Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Проблема сознания была трудной  и для материалистической философии. Так, в эпоху Возрождения и  позже,  в лоне материализма, возникали  философские учения, которые неправомерно распространяя психические процессы на все тела природы, приходили к  утверждению об универсальной одушевленности материи. Подобные рассуждения разделял и голландский материалист Спиноза, считавший, что сознание, мышление является свойством, которое присуще всей природе. Ошибочность подобных учений состояла в том, что они игнорировали качественные различия между живой  и прежде органической, прежде всего  мыслящей  материей. Другой ошибочный  подход проявился в трактовке  сознания с позиций так называемой вульгарного, упрощенного материализма (Бьюхнер, Фогт). В нем сознание отождествлялось  с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно представлялось своеобразным движением «мозгового вещества» и якобы мозг выделяет мысль, как печень желчь. Содержание мозгового вещества связывалось  с составом пищи. Соответственно был  сформулирован тезис «Человек есть то что он ест». Подобные представления, отождествляющие сознание с материей, являются несостоятельными. Хотя сознание и связано с определенными  физиологическими процессами мозга, оно  несводимо к этим процессам. Мысль  это образ предметов и явлений  мира, но образ не материальный, а  идеальный. Это действительность, соответствующим  образом преобразованная в голове человека.

Шагом вперед к пониманию  действительной сущности сознания были взгляды французских философов  материалистов XVIIIв. (Гольбах). Они обосновывали тезис о том, что сознание – это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носитель этой функции, и его гибелью исчезает и сознание, и душа.

Подлинное научное объяснение сущности и природы сознания впервые  в истории философии и науки  дала диалектико-материалистическая философия, возникшая в середине 19в. Первое положение этой философии утверждает, что сознание представляет собой  продукт материи, свойство материи, но не всей, а  только высокоорганизованной-человеческого  мозга. 2е положение говорит о  том что сознание есть высшая форма  отражения внешнего мира, она присуща  только человеку. Сознание это форма  нормально функционирующего мозга, заключающаяся в эмоционально-волевом  и чувственно-рациональном отражении  объективной действительности. Сознание являются субъективным образом объективного мира. 3е положение связано с  пониманием того, что хотя сознание – свойство высокоорганизованной материи  человеческого мозга, но одного мозга  человека для функционирования сознания недостаточно. Дело в том, что мыслит и осознает действительность не мозг сам по себе, а общественное, социальное существо-человек, обладающий нормально  функционирующим мозгом. Отсюда следует, что сознание по своей природе  социально, т.е. возникает, функционирует  и проявляет себя посредством  языка только в человеческом обществе.

 

20. Сознание как  свойство высокоорганизованной  материи.

Диалектико-материалистическая философия дает свое объяснение сложной  проблеме сознания. В этом объяснении особенно важными являются три положения, которые показывают неразрывную  связь сознания с материей и его  вторичность, раскрывают его специфику  и обосновывают его соц. природу.

Первое положение этой философии утверждает, что сознание представляет собой продукт материи, свойство материи, но не всей, а  только высокоорганизованной-человеческого  мозга. Все явления сознания (души) неразрывно связаны с существованием мозга и его материальной деятельностью. Зависимость сознания от деятельности мозга обнаруживаются постоянно. Так, когда в результате заболевания  или травмы нарушается нормальная деятельность коры больших полушарий головного  мозга, его сознание, сразу же или  частично расстраиваются.

2е положение говорит  о том что сознание есть  высшая форма отражения внешнего  мира, она присуща только человеку. Сознание это форма нормально  функционирующего мозга, заключающаяся  в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном  отражении объективной действительности. Сознание являются субъективным  образом объективного мира. Сознание - это образ, копия, отображение  материального, но само оно  не материально. Оно есть идеальное  в том смысле, что образ –  это не вещь. В образе вещь  дана в преобразованном виде, как идеальное. Однако образ,  если он верно отражает материальное, объективен по своему содержанию. Но в то же время он не  тождественен материальному и  вторичен по отношению к нему. Сознание всегда предполагает  и определенное отношение человека  к окружающему миру, оно всегда  и самосознание, т.е. выделение  человеком себя из остального  мира, осознание смысла своей  жизни и собственной деятельности.

3е положение связано  с пониманием того, что хотя  сознание – свойство высокоорганизованной  материи человеческого мозга,  но одного мозга человека для  функционирования сознания недостаточно. Дело в том, что мыслит и  осознает действительность не  мозг сам по себе, а общественное, социальное существо-человек, обладающий  нормально функционирующим мозгом. Отсюда следует, что сознание  по своей природе социально,  т.е. возникает, функционирует  и проявляет себя посредством  языка только в человеческом  обществе.

Сознание возникает у  человека не на уровне индивида, а общества. Биологически оно не наследуется, и  если в период, благоприятный для  возникновения и формирования речи и мышления ребенок изолирован от людей, то сознание как таковое не возникает.

История знает немало примеров, когда дети в в младенческом возрасте оказавшись на длительное время оторванными  от общения с людьми, навсегда потеряли способность стать полноценными людьми с точки зрения овладения  языком, и развитием сознания. Человек  обретает сове сознание лишь по мере включения  в мир человеческой культуры, которая  является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества. Итак, сознание по своей природе  социально, т.е. возникает только в  человеческом обществе, но непосредственным носителем сознания является отдельный  человек – индивид. Ведь мышление существует только как индивидуальное мышление многих миллионов прошедших, настоящих и будущих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Происхождение  сознания. Отражение как свойство  материи. Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

 Основные свойства  отражения: неживая природа: 

а) в результате отражения  свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии  или отпечатка 

б) воздействие одного объекта  на другой не стимулирует активности этих объектов;  живая природа:

а) отражение активно;

б) оно всегда целенаправленно;

в) оно может носить опережающий  характер;

г) оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения  а) оно воспроизводит свойства отражаемого  объекта лишь частично; б) упорядоченность  отражаемого объекта воспроизводится  с большими или меньшими  искажениями.

 Эти особенности присущи  любому отражению, но характер  отражения меняется с возникновением  жизни. Т.к. перевод системы  из состояния менее удовлетворяющему  некоторым требованиям, в состояние  более удовлетворяющее ему называется  управлением, то любой живой  организм самоуправляющаяся система.  В результате длительного отбора  способность организмов реагировать  на внешние воздействия все  более совершенствовалась. Наконец  произошел качественный скачок  и возникла нервная система.  В ходе биологической эволюции  нервная система усложняется.  В процессе развития вида в  мозгу возникают новые структуры,  в процессе развития особи  вырабатываются новые программы  деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение  животного все более определяется  внутренними программами. С усложнением  телесной организации растет  удельный вес форм поведения  вырабатываемых в индивидуальной  жизни особи, возрастает значение  головного мозга.

 У человека происходит  качественный скачок и возникает  сознание. Сознание-высшая, свойственная  лишь человеку форма отражения  объективной действительности. Сознание  представляет собой единство  психических процессов, активно  участвующих в осмыслении человеком  объективного мира и своего  собственного бытия.С самого рождения  человек попадает в мир предметов,  созданных предыдущими поколениями  и формируется как таковой  лишь в процессе обучения целенаправленному  их использованию, которое происходит  лишь в процессе общения. Именно  потому, что человек относится  к объектам с пониманием, со  знанием, способ его отношения  к миру называется сознанием.  Любое ощущение или чувство  является частью сознания так  как обладает значением и смыслом.  Однако сознание не есть только  знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять  сознание и психику, т.к. не  все психические процессы включаются  в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной  деятельности человека и неразрывно  связанно с языком.

Сознание существует в 2 формах общественном и индивидуальном. Основными  подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и  ее раб, бестелесная душа управляет  всем во вселенной. Христианство: разум  человека,его мышление- искорка божественного  разума. Именно он мыслит, желает, чувствует  в человеческом сознании. Декарт: сознание- внепространственная субстанция, впервые  рассматривает проблему самосознания. Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит  о принципе историзма. В ХХ веке возникает  теория отражения .Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется  деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и  регулируя ее. Формы общественного  сознания:

1) Политическое - совокупность  полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает  вместе с появлением классов,  но оказывает сильнейшее влияние  на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность:  она выражает коренные интересы  различных больших социальных  групп. 

2) Право - совокупность  норм и правил поведения людей,  утвержденных государством.

3) Мораль - совокупность норм  поведения, не установленных государством. (обеспечиваются традициями, общественным  мнением, авторитетом всего общества).

4) Художественное - духовная  деятельность людей в сфере  культурной жизни, которая затрагивает  какие-то струны души, волнует,  вызывает раздумья, доставляет удовольствие  или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5) Религиозное - религиозные  верования в духовной жизни  общества. 6) Наука - научные представления.

 

 

22.Роль труда  и языка в возникновении и  развитии сознания. Развитие психики у высших животных свидетельствует о том, что сознание имеет свою биологическую предпосылку. Оно как бы вырастает из психики. Поэтому между человеком и животным нет непроходимой грани. Психическая форма отражения, которая появилась на определенной ступени развития живых организмов, не осталась неизменной. Она непрерывно совершенствовалась, и под воздействием определенных факторов превратилась в качественно новую форму отражения – сознание, присущее лишь человеку. Этими факторами были – труд и членораздельная речь.

Первым и главным условием превращения обезьяны в человека и возникновения сознания была трудовая деятельность. Труд в первоначальных его формах выступал как процесс  изготовления средств производства, т.е. орудий труда. Он присущ только человеку, ибо в основе своей имеет целенаправленную сознательную деятельность. Животные действуют инстинктивно и никогда  не изготавливают орудия труда, преследуя  определенные цели. Это связано с  тем что у них отсутствует  мышление – способность оперировать  идеальными образами  отражать реальность в обобщенной идеальной форме, т.е. создавать понятия и осуществлять с ними логические операции.

На возникновение и  развитие сознания оказывал свое влияние  не только труд, но и появление языка, членораздельной речи. Язык, возникший  вместе с сознанием на основе трудовой деятельности, являлся фактором, который  помог становлению человека разумного.

Язык – это способ выражения  человеческой мысли и ее сохранения. Язык выступает основной формой, в  которой протекает мыслительная деятельность человека. Язык служит средством  понимания не только чужих мыслей но и своих собственных. В речи человек фиксирует свою мысль  и имеет возможность подвергать ее анализу. Возникновение членораздельной  речи, с одной стороны, стало сильнейшим средством развития познания, а с  другой, у людей с помощью языка  выработался мощный социальный способ передачи опыта и информации. Это  обеспечило преемственность знаний, традиций, культур, что, в свою очередь, стало мощным стимулом и основой  дальнейшего развития и совершенствования  языка. Таким образом, труд, язык, сознание настолько взаимосвязаны, что происхождение  и развитие каждого из них невозможно без этой взаимосвязи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"