Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:47, шпаргалка
1.Генезис философии. Философия (от греческий слов филио - любовь и софия - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности отностися примерно к началу 1-го тысячиления до н. э.
Социальная природа познания проявляется в том, что в обществе язык выполняет ряд функций. Это прежде всего социальная функция. Ведь слово – носитель знаний человека о мире. Каждое слово (понятие) является знанием о предмете и явлении. Оно посредник между мыслью и вещью. Слово как бы заменяет предмет, представляет его в сознании. В нем закрепляется абстрагирующая деятельность мышления.
Язык выполняет и
Следующая важная функция
языка – обобщающая. Слово, а затем
и графическое изображение
Любой знак функционирует только в системе знаков. Наукой о строении и функционировании знаковых систем является семиотика.
23. Проблема искусственного интеллекта. При рассмотрении проблем сознания никак нельзя обойти вопросы, поставленные бурным развитием кибернетики – науки, которая исследует различные системы регулирования и управления, существующие в живой природе и созданные человеком.
Важнейшей задачей практической кибернетики является создание систем, которые моделируют, имитируют процессы мышления. На этом пути уже достигнуты значительные успехи. Естественно, в связи с этим стал обсуждаться вопрос, возможен ли так называемый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыслить? Вопрос этот не праздный. Дело в том, что кибернетические системы могут функционировать относительно самостоятельно. Более того, доказана возможность воспроизведения ими себе подобных путем самопрограммирования. И все таки, можно ли создать мыслящую машину?
Характерным авторов, для выступающих «за», являются суждения о непреодолимости технического прогресса вообще, и в этой области в частности. Они напоминают, что немало различных конкретных «невозможностей» на пути моделирования мыслительных процессов было успешно преодолено. Они утверждают, что развитие ЭВМ идет по пути приближения к возможностям человеческого разума. Они убеждены, что сознание может возникнуть и развиваться на небелковой и на небиологической основе, тем более если эта основа создается разумом. По их мнению, вполне вероятен в этом случае симбиоз естественно и искусственно организованной материи.
Более разнообразный и
конкретный спектр мнений высказывается
авторами выступающими «против». Многие
из них считают, что машина не может
мыслить, она лишь способна имитировать,
моделировать присущие человеку некоторые
логические функции, причем только те
из них, которые поддаются
Следующим суждением сторонников
«против» является утверждение о
том, что машине, в отличие от человека,
не присуще чувственно-
В заключение необходимо отметить, что даже среди специалистов нет единства в вопросе о том, как далеко может пойти машина в интеллектуальном смысле, т.е. сможет ли машина мыслить.
24. Исторические формы диалектики. Философское понимание мира будет неполным, если не указать еще одну его особенность – постоянные изменения, развитие, которому подвергается окружающий мир. Все в мире развивается. Космические тела Вселенной, Солнечная система, Земля и все что на ней находится – результат длительного развития материи. В ходе эволюции материального мира, как известно возник и человек. Итак, постоянное развитие, переход предметов и явлений из одного состояния в другое, смена их друг другом представляет собой важнейшую особенность материального мира.
Диалектика представляет
собой часть философии, где изучается
и формируется философская
В философии различают объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимаются процессы развития и взаимосвязи, царящие в существующем материальном мире. Субъективная диалектика – это отражение этих процессов в мыслительной деятельности человека. Естественно, что объективная и субъективная диалектика совпадают друг с другом, поскольку мышление есть отражение внешнего мира.
Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Они представлены во многих философских учениях в виде исторических форм диалектики. Первой такой исторической формой была стихийная диалектика в античной философии. Она была результатом простого созерцания мира древнегреческими философами.
Одним из первых таких философов
был Сократ. Он рассматривал диалектику
как искусство обнаружения
В эпоху Возрождения и
Нового времени диалектика в философии
и естествознании развивалась такими
мыслителями как Коперник, Джордано
Бруно, Николай Кузанский, Д. Дидро
и т.д. С позиции диалектики они
исследовали развитие природы как
единого целого, выделяя и анализируя
в ней взаимосвязи и
Третьей исторической формой
диалектики является материалистическая,
разработанная в философии
25. Материалистическая
диалектика как система
Под связью в диалектике понимаются всеобщее взаимовлияние и взаимозависимость вещей и явлений внешнего мира. Связи так же разнообразны, как и сам материальный мир. Связь объективная и носит внешний характер. Это означает, что все предметы явления всегда связаны с какими то другими предметами, явлениями, вследствие чего природа представляет собой единое связанное целое. Связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая взаимные изменения, называется взаимодействием. Сложный поток бесконечных взаимодействий предметов и явлений мира порождает их изменение и развитие.
Принцип развития является
одним из важнейших в диалектике.
Развитие – это одно из проявлений
движения, изменения в мире. В
материалистической диалектике оно
понимается как необратимое, направленное,
качественное изменение системы. Этими
свойствами развитие отличается от других
видов движения. Материалистическая
диалектика рассматривает развитие
не как чисто количественные изменения,
а как сложный процесс
26. Основные законы диалектики.
Закон единства и борьбы
противоположностей обычно записывается
следующим образом: «наличие противоречий
в системе вызывает движение, направленное
на разрешение этих противоречий» /прямая
формулировка/ и «движение системы
означает существование в ней
противоречий» /обратная формулировка/.
В терминах классической теории систем
данный закон приобретает вид: «движение
системы, её развитие есть /…/ самодеятельный
диалектический процесс, то есть, процесс,
в котором противоречие в данной
системе вызывает её постоянное движение
и развитие.». В нашей системе
определений наличие
Второй закон диалектики,
который принято называть законом
перехода количества в качество, не
имеет удобной формулировки аксиоматического
типа. Чаще всего он записывается в
следующем виде: «накопление незаметных,
постепенных изменений в
Особые трудности в
классическом диалектическом материализме
связаны с законом отрицания
отрицания. Интуитивно этот закон воспринимается
очень хорошо, так что приходится
считать, что он описывает какие-то
весьма существенные свойства материального
мира. Но все попытки предложить
его аксиоматическую
Нельзя не признать, что структурная формулировка третьего закона диалектики, хотя она и выглядит более ясной и четкой, несколько разочаровывает по сравнению с общепринятой.
«Структурность системы сохраняется в процессе движения.»
Отметим, однако, что в соответствии с нашими формулировками первого и третьего законов сохраняются такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и нелинейность. Таким образом, бесконечность процесса развития вытекает их нашей формулировки столь же естественно, как и из классической. /«Для диалектической философии, — подчеркивает Ф. Энгельс, — нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падания, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему». [2, с. 276]/
Далее, второй закон диалектики постулирует создание вследствие качественных скачков новых сущностей, которые, в соответствии с предложенной формулировкой третьего закона тоже образуют структуру, то есть, имеют «противоречивый, преходящий характер». То, что эти сущности «оказываются „третьими“ по отношению к парам противоположностей, вызвавших движение», непосредственно вытекает из квазиустойчивости структурных факторов. Наконец, сохранение в процессе эволюции важнейших свойств системы безусловно означает «преемственность, связь нового со старым», а квазиустоичивость структурных факторов подразумевает и «повторяемость на более высоких стадиях развития некоторых черт предыдущей стадии».