Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

 

 

41. Понятие политической организации общества. Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения

образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и  др.).

Требования могут возникать  и внутри политической системы. Их поддержка  со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате  налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих  структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать  заработную плату учителей учитывается  в ходе коллективных переговоров. Выход  информации результат функционирования политической

системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на

окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют  ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в  этом случае в системе усилятся стабилизирующие  процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения  могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может  привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие  слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для  принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие  является сильным, но односторонним, система  может принимать решение в  интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может  быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к  ошибочным решениям.Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество  взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности  различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету  этих интересов системой.Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая  из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни  конкретной страны в сферу внешних  отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная  на основных постулатах социальной системы  Т. Парсонса, теория политической системы  как специфической, активной структуры  и др.Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и  ее составных частей на разных уровнях  политической организации общества. В связи с этим различаются  пространства влияния тех или  иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического  и экономического управления, сферы  политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение  границ различного рода функциональных пространств политической системы  – ответственный и сложный  политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы  власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между  ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.При всем разнообразии вариантов  теории политической системы все  они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.В чем заключается  методологическая важность концепции  политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует  иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит  от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблеморазрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать  выработке рекомендаций по совершенствованию  структуры политической системы,  а также по принятию мер,  направленных на повышение ее  способности адаптироваться к  окружающей среде и усиление  социальной эффективности. Если  профессиональные политики не  сумеют заранее предусмотреть  все те изменения в структуре  политической системы, которые  могут произойти под влиянием  социально-политических факторов, и  своевременно выработать соответствующие  меры для ее защиты, то такую  политическую систему будут ждать  серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической  системы призвана способствовать  дальнейшему расширению и укреплению  экономических, политических и  социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою  опору в массах политической  системы. Кроме того, с теорией  политической системы связываются  надежды многих политологов и  социологов на сохранение в  будущем социального равновесия  между определенной политической  системой и непосредственно окружающей  ее социальной средой.

 

 

42. Государство, как главный элемент политической системы, его происхождение, сущность и основные функции. Именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым политическим институтом. Вот почему во всех крупных философских системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т. Гоббса и Дж. Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства К. Маркса и В. И. Ленина.Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом общества означало быть членом государства, следовательно действовать в соответствии с его законами. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т. Гоббс, Ж. Руссо, А. Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это - сила, служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства.Теория насилия, представленная Е. Дюрингом и Л. Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации.Существует так же психологическая теория, которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других подчиняться. Представителем этой точки зрения был, например, Шопенгауэр.С середины XIX века возникает новая, классовая теория происхождения государства, которая получает свое логическое завершение в марксистской теории государства. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую особенность государственного господства, В. И. Ленин пришел к выводу о том, что государство - это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин. Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ на вопрос о его сущности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Государство остается институтом, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Государство, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений. Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Если партии и другие общественные организации представляют интересы отдельных классов и социальных групп в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.Все это дает право дать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние: конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной защиты населения и т. д. - направлены прежде всего на управление общественными отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая, военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.Государство и Право.Совокупность правил, норм поведения людей, уст государством называется правом. Право - цельная система законов, направленных на регулирование взаимоотношений между нациями, классами, и д.п. Главная задача права - сохранить экономический строй Для реализации права существует государство. Оно является основным институтом политической системы общества.

 

 

43. Общественное сознание и его структура. Общ. cозн - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в кот. отражается природа, материальная жизнь об-ва и вся система общественных отношений. Общ. созн. формируется и развивается вместе  возникновением обществ. бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Общество м.б. названо обществом, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество -материально-идеальная реальность. Общ. созн. возникло не спустя какое-то время после возникновения обществ. бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться. Особенность обществ. сознания в том, что оно влияя на бытие может оценивать его, вскрывать его смысл, преобразовывать его. Общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Общ. созн. обладает преемственностью. Новые идеи возни возникают не на пустом месте, а на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно  самостоятельным, общ. созн. может опережать общ. бытие или отставать от него. Общ. созн. имеет сложную структ. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия  в социально-экономических условиях жизни людей находят свое выражение в общественном сознании. В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. В тех общ-вах, где нац. сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. Различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить обобщественном, групповом и индивидуальном сознании, а в  историч. плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно экономических формациях.

 

44. Относительная самостоятельность общественного сознания. Общественное сознание – это система идей, взглядов, отражающая общественное бытие и формирующая отношение людей к нему. Общественное бытие – это материальная сторона жизни людей, обладающая свойствами объективности и не зависящая от людей. В соответствии с материалистическим пониманием мира общественное бытие определяет общественное сознание (основной вопрос Ф). Т. обр. общественное сознание есть не что иное, как осознание бытия, т.е отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Это происходит через ряд промежуточных звеньев: государство, государственный строй, правовые, политические отношения и т д) Каждый индивид (это человек в обществе, член социальной группы в обществе) формирует свое духовное бытие. Классификация О С): 1) обыденное О С – это идеи, взгляды, принципы, предрассудки, образующие духовную сферу человека; 2) теоретическое О С – это система идей, взглядов, раскрывающая сущность О Б, формирующая отношение к нему с позиции определенной социальной группы людей. О С имеет свою сложную структуру, представленную уровнями: 1) психологический (обыденный, эмпирический) действует в повседневной жизни людей; 2) логико рациональный (идеологический – система взглядов, раскрывающая сущность какой либо стороны бытия) и формами – совокупность психологии и идеологии (политическое, правовое, нравственное, этическое, научное, религиозное, атеистическое). Относительная самостоятельность: 1) может отставать от бытия, следовательно может некоторое время не соответствовать изменившемуся бытию; 2) может опережать практическую деятельность людей и тем самым содействовать изменению общественное бытие (ученые и мыслители ясно осознают потребности своего времени и видят направления общественного развития); 3) для О С характерна преемственность. Это объясняется тем, что изменение О Б (общества) никогда не создает заново О С, т к политические, научные, философские идеи имеет свою внутреннюю логику развития и завися от знаний, накопленных ранее; 4) формы общественного сознания находятся во взаимодействии как с собой, так и с политической и юридической надстройкой (различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"