Шпаргалка по "Философии права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:43, шпаргалка

Описание работы

Предмет философии права. Современные дискуссии по этому вопросу.
Соотношение философии права и теории государства и права.
И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.

Файлы: 1 файл

FILOSOFIYa_PRAVA_OTVETY_K_ZAChETU.docx

— 237.06 Кб (Скачать файл)

К крупнейшим русским мыслителям того времени  можно отнести: Б. Н. Чичерина, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, И. В. Михайловского, Н. Н. Алексеева, С. Л. Франка, С. А. Муромцева, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова,  Л. И. Петражицкого, Г. Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, создавшим свои оригинальные философско-правовые концепции.

Философия права являлась одним из ведущих направлений русской общественной мысли конца XIX—начала XXв. В ней четко прослеживалось два основных направления: естественно-правовое и позитивистское.

Позитивизм — философское направление рассматривал всеобщие начала мироздания — бытие, абсолютное добро, свободу, как результат обобщения данных чувственного опыта, тем самым отрицая их онтологический статус. Основы позитивизма были заложены в середине XIX столетия в трудах французского ученого О.Конта, англичан Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. Позитивисты критиковали классическую философию права, считая, что эта наука должна отбросить метафизические умопостроения и сосредоточиться исключительно на критических исследованиях действующего права и понятийного аппарата юриспруденции.

В русской философии права позитивистские тенденции нашли свое выражение в правовой теории С. А. Муромцева (1850—1910) — известного юриста и общественного деятеля, профессора Московского университета, редактора «Юридического вестника», председателя I Государственной Думы. В его правовой концепции можно выявить типичное выражение «социологического позитивизма» в юриспруденции, развивавшегося на основе позитивистской философии О. Конта и Г. Спенсера. Задолго до западных теоретиков Муромцев выдвинул и разработал идеи социологического изучения права (с применением функционального и историко-сравнительного методов). С помощью социологической теории права он пытался оправдать судейское правотворчество, направленное на эволюционную замену абсолютистского режима либеральным правопорядком.

Н. М. Коркунов (1853—1904), полагая, что законы, управляющие явлениями органического и неорганического мира, применимы и к социальной жизни, выступал за социально-психологический детерминизм (закон психической наследственности). Выполнение этических норм, по происхождению субъективных, направлено на достижение общего интереса, поэтому они отличаются единством (единообразное понимание), универсальностью (использование во всех случаях жизни) и императивностью (обязательностью требований, имеющих целью согласовать интересы личности и общества). В свою очередь, этические нормы делятся на нравственные (нравственность) и юридические (право). Согласно Коркунову, нравственность решает более общие задачи, чем право: служит критерием оценки интересов, устанавливает их иерархичность по степени значимости (частный, общий), является руководящим началом человеческой деятельности в целом.

Оригинальная психологическая теория права была разработана Л. И. Петражицким (1867—1931) По его представлениям, реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов — с другой. Наблюдения являются фундаментальным методом изучения всех явлений, принадлежавших как к физическому, так и к духовному миру. Суть метода, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правом, с обязанностью, с запретом в той или иной ситуации. Смысл » том, что человек сам наблюдает за собой, за своей психикой, переживаниями, эмоциями при определенных действиях или бездействии. Однако, внутренние психические акты также могут быть подвергнуты внешнему наблюдению, поскольку при коммуникации с другими людьми они выражаются в телесных движениях. Наблюдая же за подобными действиями других людей, мы полагаем, что они основаны на аналогичном психическом опыте. В соответствии с данным методом все социально-правовые теории представляют собой исследование различных классов внешних и внутренних проявлений правового опыта. Эти позитивистские и эмпирические основания приводят к тому, что они фактически не рассматривают юридические правила и абстрактные правовые принципы в качестве решающего элемента для понимания правовых феноменов, а исследуют действительные механизмы человеческого сознания, испытывающего чувство долга, стыда или ответственности.

С глубокой и основательной критикой позитивистской трактовки права выступили крупнейшие русские философы-юристы, начиная с В. С. Соловьева. В противовес позитивистам они выдвинули идею возрождения теории естественного права на методологической основе, по преимуществу воспринятой от немецких философов. Понять особенности трактовки права и методологии его изучения в трудах представителей русской религиозно-нравственной философии можно, прежде всего рассмотрев особенности понимания ими онтологических и этических оснований права, соотношения права и нравственности, свободы и ответственности личности, трактовки ими вопроса об общественно-правовом идеале. В рамках естественно-правовой теории, предполагающей дихотомию права и закона, разрабатывается концепция правового государства. Естественное право, органично включая в себя правовые, философские и религиозные идеи начинает в конце XIX — начале XX в. приобретать роль основного философско-правового течения, которое в той или иной мере разрабатывали видные русские философы, юристы, такие как Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С.А.Котляревский, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. В. Спекторский, Е. Н.Трубецкой, Ф.В.Тарановский, А. С. Ященко и др.

Вывод: Своеобразие отечественной философии права можно свести к нескольким моментам: во-первых, это своеобразие формы и стиля изложения в развитие западных идей; во-вторых, суть самих идей, которые основывались прежде всего на отношении права и нравственности, свободы и обязанности, материального и духовного. Акцент делался на самобытном понимании внутренней, духовной жизни, что на деле означало совершенно новый аспект, новый круг идей и понятий.

В русской философии права преобладающее значение имеет стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта, как чувственного, так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. В ней большое значение имела интеллектуальная интуиция, нравственный, социально-правовой опыт личности, а также религиозный опыт народа, устанавливающий связь человека с Богом.

 

22. Б. Н. Чичерин: право, гражданское  общество и государство.

В своих общефилософских и философско-правовых воззрениях Чичерин (1829-1904) находился под заметным влиянием идей Гегеля и Канта. Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом [См. подробнее:Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин). М., 1975; Он же. Чичерин. М., 1984.]. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.

Вытеснение метафизики позитивистскими учениями во II половине XIX в. привело, по оценке Чичерина, к упадку философии права, которая ранее занимала "выдающееся место в ряду юридических наук" и была "одним из важнейших предметов преподавания в университетах" [ Чичерин Б. Н. Философия права. М., 1900. С. 1.]. Своей метафизической философией права Чичерин и стремился содействовать возрождению былой значимости этой научной дисциплины.

Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечал он, обусловлены тем, что "область права не исчерпывается положительным законодательством" [Там же. С. 1.].

Отмечая определенные недостатки гегелевской философии права, Чичерин вместе с тем считал, что именно она должна быть взята за основу возрождающейся философией права для выхода из сложившейся ситуации. Поэтому, писал он, "мы должны примкнуть к Гегелю, который представляет последнее слово идеалистической философии" [Там же.С. 24.].

В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутствуют два противоположных элемента: "Духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе. Поэтому основной вопрос заключается в отношении закона к свободе" [Там же. С. 83. ].

Это отношение закона к свободе может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). "Первое, - поясняет Чичерин, - касается внешних действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуждениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождается право; второе составляет источник нравственности" [Там же. ].

Чичерин выступает против смешения права и нравственности, за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя юридический закон и нравственный закон имеют общий источник - признание человеческой личности. "Право, - подчеркивает он, - не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека. Эти корни лежат в потребностях человеческого общежития" [Там же. С. 89. ]. И вытекающие из общежития "юридические законы независимы от нравственных" [Там же. С. 90 ]. Но в плане взаимодействия права и нравственности Чичерин отмечает, что "нравственность служит иногда восполнением права" и там, где юридический закон оказывается недостаточным, "нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы " [Там же. С. 91. ].

Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом" [Там же. С. 84. ]. В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.

По поводу соотношения положительного и естественного права и направлений влияния второго на первое Чичерин замечает: "Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда рождается понятие о праве естественном, в противоположность положительному. Это - не действующий, а потому принудительный закон, а система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства. Она и составляет содержание философии права" [Там же. С. 94. ].

Философию права Чичерин, таким образом, понимает как философию естественного права.

В конкретно-историческом плане речь шла об обосновании Чичериным необходимости реформирования российского самодержавного строя и продвижения к буржуазному гражданскому обществу и наследственной конституционной монархии. При этом Чичерин развивал идеи охранительного либерализма, лозунг которого он формулировал так: "либеральные меры и сильная власть" [ Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 200.].

Своей философией права, критикой юридико-позитивистских концепций, настойчивой защитой государственно-правовых форм либерализма и свободы личности Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие юридических и философско-правовых исследований в России. Влияние его идей испытали Е. Н. Трубецкой, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Н. А. Бердяев и многие другие русские юристы и философы права.

 

23. П. И. Новгородцев: общественный  идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.

Философско-правовая концепция Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права [ Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. ].

Для внедрения в современную позитивистскую юриспруденцию нравственных идеалов, согласно Новгородцеву, "требуется именно возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением" [ Новгородцев П. И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12. ]. По его оценке, "естественное право представляет собою неискоренимую потребность человеческого мышления и исконную принадлежность философии права" [ Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права. Учения Нового времени. XVI-XIX вв. Изд. 3-е. М., 1914. С. 110. ]. Сущность естественного права состоит в "этическом критицизме", и ему "свойственно стремление оценивать факт существующего с этической точки зрения. Но именно в этом и состоит задача философии права" [Там же. С. 111. ].

Естественное право противопоставляется праву положительному как идеал для последнего, "создаваемый в виду недостатков и несовершенств положительных установлений" [Там же.С. 111.]. Своеобразие естественноправовой позиции Новгородцева в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала (идеального, естественного права) и действительности (позитивного права, закона). Поэтому естественное право в трактовке Новгородцева выступает по отношению к закону (к действующему позитивному праву) не как собственно право (правовое начало), а как реформаторский нравственный идеал для совершенствования законодательства.

 

24. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема  борьбы со злом.

Духовная сопринадлежность людей, племен и наций естественно ведет их к организации жизни на основах общего права, общей власти и общей территории. Однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры составляют глубочайшую и подлинную основу всякого государственного единения. Именно эта связь - самая утонченная и подчас наименее сознательная и уловимая- творит самое могучее, самое нерасторжимое, безусловное и священное соединение людей в правовые и государственные союзы. Государство определяется именно тем, что оно есть положителъно- правовая форма родины, а родина есть его творческое, духовное содержание. Отсюда- сущность государства, его способ бытия, его обоснование, его цель, его средства и нормальное строение.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии права"