Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Существуют  сторонники определяющей роли экономической  сферы. Они исходят из того, что  материальное производство, которое  составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные  потребности человека, без чего не возможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни  общества .Сторонники этого подхода  приводят следующий аргумент : мысли  человека,идеи, представления опережают  его практические действия. Крупным  общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход  к иным духовным ценностям .Наиболее компромиссным из приведенных подходов  является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из 4 сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического  развитя.

 

34. Периодизация и направленность истории. В конце XIX – начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга  культурно-исторические типы  или цивилизации,  проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Периодизация исторического  процесса является краеугольным камнем всех теорий человеческого общества. Любая предложенная периодизация истории  неизбежно влечет определенное представление  об эволюции человеческого общества, о ее движущих силах, о направлении  развития и т.д.. И философия истории, и историология или историософия обязательно требуют своей периодизации истории.

Что такое история человеческого  общества в своей целостности? Это  всего лишь текущая фаза развертывающейся эволюции материи. Поэтому сущностное понимание истории должно исходить из представления обо всем процессе эволюции материи и, следовательно, быть неразрывно с философским мировоззрением.

 

35. Общественное  бытие и общественное сознание.  Философский анализ общества предполагает не только построение теоретической модели общества, но и определить взаимоотношение материальной и идеальной сторон общественной  жизни . Это осуществляется с помощью социально – философских категорий« общественное бытие » и «общественное сознание ». Эти категории отражают объективную социальную реальность и служат инструментом познания существующего общества. Общественное бытие- означает реальный процесс материальной  жизни людей, в основе которого лежит производство материальных благ и те производственные отношения , которые складываются объективно  межу людьми в процессе производства . Общественное бытие образует своеобразную основу общества,   на которой возникают , функционируют и развиваются все другие его стороны . Общественное сознание представляет собой духовную  сторону общественной  жизни . Сюда входит вся совокупность общественных идей , взглядов , теорий , желаний и настроений людей в которых отражается общественное бытие. Категории общественного бытия и общественного сознания являются основополагающими в социальной философии. Они позволяют ответить на вопрос  о первичности материального или идеального в общественной жизни и являются исходными для материалистического или идеалистического понимания общества.

Вместе с тем необходимо отметить , что хотя согласно материалистическому  пониманию общества, общественное сознание вторично, оно не остается пассивным  по отношению к  общественному бытию . Общественное сознание оказывает на общественное бытие активное воздействие. Отсюда вытекает большая роль в общественной  жизни идей , идеалов ,стремлений и других духовных факторов людей.

36. Материальное производство и его роль в обществе. Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон Определяющей роли материального производства в жизни Общества открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению. Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания, мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, многие мыслители считают  способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. без постоянного осуществления  воспроизводства материальных благ  существование общества невозможно;

2. способ производства, сложившееся  разделение труда, отношения собственности  определяют появление и развитие  классов и социальных групп,  слоёв общества, его социальной  структуры; 

3. способ производства  во многом обусловливает развитие  политической жизни общества;

4. в процессе производства  создаются необходимые материальные  условия развития духовной жизни  общества;

5. материальное производство  поддерживает активность человека  в любой сфере его жизни  и деятельности. К.Маркс выделил  производительные силы труда  и  всеобщие производительные  силы.Человек, трудящийся, является  непосредственным субъектом труда.  Прежде всего, человек выступает  как рабочая сила, обладающая  физическими и интеллектуальными  способностями, профессиональными  знаниями и определенным уровнем  сформированности культуры. Однако  подобная трактовка наследия  К.Маркса в старых учебниках  достаточно схематична. Большой  знаток марксизма В.С. Барулин  подытоживает теоретические построения  К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека  как производительной силы включил  все богатство его развития  как общественного субъекта, как  личности" Всеобщие производительные  силы характеризуются двумя моментами:

1. это силы, эффект которых  произведен от кооперации всего  общественного труда, 

2. это силы, связанные  с уровнем духовной культуры  общества.

Производственные отношения  характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и  социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления  произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических  отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя  до потребителя.Развитие материального  производства начинается с развития производительных сил, в которых  наиболее быстрыми темпами развиваются  орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают  определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут  осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение  производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Философские проблемы собственности  вызывают самые ожесточенные споры  на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро  или зло?Формы собственности могут  быть различными. Главными из них являются общественная и частная собственность. Со времен Платона в философии  идет спор о том, какая форма собственности  лучше. Приведем два характерных  мнения, отражающих позиции противоположных  лагерей, на которые разделились  мыслители по отношению к собственности.

 

38. Базис и надстройка общества и их взаимодействии. Из всего многообразия общественных отношений (материальные, идеологические) определяющими Маркс выделил материальные производственные отношения, т к они обладают большой устойчивостью. Они охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ, и составляют необходимую сторону любого способа производства – это основная сфера общественной жизни, сфера материально-производственной деятельности людей, которая определяет социальные, политический, духовные процесса жизни общества, его функционирование и развитие. Смена способа производства приводит к изменению всех других структурных элементов общества. С П является единством двух взаимосвязанных сторон (противоположностей): производственные отношения и производительные силы. Производственные отношения – это отношение людей в процессе производства. Типы П О: 1) экономические – отношение людей в экономической сфере; 2) социальные – отношение людей в социальной сфере. Формы П О: 1) собственности (государственная, частная, кооперативная); 2) отношения в сфере потребления и распределения; 3) отношения обусловленные общественным разделением труда (специализация); 4) отношения сотрудничества и соподчинения (управленческие). Сумма П О – базис. Производительные силы – это совокупность факторов, необходимых для осуществления производственной деятельности. Главными элементами П С являются: 1) люди труда (живой труд); 2) средства труда – это орудия труда + вспомогательные материальные комплексы, которые обеспечивают их нормальное функционирование; 3) предметы труда (сырье); 4) Ср Тр + Пр Тр = Средства производства (овеществленный труд). Надстройка представляет собой различные организации и учреждения; любые идеи, которые существуют в обществе; идеологические отношения. Сюда относятся: политика, право, наука, искусство, философия, религия, мораль и соответствующие институты (церковь, школы, музеи и т.д.). На определенном уровне развития общества П С вступают в конфликт с П О, в рамках которых они существовали. Движущей силой развития общества является закон соответствия ПрО характеру ПРС. Такие противоречия приводят к социальной революции, а следовательно к смена О Э Ф (качественная ступень развития общества, характеризуется способом производства). Базис непосредственно определяет надстройку. Надстройка выражает отношение людей к этому базису. Различного рода идеи служат людям для обоснования необходимости укрепления или разрушения данного базиса

 

 

39. Понятие социальной общности и соц структуры общества. Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации. Социальная структура – это  устойчивая  связь  элементов  в  социальной системе.  Основными  элементами  социальной  структуры   общества   являются индивиды,   занимающие   определенные   позиции   (статус)   и   выполняющие определенные  социальные  функции  (роли),  объединение  этих  индивидов  на основе  их  статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные,

этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает  объективное деление общества на  общности,  роли,  слои,  группы  и  т.д.,  указывая  на различное положение людей  по  отношению  друг  к  другу  по  многочисленным критериям. 

Понятие социальной структуры  в обществе обычно употребляют в  следующих основных смыслах.

    В широком смысле  социальная структура – это  строение общества в  целом, система связей между всеми  его  основными  элементами.  При  таком  подходе социальная  структура  характеризует  все многочисленные  виды   социальных общностей и отношения между ними.

    В узком   смысле  термин  «социальная   структура  общества»  чаще  всего применяется   к   социально-классовым   и   социально-групповым   общностям. Социальная структура в этом смысле  –  это  совокупность  взаимосвязанных  и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

    В  социологии  существует  большое   множество   концепций   социальной структуры  общества,  исторически  одной  из  первых  является  марксистское учение.  В  марксистской  социологии  ведущее  место  отводится   социально-классовой  структуре  общества.  Социально-классовая   структура   общества,

согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех  основных элементов:  классов,  общественных  прослоек  и  социальных   групп.   Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе  отмечалось в науке  и  до  Маркса  в  начале  XIXв.  Это  понятие  широко  использовали

французские  историки  Ф.  Гизо,  О.  Тьери  и  английские   и   французские политэкономы  А. Смит и Д. Рикардо.  Однако  наибольшее  развитие  учение  о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс  основали  экономические причины возникновения классов.  Они  утверждали,  что  деление  общества  на

классы  есть  результат  общественного  разделения  труда   и   формирование частнособственнических отношений.  Процесс  образования  классов  происходил двумя путями: путем выделения в родовой  общине  эксплуататорской  верхушки, которая первоначально  состояла  из  родовой  знати,  и  путем  обращения  в рабство  военнопленных,  а  также  обнищавших  соплеменников,  попадавших  в

долговую кабалу.

    Этот  экономический   подход  к  классам   зафиксирован   в   знаменитом определении классов, которое сформулировал В. И.  Ленин  в  работе  «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.

    «Классами называются  большие группы людей, различающиеся  по их месту  в исторически определенной  системе   общественного   производства,   по   их отношению  (большей  частью  закрепленному  и  оформленному  в  законах)   к средствам производства, по их  роли  в  общественной  организации  труда,  а следовательно, по способам  получения  и  размерам  той  доли  общественного

богатства, которой они  располагают. Классы –  это  такие  группы  людей,  из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию  их  места  в определенном укладе общественного  хозяйства».  Таким  образом,  по  Ленину, главный признак класса – отношение к средствам  производства  (владение  или не владение)  определяют  роль  классов  в  общественной  организации  труда

(управляющие  и   управляемые),   в   системе   власти   (господствующие   и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные).  Борьба  классов  служит движущей силой общественного развития.

 

40. Основные теории социальной структуры  общества. Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах.

В широком смысле социальная структура - это строение общества в  целом, система связей между всеми  его основными элементами. При  таком подходе социальная структура  характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения  между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества»  чаще всего применяется к социально-классовым  и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое  множество концепций социальной структуры общества, исторически  одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой  структуре общества. Социально-классовая  структура общества, согласно этому  направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром  социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери  и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс  основали экономические причины  возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования  классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой  общине эксплуататорской верхушки, которая  первоначально состояла из родовой  знати, и путем обращения в  рабство военнопленных, а также  обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу. Этот экономический  подход к классам зафиксирован в  знаменитом определении классов, которое  сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало  хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие  группы людей, различающиеся по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному  и оформленному в законах) к средствам  производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых  одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в  определенном укладе общественного  хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса - отношение  к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов  в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в  системе власти (господствующие и  управляемые), их благосостояние (богатые  и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование  непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической  формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне  и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних  классов в новой общественно-экономической  формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными  и составят основу классового деления  в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным  элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои - это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного  специфического отношения к средствам  производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть  класса) межклассовыми. К первым можно  отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую  и сельскую монополистическую и  немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую  аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье  сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте - городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе - интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут  иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким  образом, социально-слоевая структура  не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального  строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм. Несмотря на то, что в условиях идеологического  диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение  классов, основанное не сугубо экономическом  подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы - это более  широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры  общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе  в интерпретации социальной структуры  общества значительное место отводится  понятию «социальные интересы». Интересы - это реальные жизненные  стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно  или неосознанно руководствуются  в своих действиях и которые  обуславливают их объективное положение  в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности  представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов  осуществляется в ходе непрерывно происходящего  в обществе процесса социального  сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов  существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который  отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его  существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"