Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Ч - бытие сотворенное  богом, спасенное Христом и предназначенное  к сверхъестественной судьбе.

 

 

Мир.

Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу божию. Согласно этому мировоззрению, промысел Б распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, либо противодействовать ему, за что Б подвергает их наказаниям.

Эсхатология - учение о  конце мира. История  изображается как целесообразный процесс, направляемый Б к заранее предопределенной цели - царству Божию. Оно изображается как мир истинного , прекрасного и совершенного, где человек будет находится в полном единении с Б. Его достижение - конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение признается всеми направлениями Х. философии. расхождения начинаются, когда речь заходит об истолковании этого царства и путей, ведущих к нему.

 

Бог.

Активное творческое начало изымалось из природы и  передавалось Б.

В основе - два важные принципа: принцип творения и принцип откровения. Оба тесно связаны и предполагают существование единого личного бога.

Трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются  все те атрибуты, которыми древнегреческие  философы наделяли бытие: он вечен, неизменен, самотождественен, является источником всего сущего. Бог не только высшее Бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

 Б. - реальность, определяющая  все сущее. 

 

Августин.

Учение о  Боге. Бог - высшее бытие. В нем пребывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Б сотворил мир из ничего по своей воли, а не в силу необходимости. Б стоит над природой. Б - истинное бытие, он вечен, самотождественен, ни от чего не зависит, является источником всего.

Учение о  мире как второй реальности. Мир - вторичен, его создал Б. Божественное предопределение - источник двух противоположных царств - божьего и земного. Земное держится на войнах и насилии, Б - формируется с помощью церкви.

Учение о  предопределении (человеке).  Хотя субъективно Ч действует свободно, но все, что он делает,  делает через него Б. Своим решение Б одних людей избрал для спасения, других - для осуждения на муки в аду.

 

Фома Аквинский.

Высшее начало есть само бытие, которое есть Б. Есть какие-то истины о Б, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как например о том, что Б троичен и един.

Высшая истина - Б. Знание ее не в полной мере доступно человеческому  разуму, поэтому Ч должен верить.

Вопрос 8. Антропоцентризм  и гуманизм в философской мысли Возрождения.

 

Эпоха В XV - XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и  зарождения новых отношений. Термин В употребляется, чтоб обозначить стремление возродить ценности и идеалы античности (однако это условно).

Важнейшей отличительной  чертой мировоззрения эпохи В  является ориентация на человека. В эпоху В на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.

Философское мышление можно  охарактеризовать как антропоцентрическое.  Центральная фигура не бог, а Человек - центр всего мира. Общество не продукт  божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Он может все. Эпоха В. характеризуется новым уровнем самосознания Ч: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами Ч.

Мировоззрение людей  эпохи В. носит ярко выраженный гуманистический  характер. Человек в нем истолковывается  как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Философы эпохи В. верили в бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив Мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу. В философии значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, испорченности его природы. основная ставка делается не на помощь Божию - благодать, а на  собственные силы человека. В философии В человеку присущи оптимизм, вера, безграничные возможности.

В эпоху В материально-чувственная  деятельность, в том числе и  творческая приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды, он создает новый мир, красоту, творит самого себя. именно тогда появляется в философии идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи В. происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Ч. - телесное существо. Тело - не только оковы души, которые тянут ее вниз, обуславливают  греховные помыслы и побуждения. телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху В. культ Красоты. Живопись изображает прежде всего  человеческое лицо и человеческое тело.

 

Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран  Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.

 

Философы-гуманисты,  в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности,  вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и  духовными  потребностями.

Отсюда в общем активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении царства бога на земле,  обосновывала идеал  учреждения  в  посюсторонней  жизни царства  самого человека.  Такое обоснование было как индивидуально-этическим,  так и социальным. С течением времени, по мере успехов  производственной  деятельности  и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и  красноречивым  пропагандистом  действенной  науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) и Декарт.

Бэкон считается автором  известного изречения “знание - сила”, смысл которого имеет практическую значимость. Философия Б. преследовала цель помочь человечеству с помощью научных знаний, открытий овладеть силами природы.

 

Спиноза писал, что ничто не может сделать человека бессмертным, и потому бесполезно тратить время на страхи по поводу смерти. Человек свободный ни о чем так мало не думает как о смерти. Спиноза полагал, что если люди будут видеть свои несчастья такими каким они являются в действительности, они поймут, что несчастья  являются таковыми только для них.  Принцип С. способен оказать человеку некую психологическую помощь. 

 

Декарт продолжил ту принципиальную  линию,  которая  выражала едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гуманистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов и их последователей теоретическим стержнем критики иерархизма феодального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-философских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прогресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только господствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо именно с ними он связывал не только прогресс человеческого общества, но и дело совершенствования самой человеческой природы.

Вопрос 9. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

 

Рационализм - направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания.  Исходит из идеи естественного порядка. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Рационализм пытается решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и закономерный характер. Утверждает, что научное знание достижимо по средством разума, который выступает его источником и критерием истинности.  

 

Ренэ Декарт (1596-1650).

Декарт излагает основы своей метафизика как учения о наиболее общих принципа бытия  и знания.

Декарт обосновал метод  “картезианского сомнения”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - “Мыслю, следовательно существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным чем сознание других.

В основе познания лежит  интеллектуальная интуиция, которая  начинается с сомнения. Положение  “Мыслю, следовательно существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все  знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.

Центральное понятие  картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Д. разделял Бог и  сотворенный им мир.. Субстанцией  является только Бог. При этом сотворенный  мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Т.о. Д. допускал три субстанции - Бога, дух и материю.

Духовная субстанция обладает врожденными идеями, присущими  ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного  света разума. К врожденным идеям  прежде всего относится идея Бога как существа всесовершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение.

Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Д. изгоняет понятие цели.

Материальные и духовные начала равны.

Метафизика Д. - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.

Д. был одним из основателей  классической механики. Именно им создано  представление о природе, как  о гигантском механизме, приводимом в движение божественным “первотолчком”. Так метод Д. (универсальная математика) соединялся с его метафизикой (учением о субстанциях).

Д. расщепляет всю действительность на объект и субъект. Субъект - носитель познаватель действия, объект - то, на что направлено действие. Субъектом  является мыслящая субстанция - “Я”.

Рационализм Д. основывается на том, что он попытался применить  ко всем наукам особенности математического  метода познания.

 

Б. Спиноза (1632-1677).

Рационализм С. проявляется  в представленной им трактовке процесса познания. Чувственное представление - низший род знания. Достоверное знание возможно на стадии рассудка или разума - второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями, кот. отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего - математические понятия). На их формирование опыт не оказывает влияния, они априорны. Вершиной достоверного знания является интуиция, которая связана с дедуктивным способом познания. Интуиция - форма целостного знания, постигающего всю мировую связь причин и следствий.

Творческая суть человеческого духа проявляется тогда, когда она действует из собственных глубин. Именно тогда он рождает верховную идею - идею актуальной бесконечности. Эта идея кладет начало всем другим идеям и составляет самый глубокий фундамент достоверного знания.

Эта идея тождественна идее Бога, который есть последняя основа бытия и истинности. С этой точки зрения существование Бога более необходимо, чем существование самого многообразного мира. Все в мире управляется абсолютной необходимостью. человеческая воля неспособна что-либо изменить, т.к. душа - не субстанция, т.е. не самостоятельна.

Создал моническое учение о единой субстанции, которую называл  богом или природой. С. определяет субстанцию как причину самой  себя, самосущетсвующей и самопознающей. Именуя ее богом или природой, подчеркивает, что это иной бог, чем в теологии. Он не есть личность и не творец природы. Это - безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Бог - субстанция мира, первая причина всех вещей и самого себя. Характеристики Бога - единственности, цельность, вневременности т простота. Бог - субстанция порождающая или производящая природу. Но взаимоотношения между этими двумя природами  исключают понятие творения,  а только порождение.

В основе мира - одна субстанция, которая содержит в себе решающие свойства, способные объяснить все многообразие мира и возможности его познания. Для объяснения этих процессов С. использует понятия Атрибуты и Модусы. Атрибуты - определяющие свойства субстанции, их может быть бесконечное количество. С. выделяет два - протяженность (материальность, суть вещи)  и мышление. Модус- единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженность выступают - движение и покой. Мышление: познавательная сторона всех явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей материальных , идеальных, логический и вещественных.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"