Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка

Описание работы

1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену философия 3семестр.docx

— 127.73 Кб (Скачать файл)

Социальная природа познания проявляется в том, что в обществе язык выполняет ряд функций. Это  прежде всего социальная функция. Ведь слово – носитель знаний человека о мире. Каждое слово (понятие) является знанием о предмете и явлении. Оно посредник между мыслью и  вещью. Слово как бы заменяет предмет, представляет его в сознании. В  нем закрепляется абстрагирующая деятельность мышления.

Язык выполняет и коммуникативную  функцию. Он является средством общения  между людьми, народами, предшествующими  и последующими поколениями.

Следующая важная функция  языка – обобщающая. Слово, а затем  и графическое изображение знаков являются основой обобщающей деятельности сознания. Это функцию язык наиболее эффективно выполняет через созданные  знаковые, кодовые сигнальные системы. Исходной знаковой системой является обычный естественный язык.

Любой знак функционирует  только в системе знаков. Наукой о строении и функционировании знаковых систем является семиотика.

 

 

23. Проблема искусственного  интеллекта. При рассмотрении проблем сознания никак нельзя обойти вопросы, поставленные бурным развитием кибернетики – науки, которая исследует различные системы регулирования и управления, существующие в живой природе и созданные человеком.

Важнейшей задачей практической кибернетики является создание систем, которые моделируют, имитируют процессы мышления. На этом пути уже достигнуты значительные успехи. Естественно, в  связи с этим стал обсуждаться  вопрос, возможен ли так называемый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыслить? Вопрос этот не праздный. Дело в том, что кибернетические  системы могут функционировать  относительно самостоятельно. Более  того, доказана возможность воспроизведения  ими себе подобных путем самопрограммирования. И все таки, можно ли создать  мыслящую машину?

Характерным авторов, для  выступающих «за», являются суждения о непреодолимости технического прогресса вообще, и в этой области  в частности. Они напоминают, что  немало различных конкретных «невозможностей» на пути моделирования мыслительных процессов было успешно преодолено. Они утверждают, что развитие ЭВМ  идет по пути приближения к возможностям человеческого разума. Они убеждены, что сознание может возникнуть и  развиваться на небелковой и на небиологической  основе, тем более если эта основа создается разумом. По их мнению, вполне вероятен в этом случае симбиоз естественно  и искусственно организованной материи.

Более разнообразный и  конкретный спектр мнений высказывается  авторами выступающими «против». Многие из них считают, что машина не может  мыслить, она лишь способна имитировать, моделировать присущие человеку некоторые  логические функции, причем только те из них, которые поддаются формализации, математической обработке. Существенным представляется суждение о том, что  мышление социально по своей природе. Машина же, даже самая совершенная, всегда была и останется мертвым  механизмом, созданным и управляемым  человеком. Машина всегда работает по программе, заданной в ней человеком.

Следующим суждением сторонников  «против» является утверждение о  том, что машине, в отличие от человека, не присуще чувственно-эмоциональное  отношение к миру. Она не может  переживать, радоваться или огорчаться и т.д. Носители «искусственного  интеллекта» не обладают волей, интуицией, лишены воображения и фантазии и  по существу, работают только в сфере  обработки информации. Их работа лишена духовности и в целом несопоставима  с сознательной деятельностью людей, которая несоизмеримо богаче любой  заранее заданной программы.

В заключение необходимо отметить, что даже среди специалистов нет  единства в вопросе о том, как  далеко может пойти машина в интеллектуальном смысле, т.е. сможет ли машина мыслить.

 

24. Исторические  формы диалектики. Философское понимание мира будет неполным, если не указать еще одну его особенность – постоянные изменения, развитие, которому подвергается окружающий мир. Все в мире развивается. Космические тела Вселенной, Солнечная система, Земля и все что на ней находится – результат длительного развития материи. В ходе эволюции материального мира, как известно возник и человек. Итак, постоянное развитие, переход предметов и явлений из одного состояния в другое, смена их друг другом представляет собой важнейшую особенность материального мира.

Диалектика представляет собой часть философии, где изучается  и формируется философская картина  развития мира. Диалектика как философское  учение раскрывает динамическую картину  мира, представляя его как процесс, где все предметы и явления  находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии.

В философии различают  объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой  понимаются процессы развития и взаимосвязи, царящие в существующем материальном мире. Субъективная диалектика – это  отражение этих процессов в мыслительной деятельности человека. Естественно, что  объективная и субъективная диалектика совпадают друг с другом, поскольку  мышление есть отражение внешнего мира.

Диалектические идеи развивались  на протяжении всей истории философии. Они представлены во многих философских  учениях в виде исторических форм диалектики. Первой такой исторической формой была стихийная диалектика в  античной философии. Она была результатом  простого созерцания мира древнегреческими философами.

Одним из первых таких философов  был Сократ. Он рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины через сопоставление противоположных  мнений. Основателей диалектической традиции в истории философии  принято считать Гераклита, который  дал образец диалектического  объяснения мира и сформулировал  важнейшие идеи диалект. мировоззрения. Гераклит считал что природа представляет собой единое целое. Однако все сущее  в этом мироздании изменчиво, все  течет, нет ничего застывшего. Все  состоит из противоположных начал, все взаимодействует. Борьба противоположностей является источником развития всего  сущего  и главным законом мира. Мир есть сплошной поток возникновения, развития и уничтожения, объединения  и распада. Это ему принадлежат  слова о том, что мир, единый из всего, не создан никем из богов, и  никем из людей, а был, есть и будет  вечно живым огнем, закономерно  воспламеняющимся и угасающим.

В эпоху Возрождения и  Нового времени диалектика в философии  и естествознании развивалась такими мыслителями как Коперник, Джордано Бруно, Николай Кузанский, Д. Дидро  и т.д. С позиции диалектики они  исследовали развитие природы как  единого целого, выделяя и анализируя в ней взаимосвязи и противоречия. Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители  классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разработавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания. В философской  системе Гегеля материальный и духовный мир был представлен в виде процесса – в беспрерывном изменении  и развитии в результате борьбы противоположностей. Основой этого процесса была духовное начало – абсолютная идея. Она на первом этапе реализовалась через  саморазвитие понятий, совершающегося путем выявления и преодоления  противоречий как источника их движения и развития, путем взаимодействия и взаимопроникновения противоположных  понятий друг в друга, скачкообразного  перехода количества в качество и  обратно, отрицания старого содержания новым и т.д. Гегелевская диалект  ка была идеалистической, ибо в ней  диалектика понятий была первичной, а диалектика объективного мира вторичной.

Третьей исторической формой диалектики является материалистическая, разработанная в философии марксизма. Она в корне отличалась от диалектики Гегеля, хотя и имела тесную связь  с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической  формы и сохранили ее основное рационально зерно – идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Материалистическая диалектика основывалась на признании  первичности диалектики материального  мира и вторичности диалектики мышления, понятий как отражения диалектики действительности. Этим отражение является субъективная диалектика, т.е. диалектическое мышление.

 

 

25. Материалистическая  диалектика как система философского  знания. В структуре диалектики как системы философского знания можно выделить основные принципы, законы и категории. Основными, исходными принципами являются принципы всеобщей связи и развития.

Под связью в диалектике понимаются всеобщее взаимовлияние  и взаимозависимость вещей и  явлений внешнего мира. Связи так  же разнообразны, как и сам материальный мир. Связь объективная и носит  внешний характер. Это означает, что все предметы явления всегда связаны с какими то другими предметами, явлениями, вследствие чего природа  представляет собой единое связанное  целое. Связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга  и вызывающая взаимные изменения, называется взаимодействием. Сложный поток  бесконечных взаимодействий предметов  и явлений мира порождает их изменение  и развитие.

Принцип развития является одним из важнейших в диалектике. Развитие – это одно из проявлений движения, изменения в мире. В  материалистической диалектике оно  понимается как необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими  свойствами развитие отличается от других видов движения. Материалистическая диалектика рассматривает развитие не как чисто количественные изменения, а как сложный процесс поступательного  движения по спирали, как движение от старого к новому, от низшего к  высшему, более совершенному. Итак, диалектика есть учение о всеобщей связи и развитии.

 

26. Основные законы  диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы  означает существование в ней  противоречий» /обратная формулировка/. В терминах классической теории систем данный закон приобретает вид: «движение  системы, её развитие есть /…/ самодеятельный диалектический процесс, то есть, процесс, в котором противоречие в данной системе вызывает её постоянное движение и развитие.». В нашей системе  определений наличие противоречий означает структурность. Тогда первый закон диалектики записывается следующим  образом: «структурность системы на данном уровне исследования представляет собой необходимое и достаточное  условие её динамичности на том же уровне». Назовем это утверждение  законом динамики систем. Заметим, что  оно включает в себя и прямую, и обратную формулировки закона единства и борьбы противоположностей, позволяет  рассматривать эволюцию замкнутой  системы, не прибегая к посторонним  силам.

Второй закон диалектики, который принято называть законом  перехода количества в качество, не имеет удобной формулировки аксиоматического типа. Чаще всего он записывается в  следующем виде: «накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент с  необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к  скачкообразному переходу от старого  качества к новому.». Более развернутая  и содержательная формулировка, основополагающую роль в которой играет понятие  взаимодействия, принадлежит Ф. Энгельсу. В рамках системного подхода качественные особенности cиcтемы определяются её структурой, количественные факторы можно выразить через состояние. Соответственно, качественный скачок означает переход от одной  структуры к другой; медленные, качественные изменения происходят внутри одной  структуры. /Свидерский указывает: «Качество, как единство элементов и структуры  допускает определенные изменение  входящих в него элементов без  изменения всей структуры. Подобные изменения в рамках данного качества носят название количественных изменений /…/ таким образом, содержанием качественного  скачка выcтупает изменение структурной  связи элементов.» [13, с. 61]. Наиболее простая и точная структурная  формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закон динамики структур./ В развернутой  форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в  замене одной структуры другой, причем длительность скачка много меньше периода  квазистационарности. Может показаться, что предложенная формулировка более  узка по сравнению с общепринятой. Это, однако, не так. действительно, в  соответствии с первым законом диалектики система должна развиваться. Квазиустойчивость  структуры подразумевает, что в  процессе развития существенные характеристики системы поддерживаются почти стационарными, то есть, в системе происходит «накопление  незаметных, постепенных, количественных изменений». С другой стороны, квазиустойчивость  означает, что время от времени  происходят переходы между структурами, которые, в соответствии с принципом  детерминизма явлений, должны быть обусловлены  динамикой системы, то есть, именно количественными изменениями. Сам  по себе термин «квазиустойчивость»  указывает на скачкообразность перехода, так как система обязана оставаться устойчивой «почти всегда».

Особые трудности в  классическом диалектическом материализме связаны с законом отрицания  отрицания. Интуитивно этот закон воспринимается очень хорошо, так что приходится считать, что он описывает какие-то весьма существенные свойства материального  мира. Но все попытки предложить его аксиоматическую формулировку были, насколько мне известно, безуспешными. До сих пор утверждается, что он «выражая преемственность, связь нового со старым, повторяемость на более  высокой стадии развития некоторых  черт предыдущей стадии, указывает  на принципиальные особенности процесса движения — создание новых сущностей, которые оказываются „третьими“ по отношению к парам противоположностей, вызвавших движение, и на противоречивый, преходящий характер этих сущностей.». Аналогично у В. Свидерского: «данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». [13, с. 69]

Нельзя не признать, что  структурная формулировка третьего закона диалектики, хотя она и выглядит более ясной и четкой, несколько  разочаровывает по сравнению с общепринятой.

«Структурность системы  сохраняется в процессе движения.»

Отметим, однако, что в  соответствии с нашими формулировками первого и третьего законов сохраняются  такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и  нелинейность. Таким образом, бесконечность  процесса развития вытекает их нашей  формулировки столь же естественно, как и из классической. /«Для диалектической философии, — подчеркивает Ф. Энгельс, — нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падания, и ничто не может устоять  перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему». [2, с. 276]/

Далее, второй закон диалектики постулирует создание вследствие качественных скачков новых сущностей, которые, в соответствии с предложенной формулировкой  третьего закона тоже образуют структуру, то есть, имеют «противоречивый, преходящий характер». То, что эти сущности «оказываются „третьими“ по отношению к парам  противоположностей, вызвавших движение», непосредственно вытекает из квазиустойчивости  структурных факторов. Наконец, сохранение в процессе эволюции важнейших свойств  системы безусловно означает «преемственность, связь нового со старым», а квазиустоичивость  структурных факторов подразумевает  и «повторяемость на более высоких  стадиях развития некоторых черт предыдущей стадии».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"