Русская философия ХХ в. О смысле истории России и ее будущем (русское зарубежье)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на позднее историческое появление так называемой "русской философии", она сразу заявила о себе в полный голос. Дело в том, что здесь сказалась одна особенность национального характера, который имеет старославянские корни - пока русского человека совсем "не прижмет к стенке", он и пальцем о палец не ударит, но когда он "созреет" - здесь уже никакие преграды не спасут - он приступит к делу и постарается довести его до логического завершения. Это относится и к мировоззренческим проблемам.
Промежуток времени, выбранный для рассмотрения, - а это начало двадцатого века и почти до шестидесятых годов, - не случаен. Он обусловлен теми событиями, которые произошли в течение двадцатого века.
Сначала будут рассмотрены некоторые общие аспекты.

Содержание работы

Введение 3
I. Русская философия ХХ в.
1. Сущность русской философии. 5
2. Предпосылки развития русской философии в XX веке. 6
3. Философия России – экскурс в прошлое. 9
4. Развитие и основные идеи русской философии. 11
5. Русская философия XX века – взгляд из XXI века. 18
II. «Русская идея» в трудах Н.Бердяева и С.Франка. 21
III. Взгляды И.А.Ильина и И.Солоневича на историю России и ее будущее.
28
Заключение 32
Литература 33

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

В 20-е же годы русское зарубежье  выдвинуло из своей среды еще  одно идейное движение - евразийство. В его разработке приняли участие многие видные ученые - философы, лингвисты, этнографы, историки, богословы, правоведы. Всех их объединяла глубокая антипатия к Западу, к европеизму. Евразийцы сотворили новый идеологический миф, по своей сущности близкий к славянофильскому мессианизму, но опертый на иной компонент русской истории - не славянский, а азиатский. Они были в полном смысле слова государственниками, и это также отличало их от теоретиков славянофильства. В этом движении участвовали лингвист Н.С. Трубецкой, географ и экономист П.Н. Савицкий, искусствовед П.П. Сувчинский и Л.П. Карсавин. Во многом благодаря их усилиям появились основные программные документы движения: "Евразийство: Опыт систематического изложения", "Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы" и др.   

Интересную  концепцию предложил историк  и географ, профессор Ленинградского университета Л.Н. Гумилев. В своем  основном труде - "Этногенез и  биосфера Земли" ученый рассматривает  такие понятия как "этнос" и "пассионарность". Этнос - это вообще всякая совокупность людей, "коллектив": народ, народность, нация, племя, родовой союз и т.д. "Все такие коллективы более или менее разнятся между собой по языку, иногда по обычаю, иногда по происхождению, но всегда по исторической судьбе". Между этносами существуют многообразные этнические контакты, которые обусловливаются наличием соответствующей "комплиментарности". А причиной положительной или отрицательной комплиментарности Гумилев считал воздействие на этносы неких "энергетических импульсов", исходящих из космоса и вызывающих эффект "пассионарности", т.е. высшей активности, сверхнапряженности. В таких случаях этносы претерпевают "генетические мутации", приводящие к зарождению "пассионариев" - людей особого темперамента и дарований.    

Принцип сильной власти поддерживали неомонархисты, среди которых следует выделить известного философа и правоведа И.А. Ильина и видного богослова и философа П.А. Флоренского. Они считали, что переходить от монархии к демократии можно лишь в том случае, если государство незначительно по своей территории и населению, когда в нем нет резких бытовых, языковых и климатических различий. Поскольку Россия по всем этим моментам имеет прямо противоположное содержание, то она может возродиться только как "сильная, эмансипированная от заговорщических партий, сверхсословная и сверхклассовая власть".   

В атмосфере гулаговского бесправия  вызрела еще одна политологическая утопия, которая в отличие от сугубо прагматических построений того же Флоренского  была всецело проникнута высоким  гуманизмом и религиозным этицизмом. Речь идет о теории "всечеловеческого братства", созданной Д.Л. Андреевым, автором единственного в своем роде трактата "Роза мира". Вглядываясь в реалии XX века, он приходил к апокалиптическому ощущению времени: "-я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией". "Роза мира" является своего рода "религией итога", "соборным творчеством", в котором все прежние религии превратятся в отражения "различных пластов духовной деятельности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса". Благодаря своему универсализму и динамичности, "Роза мира" сможет осуществить "превращение планеты - в сад, а государств - в братство". В свою очередь, реализация этих задач "откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы". России при этом предуказывается особая роль, если только ее не погубит тоталитарное засилье.    

В русской эмиграции наряду с другими  идейными течениями существовало своего рода культурологическое мессианство, которое проповедовало идеалы христианского  социализма. К этому течению, в  частности, принадлежали С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов. Федотов верил, что только в соединении с христианством  социализм создает условия для  сознательного и благородного принятия свободы. Булгаков в свое время прошел путь "от марксизма к идеализму". Он считал, что в творениях вселенских учителей школ мы имеем совершенно четкое обоснование для положительного настроению.   

Философия русского зарубежья перестала плодоносить  уже во втором поколении, и место  философов заступали богословы, апологеты  церкви.  Из всех направлений  русской философии в советский  период наибольшего взлета достигла космизма. Ее ярчайшими представителями  принято считать В.И. Вернадского  и К. Э. Циолковского.   

Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский  выдвигал три "начала", или "принципа": время, пространство и силу. С его  точки зрения, это не обычные свойства материи, хотя они могут признаваться таковыми. Циолковский броско, с  фанатической раскрепощенностью первотворца жизни космоса набрасывает общие принципы "нравственности земли и неба". Также ученый настаивал на применении к человеку искусственного отбора, с целью совершенствования человечества в целом.   

Космический взгляд, за который так ратовал  Циолковский, особенно отчетливо выражен  в трудах Вернадского. Вернадский стремился  определить место человека на своем  месте, смысл его философии выражен  в книге "научная мысль как  планетное явление", ставшей вершиной его творчества. Фундаментальное  открытие Вернадского - осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. В отличие от большинства геологов Вернадский сочетая научный анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в природе, времени (тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым неподвижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть находящимися "вне времени"). Поэтому он не мог не отметить роль жизни на Земле: "Органический мир как целое является тем своеобразным фактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует их энергию..." Таким образом Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров.   

В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной  системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество  это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам): "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в  биологический круговорот, жизнь  способна со временем проникать в  ранее недоступные ей области  планеты и увеличивать свою геологическую  активность. Этот биогеохимический принцип  Вернадского утверждает высокую  приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни  человеческого общества.    

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и  роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным  живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это  единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. Поэтому ученый признавал "огромное значение философского мышления в структуре духовной жизни человечества". Философия, таким образом, никогда не решала загадки мира; она их ищет.   

Размышления о месте человечества в космосе  отнюдь не заслоняли вопроса о  микрокосмосе самого человека. Интерес  к философской антропологии стимулировался прежде всего русской классической литературой, которая служила главной опорой духовности в советский период. Особенно ярко в это время естественнонаучный и литературный подходы к обоснованию антропологической философии выразились в творчестве физиолога А.А. Ухтомского и литературоведа М.М. Бахтина.   

Важнейшее достижение Ухтомского - учение о доминанте  как основе поведения и миросозерцания человека. Понятием доминанты Ухтомский  обозначал тот господствующий очаг возбуждения, который в любой  данный момент преимущественно определяет специфику и содержание текущих  реакций организма. С проблемой  доминанты вплотную связана проблема выбора - в жизни, в творчестве, в  общественной сфере. Доминанты не должны подавлять человека, брать верх над  ним. Человека до-лжно воспитывать, а это предполагает вмешательство принуждения, дисциплины, нарочитой установки на внутреннее самосовершенствование.   

К тем же проблемам, которые решал  Ухтомский, с позиций гуманитарного  знания подходил и Бахтин. Суть его  учения вытекала из представления о  незавершенности, свободной открытости, "вненаходимости" человека. Бахтин представлял человека в новом измерении - в его незавершенности и открытости миру. У Бахтина отношение я к другому как раз знаменовало ценностное отграничение и самоутверждение.   

Наряду  с космологическими и антропологическими теориями в советский период не прекращалась и "апокрифическая" разработка проблем  философской онтологии. Интерес  к ним поддерживался прежде всего благодаря трудам А.Ф. Лосева, выдающегося исследователя античной эстетики, автора фундаментальных трактатов по вопросам философии языка и мифа. Согласно его учению, диалектика "обязана быть вне законов тождества и противоречия", т.е. она обязана быть логикой "противоречия". В мировоззрениях Лосева перевес брал религиозный, мистический интерес.   

Помимо  вышеперечисленных, особый интерес  для нас также представляют ряд  философов, которые в советский  период признаны не были. Их имена стали  известны только теперь, когда распался могучий имперский организм. Кто  же они? Коротко их можно назвать "космистами". Чтобы избежать неправильного толкования термина космизм, скажем, что принципиальной новой чертой русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.

Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы. В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма ( Земли, биосферы, космоса ), так и микрокосма ( человека, как биологического отражения макрокосма ). Недаром такое важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия. Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.   

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель  второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров . В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками ?Философия общего дела¦.   

Среди плодотворных, эвристически значимых идей русских космистов особое место занимает мысль о необходимости объединения людей, то есть преодоление искусственно созданных цивилизацией барьеров между субъектом и объектом, естественным и искусственным. Значительный вклад в утверждение идеи необходимости объединения людей, в превращение человечества в единый объект эволюции внесли ученые-естествоиспытатели. Своими работами они доказывали космический характер человеческой жизни, что требует понимания ее вне социально-экономических, идеологических, расовых и прочих характеристик. Перед лицом Космоса человечество должно предстать единым, устремленным в вечность целым. Наиболее впечатляющую концепцию объединения людей через культуру, концепцию космической Живой Этики предложили не естествоиспытатели, а выдающийся русский художник и путешественник Н.К. Рерих и его жена Е.П. Рерих.   

По  их мнению, в пространстве и во времени, в Космосе и в душе каждого  человека идет борьба двух космических  начал - Добра и Зла. Они онтологически  не равнозначны: Мир творит по законам  Истины, Добра и Красоты только Свет, только он способен преобразовать  Хаос Космоса, несовершенство природного и социального мира. Активным деятелем в утверждении добра выступает  человек, а действие ("деяние") является силой этой активности. Поэтому  активность человека возводится Н. Рерихом  в императивный принцип. "Создавайте атмосферу готовности к действию- Много битв позади, еще больше впереди. Каждый атом Космоса бьется. Покой смерти нам не знаком. Активность человека имеет решающее значение во всех сферах его деятельности и синтезируется в понятии "творчества". Творчество осуществляется по законам Красоты, которая в философии Рериха понимается как "культура духа", разумная упорядоченность мира, духовно-эстетический фактор и принцип жизнедеятельности.   

На  космическое мышление Рерихов несомненное  влияние оказала антропокосмическая устремленность теософской доктрины ее основательницы Е.П. Блаватской , которая сделала попытку синтезировать различные религии, мифологию, магию, окультизм, естественнонаучные представления как древних народов, так и выдающихся ученых XIX века. Истина у них всех - едина, как утверждает она. Но отражая все сущее на Земле и в Космосе, она доступна немногим избранным, поскольку ее мощь столь велика, что ее неразумное использование можно нанести вред Вселенной. В основании учения Блаватской лежит идея "Вселенского космоса", имеющего задачу строительства различных космических тел, в том числе Земли и человечества.   

Цель  своего учения она определила в главном  своем труде "Тайная доктрина" следующим образом: "доказать, что  Природа не есть случайное сочетание  атомов и указать человеку его  законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона  Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации". Примером еще одного из интереснейших  философских мировоззрений является труд Александра Клизовского "Основы миропонимания Новой Эпохи" по восточной философии, этике, культуре . "Основы миропонимания Новой Эпохи" широко известна и в Латвии, и за рубежом. В создании трехтомника объемом почти в тысячу страниц непосредственно участвовала Елена Ивановна Рерих: в Ригу из Гималаев приходили многочисленные письма с ее советами и пояснениями, она отредактировала все рукописи. Клизовский следующим образом описывает проблему Добра и Зла:   

Информация о работе Русская философия ХХ в. О смысле истории России и ее будущем (русское зарубежье)