Проблема сознания была трудной
и для материалистической философии.
Так, в эпоху Возрождения и
позже, в лоне материализма, возникали
философские учения, которые неправомерно
распространяя психические процессы
на все тела природы, приходили к
утверждению об универсальной одушевленности
материи. Подобные рассуждения разделял
и голландский материалист Спиноза,
считавший, что сознание, мышление является
свойством, которое присуще всей
природе. Ошибочность подобных учений
состояла в том, что они игнорировали
качественные различия между живой
и прежде органической, прежде всего
мыслящей материей. Другой ошибочный
подход проявился в трактовке
сознания с позиций так называемой
вульгарного, упрощенного материализма
(Бьюхнер, Фогт). В нем сознание отождествлялось
с физиологическими процессами, протекающими
в мозгу человека. Оно представлялось
своеобразным движением «мозгового
вещества» и якобы мозг выделяет
мысль, как печень желчь. Содержание
мозгового вещества связывалось
с составом пищи. Соответственно был
сформулирован тезис «Человек есть
то что он ест». Подобные представления,
отождествляющие сознание с материей,
являются несостоятельными. Хотя сознание
и связано с определенными
физиологическими процессами мозга, оно
несводимо к этим процессам. Мысль
это образ предметов и явлений
мира, но образ не материальный, а
идеальный. Это действительность, соответствующим
образом преобразованная в голове
человека.
Шагом вперед к пониманию
действительной сущности сознания были
взгляды французских философов
материалистов XVIIIв. (Гольбах). Они обосновывали
тезис о том, что сознание – это особая
функция человеческого мозга, с помощью
которой человек отражает внешний мир.
Мозг есть носитель этой функции, и его
гибелью исчезает и сознание, и душа.
Подлинное научное объяснение
сущности и природы сознания впервые
в истории философии и науки
дала диалектико-материалистическая философия,
возникшая в середине 19в. Первое
положение этой философии утверждает,
что сознание представляет собой
продукт материи, свойство материи,
но не всей, а только высокоорганизованной-человеческого
мозга. 2е положение говорит о
том что сознание есть высшая форма
отражения внешнего мира, она присуща
только человеку. Сознание это форма
нормально функционирующего мозга,
заключающаяся в эмоционально-волевом
и чувственно-рациональном отражении
объективной действительности. Сознание
являются субъективным образом объективного
мира. 3е положение связано с
пониманием того, что хотя сознание
– свойство высокоорганизованной материи
человеческого мозга, но одного мозга
человека для функционирования сознания
недостаточно. Дело в том, что мыслит
и осознает действительность не мозг
сам по себе, а общественное, социальное
существо-человек, обладающий нормально
функционирующим мозгом. Отсюда следует,
что сознание по своей природе
социально, т.е. возникает, функционирует
и проявляет себя посредством
языка только в человеческом обществе.
20. Сознание как
свойство высокоорганизованной
материи.
Диалектико-материалистическая
философия дает свое объяснение сложной
проблеме сознания. В этом объяснении
особенно важными являются три положения,
которые показывают неразрывную
связь сознания с материей и его
вторичность, раскрывают его специфику
и обосновывают его соц. природу.
Первое положение этой
философии утверждает, что сознание
представляет собой продукт материи,
свойство материи, но не всей, а только
высокоорганизованной-человеческого
мозга. Все явления сознания (души)
неразрывно связаны с существованием
мозга и его материальной деятельностью.
Зависимость сознания от деятельности
мозга обнаруживаются постоянно. Так,
когда в результате заболевания
или травмы нарушается нормальная деятельность
коры больших полушарий головного
мозга, его сознание, сразу же или
частично расстраиваются.
2е положение говорит
о том что сознание есть
высшая форма отражения внешнего
мира, она присуща только человеку.
Сознание это форма нормально
функционирующего мозга, заключающаяся
в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном
отражении объективной действительности.
Сознание являются субъективным
образом объективного мира. Сознание
- это образ, копия, отображение
материального, но само оно
не материально. Оно есть идеальное
в том смысле, что образ –
это не вещь. В образе вещь
дана в преобразованном виде,
как идеальное. Однако образ,
если он верно отражает материальное,
объективен по своему содержанию.
Но в то же время он не
тождественен материальному и
вторичен по отношению к нему.
Сознание всегда предполагает
и определенное отношение человека
к окружающему миру, оно всегда
и самосознание, т.е. выделение
человеком себя из остального
мира, осознание смысла своей
жизни и собственной деятельности.
3е положение связано
с пониманием того, что хотя
сознание – свойство высокоорганизованной
материи человеческого мозга,
но одного мозга человека для
функционирования сознания недостаточно.
Дело в том, что мыслит и
осознает действительность не
мозг сам по себе, а общественное,
социальное существо-человек, обладающий
нормально функционирующим мозгом.
Отсюда следует, что сознание
по своей природе социально,
т.е. возникает, функционирует
и проявляет себя посредством
языка только в человеческом
обществе.
Сознание возникает у
человека не на уровне индивида, а общества.
Биологически оно не наследуется, и
если в период, благоприятный для
возникновения и формирования речи
и мышления ребенок изолирован от
людей, то сознание как таковое не
возникает.
История знает немало примеров,
когда дети в в младенческом возрасте
оказавшись на длительное время оторванными
от общения с людьми, навсегда потеряли
способность стать полноценными
людьми с точки зрения овладения
языком, и развитием сознания. Человек
обретает сове сознание лишь по мере включения
в мир человеческой культуры, которая
является воплощением и хранителем
совокупного опыта человечества.
Итак, сознание по своей природе
социально, т.е. возникает только в
человеческом обществе, но непосредственным
носителем сознания является отдельный
человек – индивид. Ведь мышление
существует только как индивидуальное
мышление многих миллионов прошедших,
настоящих и будущих людей.
21. Происхождение
сознания. Отражение как свойство
материи. Отражение - всеобщее свойство
материи воспроизводить в своих свойствах
особенности других объектов, с которыми
произошло взаимодействие.
Основные свойства
отражения: неживая природа:
а) в результате отражения
свойства отражаемого объекта передаются
отражающему в виде следа, копии
или отпечатка
б) воздействие одного объекта
на другой не стимулирует активности
этих объектов; живая природа:
а) отражение активно;
б) оно всегда целенаправленно;
в) оно может носить опережающий
характер;
г) оно несет функциональный
характер.
Общие свойства отражения
а) оно воспроизводит свойства отражаемого
объекта лишь частично; б) упорядоченность
отражаемого объекта воспроизводится
с большими или меньшими искажениями.
Эти особенности присущи
любому отражению, но характер
отражения меняется с возникновением
жизни. Т.к. перевод системы
из состояния менее удовлетворяющему
некоторым требованиям, в состояние
более удовлетворяющее ему называется
управлением, то любой живой
организм самоуправляющаяся система.
В результате длительного отбора
способность организмов реагировать
на внешние воздействия все
более совершенствовалась. Наконец
произошел качественный скачок
и возникла нервная система.
В ходе биологической эволюции
нервная система усложняется.
В процессе развития вида в
мозгу возникают новые структуры,
в процессе развития особи
вырабатываются новые программы
деятельности, сохраняемые в памяти.
В результате этого поведение
животного все более определяется
внутренними программами. С усложнением
телесной организации растет
удельный вес форм поведения
вырабатываемых в индивидуальной
жизни особи, возрастает значение
головного мозга.
У человека происходит
качественный скачок и возникает
сознание. Сознание-высшая, свойственная
лишь человеку форма отражения
объективной действительности. Сознание
представляет собой единство
психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком
объективного мира и своего
собственного бытия.С самого рождения
человек попадает в мир предметов,
созданных предыдущими поколениями
и формируется как таковой
лишь в процессе обучения целенаправленному
их использованию, которое происходит
лишь в процессе общения. Именно
потому, что человек относится
к объектам с пониманием, со
знанием, способ его отношения
к миру называется сознанием.
Любое ощущение или чувство
является частью сознания так
как обладает значением и смыслом.
Однако сознание не есть только
знание или языковое мышление.
С другой стороны нельзя отождествлять
сознание и психику, т.к. не
все психические процессы включаются
в данный момент в сознание.
Оно возникло в процессе общественно-производственной
деятельности человека и неразрывно
связанно с языком.
Сознание существует в 2 формах
общественном и индивидуальном. Основными
подходами к происхождению сознания
были следующие: Платон: тело человека
- вместилище бессмертной души и
ее раб, бестелесная душа управляет
всем во вселенной. Христианство: разум
человека,его мышление- искорка божественного
разума. Именно он мыслит, желает, чувствует
в человеческом сознании. Декарт: сознание-
внепространственная субстанция, впервые
рассматривает проблему самосознания.
Гегель: С. - одно из воплощений всемирного
разума. Впервые рассматривает социально
- историческую природу сознания, говорит
о принципе историзма. В ХХ веке возникает
теория отражения .Согласно этой теории
сознание это высшая форма отражения.
Таким образом сознание формируется
деятельностью чтобы затем влиять
на эту деятельность, определяя и
регулируя ее. Формы общественного
сознания:
1) Политическое - совокупность
полит. доктрин, концепций, программ,
взглядов и представлений. Возникает
вместе с появлением классов,
но оказывает сильнейшее влияние
на др. формы общественного сознания,
в т.ч. и на экономику. Особенность:
она выражает коренные интересы
различных больших социальных
групп.
2) Право - совокупность
норм и правил поведения людей,
утвержденных государством.
3) Мораль - совокупность норм
поведения, не установленных государством.
(обеспечиваются традициями, общественным
мнением, авторитетом всего общества).
4) Художественное - духовная
деятельность людей в сфере
культурной жизни, которая затрагивает
какие-то струны души, волнует,
вызывает раздумья, доставляет удовольствие
или неудовлетворение.(книги, фильмы,
картины, музыка и др.)
5) Религиозное - религиозные
верования в духовной жизни
общества. 6) Наука - научные представления.
22.Роль труда
и языка в возникновении и
развитии сознания. Развитие психики у высших животных
свидетельствует о том, что сознание имеет
свою биологическую предпосылку. Оно как
бы вырастает из психики. Поэтому между
человеком и животным нет непроходимой
грани. Психическая форма отражения, которая
появилась на определенной ступени развития
живых организмов, не осталась неизменной.
Она непрерывно совершенствовалась, и
под воздействием определенных факторов
превратилась в качественно новую форму
отражения – сознание, присущее лишь человеку.
Этими факторами были – труд и членораздельная
речь.
Первым и главным условием
превращения обезьяны в человека
и возникновения сознания была трудовая
деятельность. Труд в первоначальных
его формах выступал как процесс
изготовления средств производства,
т.е. орудий труда. Он присущ только человеку,
ибо в основе своей имеет целенаправленную
сознательную деятельность. Животные
действуют инстинктивно и никогда
не изготавливают орудия труда, преследуя
определенные цели. Это связано с
тем что у них отсутствует
мышление – способность оперировать
идеальными образами отражать реальность
в обобщенной идеальной форме, т.е.
создавать понятия и осуществлять
с ними логические операции.
На возникновение и
развитие сознания оказывал свое влияние
не только труд, но и появление языка,
членораздельной речи. Язык, возникший
вместе с сознанием на основе трудовой
деятельности, являлся фактором, который
помог становлению человека разумного.
Язык – это способ выражения
человеческой мысли и ее сохранения.
Язык выступает основной формой, в
которой протекает мыслительная
деятельность человека. Язык служит средством
понимания не только чужих мыслей
но и своих собственных. В речи
человек фиксирует свою мысль
и имеет возможность подвергать
ее анализу. Возникновение членораздельной
речи, с одной стороны, стало сильнейшим
средством развития познания, а с
другой, у людей с помощью языка
выработался мощный социальный способ
передачи опыта и информации. Это
обеспечило преемственность знаний,
традиций, культур, что, в свою очередь,
стало мощным стимулом и основой
дальнейшего развития и совершенствования
языка. Таким образом, труд, язык, сознание
настолько взаимосвязаны, что происхождение
и развитие каждого из них невозможно
без этой взаимосвязи.