Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:43, реферат
Философия в системе русской средневековой культуры: тематика и типологический статус. Развитие философии в послепетровской России XVIII в.
Русская философия в первой половине XIX в. Славянофильство и западничество.
Философия Всеединства В.С. Соловьёва.
Философские учения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.Н. Толстого, И.А. Ильина.
И
наконец, давайте подумаем о его
личной судьбе. Вспомним Достоевского:
фигура трагическая, в молодости
приговорен к расстрелу, тяжелая судьба.
Но у него была любовь и гармония с Анной
Григорьевной. И хотя жил он трудно, но
так, как это соответствовало его духу,
мысли, стилю его жизни. А Толстой годами
терзался тем, что стиль его жизни противоположен
тому, что он проповедует, годами восставал
против этого — и вынужден был терпеть
до конца дней, можно сказать, до своего
побега и смертного часа. Человек, который
убежал из дома, — фигура, безусловно,
глубоко трагическая. И это лишь немногое
из того, что можно было бы назвать. И именно
поэтому мы с вами должны с уважением и
бережностью подходить к тому, что терзало
и мучило Толстого, что превращало его
жизнь в трагедию, в драму.
Теперь
поставим вопрос о его религиозно-философских
воззрениях. Толстой писал, очень
часто повторяя это в разных вещах:
«Я только в детстве имел традиционную
веру, а с 14 лет я полностью
от нее отошел и жил в пустоте,
как все мои современники». Конечно,
не надо принимать эти слова буквально.
Вера у него была. Но это была вера
туманная, расплывчатая, типа деизма. Вы
знаете, наверное, что вместо креста
молодой Толстой носил портрет
Жан-Жака Руссо. И это не случайно.
Жан
Жак Руссо — великая, огромная
историческая фигура европейского и
общечеловеческого масштаба. Он поставил
перед людьми вопрос, который до
сих пор не снят (хотя Руссо, вероятно,
и не был до конца прав), — вопрос
о том, не является ли цивилизация
нашим врагом? Не является ли путь назад,
к простоте жизни, единственным спасением
человечества? Жан Жак Руссо говорил
об этом в XVIII в., когда не было ни атомных
электростанций, ни отравленных рек, ни
той уродливой скученности городов, которая
сейчас превращает столицы мира в какой-то
немыслимый человекоубийственный муравейник.
Но уже тогда Руссо, как у нас принято писать
в учебниках, гениально предвидел всю
эту абракадабру XX в. И Толстой это чувствовал,
чувствовал всеми фибрами своей души и
впитал это не только из французской традиции
(которая была ему родной, он был европейцем
по образованию), но и из русской традиции.
Вспомните,
в чем драма «Цыган» Пушкина.
Это тот же вопрос руссоизма. Но Пушкин
его решил мудро и по-другому,
потому что колоссальный инстинкт этого
суперчеловека позволил ему открыть перед
нами истину: никуда человек от себя не
убежит, ни в какие таборы, ни в какие леса.
Пушкин на своем Алеко и проделал этот
эксперимент — побег от цивилизации. А
от греха не убежишь! Грех уйдет с тобой
и в дикость.
Но
Толстой (впрочем, как и многие другие
писатели) все-таки не мог расстаться
с этой мечтой. Она была и будет
мечтой человечества, пусть на пятьдесят
процентов иллюзорной. Когда она
появилась? Три тысячи лет назад.
Еще в древности китайские
философы говорили, что пора бросить
все искусственное и перейти
на естественное. Уже античные киники
(это не циники, это теперь мы их так называем),
киники-философы жили под девизом: «назад,
к природе» — и ходили в чем попало, думая,
что тем самым они приближаются к природной
жизни. А шутники производили название
«киники» от слова «кинос» — собака, потому
что те вели собачий образ жизни. И до сих
пор мы с вами, когда вырываемся из города,
невольно испытываем чувство облегчения,
и ностальгия по природе у нас существует.
Но руссоизм это не решение. Для Толстого
же это было решением.
«Казаки».
Я не буду напоминать сюжет, вы читали
и наверняка помните эту вещь.
Кто такой Оленин? Это тот же
Лев Николаевич, молодой офицер.
Куда он стремится? Вернуться к природе,
слиться с ней. Марьяна для
него — это образ Матери-Природы,
Земли. Вернуться к этому небу, к этим виноградникам,
к этим горам, к диким животным, за которыми
охотится дядя Ерошка, такой же дикий,
как и кабаны, которые шастают по зарослям,
и к этим горцам, которые стреляют... Куда-то
исчезли нравственные нормы, а нравственностью
становится закон природы. А потом вдруг
выясняется для Оленина, что все это была
иллюзия, что не может он назад, не может.
И ему горько, стыдно, жалко. Оленин жалеет,
как, вероятно, жалел и Лев Толстой, что
пути назад нет, что движение здесь одностороннее.
И
вот тогда, задолго до своего духовного
кризиса, Лев Толстой начинает искать
выход. Он ищет его в труде, в семье,
в том, что мы называем счастьем.
Но вспомните его тоже раннюю вещь
— «Семейное счастье». Мыльный
пузырь. Это мрачная вещь. Он воспевает,
как настоящий художник, самое
дорогое, священное, а потом все
куда-то расплывается, и он хоронит
это.
И
в «Войне и мире», увлеченный великой
бессмертной картиной движения истории,
Толстой выступает не как человек
без веры. Он верит — в фатум.
Он верит в какую-то таинственную
силу, которая неуклонно ведет
людей туда, куда они не хотят. Древние
стоики говорили: «Судьба ведет согласного.
Противящегося судьба тащит». Вот эта
судьба действует в его произведениях.
Как бы мы ни любили «Войну и мир» (я очень
люблю эту вещь, перечитывал ее, естественно,
десятки раз), но меня всегда удивляло,
как Толстой, такая великая личность, не
чувствовал значения личности в истории.
Для него Наполеон только пешка, и масса
людей, в основном, действует, как муравьи,
которые движутся по неким таинственным
законам. И когда Толстой пытается объяснить
эти законы, я думаю, вы все согласитесь,
его отступления, исторические вставки,
кажутся намного слабее, чем сама полнокровная,
мощная, многогранная картина совершающихся
событий — на поле брани, или в салоне
фрейлины, или в комнате, где сидит один
из героев.
Какая
там еще вера, кроме таинственного
рока. Вера, что возможно слиться
с природой, опять оленинская мечта.
Вспомните князя Андрея, как он внутренне
беседует с дубом. Что такое этот дуб, просто
старое знакомое дерево? Нет, это одновременно
и символ, символ вечной природы, к которой
стремится душа героя. Поиски Пьера Безухова.
Тоже все бессмысленно... Разумеется, никому
из героев Толстого и в голову не приходит
найти по-настоящему христианский путь.
Почему это так? Потому что лучшие люди
ХIХ в., после катастроф века XVIII, оказались
так или иначе отрезаны от великой христианской
традиции. От этого трагическим образом
пострадали и Церковь, и общество. Последствия
этого раскола пришли в XX в. — как грозное
событие, едва не разрушившее всю цивилизацию
нашей страны.
А
где же ищет выход Пьер Безухов? Он
идет в масоны. Их обряды (вы помните
— завязывание глаз и всякие словеса)
— что это было? Попытка имитировать
Церковь. Общий кризис христианской
Церкви в XVII—XVIII вв. привел к довольно
разрозненным, правда, но повсеместным
попыткам создать имитацию Церкви на
основании простейших догматов: Бог,
душа, бессмертие. То есть догматы деизма,
который отрицает и Откровение, и
Боговоплощение, и личность Иисуса Христа
как Откровение Бога на земле, а представляет
Его только как учителя и пророка.
Деизм
распространился с необычайной
силой, и мы знаем, что выдающиеся
люди XVIII и начала ХIХ в. примыкали
к этим идеям; масонами были и Моцарт, и
Лессинг, в России Новиков, Баженов и многие
другие. И герои Толстого также. Не в Церкви
он ищет, а в псевдоцеркви, которая вместо
священных почти двухтысячелетних символов
христианства проходит через систему
этих придуманных интеллектуалами доморощенных
символов и обрядов. И, конечно, все это
ему очень быстро опостылело, как и Пушкину,
который тоже начал с масонства и тоже
принял обряды, а потом все это отбросил,
как и Карамзин.
Затем
— «Анна Каренина». Опять трагедия.
Я думаю, что те из вас, кто читал
Толстого поглубже, знают, что он хотел
изобличить нравственное падение Анны
и показать, как этот рок, судьба, этот
таинственный Бог, который царит над всем,
как Он расправился с грешницей. И поэтому
Лев Толстой начал свой роман словами
Писания, словами Божьими: «Мне отмщение,
и Аз воздам». Эти слова означают призыв
Божий к человеку не стремиться к мщению.
Ведь до христианства мщение было святым
долгом. И иногда этот «святой долг» истреблял
целые племена, потому что, если убить
одного, то его родные должны убить кого-то
из рода убийцы, и так вендетта шла непрерывно,
пока иные деревни не становились пустыми,
особенно в горах. Так вот, Бог говорит
через своего пророка: «Мне отмщение, Я
воздаю». Но Толстой истолковал эти слова
по-другому: судьба, то есть Бог, мстит
человеку за грех, наказывает.
Толстой
рисует историю женщины. И парадокс!
Кто из нас не сочувствовал Анне?!
Автор невольно оказался на ее стороне,
а не на стороне, скажем, ее мужа, которого
он старался описать объективно, и
в какие-то моменты мы переживаем
вместе с Карениным, особенно тогда,
когда он пытается простить Анну —
как он трогательно вдруг
И
потом наступает кризис. Я хотел
зачитать вам, как он пишет об этом
кризисе, но — не буду. Вы все люди
грамотные, сами прочитаете. Ему было
тошно. Когда он был в Арзамасе
(а это было время его расцвета),
он почувствовал, что умирает. Это
был ужас! Иные психиатры скажут,
что у него был приступ острой
депрессии. Так почему же он был? Откуда?
Иные
люди говорят: Бога и веру человек
открывает в себе в трудные
минуты. Но пресловутое заявление, что
«вера — для слабых», что только
в неудачах люди приходят в Церковь,
опровергается хотя бы вот этим примером.
Я знаю таких примеров сотни, но этот
пример достаточно яркий и убедительный.
Когда Толстой стал искать, наконец,
Бога и веру? Когда он стал знаменитым
писателем, когда он был уже автором
великих романов, которые гремели
по всему миру. Когда у него была
любимая жена, любящая семья, хор
благодарных читателей. В конце
концов, он был богатым человеком.
Он все имел из того, что сегодня
любому современному человеку кажется
эталоном счастья. И вдруг в этот
момент он остановился.
Об
этом Толстой пишет с необычайной
искренностью в первой своей религиозно-философской
книге, которая называется «Исповедь».
Эта книга впоследствии должна была послужить
прологом к его тетралогии, то есть к четырехтомному
сочинению, название которому Лев Николаевич
так и не придумал; в тетралогию вошли
«Исповедь» (как прелюдия), «Исследование
догматического богословия», перевод
и толкование четырех Евангелий, «В чем
моя вера?» и, впоследствии, пятая, дополнительная
книга, которая называется «Царство Божие
внутри нас». Это главная религиозно-философская
книга Толстого. Она суммирует его мировоззрение,
показывает его в динамике, показывает,
каким образом Толстой пришел к этим взглядам.
«Исповедь»
— самая волнующая из этих книг.
Я должен сразу признаться вам, что
читать религиозно-философские
Сейчас
готовится к печати томик Толстого,
куда войдут именно эти произведения.
Не отмахивайтесь, прочтите. Хотя бы часть.
Я говорю это вам, не боясь посеять
соблазны, потому что я верю, что
у вас достаточно разума и критического
чутья, чтобы понять и отделить мякину
от настоящего зерна.
Иные
мои христианские друзья и коллеги
говорят: зачем это нужно было
издавать? Мы читали его романы, а
это пусть останется для
Итак,
наиболее удачная вещь — «Исповедь».
Почему? Потому что Толстой не пускается
там в длинные, отвлеченные, честно говоря,
скучноватые рассуждения, а говорит о
своей жизни. Он говорит о том, как она
остановилась, что однажды он просто умер.
Он говорит: вот, я буду иметь столько-то
лошадей, у меня будет столько-то земли.
А потом что? А что дальше? Ну, я буду самый
знаменитый писатель, буду знаменит, как
Мольер, как Шекспир. А зачем это? И вот
этот страшный, леденящий душу вопрос
— он его потряс до глубины, потому что
это был вопрос справедливый.