Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:01, лекция
В начале 4 в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киренская; 4) киническая. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя — по насмешливому прозвищу «пес», данному ее представителю — Диогену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу.
6. Специфические служебные нормы
поведения и общения в
Рассмотрев сущность структурных элементов морали, еще раз подчеркнем их тесную взаимосвязь и взаимовлияние.
Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций. Выделяют следующие основные функции морали:
1) регулятивную;
2) оценочную (аксиологическую);
3) познавательную (информационную); 4) воспитательную;
5) коммуникативную и др.
Первостепенный интерес для сотрудников пенитенциарной системы представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Регулятивная функция
Данная функция является своеобразным синтезом всех других функций. Однако отличительными ее чертами являются следующие. Во-первых, как отмечалось ранее, мораль проникает во все сферы общественной жизни, следовательно, она регулирует все взаимоотношения между людьми между человеком и обществом. Во-вторых, следование моральным нормам носит добровольный, а не принудительный характер. В-третьих, соблюдение требований морали обеспечивается общественным мнением, внутренним убеждением человека, его совестью. В-четвертых, идеальный характер моральных норм определяет путь нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития человека.
Воспитательная функция
Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми, обществом, самим собой, а также необходимости уважения к правам личности, достоинству других.
48. Нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам пенитенциарных учреждений
Высокая моральная чистота, общая культура, безукоризненное поведение, строгое соблюдение законности - обязательные составляющие профессионализма работников УИС.
Наличие комплекса таких значимых
качеств пенитенциарного
Лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, уже претерпевают определенные ограничения и поэтому особо чувствительны к любым действиям, ущемляющим их права и законные интересы. Кроме того, практика показывает, что отдельные серьезные нарушения режима отбывания наказания осужденными, и особенно такие, как массовые беспорядки, нередко связаны с незаконными действиями со стороны работников исправительных учреждений.
Острота требований к нравственной зрелости сотрудников следственных изоляторов и исправительных учреждений определяется и особенностями службы, которые заключаются в следующем:
1. Сотрудник УИС облечен большими властными полномочиями в решении вопросов жизнедеятельности осужденных.
2. Сотрудник УИС имеет
3. Для исправительных учреждений
характерен наиболее тесный
4. Исправительные учреждения
5. Сотрудник УИС постоянно
6. Следование сотрудником
В обобщенном виде моральные требования к сотруднику УИС состоят в следующем:
- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства осужденных (заключенных);
- строгое соблюдение законности;
- идейная убежденность в
- глубокое понимание социальной значимости своей, роли, ответственности перед обществом, государством за поддержание правопорядка и закона;
- разумное и гуманное использование предоставленных сотруднику УИС законных прав в строгом соответствии с гражданским, служебным и нравственным долгом;
- принципиальность, бескомпромиссность, объективность и непредвзятость в принятии решений;
- сознательная дисциплина, профессиональная солидарность, взаимопомощь;
- смелость и морально-
- неподкупность, забота о
- постоянное профессиональное и нравственное совершенствование, повышение уровня культуры, обязательное следование нормам служебного этикета;
- безупречность личного
Сотрудник пенитенциарной системы должен не только знать, какие моральные требования предъявляются к нему, но и реально, практически руководствоваться ими в своей работе, личной жизни. Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника.
Немаловажная роль в становлении нравственности, формировании потребности самосовершенствования, в поддержании в коллективе культуры взаимоотношений, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоподдержки при выполнении сложнейших служебных задач принадлежит руководящим звеньям органов, исполняющих наказания, которые всегда должны быть личным примером для подчиненных.
В их обязанности входит всестороннее изучение морально-деловых качеств сотрудников, их отношения к службе, коллективу, гражданам, их увлечений, наклонностей, поведения в быту.
Главными задачами руководителей пенитенциарных учреждений должны стать формирование у личного состава сознательного отношения к выполнению служебного долга; повышение уровня дисциплины, организованности, соблюдения законности; воспитание сотрудников на положительных традициях УИС, своего коллектива; привитие чувства ответственности за состояние дел в учреждении.
49. Профессионально-нравственная деформация
сотрудников уголовно-исполнительной системы:
сущность и особенности
Исправительные учреждения выполняют одну из важнейших государственных функций по исполнению уголовных наказаний. Это обусловливает предъявление высоких требований к профессиональным и нравственным качествам сотрудников исправительных учреждений. Приоритетное место в системе этих качеств должна занимать устойчивость к профессиональной деформации.
Профессиональная деформация заключается в следующих негативных изменениях и нарушениях в структуре личности сотрудника, возникающих в ходе выполнения им служебных обязанностей:
- во-первых, в гипертрофии профессионально важных качеств: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм.
- во-вторых, в актуализации и развитии негативных черт, таких как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность1.
Решающим фактором, определяющим негативные изменения в личности сотрудника, является среда. Высокая степень «закрытости» исправительных учреждений чаще всего становится причиной систематических противоправных действий сотрудников по отношению к осужденным.
Профессиональная деформация личности сотрудника УИС есть негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных действий и других поведенческих актов.
Особый интерес представляют собственно профессиональная, должностная и адаптивная деформация.
Собственно профессиональная деформация личности обусловлена ее тесным контактом с криминогенной средой. Данной форме присущи следующие признаки:
- использование в речи нецензурных выражений при общении с коллегами и осужденными, а также бранных слов-кличек по отношению к ним;
-
постоянное употребление
- скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к осужденным, дифференциация этого отношения в зависимости от статуса, занимаемого осужденным;
-
проявление грубости, морального
и физического унижения
-
утрата чувствительности к
-
приверженность к стереотипам,
шаблонам в исправительной и
воспитательной работе с
Среди признаков профессиональной деформации выделяется и недооценка сотрудниками УИС самообразования и самовоспитания.
Этому фактору в большинстве случаев не придается должного значения. Тем не менее результаты психологических исследований свидетельствуют, что именно он является существенным фактором, препятствующим профессиональной деформации сотрудника системы исполнения наказаний .
Чем выше общий уровень интеллекта, тем меньше сотрудник заимствует в речи специфический жаргон осужденных, меньше проявлений «раболепия» перед начальством, тем более широк крут интересов и потребностей сотрудника, выше его ориентация на положительное в осужденном. Чем выше уровень развития интеллекта, тем выше оценка руководителем сотрудника, чем ниже уровень развития интеллекта, тем более выражена профессиональная деформация.
Должностная деформация связана в основном с исполнением властных полномочий и проявляется в следующем:
- чувстве вседозволенности, неограниченности своих властных полномочий и возможностей;
-
властолюбии, стремлении к
- нетерпимости к мнению других, критическим замечаниям;
- отсутствии умения видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять, поступаясь амбициями;
- чинопочитании, угодничестве, ориентации на руководящее мнение.
Адаптивная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к социальным условиям, нежелании изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. «Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что в итоге приводит к последующей деформации»3. В реальной действительности ни один из видов деформации не проявляется отдельно.
Профессиональная деформация снижает эффективность деятельности служебного коллектива исправительного учреждения. Ее отрицательные последствия сказываются и на личности сотрудника исправительного Учреждения.
Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации сотрудника и служебного коллектива в целом необходимо знать и учитывать основные причины появления этих факторов.
В наиболее общем виде причинами деформации являются следующие.
Внешние причины нравственной деформации:
1) социальная нестабильность;
2) кризис идейных, правовых и нравственных идеалов;
3) низкая социально-правовая
4) негативное освещение
5) низкий социальный престиж
органов, исполняющих
1) негативный пример руководства (главная и основная причина);
2) низкие нравственность и
3) отсутствие перспективы продвижения по должности;
4) постоянная чрезмерная
5) закрытость учреждений, исполняющих наказания;
6) негативное влияние
7) неудовлетворенность условиями труда, материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда.
Деформация личности проявляется в ее поведении, поступках. В наиболее общем виде она выражается:
1) в неадекватном
2) некритичном отношении к специфической «культуре» в среде преступного мира, культивировании отдельных ее элементов;
3) обеднении лексикона в целом,
заимствовании жаргона
4) переносе стиля
5) значительном сужении круга интересов, потребностей, снижении их уровня;
6) «огрублении» личности в целом.
Опыт свидетельствует, что в основе низкой служебной дисциплины, правонарушений и даже преступлений, совершенных сотрудниками УИС, лежит не столько низкий профессионализм, сколько низкая нравственность и культура.
Профессионально-нравственная деформация может охватывать как отдельных членов служебного коллектива, так и весь коллектив в целом. Эта деформация характеризуется следующими показателями: