Школы Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:01, лекция

Описание работы

В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киренская; 4) киническая. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя — по насмешливому прозвищу «пес», данному ее представителю — Диогену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

6. Специфические служебные нормы  поведения и общения в пенитенциарных учреждениях регламентируются нормативными правовыми актами и закрепляются нравственным опытом, традициями. Эти нормы образуют служебный этикет.

Рассмотрев сущность структурных  элементов морали, еще раз подчеркнем их тесную взаимосвязь и взаимовлияние.

Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций. Выделяют следующие основные функции морали:

1) регулятивную;

2) оценочную (аксиологическую); 

3) познавательную (информационную);    4) воспитательную;

5) коммуникативную и др.

Первостепенный интерес для  сотрудников пенитенциарной системы  представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета  интересов других людей, общества.  Следовательно, цель морального регулирования - утверждение основных нравственных принципов в общественных отношениях. Средством регулирования являются нравственные нормы, выработанные и утвердившиеся в ходе развития общества и определенной профессиональной группы.

Данная функция является своеобразным синтезом всех других функций. Однако отличительными ее чертами являются следующие. Во-первых, как отмечалось ранее, мораль проникает во все сферы общественной жизни, следовательно, она регулирует все взаимоотношения между людьми между человеком и обществом. Во-вторых, следование моральным нормам носит добровольный, а не принудительный характер. В-третьих, соблюдение требований морали обеспечивается общественным мнением, внутренним убеждением человека, его совестью. В-четвертых, идеальный характер моральных норм определяет путь нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития человека.

Воспитательная функция заключается  в переводе знаний о нравственных нормах, привычках, обычаях, нравах, общепризнанных образцах поведения, передаваемых из поколения в поколение, в систему нравственных убеждений личности. Значит, воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

Мораль способствует становлению  взглядов на цель и смысл жизни, осознанию  человеком своего достоинства, долга  перед другими людьми, обществом, самим собой, а также необходимости уважения к правам личности, достоинству других.

48. Нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам пенитенциарных учреждений

Высокая моральная чистота, общая  культура, безукоризненное поведение, строгое соблюдение законности - обязательные составляющие профессионализма работников УИС.

Наличие комплекса таких значимых качеств пенитенциарного работника, как верность долгу, справедливость, порядочность, умение воспринимать чужую боль, способность верить в человека, выдержка и самообладание, являются неотъемлемыми составляющими его профессионализма. Особое значение имеет неукоснительное соблюдение законности.

Лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, уже претерпевают определенные ограничения и поэтому особо чувствительны к любым действиям, ущемляющим их права и законные интересы. Кроме того, практика показывает, что отдельные серьезные нарушения режима отбывания наказания осужденными, и особенно такие, как массовые беспорядки, нередко связаны с незаконными действиями со стороны работников исправительных учреждений.

Острота требований к нравственной зрелости сотрудников следственных изоляторов и исправительных учреждений определяется и особенностями службы, которые заключаются в следующем:

1. Сотрудник УИС облечен большими властными полномочиями в решении вопросов жизнедеятельности осужденных.

2. Сотрудник УИС имеет разрешение  на принудительные санкции к  нарушителям режима, а в особых, определенных нормативными документами, случаях разрешение на применение оружия.

3. Для исправительных учреждений  характерен наиболее тесный контакт  с криминогенной средой по  сравнению с другими службами  и подразделениями, ведущими борьбу  с преступностью.

4. Исправительные учреждения отличаются  высокой степенью «закрытости».

5. Сотрудник УИС постоянно находится  в условиях стрессовых ситуаций, которые определяются угрозой эмоциональной и физической агрессии со стороны осужденных.

6. Следование сотрудником нравственным  принципам и нормам основано не только на внутреннем убеждении, но и подкрепляется нормативными актами.

В обобщенном виде моральные требования к сотруднику УИС состоят в следующем:

- отношение к человеку как  к высшей ценности, уважение и  защита прав, свобод и человеческого  достоинства осужденных (заключенных);

- строгое соблюдение законности;

- идейная убежденность в необходимости  и правоте своего дела;

- глубокое понимание социальной  значимости своей, роли, ответственности перед обществом, государством за поддержание правопорядка и закона;

- разумное и гуманное использование предоставленных сотруднику УИС законных прав в строгом соответствии с гражданским, служебным и нравственным долгом;

- принципиальность, бескомпромиссность, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- сознательная дисциплина, профессиональная солидарность, взаимопомощь;

- смелость и морально-психологическая  готовность к разумному риску  в экстремальных условиях;

- неподкупность, забота о профессиональной  чести, общественной репутации  сотрудника УИС;

- постоянное профессиональное и нравственное совершенствование, повышение уровня культуры, обязательное следование нормам служебного этикета;

- безупречность личного поведения  на службе и в быту.

Сотрудник пенитенциарной системы  должен не только знать, какие моральные  требования предъявляются к нему, но и реально, практически руководствоваться ими в своей работе, личной жизни. Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника.

Немаловажная роль в становлении  нравственности, формировании потребности  самосовершенствования, в поддержании в коллективе культуры взаимоотношений, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоподдержки при выполнении сложнейших служебных задач принадлежит руководящим звеньям органов, исполняющих наказания, которые всегда должны быть личным примером для подчиненных.

В их обязанности входит всестороннее изучение морально-деловых качеств  сотрудников, их отношения к службе, коллективу, гражданам, их увлечений, наклонностей, поведения в быту.

Главными задачами руководителей  пенитенциарных учреждений должны стать формирование у личного состава сознательного отношения к выполнению служебного долга; повышение уровня дисциплины, организованности, соблюдения законности; воспитание сотрудников на положительных традициях УИС, своего коллектива; привитие чувства ответственности за состояние дел в учреждении.

 

49. Профессионально-нравственная деформация

сотрудников уголовно-исполнительной системы:

сущность и особенности

Исправительные учреждения выполняют  одну из важнейших государственных функций по исполнению уголовных наказаний. Это обусловливает предъявление высоких требований к профессиональным и нравственным качествам сотрудников исправительных учреждений. Приоритетное место в системе этих качеств должна занимать устойчивость к профессиональной деформации.

Профессиональная деформация заключается  в следующих негативных изменениях и нарушениях в структуре личности сотрудника, возникающих в ходе выполнения им служебных обязанностей:

- во-первых, в гипертрофии профессионально  важных качеств: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм.

- во-вторых, в актуализации и развитии  негативных черт, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность1.

Решающим фактором, определяющим негативные изменения в личности сотрудника, является среда. Высокая степень «закрытости» исправительных учреждений чаще всего становится причиной систематических противоправных действий сотрудников по отношению к осужденным.

Профессиональная деформация личности сотрудника УИС есть негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов.

Особый интерес представляют собственно профессиональная, должностная и адаптивная деформация.

Собственно профессиональная деформация личности обусловлена ее тесным контактом  с криминогенной средой. Данной форме  присущи следующие признаки:

- использование в речи нецензурных выражений при общении с коллегами и осужденными, а также бранных слов-кличек по отношению к ним;

- постоянное употребление жаргона  как эффективного, по мнению сотрудников,  средства воспитательного воздействия  на осужденных;

- скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к осужденным, дифференциация этого отношения в зависимости от статуса, занимаемого осужденным;

- проявление грубости, морального  и физического унижения человеческого достоинства лиц, лишенных свободы;

- утрата чувствительности к человеческому  горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам;

- приверженность к стереотипам,  шаблонам в исправительной и  воспитательной работе с осужденными.

Среди признаков профессиональной деформации выделяется и недооценка сотрудниками УИС самообразования и самовоспитания.

Этому фактору в большинстве  случаев не придается должного значения. Тем не менее результаты психологических исследований свидетельствуют, что именно он является существенным фактором, препятствующим профессиональной деформации сотрудника системы исполнения наказаний .

Чем выше общий уровень интеллекта, тем меньше сотрудник заимствует в речи специфический жаргон осужденных, меньше проявлений «раболепия» перед начальством, тем более широк крут интересов и потребностей сотрудника, выше его ориентация на положительное в осужденном. Чем выше уровень развития интеллекта, тем выше оценка руководителем сотрудника, чем ниже уровень развития интеллекта, тем более выражена профессиональная деформация.

Должностная деформация связана в  основном с исполнением властных полномочий и проявляется в следующем:

- чувстве вседозволенности, неограниченности  своих властных полномочий и возможностей;

- властолюбии, стремлении к подавлению  воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека;

- нетерпимости к мнению других, критическим замечаниям;

- отсутствии умения видеть свои  ошибки, признавать их, а тем более исправлять, поступаясь амбициями;

- чинопочитании, угодничестве, ориентации  на руководящее мнение.

Адаптивная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к социальным условиям, нежелании  изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. «Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что в итоге приводит к последующей деформации»3. В реальной действительности ни один из видов деформации не проявляется отдельно.

Профессиональная деформация снижает  эффективность деятельности служебного коллектива исправительного учреждения. Ее отрицательные последствия сказываются и на личности сотрудника исправительного Учреждения.

Для своевременной нейтрализации  и профилактики негативных факторов нравственной деформации сотрудника и служебного коллектива в целом необходимо знать и учитывать основные причины появления этих факторов.

В наиболее общем виде причинами  деформации являются следующие.

Внешние причины нравственной деформации:

1) социальная нестабильность;

2) кризис идейных, правовых и нравственных идеалов;

3) низкая социально-правовая защищенность  сотрудников правоохранительных органов;

4) негативное освещение деятельности  правоохранительных органов в  средствах массовой информации  и в произведениях литературы  и искусства;

5) низкий социальный престиж  органов, исполняющих наказания.  Внутренние причины нравственной  деформации:

1) негативный пример руководства  (главная и основная причина);

2) низкие нравственность и правовая  культура коллектива;

3) отсутствие перспективы продвижения по должности;

4) постоянная чрезмерная моральная  и физическая усталость;

5) закрытость учреждений, исполняющих  наказания;

6) негативное влияние спецконтингента  на культуру и поведение сотрудников;

7) неудовлетворенность условиями  труда, материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда.

Деформация личности проявляется  в ее поведении, поступках. В наиболее общем виде она выражается:

1) в неадекватном профессиональном  стереотипе правонарушителя, осужденного;

2) некритичном отношении к специфической «культуре» в среде преступного мира, культивировании отдельных ее элементов;

3) обеднении лексикона в целом,  заимствовании жаргона преступного мира и его употреблении в общении не только с этой категорией лиц, но и с другими людьми (родными, знакомыми);

4) переносе стиля профессионального  общения с правонарушителями, осужденными в ситуации с другими людьми, когда это совсем не диктуется ситуацией;

5) значительном сужении круга  интересов, потребностей, снижении  их уровня;

6) «огрублении» личности в целом.

Опыт свидетельствует, что в  основе низкой служебной дисциплины, правонарушений и даже преступлений, совершенных сотрудниками УИС, лежит  не столько низкий профессионализм, сколько низкая нравственность и культура.

Профессионально-нравственная деформация может охватывать как отдельных членов служебного коллектива, так и весь коллектив в целом. Эта деформация характеризуется следующими показателями:

Информация о работе Школы Сократа