Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:01, лекция
В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киренская; 4) киническая. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя — по насмешливому прозвищу «пес», данному ее представителю — Диогену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.
1 Очерки по истории русской святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961, C. 249.
2 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1. С. 246-247.
3 Кaрташев А.В. Очерки но истории русской церкви. С. 247.
4 См.: Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. СПб., 1860: Его же. Очерки нравов великоруского народа. Смесь христианства с язычеством // Православный собеседник, 1861. Ч. I; Его же. Очерки великорусских нравов// Христианское чтение, 1880. Ч. II; Преображенский И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в. М., 1881; Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период появления "Домостороя" // Христианское чтение, 1880. Ч. I-И.
Наряду с монастырским идеалом христианской нравственности в народе создается свой духовно-нравственный идеал, который можно было бы назвать идеалом "мирского благочестия" и который оказался запечатленным в таком жанре народного творчества, как "духовные стихи". Как показал Г.П. Федотов, в духовных стихах в малейших подробностях представлен "моральный кодекс" народа, нравственный закон, предписывающий правила должного поведения и обличающий человеческие грехи и пороки. Этот кодекс "народной этики" состоял из трех частей: 1) теллурической (от лат. tellus - земля, почва), предписывающей правила "родового" поведения и порицающей грехи против матери-земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе И т.п.); 2) ритуальной, связанной с соблюдением ритуальных норм и церковных обрядов (религиозных праздников, постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.) и 3) каритативной, относящейся к христианскому закону любви (милосердно-деятельное отношение к ближнему, особенно отверженному обществом). Наиболее характерным выражением последнего являлся долг милостыни, представляющий собой необходимую ступень на пути к спасению. Оценивая соотношение трех частей христианской "народной этики", Г.П. Федотов приходит к выводу о существовании некоей "средней формулы христианского благочестия", синтезирующей в себе три части нравственного закона. "Потаенная милостыня и ночная молитва убивают все возможности показного, фарисейского благочестия на основе "иосифлянского" ритуализма. Таков средний, очень смиренный и очень русский идеал мирского благочестия" [1].
1 Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 91.
Таким образом, нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько уровней этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в "этосе" религиозного подвижничества; 2) христианский идеал "народной этики" или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах; и 3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.
47. Общетеоретические
основы морали, ее специфика в
деятельности сотрудников
Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельности, моральных (нравственных) отношений. Разделение их происходит лишь в теории для осмысления особенностей каждого из них.
Моральному сознанию присущи все основные признаки сознания: оно несет информацию об объективной действительности, может рассматриваться по признаку истинности или ложности, подлежать оценке критерием общественной практики. В моральном сознании различают рациональные элементы (представления, понятия и др.), эмоциональные элементы (нравственные чувства) и волю, проявляющуюся в стойкости, решительности, готовности к конкретным поступкам.
Моральное сознание- это осознание человеком тех требований, которые общество ему предъявляет. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер. Не существует человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных ценностей.
Моральные нормы — это нравственные требования, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к себе. Они возникают как выражение социальной потребности в упорядочении поведения в различных сферах общественной и личной жизни. Моральные нормы предписывают, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. отражают присущие данному обществу, социальной группе нравы. Нравами называются реально практикуемые, наиболее удобные, выгодные, устоявшиеся общественные формы поведения.
Моральные принципы - основополагающие требования, предъявляемые обществом к личности. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в частных нормах поведения. Моральная норма определяет, как необходимо поступать в типичных, часто повторяющихся ситуациях, принцип же дает человеку общее направление, основную линию деятельности.
Основу нравственных принципов составляют нравственные ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек.
Нравственные идеалы - это высшие моральные требования, представления о нравственно совершенной личности. С нормами идеал связан идеей возможности доведения существующей нормы до совершенства. Идеалы - это желаемое будущее. В нравственном идеале представлена не частичная модель поведения, как это имеет место в нравственной норме, а целостный образ личности и общественного устройства.
Моральные оценки основаны на представлениях о должном поведении с точки зрения того, в какой мере они способствуют объединению людей. Формами выражения нравственной оценки являются одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение, критика, неприязнь и т.п. Важное значение имеет и самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (угрызения совести, досада на себя, стыд, раскаяние, гордость и т.п.).
Специфика нормативности морального сознания проявляется в том, что моральные нормы, с одной стороны, выступают как нравственные требования (должное), а с другой - являются показателем практически закрепленного нравственного опыта, превращения должного в сущее.
Первая составляющая морали - моральное сознание. Данный элемент морали обладает относительной самостоятельностью, так как, во-первых, моральное сознание может обусловить различные варианты поведения (возможность морального выбора), и, во-вторых, оно может быть воплощено или не воплощено в практические действия, оставаясь внутренним, нереализованным отношением субъекта к предмету деятельности.
Необходимость изучения нравственных норм и принципов для формирования личности сотрудника УИС бесспорна. Они являются исходными ориентирами, определяющими ответственное отношение сотрудника к собственному поведению и поведению других людей. Немаловажно и то, что моральное сознание оказывает значительное влияние на правосознание личности.
Формирование нравственного
Следовательно, моральное сознание, являясь относительно самостоятельным, неотделимо от других элементов морали. Если суждения, переживания, оценки тех или иных моральных ситуаций и отношений являются областью морального сознания, то реализация принятых решений -это уже область моральной деятельности.
Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали. Он представляет собой объективную сторону морали, поскольку именно в деятельности мораль приобретает объективно значимую ценность, отражающую взаимосвязь личного и общественного интересов. Этим и определяется исключительная важность нравственного воспитания личности.
Первичным элементом моральной деятельности является поступок. Любое человеческое действие можно рассматривать как поступок, давая ему моральную оценку как обществом или группой людей, так и самим человеком. Нравственная оценка поступка складывается:
— из определения морального мотива, т.е. во имя чего совершается действие;
— положительного или отрицательного результата поступка для другого человека или общества, т.е. последствий поступка;
— выбора средств, используемых для достижения цели.
Необходимо уточнить, что поступок
может и не заключать в себе
материально ощутимого
Поступки являются отражением нравственного сознания личности. Поэтому нравственная деятельность и моральное сознание рассматриваются в неразрывном единстве. Такое понимание подчеркивает действенность морали. Более того, содержание и направленность нравственной деятельности, определяемые только через понимание нравственных отношений, свидетельствуют о тесной взаимосвязи всех трех элементов морали.
Третьим элементом морали являются моральные (нравственные) отношения - это те отношения, в которые вступают люди в процессе нравственной деятельности. Нравственные отношения складываются между личностью и обществом, личностью и группой людей, личностью и профессиональным коллективом, личностью и личностью. Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек познает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании личности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты. Следовательно, отношения предполагают определенные моральные обязательства и моральные права.
В самом общем виде выделяют следующие группы нравственных отношений: во-первых, отношения сотрудников к своей деятельности (целям, средствам, методам, объекту деятельности); во-вторых, служебные и внеслужебные отношения сотрудников.
Взаимоотношения сотрудников пенитенциарных учреждений. Они подразделяются на следующие уровни:
1) субординированные отношения личного состава - отношения между начальниками и подчиненными;
2) отношения между коллегами;
3) отношения между сотрудниками
УИС и осужденными (
4) отношения сотрудников с
5) отношения сотрудников и
6) внеслужебные отношения
Перечисленные отношения различны и по характеру, и по содержанию. Каждые из них предъявляют к сотрудникам особые нравственные требования, значительная часть из которых закреплена в нормативно-правовых документах.
Особенности взаимоотношений сотрудников пенитенциарных учреждений с лицами, находящимися в местах лишения свободы, выражаются в следующем.
1. Важнейшим условием выполнения
сотрудниками служебных задач
охраны прав и жизни
2. Среда исправительного
Немаловажную роль в предотвращении
и разрешении конфликтов играет позиция
сотрудников исправительных учреждений.
В отдельных случаях она
3. Успешное достижение цели
осужденных и их социальной адаптации после освобождения - зависит от
характера контактов
Осужденные должны знать, что не только администрация, но и общество положительно реагирует на их позитивно изменяющееся поведение, желание через определенное время вернуться к нормальной жизни. Это также является проявлением гуманизации УИС.
4. Все взаимоотношения
5. Соблюдение моральных норм, дисциплинированность сотрудника исправительного учреждения, его умение найти общий язык с осужденными, доверие с их стороны позволяют успешно исполнять повседневные служебные обязанности, этически грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях, значительно обостряющих проблемы морального выбора, соотношения целей и средств, профессионального риска.