Школы Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:01, лекция

Описание работы

В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киренская; 4) киническая. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя — по насмешливому прозвищу «пес», данному ее представителю — Диогену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

1 Очерки по  истории русской святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961, C. 249.

2 Карташев А.В.  Очерки по истории русской  церкви. М., 1993. Т. 1. С. 246-247.

3 Кaрташев А.В.  Очерки но истории русской  церкви. С. 247.

4 См.: Костомаров  Н. И. Очерк домашней жизни  и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. СПб., 1860: Его же. Очерки нравов великоруского народа. Смесь христианства с язычеством // Православный собеседник, 1861. Ч. I; Его же. Очерки великорусских нравов// Христианское чтение, 1880. Ч. II; Преображенский И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в. М., 1881; Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период появления "Домостороя" // Христианское чтение, 1880. Ч. I-И.

Наряду с монастырским идеалом христианской нравственности в народе создается свой духовно-нравственный идеал, который можно было бы назвать идеалом "мирского благочестия" и который оказался запечатленным в таком жанре народного творчества, как "духовные стихи". Как показал Г.П. Федотов, в духовных стихах в малейших подробностях представлен "моральный кодекс" народа, нравственный закон, предписывающий правила должного поведения и обличающий человеческие грехи и пороки. Этот кодекс "народной этики" состоял из трех частей: 1) теллурической (от лат. tellus - земля, почва), предписывающей правила "родового" поведения и порицающей грехи против матери-земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе И т.п.); 2) ритуальной, связанной с соблюдением ритуальных норм и церковных обрядов (религиозных праздников, постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.) и 3) каритативной, относящейся к христианскому закону любви (милосердно-деятельное отношение к ближнему, особенно отверженному обществом). Наиболее характерным выражением последнего являлся долг милостыни, представляющий собой необходимую ступень на пути к спасению. Оценивая соотношение трех частей христианской "народной этики", Г.П. Федотов приходит к выводу о существовании некоей "средней формулы христианского благочестия", синтезирующей в себе три части нравственного закона. "Потаенная милостыня и ночная молитва убивают все возможности показного, фарисейского благочестия на основе "иосифлянского" ритуализма. Таков средний, очень смиренный и очень русский идеал мирского благочестия" [1].

1 Федотов Г.П.  Стихи духовные (Русская народная  вера по духовным стихам). М., 1991. С. 91.

Таким образом, нравственная реальность средневековой  Руси включала в себя несколько уровней  этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в "этосе" религиозного подвижничества; 2) христианский идеал "народной этики" или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах; и 3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.

 

47. Общетеоретические  основы морали, ее специфика в  деятельности сотрудников пенитенциарной  системы.

Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельности, моральных (нравственных) отношений. Разделение их происходит лишь в теории для осмысления особенностей каждого из них.

Моральному  сознанию присущи все основные признаки сознания: оно несет информацию об объективной действительности, может рассматриваться по признаку истинности или ложности, подлежать оценке критерием общественной практики. В моральном сознании различают рациональные элементы (представления, понятия и др.), эмоциональные элементы (нравственные чувства) и волю, проявляющуюся в стойкости, решительности, готовности к конкретным поступкам.

Моральное сознание- это осознание человеком тех требований, которые общество ему предъявляет. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер. Не существует человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных ценностей.

Моральные нормы — это нравственные требования, регулирующие поведение  человека в обществе, его отношение  к другим людям, к себе. Они возникают  как выражение социальной потребности  в упорядочении поведения в различных сферах общественной и личной жизни. Моральные нормы предписывают, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. отражают присущие данному обществу, социальной группе нравы. Нравами называются реально практикуемые, наиболее удобные, выгодные, устоявшиеся общественные формы поведения.

Моральные принципы - основополагающие требования, предъявляемые обществом к личности. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в частных нормах поведения. Моральная норма определяет, как необходимо поступать в типичных, часто повторяющихся ситуациях, принцип же дает человеку общее направление, основную линию деятельности.

Основу нравственных принципов  составляют нравственные ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек.

Нравственные идеалы - это высшие моральные требования, представления о нравственно совершенной личности. С нормами идеал связан идеей возможности доведения существующей нормы до совершенства. Идеалы - это желаемое будущее. В нравственном идеале представлена не частичная модель поведения, как это имеет место в нравственной норме, а целостный образ личности и общественного устройства.

Моральные оценки основаны на представлениях о должном поведении с точки зрения того, в какой мере они способствуют объединению людей. Формами выражения нравственной оценки являются одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение, критика, неприязнь и т.п. Важное значение имеет и самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (угрызения совести, досада на себя, стыд, раскаяние, гордость и т.п.).

Специфика нормативности морального сознания проявляется в том, что  моральные нормы, с одной стороны, выступают как нравственные требования (должное), а с другой - являются показателем практически закрепленного нравственного опыта, превращения должного в сущее.

Первая составляющая морали - моральное сознание. Данный элемент морали обладает относительной самостоятельностью, так как, во-первых, моральное сознание может обусловить различные варианты поведения (возможность морального выбора), и, во-вторых, оно может быть воплощено или не воплощено в практические действия, оставаясь внутренним, нереализованным отношением субъекта к предмету деятельности.

Необходимость изучения нравственных норм и принципов для формирования личности сотрудника УИС бесспорна. Они являются исходными ориентирами, определяющими ответственное отношение сотрудника к собственному поведению и поведению других людей. Немаловажно и то, что моральное сознание оказывает значительное влияние на правосознание личности.

Формирование нравственного сознания сотрудника УИС происходит в процессе повседневной профессиональной деятельности, характеризующейся множеством негативных проявлений как со стороны осужденных: их деформированными нравственными установками, неадекватным психологическим состоянием, повышенной агрессивностью или, напротив, беспомощным смирением, невозможностью найти выход из конфликтных ситуаций - так и со стороны самих сотрудников. Данное положение подчеркивает значимость активной позиции каждого сотрудника и тем более руководителя подразделения (учреждения) в поддержании нормального морально-психологического климата в коллективе, способствующего выработке стойкого «иммунитета» к такого рода негативным проявлениям.

Следовательно, моральное сознание, являясь относительно самостоятельным, неотделимо от других элементов морали. Если суждения, переживания, оценки тех или иных моральных ситуаций и отношений являются областью морального сознания, то реализация принятых решений -это уже область моральной деятельности.

Моральная деятельность - важнейший  и определяющий элемент морали. Он представляет собой объективную  сторону морали, поскольку именно в деятельности мораль приобретает объективно значимую ценность, отражающую взаимосвязь личного и общественного интересов. Этим и определяется исключительная важность нравственного воспитания личности.

Первичным элементом моральной  деятельности является поступок. Любое  человеческое действие можно рассматривать как поступок, давая ему моральную оценку как обществом или группой людей, так и самим человеком. Нравственная оценка поступка складывается:

— из определения морального мотива, т.е. во имя чего совершается действие;

— положительного или отрицательного результата поступка для другого человека или общества, т.е. последствий поступка;

— выбора средств, используемых для  достижения цели.

Необходимо уточнить, что поступок может и не заключать в себе материально ощутимого действия. В определенных случаях бездействие, отказ от оказания помощи человеку, нуждающемуся в ней, квалифицируется моралью (и правом) как недостойный поступок.

Поступки являются отражением нравственного  сознания личности. Поэтому нравственная деятельность и моральное сознание рассматриваются в неразрывном единстве. Такое понимание подчеркивает действенность морали. Более того, содержание и направленность нравственной деятельности, определяемые только через понимание нравственных отношений, свидетельствуют о тесной взаимосвязи всех трех элементов морали.

Третьим элементом морали являются моральные (нравственные) отношения - это  те отношения, в которые вступают люди в процессе нравственной деятельности. Нравственные отношения складываются между личностью и обществом, личностью и группой людей, личностью и профессиональным коллективом, личностью и личностью. Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек познает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании личности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты. Следовательно, отношения предполагают определенные моральные обязательства и моральные права.

В самом общем виде выделяют следующие  группы нравственных отношений: во-первых, отношения сотрудников к своей деятельности (целям, средствам, методам, объекту деятельности); во-вторых, служебные и внеслужебные отношения сотрудников.

  Взаимоотношения сотрудников пенитенциарных учреждений. Они подразделяются на следующие уровни:

1) субординированные отношения  личного состава - отношения между начальниками и подчиненными;

2) отношения между коллегами;

3) отношения между сотрудниками  УИС и осужденными (заключенными под стражу);

4) отношения сотрудников с родственниками, знакомыми осужденных (заключенных под стражу);

5) отношения сотрудников и осужденных (заключенных под стражу) с представителями  общественности, религиозных объединений;

6) внеслужебные отношения сотрудников.

Перечисленные отношения различны и по характеру, и по содержанию. Каждые из них предъявляют к сотрудникам особые нравственные требования, значительная часть из которых закреплена в нормативно-правовых документах.

Особенности взаимоотношений сотрудников  пенитенциарных учреждений с лицами, находящимися в местах лишения свободы, выражаются в следующем.

1. Важнейшим условием выполнения  сотрудниками служебных задач  охраны прав и жизни осужденных  является поддержание дисциплины  и порядка в исправительном учреждении. При этом сотрудниками используются различные психолого-педагогические методы воздействия, направленные на формирование положительного отношения к труду, образованию, отрицательного отношения осужденного к своему преступному прошлому.

2. Среда исправительного учреждения  характеризуется часто возникающими межличностными и групповыми конфликтами как между самими осужденными, так и между осужденными и персоналом.

Немаловажную роль в предотвращении и разрешении конфликтов играет позиция  сотрудников исправительных учреждений. В отдельных случаях она является неоправданной с этической и психологической точек зрения. Так, выжидательная (пассивная) позиция, когда сотрудник уходит от разрешения конфликта, укрывает данные случаи из-за боязни мести со стороны осужденных, или, напротив, авторитарная позиция, когда сотрудник старается подавить конфликт преимущественно путем применения карательных мер воздействия, не способствуют разрешению ситуации, а лишь усугубляют ее. Все действия сотрудника исправительных учреждений при разрешении конфликтной ситуации среди осужденных должны соответствовать закону, нравственным принципам и нормам.

3. Успешное достижение цели уголовного  наказания - исправление

осужденных и их социальной адаптации  после освобождения - зависит от

 характера контактов осужденных  не только с работниками исправительного учреждения, с другими осужденными, но и с родственниками, представителями общественности, иными лицами и организациями, религиозными объединениями.

Осужденные должны знать, что не только администрация, но и общество положительно реагирует на их позитивно изменяющееся поведение, желание через определенное время вернуться к нормальной жизни. Это также является проявлением гуманизации УИС.

4. Все взаимоотношения сотрудников  с осужденными должны способствовать активному участию самого осужденного в процессе исправления при обязательном соблюдении личным составом принципов гуманизма, справедливости и законности. Данные требования являются гарантами прав осужденных.

5. Соблюдение моральных норм, дисциплинированность  сотрудника исправительного учреждения, его умение найти общий язык с осужденными, доверие с их стороны позволяют успешно исполнять повседневные служебные обязанности, этически грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях, значительно обостряющих проблемы морального выбора, соотношения целей и средств, профессионального риска.

Информация о работе Школы Сократа