Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка
1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.
Материя - (лат. materia -- вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция, в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма. Матеpия - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит.
Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Гераклит считали, что существует материал, из которого состоят все вещи. Фалес - все состоит из воды, Анаксимен - из воздуха, Гераклит - из огня. Это вещество они рассматривали как первоматерию, лежащую в основе всех вещей, субстанцию мира. Демокрит - атомистическая концепция материи (атом - элемент, частица мира, его субстанция).
Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относится к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух.
Философы Нового времени акцентировали своё внимание на атрибутивных св-вах материи. Сущность материи ими виделась не столько в телесности как определяющем её признаке, сколько в таких свойствах, как протяжённость, твёрдость, проницаемость, плотность и т.д. Материалист Нового времени П.Гольбах полагал, что "по отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных изменениях, производимых в нас этими веществами”. Ломоносов: сущность материи в ее протяженности, инерции, силе, фигуре. Декарт отождествлял материю с протяжением. Однако, философы Нового времени говорили не только о свойствах, но и о субстрате (атомах, элементах, корпускулах) как их носителе.
Матеpия внутpенне активна, она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии, и «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы».
Структурность материи. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100.
Всего существует 4 концепции материи: а) вещественная, б) эфирная, в) атрибутивная, г) диалектико-материалистическая. Существует 2 концепции: 1) непрерывного строения мира (бесконечное деление материи, и все качества по мере углубления в строение материи повторяются); 2) [Декарт] прерывного строения мира (материя состоит из последних неделимых частиц, свойства которых отличаются от свойств тел). В теории атомизма сложилась идея иерархического строения материи.
Атрибуты материи (субстанции):
1) Несотворимость и
2) Движение - сущностный атрибут
материи, это способ ее
3) Пространство - форма бытия
материи, характеризуемая
4) Время - форма бытия
материи, характеризуемая
17. Пространство
и время как форма
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: - объективность и независимость от сознания человека; - их абсолютность как атрибутов материи; - неразрывная связь друг с другом и движением; - единство прерывного и непрерывного в их структуре; - зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах; - количественная и качественная бесконечность.
Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.
Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.
Так, ко всеобщим свойствам пространства относятся: - протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; - связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел; - относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры Фролов Введение в философию: в 2-х томах. М., 1989 г..
Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с внешними полями.
Пространство одной
К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.), длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.
Существование каждого тела
имеет начало и конец, поэтому
время существования этого тела
конечно и прерывно. Но при этом
материя не возникает из ничего и
не уничтожается, а только меняет формы
своего бытия. Отсутствие разрывов между
моментами и интервалами
Специфические свойства времени: - конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы) ; - одновременность событий (они всегда относительны) ; - ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.
Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления.
18. Проблема единства мира в философии. Проблема единства мира. Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики.
С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Проблема единства мира является
одной из древнейших проблем в
философии. Решение указанной проблемы
непосредственно зависит от исходной
мировоззренческой позиции, на которой
стоит тот или иной философ. В
идеалистическом направлении
Начиная с XVIII века, когда
наука окончательно оформилась в
самостоятельную сферу
Создание теории относительности
и квантовой механики в XX столетии
существенно расширило и
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
19. Проблема сознания в истории философии. В истории философии существовало много философских представлений о сознании. Уже в глубокой древности, люди задумывались над таинством своего внутреннего мира, что привело их к рассуждениям о душах, духах и т.д. Так на заре человечества возник анимизм – верование в то, что душа и духи оказывают влияние на жизнь людей и все живое. Подобные представления о мире несколько позже в той или иной форме составили основу различных религий. В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека (душа), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна и способна к самостоятельному существованию. Древнегреческий философ Платон впервые разделил все сущее на два вида реальностей – материальную и идеальному, и два мира – мир вещей и мир идей. По мнению Платона, идеи являются источником всех вещей и их разнообразия. По Платону сознание отдельного человека непосредственно отождествляется с его душой, которая будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело как в свою «темницу», а до рождения и после смерти пребывает в мире духовных сущностей, т.е. в мире вечных идей, созерцая и познавая их. Однако в древности были и другие представления о душе. Демокрит рассматривал душу как своеобразное сочетание особых чувственных атомов, т.е. душа у него имела материальную сущность. В трактате Аристотеля «О душе» душа является выражением внутреннего мира человека, но не имеет самостоятельной сущности и подчиняется общим законам жизни космоса. В средние века сознание рассматривалось как важнейший атрибут (свойство) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то сознание есть дар и искра Божья. Считалось что душа бессмертна и выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. В христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена не только телесной оболочкой, которая именовалась греховной, но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки «умствования» оценивались церковниками отрицательно, а авторы их приговаривались к церковным покаяниям и другим наказаниям.