция
системы его политического
Являясь сторонником органического
В этой связи необходимо отметить также
большое значение проблемы человека в общем контексте социально-
Таким образом, И.А. Ильин выступает как сторонник построения правового государства, которое должно всецело основываться на признании внутренне и внешне свободной человеческой личности. В связи с этим он критикует все тоталитарные режимы, как левые (коммунистические), так и правые (фашистские).
И.А. Ильин довольно критично подходит к рассмотрению
Рассматривая революцию с позиций
В этой связи необходимо также отметить тот факт, что будучи убежденным монархистом, Ильин, тем не менее, старался избежать крайностей. Одинаково негативно относясь как к левому, так и к правому радикализму и полагая, что политический экстремизм ведет к гибели монархического государства, а значит, и России, он критиковал черносотенные организации. Черносотенные организации проводили, по его мнению, антинародную и антигосударственную политику, поскольку хотели царя, который отстаивал бы сословные, олигархические интересы. Тем не менее, важно подчеркнуть, что критика черносотенства Ильиным не отличается конкретностью и аргументированностью и носит, в основном чисто эмоциональный характер.
Большевизм, коммунизм и созданный в СССР
после октябрьской революции 1917 года советский строй Ильин
Именно апелляция к тезису о приоритете
душевно-духовного фактора
Возрождение России и основной путь преодоления последствий революций 1917 года и советского строя видится Ильину в восстановлении духовности, веры и религиозности русского народа.
Будущее России представлялось Ильину,
как убежденному монархисту, в возрождении
монархического правосознания русского
народа. Однако специфика подхода И.А. Ильина
к рассмотрению данного вопроса заключается в
Информация о работе Русская философия ХХ в. О смысле истории России и ее будущем (русское зарубежье)